дело № 1-687/2018
ПРИГОВОР
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербург 28 сентября 2018 года
Невский районный суд города Санкт-Петербурга
в составе: председательствующего - судьи Баширова Г.Н.,
с участием государственного обвинителя Малыгиной И.В.,
потерпевшей Бютнер Е.А.,
обвиняемого Смирнова Д.С.,
защитника – адвоката Корнаковой Е.В.,
при секретаре судебного заседания Рысюк В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда уголовное дело в отношении
Смирнова Д. С., <данные изъяты>
обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ,
установил:
Смирнов Д.С. совершил умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, при следующих обстоятельствах.
ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 12:15 до 17:58 Смирнов Д.С., находясь в состоянии алкогольного опьянения по адресу: <адрес> на почве внезапно возникших личных неприязненных отношений к Бютнеру А. Е., 1976 года рождения, с целью причинения последнему тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни, умышленно нанес Бютнеру А.Е. не менее 10 ударов в область расположения жизненно-важных органов потерпевшего, а именно: не менее 2 ударов обутой ногой по животу, не менее 5 ударов кулаками в голову, не менее 3 ударов обутой ногой в область шеи, в результате чего причинил Бютнеру А.Е.: тупую травму живота – разрыв брыжейки кишечника с полным разделением сосудов брыжейки, кровоизлияния в мягких тканях боковых поверхностей живота, оценивающуюся, как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни; тупую травму шеи – переломы верхних рогов щитовидного хряща, две трещины и надлом дуги перстневидного хряща, очаговые кровоизлияния в мягких тканях гортани, кровоизлияние в мягкие ткани передней и боковых поверхностей шеи, оценивающуюся, как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни; тупую травму головы, включающую в себя повреждения лица – ушибленную рану правого надбровья, ушибленную рану нижней губы, кровоизлияния на верхней и нижней губах, кровоизлияния в мягкие ткани и множественные кровоподтеки лица (лобная, височные, левая скуловая области, область носа, подбородка, веки глаз), оценивающуюся, как причинение легкого вреда здоровью.
В результате умышленных преступных действий Смирнова Д.С. смерть Бютнера А.Е. наступила на месте происшествия от острой кровопотери. Между наступлением смерти Бютнера А.Е. от острой кровопотери и тупой травмой живота имеется прямая причинная связь.
Смирнов Д.С. свою вину в содеянном признал полностью, об обстоятельствах совершённого преступления дал показания, соответствующие изложенному выше и пояснил, что он, находясь в состоянии алкогольного опьянения по месту жительства Бютнера А.Е., избил последнего из-за возникшего между ними конфликта, в ходе которого Бютнер А.Е., взяв в руки нож, высказал в его адрес угрозу убийством. После применения насилия он оказывал помощь потерпевшему, вызвал скорую медицинскую помощь.
Кроме признания вины в совершенном деянии, виновность подсудимого Смирнова Д.С. в содеянном подтверждается следующими исследованными в суде доказательствами.
Рапортом об обнаружении признаков состава преступления от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ от оперативного дежурного 23 отдела полиции УМВД России по Невскому району Санкт-Петербурга поступила информация об обнаружении трупа Бютнера А.Е. с телесными повреждениями по адресу: Санкт-Петербург, <адрес> (т. 1 л.д. 15).
Согласно талону к сопроводительному листу станции (отделения) скорой медицинской помощи № от ДД.ММ.ГГГГ, в 17:58 указанного дня по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, была вызвана бригада скорой медицинской помощи, которая констатировала смерь Бютнера А.Е. до её прибытия (т. 1 л.д. 44).
Из протокола осмотра места происшествия от ДД.ММ.ГГГГ следует, что с участием понятых была осмотрена квартира по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>, в которой был обнаружен труп Бютнера А.Е. с кровоподтеками на лице шеи и грудной поверхности тела, и со следами бурового цвета на лице и затылочной области головы (т. 1 л.д. 16-43).
Потерпевшая Потерпевший №1, дочь погибшего, показала в судебном заседании, что Бютнер А.Е., проживал по адресу: Санкт-Петербург, <адрес>. Она (Потерпевший №1) проживала отдельно от отца, который сожительствовал с Журавлевой А.С. В летний период времени Бютнер А.Е. и Потерпевший №1 проживали вместе за городом. Пьяным отца она никогда не видела, общались не реже двух раз в месяц, созванивались еще чаще, при встречах, как и при разговорах по телефону, отец всегда был трезв, Охарактеризовала его добрым, работящим, жизнерадостным. ДД.ММ.ГГГГ ей позвонила мама и сказала, что папе плохо, а потом, что он умер.
Согласно оглашенным показаниям потерпевшей Бютнер А.Е., её отец раз в год уходил в запой примерно на две недели. Примерно ДД.ММ.ГГГГ отец ушел в такой запой, но пьяным она его не видела, знает об этом со слов Журавлевой А.С., которая в этот момент проживала отдельно от Бютнера А.Е. (т. 1 л.д.73-75).
Свидетель Журавлева А.С. показал в суде, что она проживала с Бютнером А.Е., но когда он уходил в запой, жили в разных квартирах. В такие моменты она просила Смирнова Д.С. приглядывать за Бютнером А.Е. Попросила Смирнова Д.С. присматривать за Бютнером А.Е. и в этот раз, то есть в начале ноября 2017 года. ДД.ММ.ГГГГ Смирнов Д.С. позвонил ей и сказал, что Бютнеру А.Е. плохо. Она (Журавлева А.С.) попросила Смирнова Д.С. вызвать скорую помощь, на что Смирнов Д.С. ответил, что он избил Бютнера А.Е., скорая помощь уже приехала и сказала, что он (Бютнер) «не жилец». Журавлева А.Е. охарактеризовала и Бютнера А.Е., и Смирнова Д.С. положительно.
Положительно охарактеризовала Смирнова Д.С. и его мать - Журавлева З.А.
Свидетель Свидетель №1, очевидец преступления, показал в суде, что в ходе распития спиртных напитков в квартире потерпевшего по адресу: <адрес> Бютнер А.Е. и Смирнов Д.С. поругались. Конфликт начал Бютнер А.Е., который был сильно пьян, просил налить ему водки, стал высказываться в адрес Смирнова Д.С. грубой нецензурной бранью и требовал выключить или переключить играющую в квартире музыку, а также угрожал взять нож и убить кого-нибудь. Смирнов Д.С. встал и нанес рукой удар в голову Бютнера А.Е., отчего последний упал спиной на пол. После этого он (Свидетель №1) вышел из комнаты на кухню, и дальнейшего не видел, а вернувшись в комнату через несколько минут, увидел Бютнера А.Е., который лежал на полу, на том же месте и издавал звуки, похожие на хрипы и мычание, у него шла кровь, то ли из носа, то ли изо рта. Смирнов Д.С. в это время пытался оказать ему помощь, бил руками по щекам потерпевшего и вызвал скорую помощь, которая приехала быстро, но констатировала смерть потерпевшего.
Согласно оглашенным показаниям свидетеля Свидетель №1, Смирнов Д.С. нанес Бютнеру А.Е., лежащему на полу не менее 5 ударов обутой ногой по животу, и несколько ударов по голове и шее потерпевшего (т. 1 л.д. 98-101).
Смирнов Д.С. в суде сообщил, что избил потерпевшего из-за возникшего между ними конфликта, в ходе которого Бютнер А.Е., взяв в руки нож, высказал в его адрес угрозу убийством. При этом, до конфликта с ним (Смирновым Д.С.) Бютнер А.Е. подрался с Шумилиным Александром, и часть повреждений, обнаруженных на теле потерпевшего, могла образоваться от действий Шумилина А.
Согласно оглашенным показаниям Смирнова Д.С., данным им на предварительном следствии в качестве подозреваемого и обвиняемого, подсудимый сообщил о том, что конфликт был в период распития алкогольных напитков из-за агрессивного поведения Бютнера А.Е., который говорил, что выйдет на улицу, и кого-нибудь убьет. Он (Смирнов Д.С.) ударил Бютнера А.Е. 1 раз рукой в голову, отчего последний упал, после чего стал бить Бютнера А.Е. ногами по туловищу и голове, пока у потерпевшего не пошла кровь. После этого он вызвал скорую помощь, которая не смогла спасти Бютнера А.Е. (т. 1 л.д. 116-119, 123-125, 126-130).
Из протокола проверки показаний на месте следует, что Смирнов Д.С. в ходе конфликта с Бютнером А.Е., по месту жительства потерпевшего нанес ему один удар, от которого последний упал, а после этого нанес несколько ударов по туловищу и голове Бютнера А.Е., отчего у него пошла кровь (т. 1 л.д. 131-135).
Согласно заключению эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ Бюнеру А.Е. были причинены: 1. тупая травма живота – разрыв брыжейки кишечника с полным разделением сосудов брыжейки, кровоизлияния в мягких тканях боковых поверхностей живота, оценивающаяся, как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни; 2. тупая травма шеи – переломы верхних рогов щитовидного хряща, две трещины и надлом дуги перстневидного хряща, очаговые кровоизлияния в мягких тканях гортани, кровоизлияние в мягкие ткани передней и боковых поверхностей шеи, оценивающаяся, как причинение тяжкого вреда здоровью по признаку опасности для жизни; 3. тупая травма головы, включающая в себя повреждения лица – ушибленную рану правого надбровья, ушибленную рану нижней губы, кровоизлияния в верхней и нижней губах, кровоизлияния в мягкие ткани и множественные кровоподтеки лица (лобная, височные, левую скуловую области, область носа, подбородка, веки глаз), кровоизлияние в мягких тканях затылочной области, оценивающаяся, как причинение легкого вреда здоровью.
Повреждения на шее и животе образовались в результате множественных воздействий тупым предметом (предметами, не исключая руки, обутые ноги, палки, бутылки) по механизму ударов. Поврежденияв области шеи могли образоваться как при ударах в эту область ногой, так и в результате давления на шею с небольшой силой. Точки приложения силы на поверхностях живота с 2-х сторон, на лице с 2-х сторон (лобные области, окружности глаз), в области носа (переносье и спинка носа), подбородок, и передняя поверхность шеи.
Кровоизлияние в мягкие ткани затылочной области образовались в результате воздействия тупого предмета по механизму удара о предмет, которое могло образоваться в результате падения на плоскость с высоты собственного роста.
Все установленные повреждения прижизненные, получены незадолго до наступления смерти. Принимая во внимание количество точек приложения силы, в область живота нанесено не мене 2-х ударов, в область головы не менее 5-ти ударов, в область шеи не менее 3-х ударов, в затылочную область 1 удар. Давность повреждений в области головы, шеи и живота исчисляются немногими (первыми) десятниками минут, что подтверждается результатами судебно-гистологического исследования, при котором в мягких тканях установлены кровоизлияния с признаками отека без клеточной реакции.
Смерть Бютнера А.Е. наступила от острой кровопотери, вследствие тупой травмы живота с разрывом брыжейки кишечника, которая образовалась в течения нескольких десятков минут до смерти (т. 2 л.д. 11-26).
Согласно протоколам выемок и заключениям экспертов по изъятым вещественным доказательствам, кровь на куртках, изъятых в ходе осмотра места происшествия и кровь на джинсах, в которых находился Смирнов Д.С. во время конфликта с Бютнером А.Е., изъятых у подсудимого, могла произойти от Бютнера А.Е. (т. 2 л.д. 40-44).
Данные экспертизы проведены без нарушений требований УПК РФ, компетенция экспертов у суда сомнений не вызывает, потому суд не находит оснований для исключения из числа доказательств заключение эксперта № от ДД.ММ.ГГГГ.
Вместе с тем, учитывая выводы судебно-медицинской эксперты трупа, а также показания свидетеля – очевидца Свидетель №1, и подсудимого в об обстоятельствах совершённого им преступления, оглашенными показаниями свидетелей, которые согласуются друг с другом и иными приведёнными выше доказательствами, суд считает установленным факт того, что Смирнов Д.С. умышленно нанёс Бютнеру А.Е. не менее 10 ударов в область расположения жизненно-важных органов потерпевшего, а именно: не менее 2 ударов обутой ногой по животу, не менее 5 ударов кулаками в голову, не менее 3 ударов обутой ногой в область шеи потерпевшего, в результате чего, причинил ему указанные выше телесные повреждения, повлекшие тяжкий вред здоровью, и по неосторожности – смерть потерпевшего.
При этом суд исключает из обвинения Смирнова Д.С., как излишне вмененное - причинение повреждения в виде кровоизлияния в мягких тканях затылочной области, поскольку, согласно заключению эксперта, данное повреждение могло образоваться от падения потерпевшего с высоты собственного тела, и об этом падении задней поверхностью тела на пол после удара Смирнова Д.С. в голову Бютнера А.Е., сообщил как сам подсудимый, так и свидетель Свидетель №1. Иное является неустранимым сомнением и трактуется в пользу подсудимого.
Отвергает суд показания Смирнова Д.С. и свидетеля Свидетель №1 о том, что Бютнер А.Е. угрожал подсудимому ножом, поскольку согласно их же первоначальным показаниям, данным на следующий день после совершения Смирновым Д.С. преступления, никто из них не сообщал о том, что Бютнер А.Е. угрожал ножом. Не был нож обнаружен и в ходе осмотра места происшествия. При этом Свидетель №1 ДД.ММ.ГГГГ, тогда, когда события он помнил лучше, сообщал о том, что конфликт между Смирновым Д.С. и Бютнером А.Е. был из-за их музыкальных предпочтений. По этим же основаниям суд не признает поведение Бютнера А.Е. противоправным либо аморальным, которое могло стать поводом для совершения преступления.
Согласно заключению комплексной психолого-психиатрической экспертизы Смирнов Д.С. хроническим, временным психическим расстройством, слабоумием, иным болезненным состоянием в период совершения вменённых ему деяний не страдал и не страдает ими в настоящее время, в период инкриминируемого ему деяния находился в состоянии простого алкогольного опьянения, мог в полной мере осознавать фактических характер и общественную опасность своих действий и руководить ими. При этом у него обнаружены признаки органического расстройства личности, которые не лишали его способности осознавать фактических характер и общественную опасность своих действий и руководить ими, индивидуально-психологические особенности не оказали существенного влияния на саморугуляцию и критико-прогностические способности подсудимого. (т. 2 л.д. 157-162 -123).
Данные выводы в судебном заседании подтвердила эксперт Гурина А.В., пояснив, что тяжесть и характер органического расстройства личности не предопределяет экспертные суждения, Смирнов Д.С. в применении принудительных мер медицинского характера не нуждается.
В заключении экспертов подробно изложены использованные методики, результаты клинического обследования Смирнова Д.С., имеются ссылки на материалы дела и медицинские документы. Заключение экспертов является мотивированным, соответствует материалам дела, оснований сомневаться в компетентности экспертов не имеется, поэтому суд признаёт Смирнова Д.С. вменяемым.
Оценив приведённые выше доказательства, положенные в основу приговора, суд признаёт их относимыми, допустимыми и достоверными, а вины подсудимого Смирнова Д.С. в содеянном доказанной.
Действия Смирнова Д.С., выразившиеся в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, суд квалифицирует по ч.4 ст.111 УК РФ.
При назначении наказания суд учитывает характер и степень общественной опасности содеянного, обстоятельства, влияющие на наказание, личность подсудимого, а также влияние назначенного наказания на его исправление.
Суд принимает во внимание, что Смирнов совершил особо тяжкое преступление против жизни и здоровья, и приходит к выводу, что подсудимому должно быть назначено наказание в виде реального лишения свободы.
Исходя из показаний свидетелей и подсудимого, сообщивших, что Смирнов Д.С. ДД.ММ.ГГГГ употреблял алкогольные напитки и находился в состоянии опьянения, в которое ввел себя сам, и именно это опьянение повлияло на его поведение, учитывая заключение комплексной психолого-психиатрической экспертизы, сведения о способе, мотивах и целях совершённого преступления, форме вины подсудимого и его личности, имеются достаточные основания для признания состояния алкогольного опьянения, в котором находился Смирнов Д.С., обстоятельством отягчающим наказание.
Вместе с тем суд принимает во внимание, что подсудимый Смирнов Д.С. не имеет судимости, положительно характеризуется, признал вину, активно способствовал раскрытию и расследованию преступления, после совершенного деяния оказал потерпевшему помощь, вызвал скорую медицинскую помощь, возместил потерпевшей моральный вред, занимался трудовой деятельностью, <данные изъяты>. Кроме того, суд учитывает <данные изъяты> и мнение потерпевшей, не настаивающей на строгом наказании.
Указанные обстоятельства суд, в соответствии со ст. 61 УК РФ, признаёт смягчающими наказание, и полагает допустимым назначить Смирнову Д.С. наказание, предусмотренное санкцией ч. 4 ст. 111 УК РФ, без ограничения свободы.
С учётом фактических обстоятельств преступления и степени его общественной опасности оснований для применения в отношении Смирнова Д.С. положений ч. 6 ст. 15, ст. 64 и ст. 73 УК РФ суд не усматривает.
Определяя вид исправительного учреждения, суд руководствуется требованиями п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ и назначает подсудимому отбывание лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Согласно исследованным материалам уголовного дела, показаниям Смирнова Д.С., Журавлевой А.С. и Свидетель №1 подсудимый Смирнов Д.С. ДД.ММ.ГГГГ, после совершения преступления, был доставлен в отдел полиции, потому суд считает, что именно с этой даты он был лишен возможности самостоятельно передвигаться, то есть был фактически задержан, а потому зачитывает в срок наказания указанный день задержания.
Вещественные доказательства, как не представляющие материальной ценности и не востребованные собственниками, подлежат уничтожению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 302-304, 307-309 УПК РФ, суд
приговорил:
Смирнова Д. С. признать виновным в совершении преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 111 УК РФ за которое назначить ему наказание в виде лишения свободы сроком на шесть лет с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Меру пресечения Смирнову Д.С. в виде заключения под стражу не изменять.
Срок отбытия наказания исчислять со дня постановления приговора – с 28 сентября 2018 года.
Зачесть в срок отбытия наказания время содержания Смирнова Д.С. под стражей с ДД.ММ.ГГГГ по день вступления приговора в законную силу, из расчета один день содержания под стражей за один день отбывания наказания в исправительной колонии строгого режима.
Вещественные доказательства: брюки серого цвета, брюки темно-серого цвета, куртку черную, курку синюю, окурки сигарет, вырезы наволочек, смывы с рук и срезы ногтевых пластин по вступлении приговора в законную силу - уничтожить.
Приговор может быть обжалован в Судебную коллегию по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда через Невский районный суд города Санкт-Петербурга в течение десяти суток со дня его постановления, а осужденным, содержащимся под стражей, в тот же срок со дня вручения ему копии приговора.
В случае подачи апелляционной жалобы осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в рассмотрении уголовного дела судом апелляционной инстанции, указав об этом в жалобе, а в случае подачи апелляционного представления или апелляционной жалобы другим участником процесса - в отдельном ходатайстве или возражениях на жалобу либо представление в течение десяти суток со дня вручения копии жалобы или представления, а также поручать осуществление своей защиты избранному им защитнику либо ходатайствовать перед судом о назначении защитника.
Председательствующий