РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 августа 2021 года г. Алексин Тульской области
Алексинский городской суд Тульской области в составе:
председательствующего Пестрецова Н.А.,
при секретаре Исмаиловой М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Алексинского городского суда Тульской области административное дело №2а-720/2021 по административному иску Управления Федеральной налоговой службы по Тульской области к Бусыгину Александру Васильевичу о взыскании недоимки по налогу, пени,
установил:
Управление ФНС по Тульской области обратилась в Алексинский городской суд Тульской области с административным иском к Бусыгину А.В. о взыскании недоимки по налогу, пени.
В обоснование исковых требований указано, что Бусыгин А.В. является плательщиком транспортного налога на основании сведений, предоставляемых государственными органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств в налоговые органы, в соответствии с п.4 ст. 85, 362 НК РФ. Согласно сданными Управления ГИБДД по <адрес> за налогоплательщиком зарегистрированы транспортные средства, перечень которых указа в уведомлении об уплате налога. Бусыгину А.В. начислен транспортный налог и отправлено налоговое уведомление № от 12.09.2016 по месту его регистрации, которое в установленный срок не исполнено.
Административный ответчик начисленные налоги не оплатил в связи с чем, налогоплательщику направлено требование по месту регистрации № по состоянию на 13.12.2017 со сроком уплаты до 30.01.2018 в сумме: пени 1242,71 руб., налог 1070,03 руб. Налогоплательщиком частично погашена задолженность по требованию, общая сумма задолженности составила 2312,74. В установленный срок требование не исполнено. Расчет суммы задолженности по транспортному налогу: транспортное средство – BMW рег. номер М423XВ71-53235 руб. за период владения 2015 год; транспортное средство Шевроле Нива рег.номер А518РХ-796 руб. за период владения 2015 год. Общая сумма составляет 2312, 74 руб.
Мировым судьей <адрес> вынесен судебный приказ № от 04.12.2017 в пользу МИФНС России № по <адрес>.
Судебный приказ о взыскании с Бусыгина А.В. недоимки по транспортному налогу отменен определением судьи 29.01.2020 в связи с поступившими от должника возражениями.
С учетом изложенного административный истец просил взыскать с Бусыгина А.В. транспортный налог на сумму: пени- 1243,71 руб., налог-1070,03 руб., на общую сумму 2312, 74 руб.
В судебное заседание представитель административного истца Управления ФНС по Тульской области не явился, представитель Воронина С.В. просила дело рассмотреть без участия представителя Управления.
Административный ответчик Бусыгин А.В. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В адресованном суду заявлении просил рассмотрение дела провести в его отсутствие.
В соответствии с положениями ч.2 ст. 289 Кодекса административного производства РФ, суд находит возможным, рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Исследовав имеющиеся по делу письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ налогоплательщики самостоятельно обязаны уплачивать законно установленные налоги.
Согласно пункту 2 статьи 57 Налогового кодекса РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик (плательщик сбора) уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Кодексом.
В силу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 45 Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Кодекса.
По смыслу положений ст.75 Налогового кодекса РФ пени неразрывно следуют за неуплаченной суммой налога, обязанность по уплате пени производна от основного налогового обязательства и является несамостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, следовательно, дополнительное обязательство в виде пени не может существовать отдельно от главного.
В соответствии со ст. 286 Кодекса административного производства РФ (ч. 1) органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций (ч. 2). Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций либо отмены судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Статья 289 Кодекса административного производства РФ устанавливает, что при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы (часть 6).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Межрайонной ИФНС России № по <адрес> Бусыгину А.В. направлено налоговые уведомление № от 12.09.2016 со сроком уплаты начисленных налогов до 01.12.2016.
Судом установлено, что в связи с неисполнением налогоплательщиком возложенных на него законом обязанностей по уплате налогов, налоговым органом в адрес Бусыгина А.В. было направлено требование об уплате налога, сбора, пени, штрафа, процентов № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на сумму транспортного налога 1242,71 руб. и 1070, 03 руб., срок уплаты до 29.03.2017.
04.12.2017 вынесен судебный приказ о взыскании с Бусыгина А.В. в пользу Межрайонной ИФНС России № по <адрес> недоимки по транспортному налогу в сумме 54031 руб., пени в размере 1242,71 на общую сумму 55273,71 руб. за 2015 год.
В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Таким образом, начало течения срока предъявления налоговым органом требований о взыскании обязательных платежей и санкций в порядке искового производства определено законодателем именно днем вынесения определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Определением мирового судьи <адрес> от 29.01.2020 судебный приказ № от 04.12.2017 отменен, в связи с поступившими возражениями ответчика. Межрайонной ИФНС России № по <адрес> разъяснено право обращения с требованием о взыскании недоимки по налогам и пени в порядке искового производства.
Определение об отмене судебного приказа поступило в адрес административного истца 12.02.2020, что подтверждается информацией, поступившей от мирового судьи Вуктыльского судебного участка Республики Коми (ШПИ 16957042481131).
Срок для обращения в суд, предусмотренный ст. 48 Налогового кодекса РФ истек 29.07.2020.
Настоящее административное исковое заявление сдано в отделение почтовой связи 15.06.2021 и поступило в Алексинский городской суд 22.06.2021, т.е. за пределами установленного законом шестимесячного срока, следовательно, право Управления ФНС по Тульской области на взыскание с административного ответчика Бусыгина А.В. задолженности по налогам и пени утрачено.
Суд приходит к выводу об отсутствии уважительных причин, позволяющих восстановить срок подачи административного искового заявления в суд.
У налогового органа не имелось объективных препятствий для своевременного обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании недоимки.
Налоговая инспекция является профессиональным участником налоговых правоотношений, в связи с чем, ей должны быть известны правила обращения в суд с административным исковым заявлением о взыскании обязательных платежей и санкций. Инспекцией не приведено сведений о наличии объективных препятствий для своевременного обращения в суд.
В соответствии с ч. 8 ст. 219 Кодекса административного производства РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является безусловным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22.03.2012 №479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Несоблюдение налоговой инспекцией срока подачи административного искового заявления, предусмотренного ч. 1 ст. 286 Кодекса административного производства РФ является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
На основании ч. 5 ст. 180 Кодекса административного производства РФ в случае отказа в удовлетворении административного иска в связи с пропуском срока обращения в суд без уважительной причины и невозможностью восстановить пропущенный срок в предусмотренных настоящим Кодексом случаях в мотивировочной части решения суда может быть указано только на установление судом данных обстоятельств.
Поскольку срок обращения в суд с административным иском о взыскании задолженности по налогу пропущен, наличие уважительных причин его пропуска налоговым органом не указано, суд отказывает в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 293 Кодекса административного производства РФ, суд
решил:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░, ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░