Решение по делу № 2-497/2015 от 25.11.2015

Дело № 2-497/2015 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 декабря 2015 года

с. Лопатино

Лопатинский районный суд Пензенской области в составе:

председательствующего судьи Абрамова А.М.,

с участием помощника прокурора Лопатинского района Пензенской области Алдонина К.Ю.,

при секретаре Давыдовой Э.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Лопатинского районного суда Пензенской области гражданское дело по иску прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту интересов неопределенного круга лиц, несовершеннолетних, инвалидов к администрации Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области о возложении обязанности привести официальный сайт школы в соответствие с действующим законодательством,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Лопатинского района Пензенской области обратился в суд с вышеназванным иском, указав, что прокуратурой Лопатинского района была проведена проверка исполнения законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области, в ходе которой выявлены нарушения действующего федерального законодательства: на момент проверки 23.11.2015 г. путем мониторинга информации, размещенной на официальном интернет-сайте администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (http://lopatino.rlopatin.pnzreg.ru), сайт не доступен для инвалидов по зрению.

В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа официальный сайт администрации не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта администрации (версия для слабовидящих).

В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение требований закона администрацией сельсовета не обеспечен беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта администрации в соответствии с Национальным стандартом Российской Федерации «Интернет – ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 № 1789-ст, который выражается в оснащенности Интернет – ресурса, в том числе, «версией для слабовидящих».

Таким образом, право инвалидов по зрению участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества, путем получения информации на официальном сайте администрации сельсовета, нарушено. Между тем, на сайте размещены различные документы, сведения о планируемых и проведенных мероприятиях.

Прокурор просил обязать администрацию Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путем привидения официального интернет-сайта (http://lopatino.rlopatin.pnzreg.ru) в соответствие с Национальным стандартом Российской Федерации «Интернет – ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012».

В судебном заседании представитель истца помощник прокурора Лопатинского района Пензенской области Алдонин К.Ю., действующий на основании доверенности, исковые требования прокурора поддержал, дал объяснения, аналогичные содержанию искового заявления.

Представитель ответчика администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района в судебное заседание не явился, о времени и месте его проведения извещен надлежащим образом, в заявлении глава администрации просил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика, с исковыми требованиями прокурора согласен.

Выслушав пояснения помощника прокурора Алдонина К.Ю., исследовав матери­алы дела, суд пришел к выводу о соответствии заявленных требований закону по следующим основаниям.

Согласно ч.1 ст.9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006, ратифицированной Российской Федерацией (Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов») и вступившей в силу для России 25.10.2012 г. (далее – Конвенция), предусмотрено, что для наделения инвалидов возможностью вести независимый образ жизни и всесторонне участвовать во всех аспектах жизни государства – участники принимают надлежащие меры для обеспечения инвалидам доступа наравне с другими к физическому окружению, к транспорту, к информации и связи, включая информационно – коммуникационные технологии и системы, а также к другим объектам и услугам, открытым или предоставляемым для населения, как в городских, так и сельских районах. Эти меры, которые включают выявление и устранение препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться, в частности, на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места; на информационные, коммуникационные и другие службы, включая электронные службы и экстренные службы.

В п.п. 7,8 ч.2 ст.9 Конвенции установлено, что государства – участники принимают также надлежащие меры к тому, чтобы развивать другие надлежащие формы оказания инвалидам помощи и поддержкой, обеспечивающие им доступ к информации; поощрять доступ инвалидов к новым информационно – коммуникационным технологиям и системам, включая Интернет.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.

Согласно ч.1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, междугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта, средствами связи и информации.

Пунктом 3.1.1. ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению», утвержденном Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 29.11.2012 №1789-ст «Об утверждении национального стандарта» (далее по тексту - ГОСТ Р 52872-2012) дается определение доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению -это возможность полноценного доступа инвалидов по зрению ко всем компонентам электронных ресурсов сети Интернет.

Части 4 и 5 ГОСТ Р 52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» содержат требования к компонентам Интернет-ресурсов, в частности, в соответствии с п.4.2, ГОСТ Р 52872-2012 при разработке Интернет-ресурсов, доступных для инвалидов по зрению, необходимо придерживаться следующих основных принципов:

- воспринимаемость: информация и компоненты пользовательского интерфейса должны быть представлены в виде, в котором пользователи с нарушением зрения могут их воспринимать (п. 4.2.1);

- управляемость: компоненты пользовательского интерфейса и навигации должны быть управляемыми, в том числе - пользователями с нарушением зрения (п.4.2.2);

- понятность: информация и операции пользовательского интерфейса - должны быть понятными пользователям с нарушением зрения (п. 4.2.3);

- надёжность: контент должен быть надёжным в той степени, которая нужна для его соответствующей интеграции широким кругом различных пользовательских прикладных программ, включая специальные технологии экранного доступа для пользователей с нарушением зрения (п.4.2.4).

Пунктом 4.3 ГОСТ Р 52872-2012 установлено, что для обеспечения доступности интернет-ресурсов для инвалидов по зрению применяют оборудование и программные средства, входящие в состав типового компьютерного рабочего места по ГОСТ Р 51645. Основными средствами доступа к информации являются аудиодисплей (программа экранного доступа в сочетании с синтезатором речи), тактильный дисплей и программа экранного увеличения.

Положениями ст.2 Федерального закона от 27.12.2002 № 187-ФЗ «О техническом регулировании» определено, что национальный стандарт - стандарт, утвержденный национальным органом Российской Федерации по стандартизации; стандарт - документ, в котором в целях добровольного многократного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг. Стандарт также может содержать правила и методы исследований (испытаний) и измерений, правила отбора образцов, требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и правилам их нанесения.

Вместе с тем, требования закона о необходимости обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к информации являются императивными, подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации и не связаны с фактическим использованием в тот или иной момент конкретного сайта обозначенной категорией лиц.

В судебном заседании установлено, что прокуратурой района проведена проверка путем мониторинга информации, размещенной на официальном сайте администрации Лопатинского сельсовета Лопатинского района Пензенской области (http://lopatino.rlopatin.pnzreg.ru).

В ходе изучения электронных страниц данного сайта установлено, что в нарушение вышеуказанных требований закона и ГОСТа официальный сайт не обеспечивает беспрепятственный доступ инвалидов к информации учреждения, не предоставлена возможность масштабирования (увеличения и уменьшения) шрифта и элементов интерфейса официального сайта администрации (версия для слабовидящих).

Таким образом, официальный интернет – сайт администрации Лопатинского сельсовета не соответствует требованиям ГОСТ Р52872-2012 «Требования доступности для инвалидов по зрению» и, следовательно, нарушает права лиц, ограниченных по зрению, на свободный доступ к информации, участвовать наравне с другими гражданами в жизни общества, путем получения информации на официальном сайте администрации сельсовета. Между тем, на сайте размещены различные документы, сведения о планируемых и проведенных мероприятиях и др.

Отсутствие доступа инвалидов по зрению к официальному интернет-сайту администрации сельсовета является нарушением прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, поэтому обращение прокурора Лопатинского района в защиту прав, свобод и интересов граждан, неопределенного круга лиц, в силу ст.45 ГПК РФ является обоснованным, и его требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Лопатинского района Пензенской области в защиту интересов неопределённого круга лиц удовлетворить.

Обязать администрацию Лопатинского сельского совета Лопатинского района Пензенской области обеспечить доступ инвалидов по зрению к информации, размещенной на официальном сайте в сети Интернет, путем привидения официального интернет-сайта (http://lopatino.rlopatin.pnzreg.ru) в соответствие с Национальным стандартом Российской Федерации «Интернет – ресурсы. Требования доступности инвалидов по зрению. ГОСТ Р 52872-2012».

Решение может быть обжаловано в Пензенский областной суд через Лопатинский районный суд в течение месяца со дня принятия.

Председательствующий: А.М. Абрамов

2-497/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор
Ответчики
администрация Лопатинского сельского совета
Суд
Лопатинский районный суд Пензенской области
Дело на сайте суда
lopatinsky.pnz.sudrf.ru
25.11.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.11.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.11.2015Передача материалов судье
25.11.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.11.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.12.2015Судебное заседание
15.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее