Решение по делу № 33-643/2019 от 12.02.2019

Судья: Ларикова С.В. Дело № 33-643-2019 г.

КУРСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Курск 28 февраля 2019 года

Судебная коллегия по гражданским делам Курского областного суда в составе:

председательствующего Апалькова А.М.,

судей Брынцевой Н.В.и Букреевой Е.В.,

при секретаре Ежицкой О.К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по иску и.о. прокурора Медвенского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Медвенского района Курской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, проведении рекультивации земельного участка в соответствии с разработанным проектом, поступившее с апелляционной жалобой Главы Медвенского района Курской области Катунина В.В. на решение Медвенского районного суда Курской области от 14 декабря 2018 года, которым постановлено:

«Иск и.о.прокурора Медвенского района Курской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Медвенского района Курской области о возложении обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, проведении рекультивации земельного участка в соответствие с разработанным проектом - удовлетворить.

Обязать администрацию Медвенского района Курской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора, твердых коммунальных отходов на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес>».

Обязать администрацию Медвенского района Курской области в течение 6 месяцев со дня ликвидации несанкционированной свалки разработать проект рекультивации земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м. и произвести рекультивацию данного земельного участка в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.».

Заслушав доклад судьи Брынцевой Н.В., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

И.о. прокурора Медвенского района Курской области обратилась в суд с указанным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц (с учетом уточнений) к Администрации Медвенского района Курской области. Заявленные требования мотивированы тем, что проведенной прокуратурой Медвенского района Курской области проверкой установлено, что на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес> имеется несанкционированная свалка бытового мусора, твердых коммунальных отходов на открытом грунте, что не соответствует Федеральному закону от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которому запрещается сброс отходов производства и потребления на почву, что приводит к негативному воздействию на окружающую среду.

Просил обязать администрацию Медвенского района Курской области в течение 12 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу ликвидировать несанкционированную свалку бытового мусора и твердых коммунальных отходов на указанном земельном участке, а также в течение 6 месяцев со дня ликвидации несанкционированной свалки разработать проект рекультивации названного земельного участка с кадастровым номером и произвести рекультивацию данного земельного участка в соответствии с разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Администрации Медвенского района Курской области – Глава Медвенского района Курской области Катунин В.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное, принять новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований в полном объеме.

В возражениях на апелляционную жалобу прокурор Медвенского района Курской области Языков А.А. просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

В суд апелляционной инстанции не явились представитель ответчика Администрации Медвенского района Курской области, представители третьих лиц - Департамента экологической безопасности и природопользования Курской области, ООО «Экопол», представившие ходатайства о рассмотрении дела в их отсутствие, представитель третьего лица Комитета ЖКХ и ТЭК Курской области, о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии с положениями ч. 3 ст. 167, ч. 1 ст. 327 ГПК РФ находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения представителя истца заместителя начальника отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Курской области Михайловой Е.В., возражавшей против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения суда исходя из доводов апелляционной жалобы, возражений на нее, оценив имеющиеся в деле доказательства, считает решение подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения по следующим основаниям.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст. 42 Конституции Российской Федерации, в ст. 11 Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в абз. 2 ст. 8 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

На основании абзацев 2, 7, 8 ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

В силу ст. 51 Федерального закона «Об охране окружающей среды», с учетом положений ч. 1 ст. 22 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 2 ст. 21 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Положениями ч. 2 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлено, что к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих районов. Органы местного самоуправления муниципального района осуществляют полномочия в области обращения с отходами, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, на территориях сельских поселений, если иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, а также на межселенной территории.

Частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» закреплено, что отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», части 1 статьи 7 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», пункта 14 части 1 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обращения с отходами относится участие в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территориях соответствующих муниципальных районов.

В силу ст. 24.6 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются региональным оператором в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с п.18 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить договор на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов с региональным оператором.

В соответствии со ст. 7 Устава муниципального района «Медвенский район» Курской области администрация района осуществляет деятельность по решению вопросов местного значения, в том числе участвует в организации мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды, участвует в организации деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории Медвенского района.

Согласно ст. 32 Устава, администрация Медвенского района является органом местного самоуправления, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции. Администрация Медвенского района Курской области обеспечивает исполнительно-распорядительные функции по решению вопросов местного значения Медвенского района в соответствии со ст. 7 настоящего Устава в интересах населения Медвенского района.

В соответствии со статьей 1082 ГК РФ удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).

Порядок компенсации вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, установлен в ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2002 года, в соответствии с пунктом 1 которой такая компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

Частью 2 ст. 78 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 года установлена возможность возмещения вреда окружающей среде посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. По смыслу данной нормы принятие такого решения возможно только при наличии проекта восстановительных работ, разработанного и утвержденного в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Как следует из материалов дела и установлено судом на основании письменных объяснениями заместителя главы Медвенского района, актов проверки ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, расположенном по адресу: <адрес> расположена несанкционированная свалка.

На открытом грунте (на почве) находятся отходы производства и потребления, земельный участок захламлен отходами бытового назначения смешанного характера: бывшей в употреблении упаковочной тарой из-под продуктов питания, напитков, стеклотары, использованных товаров народного потребления, утративших свои потребительские качества, бытовых отходов, образовавшихся в процессе производства и потребления граждан.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости земельный участок с кадастровым номером , расположенный по адресу: <адрес>, принадлежит муниципальному району «Медвенский район» Курской области, что не оспаривалось представителем ответчика.

Поскольку представленными доказательствами подтверждается причинение вреда окружающей среде в результате размещения несанкционированной свалки на земельном участке, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска и возложении на ответчика обязанности по проведению работ по рекультивации земельного участка в соответствии с разработанным проектом в целях возмещения вреда, причиненного окружающей среде. При этом суд правильно исходил из того, что обязанность по организации деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов действующим законодательством возложена, как на органы государственной власти, так и на органы местного самоуправления, а обязанность по возмещению вреда напрямую вытекает из положений действующего природоохранного законодательства.

Данные выводы суда мотивированы, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не находит, поскольку они соответствуют материалам дела и закону.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, являются необоснованными и не могут повлечь отмену решения суда.

Доводы жалобы о том, что установленное судом невыполнение в полной мере требований законодательства при размещении отходов на указанном земельном участке, не может являться основанием для удовлетворения требований о ликвидации свалки, поскольку спорная свалка не является несанкционированной, так как она расположена на специально отведенном для данных целей земельном участке, предоставленном решением исполкома Медвенского районного Совета народных депутатов от ДД.ММ.ГГГГ , соответствующим государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, предъявляемым к земельным участкам под строительство полигона твердых бытовых отходов, аналогичны тем, что заявлялись ответчиком в суде первой инстанции при рассмотрении дела по существу. Указанный довод получил надлежащую правовую оценку суда первой инстанции и обоснованно отвергнут им как несостоятельный с приведением мотивов принятого решения.

Как правильно указал суд первой инстанции со ссылкой на ч. 6 и ч.7 ст.12 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Как было установлено судом первой инстанции, что земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, действительно, отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, обороны, безопасности и иного специального назначения и имеет вид разрешенного использования - для строительства полигона твердых бытовых отходов.

Однако, до настоящего времени полигон для твердых бытовых отходов на отведенном для этих целей земельном участке в течение длительного времени не построен и не функционирует в соответствии с требованиями Санитарных правил СП 2.1.71038-01 «Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для захоронения твердых бытовых отходов», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.05.2001 года № 16.

В Государственный реестр объектов размещения отходов спорный земельный участок не включен.

Помимо проекта на строительство полигона твердых бытовых отходов на территории <адрес>, получения заключения о соответствии отвода земельного участка под строительство полигона твердых бытовых отходов государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, а также выполнения в 2013 году работ по частичному ограждению земельного участка сеткой «рабица», каких-либо действий по обустройству и использованию полигона ответчиком не предпринималось. Кроме того, ответчиком в 2018 году из состава земельного участка с кадастровым номером был выделен земельный участок с кадастровым номером , площадью <данные изъяты> кв.м, для последующей его передачи региональному оператору в целях накопления на нем твердых коммунальных отходов.

С учетом изложенного, суд обоснованного расценил действия ответчика как отсутствие намерения по дальнейшему обустройству и использованию земельного участка с кадастровым номером под полигон и пришел к правильному выводу, что в настоящее время спорный земельный участок не предназначен для размещения на нем отходов, в связи с чем, в соответствии с п. 4.13 Международного стандарта «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения» ГОСТ 30772-2001, утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 28.12.2001 г. №607-ст, размещение на данном земельном участке отходов является несанкционированной свалкой. Непринятие ответчиком мер по организации ликвидации данной несанкционированной свалки является несоблюдением требований действующего законодательства и ухудшает санитарно-эпидемиологическую обстановку. В связи с чем, имеются установленные законом основания для возложения на ответчика, как собственника данного земельного участка, обязанности по ликвидации несанкционированной свалки и разработке проекта рекультивации земельного участка.

Оснований для переоценки данных выводов суда судебная коллегия не находит.

Решение суда соответствует собранным по делу доказательствам и законных оснований к его отмене не имеется. Нарушений норм процессуального и материального права, повлекших вынесение незаконного решения, судом не допущено, в связи с чем, судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения, а апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Медвенского районного суда Курской области от 14 декабря 2018 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Главы Медвенского района Курской области Катунина В.В. - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

33-643/2019

Категория:
Гражданские
Истцы
Прокурор Медвенского района Курской области
Ответчики
Комитет жилищно-коммунального хозяйства и ТЭК Курской области
администрация Нижнереутчанского сельсовета
Администрация Медвенского района Курской области
Другие
Департамент экологической безопасностии природопользования Курской области
ООО Экопол
Суд
Курский областной суд
Судья
Брынцева Наталья Вячеславовна
Дело на сайте суда
oblsud.krs.sudrf.ru
28.02.2019Судебное заседание
16.08.2020Судебное заседание
28.02.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее