Решение по делу № 2-466/2024 (2-4628/2023;) от 19.10.2023

Дело № 2-466/2024

УИД № 44RS0001-01-2023-004932-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 года      г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи                                           Комиссаровой Е.А.,

при секретаре                            Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Р.С.Г. к ООО «УК Костромской дом» об обязании принять меры по устранению препятствий к обеспечению в квартире необходимого уровня естественной освещенности

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ООО УК «Костромской Дом» об обязании принять меры по устранению препятствий к обеспечению в квартире необходимого уровня естественной освещенности, требования обоснованы тем, что прокуратурой г. Костромы по обращению Р.С.Г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что Р.С.Г. проживает по адресу 1, в близи окон ее квартиры произрастают кустарники и деревья, которые препятствуют попаданию света в комнаты ее квартиры. По данному факту Управлением Роспотребнадзора по Костромской области с привлечением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» в рамках рассмотрения обращения Р.С.Г. <дата> проведены измерения уровней естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1, в комнате и кухне квартиры дома по адресу 1. Согласно приведенным измерениям коэффициенты естественной освещенности не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, что подтверждается протоколом измерений физических факторов (естественного освещения) -Ф от <дата>, а именно: фактическое значение естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) составило 0,09 %, в центре спальни - 0,39 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %). В комнате квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) фактическое значение естественного освещения составило 0,03 %, в центре комнаты - 0,09 %, в центре помещения кухни указанной квартиры - 0,11 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %). Согласно п. 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность от 13.08.2006 № 491, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу п. 10 раздела II Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в которых указаны параметры и условия, обеспечивающие безопасность людей и сохранность жилого дома в любом случае, независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ в договор с управляющей организацией. По сведениям информационной системы ГИС ЖКХ управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: адресу 1, является ООО УК «Костромской дом», управляющей организацией смежного многоквартирного дома по адресу: адресу 1, является ООО УК «Юбилейный 2007». Прокуратурой города <дата> с участием Р.С.Г., собственника кв. , представителей управляющих компаний ООО УК «Костромской Дом» и ООО УК «Юбилейный 2007», председателя совета дома по адресу 1 проведен осмотр деревьев, нарушающих уровень естественной освещенности в кв. и многоквартирного дома по адресу 1, по результатам которого установлено, что уровень естественного освещения снижают 10 деревьев высотой 10-12 м., расположенных в два ряда. В ходе обследования придомовой территории <дата> с привлечением к участию специалиста МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» установлено, что 5 деревьев из 10 произрастает на придомовой территории многоквартирного дома по адресу 1, находящегося под управлением ООО «УК «Костромской Дом», 5 - на территории по адресу 2, находящегося в управлении ООО УК «Юбилейный 2007». Также проверка показала, что заявитель Р.С.Г. и собственник кв. дома по адресу 1 неоднократно обращалась в управляющую компанию ООО «УК «Костромской Дом» по вопросу спила деревьев, нарушающих уровень естественного освещения в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, однако мер, направленных на восстановление уровня естественного в кв. и указанного многоквартирного дома управляющей компанией не принято. Системное толкование совокупности вышеприведенных положений законодательства и подзаконных актов свидетельствует о том, что все неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны выполняться управляющей организацией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. В связи с этим, прокуратурой города в адрес руководителя ООО УК «Костромской дом» <дата> внесено представление с требованиями об устранении нарушений в связи с произрастанием на земельном участке многоквартирного дома по адресу: адресу 1, зеленых насаждений, препятствующих попаданию света в комнаты квартир № и данного многоквартирного дома. По результатам рассмотрения представления прокуратуры города руководителя ООО УК «Костромской дом» достаточных мер для устранения выявленных нарушений не принято. Вместе с тем ненадлежащее содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества, ставит под угрозу здоровье граждан - собственников помещений № и многоквартирного дома по адресу 1, нарушает их права на комфортные и благоприятные условия проживания. Р.С.Г. является пенсионером в связи с чем, по состоянию здоровья и в силу возраста, не может сама обратиться в суд за защитой своих прав.

Истец просит обязать ООО УК «Костромской дом» принять меры устранению препятствий к обеспечению в квартире по адресу: 1, уровня естественной освещенности в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО УК «Юбилейный 2007», в качестве третьих лиц У.Т., Р.С., Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы в лице администрации города Костромы.

В ходе рассмотрения дела прокурор иск к ООО УК «Юбилейный 2007» не поддержал, уточнил требования в отношении ответчика ООО УК «Костромской Дом», а именно просил: обязать ООО УК «Костромской Дом» принять меры к устранению препятствий к обеспечению в квартире по адресу 1 уровня естественной освещенности, а именно произвести мероприятия по удалению (спиливанию) отдельных стволов деревьев и обрезке ветвей в ходе редукции неправильно развитой кроны деревьев следующим образом:

в отношении дерева № 1 черемуха - удаления четырех стволов, произрастающих от материнского корня, опиловки разросшихся и сухих ветвей остальных трех стволов, выполнения формирования кроны подрезкой;

В отношении дерева № 2 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей, выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 3 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 4 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой.

В судебном заседании истец помощник прокурора г. Костромы Орлова Л.В. уточненный иск поддержала по основаниям и обстоятельствам, указанным в нем, с учетом заключения судебной экспертизы.

Истец Р.С.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО УК «Костромской дом» иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, заключение экспертизы не оспаривала.

Представитель ООО УК «Юбилейный 2007» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц Управление Роспотребнадзора по Костромской области, Государственная жилищная инспекция, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы в лице администрации города Костромы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Третьи лица У.Т. (председатель совета дома), Р.С. в судебное заседание не явились.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе требовать устранения всякого нарушения его права, хотя и не связанного с лишением владения.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из содержания ст. 36 ЖК РФ следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Подпунктом "ж" п. 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя помимо прочего санитарное содержание. При этом к санитарному содержанию относится, в том числе уход за зелеными насаждениями.

В силу п. 3.8.3 указанных Правил сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по освещенности должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Истец Р.С.Г. проживает в кв. дома по адресу 1 и является собственником данного жилого помещения.

Управление многоквартирным домом по адресу 1 осуществляет ООО УК "Костромской Дом".

Земельный участок по адресу 1 кадастровый площадью ... кв. м принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.

Квартира в указанном доме, принадлежащая Р.С.Г., расположена на первом этаже многоквартирного дома.

<дата> в Управление Роспотребнадзора по Костромской области из Государственной жилищной инспекции Костромской области поступило обращение Р.С.Г. по вопросу затенения деревьями света в квартире.

По данному факту Управлением Роспотребнадзора по Костромской области с привлечением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» в рамках рассмотрения обращения Р.С.Г. <дата> проведены измерения уровней естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1, в комнате и кухне квартиры дома по адресу 1. Согласно приведенным измерениям коэффициенты естественной освещенности не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, что подтверждается протоколом измерений физических факторов (естественного освещения) № 426-Ф от <дата>, а именно: фактическое значение естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) составило 0,09 %, в центре спальни - 0,39 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %). В комнате квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) фактическое значение естественного освещения составило 0,03 %, в центре комнаты - 0,09 %, в центре помещения кухни указанной квартиры - 0,11 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %).

<дата> сотрудниками ООО УК «Костромской Дом» с участием собственника кв. проведено обследование придомовой территории по адресу 1. В ходе обследования комиссия установила, что со стороны фасада дома в районе квартир 30-31 произрастают деревья черемуха 1 шт., рябина 3 шт. Расстояние составляет 5 метров. Деревья находятся с удовлетворительном состоянии. Повреждения стволов, сухих и сломанных ветвей не имеется. Собственникам рекомендовано провести общее собрание дома по вопросу спила (обрезки деревьев и предоставить в УК протокол.

Собственником квартиры Р.С.Г. было инициировано общее собрание собственников помещений по адресу 1. Повестка дня собрания в том числе решение вопроса о санитарной и омолаживающей обрезке и опиловке деревьев на придомовой территории и об источнике финансирования проведения работ по обрезке и опиловке деревьев.

Согласно Протоколу от <дата> общего собрания собственников дома решения по указанным вопросам было не принято.

<дата> ООО УК «Костромской Дом» в ответ на поступивший протокол общего собрания от <дата>, сообщило Р.С.Г. о том, что решение по санитарной обрезке и опиловке деревьев не может быть исполнено, в связи с тем, что собрание не набрало 2/3 необходимых голосов для принятия решения.

Р.С.Г. <дата> обратилась в Прокуратуру г. Костромы с просьбой оказать содействие в устранении нарушения ее прав, восстановления уровня освещенности ее квартиры.

Прокуратурой города <дата> с участием Р.С.Г., собственника кв. , представителей управляющих компаний ООО УК «Костромской Дом» и ООО УК «Юбилейный 2007», председателя совета дома по адресу 2 проведен осмотр деревьев, нарушающих уровень естественной освещенности в кв.кв. и многоквартирного дома по адресу 1, по результатам которого установлено, что уровень естественного освещения снижают 10 деревьев высотой 10-12 м., расположенных в два ряда.

В ходе обследования придомовой территории <дата> с привлечением к участию специалиста МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» установлено, что 5 деревьев из 10 произрастает на придомовой территории многоквартирного дома по адресу 1, находящегося под управлением ООО «УК «Костромской Дом», 5 - на территории д. по адресу 2, находящегося в управлении ООО УК «Юбилейный 2007».

Также проверка показала, что заявитель Р.С.Г. и собственник кв. дома по адресу 1 неоднократно обращалась в управляющую компанию ООО «УК «Костромской Дом» по вопросу спила деревьев, нарушающих уровень естественного освещения в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, однако мер, направленных на восстановление уровня естественного в кв. кв. и указанного многоквартирного дома управляющей компанией не принято.

В связи с этим, прокуратурой города в адрес руководителя ООО УК «Костромской дом» <дата> внесено представление с требованиями об устранении нарушений в связи с произрастанием на земельном участке многоквартирного дома по адресу: адресу 1, зеленых насаждений, препятствующих попаданию света в комнаты квартир № и данного многоквартирного дома. По результатам рассмотрения представления прокуратуры города руководителя ООО УК «Костромской дом» достаточных мер для устранения выявленных нарушений не принято, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО УК «Костромской Дом» указывала на необходимость установления надлежащего способа восстановления уровня естественной освещенности квартиры истца.

С этой целью по ходатайству прокурора судом была назначена судебная экспертиза о причинах затененности квартиры истца и способах ее устранения, проведение которой поручено Союз «Торгово-промышленная палата Костромской области.

Согласно заключению судебной экспертизы от <дата> экспертом сделан вывод о том, что причиной затененности и нарушения уровня естественного освещения в квартире дома по адресу 1 являются четыре дерева первого ряда, которые произрастают на территории многоквартирного дома по адресу 1, находящегося в обслуживании ООО УК «Костромской Дом» и два дерева второго ряда насаждений, которые произрастают на территории многоквартирного дома по адресу 2, находящегося в обслуживании ООО УК «Юбилейный 2007».

Деревья, их количество и порода, которые являются причиной затененности и нарушения уровня естественного освещения в квартире дома по адресу 1:

№ 1 черемуха, дерево из множества стволов диаметром 10-13 см. (многоствольное 7 стволов, общий корень с материнским деревом) с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки;

№ 2 рябина, дерево с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 20 см.;

№ 3 черемуха, дерево с отходящими от ствола под острым углом или растущими вертикально вверх ветвями, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 20 см.;

№ 4 рябина, дерево с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 22 см.;

№ 6 черемуха, дерево с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 22 см., ствол дерева имеет выраженный наклон более 45 градусов, что является показанием к вырубке.

Все указанные деревья имеют неправильно сформированные кроны, которые образованы ввиду отсутствия своевременного и квалифицированного ухода за насаждениями. На отсутствие формовочной, санитарной и омолаживающей подрезки и опиловки деревьев указывают v-образные развилки, сформированные разросшимися побегами, отходящими от ствола под острыми углами или растущими вертикально вверх. Разросшиеся ветви имеют практически одинаковую толщину со стволами дерева, формируют неправильную крону и являются причиной создания недопустимого затенения жилых зон, в том числе затенения помещения квартиры истца, могут привести к обрушению частей деревьев, которые при сильном порыве ветра могут быть оторваны от ствола.

Восстановление уровня естественного освещения в помещениях квартиры дома по адресу 1 возможно добиться путем проведения мероприятий по удалению (спиливанию) отдельных стволов деревьев и обрезке ветвей в ходе редукции неправильно развитой кроны деревьев, а именно

№ 1 черемуха - удаления четырех стволов, произрастающих от материнского корня, опиловки разросшихся и сухих ветвей остальных трех стволов, выполнения формирования кроны подрезкой;

№ 2 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей, выполнение формирование кроны подрезкой;

№ 3 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

№ 4 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой.

№ 5 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

№ 6 черемуха - удалить дерево ввиду выраженного наклона ствола более 45 градусов.

В судебном заседании эксперт Союз Торгово-промышленная палата Костромской области Метельков М.С. заключение поддержал.

Сторонами заключение на оспорено, выводы эксперта не опровергнуты.

На момент рассмотрения дела установлено, что жителями дома по адресу 2 произведен спил двух деревьев, произрастающих на территории их земельного участка: деревья №№ 5 и 6 черемуха (согласно заключения эксперта). В связи с этим прокурор не поддержал требования к ООО УК «Юбилейный 2007».

С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и представленных доказательств суд приходит к выводу, что естественная освещенность жилого помещения квартиры истца не обеспечивается в первую очередь из-за наличия вышеуказанных деревьев, которые содержатся ненадлежащим образом, лишены квалифицированного ухода, что привело к ненормативному затенению жилых помещений квартиры Р.С.Г. При этом выявленные несоответствия уровня естественной освещенности являются устранимыми, поскольку обрезка и опиловка деревьев, о которых идет речь в судебной экспертизе будет являться достаточной в целях устранения выявленных несоответствий. Необходимости в настоящее время вырубки спорных деревьев в целях восстановления уровня освещенности жилых помещений истца в ходе рассмотрения дела не установлено.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: 1, находится в собственности собственников помещений в указанном многоквартирном доме, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии объектов озеленения, находящихся на данном земельном участке, в том числе, лежит на управляющей организации - ООО УК «Костромской Дом», с которой собственниками многоквартирного дома заключен соответствующий договор управления.

Поскольку материалами дела подтверждено нарушение требований освещенности в жилом помещении истца и факт наличия на придомовой территории многоквартирного дома подлежащих обрезке деревьев, затемняющих ее квартиру, суд, приняв во внимание факты обращения Р.С.Г. в 2022-2023 годах к ответчику, наличие Представления прокуратуры г. Костромы, приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ООО УК «Костромской Дом» возложенных на него обязанностей по содержанию зеленых насаждений.

Доводы представителя ответчиков о том, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу 1 не приняли решение об обрезке и рубке деревьев на территории МКД судом не учитываются, при этом суд отмечает, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в которых указаны параметры и условия, обеспечивающие безопасность людей и сохранность жилого дома в любом случае, независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ в договор с управляющей организацией.

Исполняя должным образом свои обязанности, ООО УК «Костромской Дом» не было лишено права и возможности своевременно выявить растущие на придомовой территории деревья, нарушающие санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и принять меры по надлежащему уходу за зелеными насаждениями.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, кассационному суду общей юрисдикции, апелляционному суду общей юрисдикции, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

В случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Суд, а также мировой судья может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов, предусмотренных частью первой данной статьи, или уменьшить их размер. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

В данном случае, исходя из положений ч. 2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета, оплата за проведение судебно-медицинской экспертизы по настоящему гражданскому делу должна быть возложена на Управление Судебного департамента в Костромской области за счет средств федерального бюджета, поскольку экспертиза была назначена по ходатайству прокурора.

В связи с этим за счет средств федерального бюджета через Управление судебного департамента в Костромской области следует возместить Союз Торгово-промышленная палата Костромской области стоимость работ (услуг) по проведению судебной экспертизы в размере 64 000 руб. в соответствии со счетом на оплату № 1032 от 14 июня 2024 года и актом выполненных работ № 991 от 14 июня 2024 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать ООО УК «Костромской Дом» принять меры к устранению препятствий к обеспечению в квартире по адресу 1 уровня естественной освещенности путем проведения мероприятий по удалению (спиливанию) отдельных стволов деревьев и обрезке ветвей в ходе редукции неправильно развитой кроны деревьев согласно схеме расположения зеленых насаждений (приложение экспертного заключения Союз Торгово-промышленная палата Костромской области от <дата>):

в отношении дерева № 1 черемуха - удаления четырех стволов, произрастающих от материнского корня, опиловки разросшихся и сухих ветвей остальных трех стволов, выполнения формирования кроны подрезкой;

В отношении дерева № 2 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей, выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 3 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 4 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой.

Возместить Союз Торгово-промышленная палата Костромской области стоимость работ (услуг) по проведению судебной экспертизы в размере 64 000 руб. в соответствии со счетом на оплату от <дата> и актом выполненных работ от <дата> за счет средств федерального бюджета через Управление судебного департамента в Костромской области.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 августа 2024 года

Дело № 2-466/2024

УИД № 44RS0001-01-2023-004932-73

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 августа 2024 года      г. Кострома

Свердловский районный суд города Костромы в составе:

судьи                                           Комиссаровой Е.А.,

при секретаре                            Приказчиковой Н.А.,

рассмотрев в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Костромы в интересах Р.С.Г. к ООО «УК Костромской дом» об обязании принять меры по устранению препятствий к обеспечению в квартире необходимого уровня естественной освещенности

у с т а н о в и л:

Истец обратился в суд с иском к ООО УК «Костромской Дом» об обязании принять меры по устранению препятствий к обеспечению в квартире необходимого уровня естественной освещенности, требования обоснованы тем, что прокуратурой г. Костромы по обращению Р.С.Г. проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой установлено, что Р.С.Г. проживает по адресу 1, в близи окон ее квартиры произрастают кустарники и деревья, которые препятствуют попаданию света в комнаты ее квартиры. По данному факту Управлением Роспотребнадзора по Костромской области с привлечением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» в рамках рассмотрения обращения Р.С.Г. <дата> проведены измерения уровней естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1, в комнате и кухне квартиры дома по адресу 1. Согласно приведенным измерениям коэффициенты естественной освещенности не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, что подтверждается протоколом измерений физических факторов (естественного освещения) -Ф от <дата>, а именно: фактическое значение естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) составило 0,09 %, в центре спальни - 0,39 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %). В комнате квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) фактическое значение естественного освещения составило 0,03 %, в центре комнаты - 0,09 %, в центре помещения кухни указанной квартиры - 0,11 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %). Согласно п. 2 раздела I Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность от 13.08.2006 № 491, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации (далее - Правила № 491), в состав общего имущества включается, в том числе, земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства. В силу п. 10 раздела II Правил № 491 общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в состоянии, обеспечивающем, в том числе, соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома, безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц. В силу п. 11 Правил № 491 содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя, в том числе, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества. Требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в которых указаны параметры и условия, обеспечивающие безопасность людей и сохранность жилого дома в любом случае, независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ в договор с управляющей организацией. По сведениям информационной системы ГИС ЖКХ управляющей организацией многоквартирного дома по адресу: адресу 1, является ООО УК «Костромской дом», управляющей организацией смежного многоквартирного дома по адресу: адресу 1, является ООО УК «Юбилейный 2007». Прокуратурой города <дата> с участием Р.С.Г., собственника кв. , представителей управляющих компаний ООО УК «Костромской Дом» и ООО УК «Юбилейный 2007», председателя совета дома по адресу 1 проведен осмотр деревьев, нарушающих уровень естественной освещенности в кв. и многоквартирного дома по адресу 1, по результатам которого установлено, что уровень естественного освещения снижают 10 деревьев высотой 10-12 м., расположенных в два ряда. В ходе обследования придомовой территории <дата> с привлечением к участию специалиста МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» установлено, что 5 деревьев из 10 произрастает на придомовой территории многоквартирного дома по адресу 1, находящегося под управлением ООО «УК «Костромской Дом», 5 - на территории по адресу 2, находящегося в управлении ООО УК «Юбилейный 2007». Также проверка показала, что заявитель Р.С.Г. и собственник кв. дома по адресу 1 неоднократно обращалась в управляющую компанию ООО «УК «Костромской Дом» по вопросу спила деревьев, нарушающих уровень естественного освещения в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, однако мер, направленных на восстановление уровня естественного в кв. и указанного многоквартирного дома управляющей компанией не принято. Системное толкование совокупности вышеприведенных положений законодательства и подзаконных актов свидетельствует о том, что все неотложные, обязательные сезонные работы и услуги должны выполняться управляющей организацией независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. В связи с этим, прокуратурой города в адрес руководителя ООО УК «Костромской дом» <дата> внесено представление с требованиями об устранении нарушений в связи с произрастанием на земельном участке многоквартирного дома по адресу: адресу 1, зеленых насаждений, препятствующих попаданию света в комнаты квартир № и данного многоквартирного дома. По результатам рассмотрения представления прокуратуры города руководителя ООО УК «Костромской дом» достаточных мер для устранения выявленных нарушений не принято. Вместе с тем ненадлежащее содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества, ставит под угрозу здоровье граждан - собственников помещений № и многоквартирного дома по адресу 1, нарушает их права на комфортные и благоприятные условия проживания. Р.С.Г. является пенсионером в связи с чем, по состоянию здоровья и в силу возраста, не может сама обратиться в суд за защитой своих прав.

Истец просит обязать ООО УК «Костромской дом» принять меры устранению препятствий к обеспечению в квартире по адресу: 1, уровня естественной освещенности в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.

К участию в деле в качестве соответчика привлечено ООО УК «Юбилейный 2007», в качестве третьих лиц У.Т., Р.С., Управление архитектуры и градостроительства администрации города Костромы в лице администрации города Костромы.

В ходе рассмотрения дела прокурор иск к ООО УК «Юбилейный 2007» не поддержал, уточнил требования в отношении ответчика ООО УК «Костромской Дом», а именно просил: обязать ООО УК «Костромской Дом» принять меры к устранению препятствий к обеспечению в квартире по адресу 1 уровня естественной освещенности, а именно произвести мероприятия по удалению (спиливанию) отдельных стволов деревьев и обрезке ветвей в ходе редукции неправильно развитой кроны деревьев следующим образом:

в отношении дерева № 1 черемуха - удаления четырех стволов, произрастающих от материнского корня, опиловки разросшихся и сухих ветвей остальных трех стволов, выполнения формирования кроны подрезкой;

В отношении дерева № 2 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей, выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 3 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 4 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой.

В судебном заседании истец помощник прокурора г. Костромы Орлова Л.В. уточненный иск поддержала по основаниям и обстоятельствам, указанным в нем, с учетом заключения судебной экспертизы.

Истец Р.С.Г. в судебном заседании уточненные исковые требования поддержала.

Представитель ответчика ООО УК «Костромской дом» иск не признала, поддержала доводы письменных возражений, заключение экспертизы не оспаривала.

Представитель ООО УК «Юбилейный 2007» в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом.

Представители третьих лиц Управление Роспотребнадзора по Костромской области, Государственная жилищная инспекция, Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы в лице администрации города Костромы в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.

Третьи лица У.Т. (председатель совета дома), Р.С. в судебное заседание не явились.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений ст. 304 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) собственник вправе требовать устранения всякого нарушения его права, хотя и не связанного с лишением владения.

В соответствии с ч. 1 ст. 209 ГК РФ владение, пользование и распоряжение землей осуществляются их собственником свободно, если это не нарушает прав и законных интересов других лиц.

В соответствии с частью 1.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации надлежащее содержание общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме должно осуществляться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о техническом регулировании, пожарной безопасности, защите прав потребителей, и должно обеспечивать соблюдение требований к надежности и безопасности многоквартирного дома; безопасность жизни и здоровья граждан, имущества физических лиц, имущества юридических лиц, государственного и муниципального имущества; доступность пользования помещениями и иным имуществом, входящим в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме; соблюдение прав и законных интересов собственников помещений в многоквартирном доме, а также иных лиц; постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к осуществлению поставок ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, установленными Правительством Российской Федерации.

Согласно части 2.3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации при управлении многоквартирным домом управляющей организацией она несет ответственность перед собственниками помещений в многоквартирном доме за оказание всех услуг и (или) выполнение работ, которые обеспечивают надлежащее содержание общего имущества в данном доме и качество которых должно соответствовать требованиям технических регламентов и установленных Правительством Российской Федерации правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, за предоставление коммунальных услуг в зависимости от уровня благоустройства данного дома, качество которых должно соответствовать требованиям установленных Правительством Российской Федерации правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.

Из содержания ст. 36 ЖК РФ следует, что земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, с элементами озеленения и благоустройства, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с п. 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 N 491, общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем, в том числе безопасность для жизни и здоровья граждан, соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц.

Подпунктом "ж" п. 11 указанных Правил предусмотрено, что содержание общего имущества включает в себя, в частности, содержание и уход за элементами озеленения и благоустройства, а также иными предназначенными для обслуживания, эксплуатации и благоустройства этого многоквартирного дома объектами, расположенными на земельном участке, входящем в состав общего имущества.

В соответствии с п. 1.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя Российской Федерации от 27.09.2003 N 170, техническая эксплуатация жилищного фонда включает в себя помимо прочего санитарное содержание. При этом к санитарному содержанию относится, в том числе уход за зелеными насаждениями.

В силу п. 3.8.3 указанных Правил сохранность зеленых насаждений на территории домовладений и надлежащий уход за ними обеспечивается организацией по обслуживанию жилищного фонда.

Согласно ч. 1 ст. 23 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" жилые помещения по освещенности должны соответствовать санитарно-эпидемиологическим требованиям в целях обеспечения безопасных и безвредных условий проживания независимо от его срока.

Судом установлены следующие фактические обстоятельства.

Истец Р.С.Г. проживает в кв. дома по адресу 1 и является собственником данного жилого помещения.

Управление многоквартирным домом по адресу 1 осуществляет ООО УК "Костромской Дом".

Земельный участок по адресу 1 кадастровый площадью ... кв. м принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома на праве общей долевой собственности.

Квартира в указанном доме, принадлежащая Р.С.Г., расположена на первом этаже многоквартирного дома.

<дата> в Управление Роспотребнадзора по Костромской области из Государственной жилищной инспекции Костромской области поступило обращение Р.С.Г. по вопросу затенения деревьями света в квартире.

По данному факту Управлением Роспотребнадзора по Костромской области с привлечением ФГБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Костромской области» в рамках рассмотрения обращения Р.С.Г. <дата> проведены измерения уровней естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1, в комнате и кухне квартиры дома по адресу 1. Согласно приведенным измерениям коэффициенты естественной освещенности не соответствуют требованиям санитарных норм и правил, что подтверждается протоколом измерений физических факторов (естественного освещения) № 426-Ф от <дата>, а именно: фактическое значение естественного освещения в спальне квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) составило 0,09 %, в центре спальни - 0,39 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %). В комнате квартиры дома по адресу 1 (в 1 м от стены) фактическое значение естественного освещения составило 0,03 %, в центре комнаты - 0,09 %, в центре помещения кухни указанной квартиры - 0,11 % (при нормируемом значении - не менее 0,5 %).

<дата> сотрудниками ООО УК «Костромской Дом» с участием собственника кв. проведено обследование придомовой территории по адресу 1. В ходе обследования комиссия установила, что со стороны фасада дома в районе квартир 30-31 произрастают деревья черемуха 1 шт., рябина 3 шт. Расстояние составляет 5 метров. Деревья находятся с удовлетворительном состоянии. Повреждения стволов, сухих и сломанных ветвей не имеется. Собственникам рекомендовано провести общее собрание дома по вопросу спила (обрезки деревьев и предоставить в УК протокол.

Собственником квартиры Р.С.Г. было инициировано общее собрание собственников помещений по адресу 1. Повестка дня собрания в том числе решение вопроса о санитарной и омолаживающей обрезке и опиловке деревьев на придомовой территории и об источнике финансирования проведения работ по обрезке и опиловке деревьев.

Согласно Протоколу от <дата> общего собрания собственников дома решения по указанным вопросам было не принято.

<дата> ООО УК «Костромской Дом» в ответ на поступивший протокол общего собрания от <дата>, сообщило Р.С.Г. о том, что решение по санитарной обрезке и опиловке деревьев не может быть исполнено, в связи с тем, что собрание не набрало 2/3 необходимых голосов для принятия решения.

Р.С.Г. <дата> обратилась в Прокуратуру г. Костромы с просьбой оказать содействие в устранении нарушения ее прав, восстановления уровня освещенности ее квартиры.

Прокуратурой города <дата> с участием Р.С.Г., собственника кв. , представителей управляющих компаний ООО УК «Костромской Дом» и ООО УК «Юбилейный 2007», председателя совета дома по адресу 2 проведен осмотр деревьев, нарушающих уровень естественной освещенности в кв.кв. и многоквартирного дома по адресу 1, по результатам которого установлено, что уровень естественного освещения снижают 10 деревьев высотой 10-12 м., расположенных в два ряда.

В ходе обследования придомовой территории <дата> с привлечением к участию специалиста МКУ г. Костромы «Центр градостроительства» установлено, что 5 деревьев из 10 произрастает на придомовой территории многоквартирного дома по адресу 1, находящегося под управлением ООО «УК «Костромской Дом», 5 - на территории д. по адресу 2, находящегося в управлении ООО УК «Юбилейный 2007».

Также проверка показала, что заявитель Р.С.Г. и собственник кв. дома по адресу 1 неоднократно обращалась в управляющую компанию ООО «УК «Костромской Дом» по вопросу спила деревьев, нарушающих уровень естественного освещения в жилых помещениях, принадлежащих им на праве собственности, однако мер, направленных на восстановление уровня естественного в кв. кв. и указанного многоквартирного дома управляющей компанией не принято.

В связи с этим, прокуратурой города в адрес руководителя ООО УК «Костромской дом» <дата> внесено представление с требованиями об устранении нарушений в связи с произрастанием на земельном участке многоквартирного дома по адресу: адресу 1, зеленых насаждений, препятствующих попаданию света в комнаты квартир № и данного многоквартирного дома. По результатам рассмотрения представления прокуратуры города руководителя ООО УК «Костромской дом» достаточных мер для устранения выявленных нарушений не принято, что явилось основанием для обращения в суд с настоящим иском.

В ходе рассмотрения дела представитель ООО УК «Костромской Дом» указывала на необходимость установления надлежащего способа восстановления уровня естественной освещенности квартиры истца.

С этой целью по ходатайству прокурора судом была назначена судебная экспертиза о причинах затененности квартиры истца и способах ее устранения, проведение которой поручено Союз «Торгово-промышленная палата Костромской области.

Согласно заключению судебной экспертизы от <дата> экспертом сделан вывод о том, что причиной затененности и нарушения уровня естественного освещения в квартире дома по адресу 1 являются четыре дерева первого ряда, которые произрастают на территории многоквартирного дома по адресу 1, находящегося в обслуживании ООО УК «Костромской Дом» и два дерева второго ряда насаждений, которые произрастают на территории многоквартирного дома по адресу 2, находящегося в обслуживании ООО УК «Юбилейный 2007».

Деревья, их количество и порода, которые являются причиной затененности и нарушения уровня естественного освещения в квартире дома по адресу 1:

№ 1 черемуха, дерево из множества стволов диаметром 10-13 см. (многоствольное 7 стволов, общий корень с материнским деревом) с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки;

№ 2 рябина, дерево с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 20 см.;

№ 3 черемуха, дерево с отходящими от ствола под острым углом или растущими вертикально вверх ветвями, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 20 см.;

№ 4 рябина, дерево с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 22 см.;

№ 6 черемуха, дерево с отходящими от ствола под острым углом разросшимися ветвями, почти одинаковой толщины со стволом дерева, сформированы v-образные развилки. Диаметр основного ствола 22 см., ствол дерева имеет выраженный наклон более 45 градусов, что является показанием к вырубке.

Все указанные деревья имеют неправильно сформированные кроны, которые образованы ввиду отсутствия своевременного и квалифицированного ухода за насаждениями. На отсутствие формовочной, санитарной и омолаживающей подрезки и опиловки деревьев указывают v-образные развилки, сформированные разросшимися побегами, отходящими от ствола под острыми углами или растущими вертикально вверх. Разросшиеся ветви имеют практически одинаковую толщину со стволами дерева, формируют неправильную крону и являются причиной создания недопустимого затенения жилых зон, в том числе затенения помещения квартиры истца, могут привести к обрушению частей деревьев, которые при сильном порыве ветра могут быть оторваны от ствола.

Восстановление уровня естественного освещения в помещениях квартиры дома по адресу 1 возможно добиться путем проведения мероприятий по удалению (спиливанию) отдельных стволов деревьев и обрезке ветвей в ходе редукции неправильно развитой кроны деревьев, а именно

№ 1 черемуха - удаления четырех стволов, произрастающих от материнского корня, опиловки разросшихся и сухих ветвей остальных трех стволов, выполнения формирования кроны подрезкой;

№ 2 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей, выполнение формирование кроны подрезкой;

№ 3 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

№ 4 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой.

№ 5 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

№ 6 черемуха - удалить дерево ввиду выраженного наклона ствола более 45 градусов.

В судебном заседании эксперт Союз Торгово-промышленная палата Костромской области Метельков М.С. заключение поддержал.

Сторонами заключение на оспорено, выводы эксперта не опровергнуты.

На момент рассмотрения дела установлено, что жителями дома по адресу 2 произведен спил двух деревьев, произрастающих на территории их земельного участка: деревья №№ 5 и 6 черемуха (согласно заключения эксперта). В связи с этим прокурор не поддержал требования к ООО УК «Юбилейный 2007».

С учетом установленных в ходе рассмотрения дела обстоятельств и представленных доказательств суд приходит к выводу, что естественная освещенность жилого помещения квартиры истца не обеспечивается в первую очередь из-за наличия вышеуказанных деревьев, которые содержатся ненадлежащим образом, лишены квалифицированного ухода, что привело к ненормативному затенению жилых помещений квартиры Р.С.Г. При этом выявленные несоответствия уровня естественной освещенности являются устранимыми, поскольку обрезка и опиловка деревьев, о которых идет речь в судебной экспертизе будет являться достаточной в целях устранения выявленных несоответствий. Необходимости в настоящее время вырубки спорных деревьев в целях восстановления уровня освещенности жилых помещений истца в ходе рассмотрения дела не установлено.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что земельный участок, занимаемый многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: 1, находится в собственности собственников помещений в указанном многоквартирном доме, обязанность по содержанию в надлежащем состоянии объектов озеленения, находящихся на данном земельном участке, в том числе, лежит на управляющей организации - ООО УК «Костромской Дом», с которой собственниками многоквартирного дома заключен соответствующий договор управления.

Поскольку материалами дела подтверждено нарушение требований освещенности в жилом помещении истца и факт наличия на придомовой территории многоквартирного дома подлежащих обрезке деревьев, затемняющих ее квартиру, суд, приняв во внимание факты обращения Р.С.Г. в 2022-2023 годах к ответчику, наличие Представления прокуратуры г. Костромы, приходит к выводу о ненадлежащем исполнении ООО УК «Костромской Дом» возложенных на него обязанностей по содержанию зеленых насаждений.

Доводы представителя ответчиков о том, что собственники помещений многоквартирного дома по адресу 1 не приняли решение об обрезке и рубке деревьев на территории МКД судом не учитываются, при этом суд отмечает, что требования и нормативы по содержанию и обслуживанию жилого фонда определены Правилами и нормами технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденными Постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27.09.2003 № 170, в которых указаны параметры и условия, обеспечивающие безопасность людей и сохранность жилого дома в любом случае, независимо от желания собственников отдельных его помещений и включения ими соответствующих работ в договор с управляющей организацией.

Исполняя должным образом свои обязанности, ООО УК «Костромской Дом» не было лишено права и возможности своевременно выявить растущие на придомовой территории деревья, нарушающие санитарно-эпидемиологическое благополучие граждан и принять меры по надлежащему уходу за зелеными насаждениями.

При таких обстоятельствах, суд полагает, что исковые требования подлежат удовлетворению в полном объеме.

В соответствии со ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, денежные суммы, подлежащие выплате свидетелям, экспертам и специалистам, или другие связанные с рассмотрением дела расходы, признанные судом необходимыми, предварительно вносятся на счет, открытый в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации, соответственно Верховному Суду Российской Федерации, кассационному суду общей юрисдикции, апелляционному суду общей юрисдикции, верховному суду республики, краевому, областному суду, суду города федерального значения, суду автономной области, суду автономного округа, окружному (флотскому) военному суду, управлению Судебного департамента в субъекте Российской Федерации, а также органу, осуществляющему организационное обеспечение деятельности мировых судей, стороной, заявившей соответствующую просьбу. В случае, если указанная просьба заявлена обеими сторонами, требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях.

В случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета.

Суд, а также мировой судья может освободить гражданина с учетом его имущественного положения от уплаты расходов, предусмотренных частью первой данной статьи, или уменьшить их размер. В этом случае расходы возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.

В данном случае, исходя из положений ч. 2 ст. 96 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которой, в случае, если вызов свидетелей, назначение экспертов, привлечение специалистов и другие действия, подлежащие оплате, осуществляются по инициативе суда, соответствующие расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета, оплата за проведение судебно-медицинской экспертизы по настоящему гражданскому делу должна быть возложена на Управление Судебного департамента в Костромской области за счет средств федерального бюджета, поскольку экспертиза была назначена по ходатайству прокурора.

В связи с этим за счет средств федерального бюджета через Управление судебного департамента в Костромской области следует возместить Союз Торгово-промышленная палата Костромской области стоимость работ (услуг) по проведению судебной экспертизы в размере 64 000 руб. в соответствии со счетом на оплату № 1032 от 14 июня 2024 года и актом выполненных работ № 991 от 14 июня 2024 года.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р е ш и л :

Обязать ООО УК «Костромской Дом» принять меры к устранению препятствий к обеспечению в квартире по адресу 1 уровня естественной освещенности путем проведения мероприятий по удалению (спиливанию) отдельных стволов деревьев и обрезке ветвей в ходе редукции неправильно развитой кроны деревьев согласно схеме расположения зеленых насаждений (приложение экспертного заключения Союз Торгово-промышленная палата Костромской области от <дата>):

в отношении дерева № 1 черемуха - удаления четырех стволов, произрастающих от материнского корня, опиловки разросшихся и сухих ветвей остальных трех стволов, выполнения формирования кроны подрезкой;

В отношении дерева № 2 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей, выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 3 черемуха - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой;

В отношении дерева № 4 рябина - опиловка разросшихся и сухих ветвей и выполнение формирование кроны подрезкой.

Возместить Союз Торгово-промышленная палата Костромской области стоимость работ (услуг) по проведению судебной экспертизы в размере 64 000 руб. в соответствии со счетом на оплату от <дата> и актом выполненных работ от <дата> за счет средств федерального бюджета через Управление судебного департамента в Костромской области.

Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд в течение месяца через Свердловский районный суд г. Костромы.

Судья

Решение суда в окончательной форме изготовлено 21 августа 2024 года

2-466/2024 (2-4628/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Редькина Софья Гавриловна
Прокурор г.Костромы
Ответчики
ООО УК Костромской дом
Другие
Государственная жилищная инспекция
Управление Роспотребнадзора по Костромской области
Управление архитектуры и градостроительства администрации г. Костромы
Ухличева Татьяна Борисовна (председатель совета дома)
Редькин С.П.
Суд
Свердловский районный суд г. Кострома
Судья
Комиссарова Елена Александровна
Дело на сайте суда
sverdlovsky.kst.sudrf.ru
19.10.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.10.2023Передача материалов судье
20.10.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.10.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.10.2023Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
14.11.2023Предварительное судебное заседание
14.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
30.11.2023Предварительное судебное заседание
30.11.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.12.2023Предварительное судебное заседание
21.12.2023Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
18.01.2024Предварительное судебное заседание
18.01.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.02.2024Предварительное судебное заседание
26.02.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
11.03.2024Предварительное судебное заседание
22.07.2024Производство по делу возобновлено
22.07.2024Предварительное судебное заседание
22.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
26.07.2024Предварительное судебное заседание
26.07.2024Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
14.08.2024Предварительное судебное заседание
14.08.2024Судебное заседание
21.08.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее