Судья Девятко Н.В. Дело № 33-9927/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2017 года г. Барнаул
Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:
председательствующего Кузнецовой С.В.
судей Дмитриевой О.С., Костогладовой О.Г.
при секретаре Горской О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика ФКУ Военный комиссариат Алтайского края на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 28 июня 2017 года по делу по иску Барсукова Дмитрия Михайловича к Министерству обороны Российской Федерации, Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, ФКУ Военный комиссариат Алтайского края в лице Военного комиссариата Локтевского района, о взыскании убытков,
Заслушав доклад судьи Кузнецовой С.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
ДД.ММ.ГГ Барсуков Д.М. обратился в отдел военного комиссариата Алтайского края по Локтевскому району с заявлением о выдаче удостоверения ветерана боевых действий.
ДД.ММ.ГГ истцу были возвращены документы в связи с тем, что в них отсутствует подтверждение непосредственного участия в военных действиях.
Будучи не согласным с данным отказом, Барсуков Д.М. обратился в суд. Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 23 мая 2016 года установлен факт участия истца в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта на территории <адрес>, признано право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
На Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий возложена обязанность выдать на имя Барсукова Д.М. удостоверение ветерана боевых действий установленного образца.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в военный комиссариат Алтайского края с заявлением о выдаче удостоверения, которое ему было выдано только ДД.ММ.ГГ.
В этот же день истец обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края, где с указанной даты ему назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Поскольку отказ в выдаче удостоверения ветерана боевых действий и несвоевременная (не в течение месяца) выдача удостоверения были обусловлены неправомерными действиями государственного органа в выдаче такого удостоверения, постольку истец обратился в суд с требованиями о взыскании убытков в виде неполученного по вине ответчиков ежемесячного пособия за период с ДД.ММ.ГГ до ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>. и за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ в размере <данные изъяты>.
В судебном заседании истец Барсуков Д.М. и его представитель поддержали доводы иска по основаниям, изложенным в письменных пояснениях, приобщенных в дело.
Представитель ответчика – Военного комиссариата Алтайского края в судебном заседании поддержала доводы письменного отзыва на иск, возражала относительно удовлетворения исковых требований, полагала, что Военный комиссариат является ненадлежащим ответчиком по делу.
Представитель Минобороны Российской Федерации представил письменный отзыв на иск, в котором просил в удовлетворении заявленных требований Барсукова Д.М. отказать в полном объеме. Указал, что на основании п.32 Положения о военных комиссариатах, утв.Указом Президента РФ от 07.12.2012 №1609, в непосредственные обязанности должностных лиц военных комиссариатов входит осуществление учета граждан, пребывающих в запасе, являющихся ветеранами боевых действий, принимавших участие в ликвидации последствий аварий, катастроф природного и техногенного характера и других чрезвычайных ситуаций. Законодательство Российской Федерации не накладывает на должностных лиц военных комиссариатов обязанность по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий и соответственно выдачи указанных удостоверений.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 11.08.2012 №2288 в Центральном военном округе создана комиссия по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. Это единственный правомочный орган, который наделен полномочиями по рассмотрению обращений граждан для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий.
В соответствии со ст.10 ФЗ «О Ветеранах» меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной выплаты являются расходными обязательствами Российской Федерации и выплачиваются Пенсионным фондом Российской Федерации в виде соответствующей надбавки. Указанная ежемесячная денежная выплата в виде надбавки носит заявительный характер и не может быть назначена ранее даты, когда территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации получено соответствующее заявление о назначении ежемесячной денежной выплаты и все необходимые документы. Возможность получения ЕДВ за период, предшествующий дате обращения с заявлением о назначении указанной выплаты в уполномоченный орган, не предусмотрена.
Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования, - ПФР РФ – ГУ УПФР в Змеиногорском районе (межрайонное) в отзыве просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от 28 июня 2017 года исковые требования удовлетворены частично.
Взысканы с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Барсукова Дмитрия Михайловича убытки в сумме <данные изъяты>.
В остальной части исковые требования Барсукова Дмитрия Михайловича оставлены без удовлетворения.
С решением суда не согласился ответчик ФКУ Военный комиссариат Алтайского края.
В апелляционной жалобе просит решение суда в части удовлетворения иска отменить, отказать в иске в полном объеме.
В обоснование жалобы указано, что истцу удостоверение ветерана боевых действий выдано только на основании решения суда. До принятия судом решения у истца отсутствовало право на получение указанного удостоверения, а у ответчиков – обязанность по выдаче удостоверения, так как у истца отсутствовали документы, подтверждающие факт непосредственного его участия в боевых действиях.
Согласно утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации приказу от 11 августа 2012 года № 2288 к ветеранам боевых действий могут быть отнесены только лица, которые представляют документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях.
Поскольку истец такие документы ответчикам не представлял, отказ в выдаче удостоверения не мог быть оценен как незаконный.
В возражениях на жалобу истец просит решение суда оставить без изменения.
В суде апелляционной инстанции представитель Военного комиссариата Алтайского края на доводах жалобы настаивал.
В соответствии со ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие остальных неявившихся лиц.
Проверив законность принятого решения в обжалуемой части, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с неправильным применением норм материального права.
Как установлено судом первой инстанции, ДД.ММ.ГГ Барсуков Д.М. обратился в Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий. В перечне документов, подтверждающих участие в боевых действиях и представленных в Комиссию, указаны: копия военного билета ***, копия справки ЦА МО РФ; копия анкеты-запроса *** от ДД.ММ.ГГ; копия справки в/ч *** от ДД.ММ.ГГ.
ДД.ММ.ГГ Комиссия приняла решение об отказе в выдаче Барсукову Д.М. удостоверения. Причиной отказа послужило отсутствие документального подтверждения факта непосредственного участия в боевых действиях.
Вступившим в законную силу решением Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ заявленные исковые требования Барсукова Д.М. удовлетворены. Установлен факт участия Барсукова Д.М. в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта на территории <адрес>, признано за ним право на получение удостоверения ветерана боевых действий. Комиссия Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий обязана выдать на имя Барсукова Дмитрия Михайловича удостоверение ветерана боевых действий установленного образца.
ДД.ММ.ГГ истец обратился в военный комиссариат Алтайского края с заявлением о выдаче удостоверения, которое ему было выдано только ДД.ММ.ГГ.
В этот же день истец обратился в Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Змеиногорском районе Алтайского края, где с указанной даты ему назначена ежемесячная денежная выплата как ветерану боевых действий.
Суд первой инстанции, установив указанные обстоятельства, руководствуясь подлежащим применению законом, пришел к выводу о наличии оснований для взыскания с Министерства обороны Российской Федерации убытков в виде неполученной по вине ответчиков за период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ ежемесячной денежной компенсации в размере <данные изъяты>.
При этом суд установил, что имеется вина Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий в незаконном отказе в выдаче удостоверения, так как отказ основан на тех же документах, которые положены судом в удовлетворение иска.
Судебная коллегия не может согласиться с указанным выводом суда первой инстанции, так как он основан на неверно установленных обстоятельствах и неправильном применении норм материального права.
Федеральным законом от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" (далее - Федеральный закон "О ветеранах") установлены правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации, в том числе ветеранов боевых действий, и определен круг лиц, относящихся к данной категории.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 3 названного федерального закона к ветеранам боевых действий относятся военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации.
Перечень государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации приведен в приложении к Федеральному закону "О ветеранах".
Согласно разделу III этого перечня (в редакции Федерального закона от 2 октября 2008 г. N 166-ФЗ) к числу государств и периодов ведения боевых действий отнесено, в том числе выполнение задач по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <адрес>: ДД.ММ.ГГ; с ДД.ММ.ГГ.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2003 г. N 763 "Об удостоверении ветерана боевых действий" утверждена Инструкция о порядке заполнения, выдачи и учета удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно пункту 2 названной Инструкции выдача удостоверений производится в порядке, установленном в соответствующих федеральных органах исполнительной власти и органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, по заявлениям, подаваемым ветеранами в эти органы.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 11 августа 2012 г. N 2288 утвержден Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Порядок выдачи удостоверений ветерана боевых действий в Вооруженных Силах Российской Федерации, Порядок).
В соответствии с пунктом 7 данного Порядка выдача удостоверений ветерана боевых действий осуществляется лицам, указанным в подпунктах 1 - 6 пункта 1 статьи 3 Федерального закона "О ветеранах" (за исключением гражданских лиц, участвовавших в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств с 10 мая 1945 г. по 31 декабря 1951 г.), направлявшимся (привлекавшимся) для выполнения задач в районах боевых действий, вооруженных конфликтов и контртеррористических операций и выполнения правительственных боевых заданий Министерством обороны Российской Федерации (Министерством обороны СССР) либо упраздненным государственным органом, функции которого в установленной сфере деятельности государственных органов в настоящее время осуществляет Министерство обороны Российской Федерации.
К обращению о выдаче удостоверения ветерана боевых действий согласно пункту 9 названного Порядка прикладываются документы, подтверждающие непосредственное участие в боевых действиях (выполнении задач) при исполнении служебных обязанностей, в частности для лиц, выполнявших задачи по охране конституционных прав граждан, восстановлению мира, поддержанию правопорядка, обороне таджикско-афганской границы, стабилизации обстановки, охране и обороне важных государственных объектов в условиях чрезвычайного положения и при вооруженном конфликте на территории <адрес>, - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие участие указанных лиц в выполнении задач <*>, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, либо реализованный наградной материал, архивные справки, содержащие сведения, указанные в настоящем абзаце, для военнослужащих, проходивших военную службу по призыву (при отсутствии документов, указанных в настоящем абзаце), - копии военных билетов, содержащие записи соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп о выполнении задач.
Из содержания приведенных нормативных положений следует, что периоды непосредственного участия военнослужащих и иных категорий лиц, названных в статье 3 Федерального закона "О ветеранах", в боевых действиях устанавливаются на основании документов, выданных органами военного управления.
Как усматривается из дела, ДД.ММ.ГГ Комиссия приняла решение об отказе в выдаче удостоверения в связи с тем, что отсутствуют документы, подтверждающие факт непосредственного участия в боевых действиях.
Решением Локтевского районного суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ был установлен факт участия истца в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта на территории <адрес>, признано право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
На Комиссию Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий возложена обязанность выдать на имя Барсукова Д.М. удостоверение ветерана боевых действий установленного образца.
В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из разъяснений, содержащихся в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 г. N 25 "О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", следует, что для наступления ответственности за причинение вреда необходимо установление противоправности поведения причинителя вреда, факта наступления вреда, причинной связи между противоправным поведением и наступившим вредом, вины причинителя вреда.
На лице, заявляющем требование о возмещении внедоговорного вреда, лежит обязанность доказать наличие вреда и его размер, противоправность поведения лица, причинившего вред, причинную связь между наступившими убытками и действиями (бездействием) причинителя вреда, а также его вину, за исключением случаев, когда ответственность наступает без вины.
Исходя из изложенного, истец по настоящему иску о взыскании убытков, причиненных виновными действиями Комиссии Центрального военного округа по рассмотрению обращений для оформления и выдачи удостоверений ветерана боевых действий, должен представить доказательства виновности ответчика в невыдаче удостоверения при обращении истца в 2012 году.
По мнению судебной коллегии, вопреки выводам суда первой инстанции, истцом такие доказательства суду не были представлены.
Судебный акт, на который ссылается истец и суд первой инстанции, не устанавливают обстоятельства виновных действий ответчика. Указанным судебным актом устанавливался факт участия истца в боевых действиях, поэтому отсутствуют основания полагать, что до вступления судебного решения в силу за истцом признано право на получение удостоверения ветерана боевых действий.
Согласно абзацу седьмому п. 9 Порядка (в редакции от 11августа 2012 года) для лиц, принимавших участие в боевых действиях в <адрес> к заявлению о выдаче удостоверения прикладывались - выписки из приказов соответствующих командиров (начальников) воинских частей, штабов, оперативных и иных групп, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо документы, подтверждающие полученные в связи с этим ранения, контузии или увечья, другие документы, подтверждающие непосредственное участие указанных лиц в боевых действиях, либо реализованный наградной материал.
Выводы Комиссии Министерства обороны Российской Федерации о том, что истцом в ДД.ММ.ГГ в Комиссию не были представлены документы, подтверждающие непосредственное участие истца в боевых действиях, судебным решением от 23 мая 2016 года не опровергнуты.
Таким образом, право истца на получение удостоверения ветерана боевых действий признано только решением суда от 23 мая 2016 года на основании установленного судом факта участия Барсукова Д.М. в боевых действиях в зоне вооруженного конфликта на территории Республики Таджикистан.
Поскольку истцом не представлены доказательства причинения ему вреда в неполучении ежемесячной денежной выплаты за период с апреля 2014 года до ноября 2016 года в результате незаконного отказа Комиссии Министерства обороны Российской Федерации в выдаче удостоверения, постольку у суда первой инстанции отсутствовали основания для возложения на Министерство обороны ответственности по возмещению убытков за указанный период времени по приведенным истцом основаниям.
При изложенных обстоятельствах, решение суда в обжалуемой части не может быть признано законным и обоснвоанным.
Руководствуясь ст.328, 329, 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Апелляционную жалобу ответчика ФКУ Военный комиссариат Алтайского края на решение Локтевского районного суда Алтайского края от 28 июня 2017 года удовлетворить.
Решение Локтевского районного суда Алтайского края от 28 июня 2017 года в части удовлетворения исковых требований Барсукова Дмитрия Михайловича о взыскании с Министерства обороны Российской Федерации за счет казны Российской Федерации убытков в сумму <данные изъяты>. отменить и принять в указанной части новое решение об отказе в иске.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи: