Дело № 2-9/2021 Председательствующий судья Ерохина И.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2249/2021
г. Брянск 10 августа 2021 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего | Петраковой Н.П., |
судей областного суда | Ильюхиной О.Г., Сокова А.В. |
при секретаре | Кондрашовой О.А. |
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу истца Коляникова Ю.И. на решение Дубровского районного суда Брянской области от 17 февраля 2021 года по гражданскому делу по иску Коляникова <данные изъяты> к территориальному отделу «Брянский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, войсковой части 41495, департаменту жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ о признании незаконными решения об отказе в признании участником ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», отмене решения, включении в состав участников данной программы и выдаче государственного сертификата.
Заслушав доклад судьи Ильюхиной О.Г., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Коляников Ю.И. обратился в суд с административным иском к отделению (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации, указывая, что он проживает по адресу: <адрес>, <адрес>, <адрес>. На основании решения жилищной комиссии в/ч 64233 от ДД.ММ.ГГГГ был признан участником подпрограммы ГЖС по категории «граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков», т.е. по пп. «б» п. 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации федеральной целевой программы «Жилище». В 2019 году он обратился в отделение (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ с заявлением о включении его в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». Уведомлением отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № ему было отказано в признании участником ведомственной целевой программы с составом семьи 5 человек.
Просил признать незаконным решение начальника отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в признании участником основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» и отменить его, обязать ответчиков включить его в состав участков данной программы с ДД.ММ.ГГГГ и выдать государственный сертификат на состав семьи 5 человек.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от 02.07.2020 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены войсковая часть 41495, департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации.
Определением от 02.07.2020 суд перешел к рассмотрению данного дела по правилам гражданского судопроизводства.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от 16.09.2020 к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации в лице ФГКУ «Западное региональное управление правового обеспечения» МО РФ.
Определением Дубровского районного суда Брянской области от 01.01.2021 произведена замена сторон производства ответчиков ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ на ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)», отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ на территориальное отделение г. Брянск филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)».
Решением Дубровского районного суда Брянской области от 17.02.2021 в удовлетворении исковых требований Коляникову Ю.И. отказано.
В апелляционной жалобе истец Коляников Ю.И. просит решение Дубровского районного суда от 27.05.2020 года отменить как незаконное, постановленное при существенном нарушении норм материального. В обоснование доводов жалобы указывает, что он согласно пп. «б» п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2016 № 153 относится к категории граждан, имеющих право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом.
В направленных в адрес суда возражениях начальник территориального отдела «Брянский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Семененко Н.В. просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Лица, извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, от представителя ответчика территориального отдела «Брянский» филиала «Западный» ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации поступило ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
С учетом требований ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 ГПК РФ в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив их, судебная коллегия приходит к следующему.
Как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, Коляников Ю.И. проходил военную службу по контракту с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается справкой начальника центра социального обеспечения военного комиссариата Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с приказами командира 12 военно-транспортной авиационной дивизии по личному составу от ДД.ММ.ГГГГ №-ПМ, командира в/ч 64233 от ДД.ММ.ГГГГ № старший прапорщик Коляников Ю.И., техник инженерно-авиационной эскадрильи № военно-транспортного авиационного полка 12 военно-транспортной авиационной дивизии уволен с военной службы в запас в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта (подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе»), с ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава части, всех видов обеспечения, с довольствия по технической (общевойсковой) норме с ДД.ММ.ГГГГ.
С ДД.ММ.ГГГГ на основании договора №, заключенного с 201 КЭЧ района <адрес>, Коляников Ю.И. проживает в военном городке по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>. Вместе с ним с ДД.ММ.ГГГГ зарегистрированы и проживают: жена ФИО5, дочь ФИО6 Дочь истца ФИО7 и внучка ФИО8 сняты с учета по указанному адресу ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается финансово-лицевыми счетами от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, выписками из домовой книги от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, справкой ЖКС № (г. <данные изъяты>) филиала ФГБУ «ЦЖКУ» Минобороны России (по ВКС) от ДД.ММ.ГГГГ.
После увольнения истец и члены его семьи жилым помещением обеспечены не были.
Доказательств наличия у истца иного жилого помещения на праве пользования или в собственности в материалы дела не представлено.
Из выписки из протокола заседания жилищной комиссии в/ч 64233 от ДД.ММ.ГГГГ №, списка граждан, проживающих в закрытых военных городках, подлежащих переселению, списка граждан-участников подпрограммы ГЖС федеральной целевой программы «Жилище», состоящих на учете в войсковой части 64233, информации, предоставленной в/ч 41495 от ДД.ММ.ГГГГ, следует, что Коляников Ю.И. включен в список граждан-получателей ГЖС с ДД.ММ.ГГГГ по <данные изъяты> категории с составом семьи 4 человека (ФИО1, жена ФИО5, дочери ФИО6, ФИО7) и подлежит отселению из закрытого военного городка № по избранному месту жительства в <адрес>. Состоит в списках под № (№). На момент исключения населенного пункта <адрес> из перечня закрытых военных городков Коляников Ю.И. состоял на жилищном учете нуждающихся в переселении из закрытого военного городка.
Согласно листу беседы от ДД.ММ.ГГГГ Коляников Ю.И. при увольнении жилой площадью по нормам жилищного законодательства не обеспечен, выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составила <данные изъяты> дней.
Таким образом, контракт о прохождении военной службы заключен Коляниковым Ю.И. до ДД.ММ.ГГГГ, он уволен с военной службы в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта при выслуге более 20 лет.
30.10.2019 истец обратился с заявлением в отделение (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о принятии его и членов его семьи в состав участников ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
Уведомлением отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Коляникову Ю.И. отказано в признании участником ведомственной целевой программы с составом семьи 5 человек в связи с несоответствием требованиям, указанным в подп. «б» п. 5 Правил.
Военный городок поселка <адрес> был включен в перечень закрытых военных городков Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р «Об утверждении перечня имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных сил РФ и органов федеральной службы безопасности».
Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-р указанный военный городок исключен из перечня закрытых военных городков, имеющих жилищный фонд.
Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований, суд первой инстанции исходил из того, что после исключения закрытого военного городка из соответствующего Перечня, право на получение государственного жилищного сертификата реализовано быть не может. Сам по себе факт проживания в военном городке, который ранее имел статус закрытого, основанием для обеспечения граждан государственными жилищными сертификатами не является. Также суд учел, что служебные отношения с Коляниковым Ю.И. прекращены на основании подп. «в» п. 2 ст. 51 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (в вязи с неисполнением военнослужащим условий контракта).
Судебная коллегия соглашается с выводами суда об отказе в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, при увольнении с военной службы имеют право на выбор постоянного места жительства в любом населенном пункте Российской Федерации или в другом государстве в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
В силу пункта 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На момент обращения Коляникова Ю.И. в октябре 2019 года с заявлением к начальнику отделения (территориальное, г. Брянск) ФГКУ «Западрегионжилье» действовала государственная программа Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Государственная программа 2017 года), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 в редакции постановления от 30.01.2019 № 62, подпунктом «д» пункта 1 которого раздел «Основное мероприятие «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» признан утратившим силу.
В структуру Государственной программы 2017 года входят подпрограммы, одной из которых является подпрограмма «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России», включающая ведомственную целевую программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 21.03.2006 года № 153 установлено, что формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем в рамках реализации ведомственной целевой программы является предоставление им за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, право на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом.
Названным постановлением Правительства Российской Федерации также утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее Правила).
В соответствии с подпунктом «б» пункта 5 Правил право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, граждане, уволенные с военной службы с правом на пенсию и проживающие в населенных пунктах, которые до исключения данного населенного пункта из перечня закрытых военных городков, утвержденного Правительством Российской Федерации, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, в сфере ведения которого находился этот военный городок, были поставлены на учет на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, для переселения из закрытого военного городка, а также граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности (далее - поселки), не совершавшие в течение 5 лет до дня подачи заявления на участие в ведомственной целевой программе намеренного ухудшения своих жилищных условий на территории закрытого военного городка (населенного пункта, исключенного из утвержденного Правительством Российской Федерации перечня закрытых военных городков, поселка). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства юстиции Российской Федерации.
При этом в силу п. 6 Правил получить социальную выплату, удостоверяемую сертификатом, в порядке, установленном настоящими Правилами, могут граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил, и признанные участниками ведомственной целевой программы в порядке, установленном пунктами 19 - 21 настоящих Правил, которые подтвердили свое участие в ведомственной целевой программе в планируемом году.
Учитывая, что Коляников Ю.И., как военнослужащий, уволенный с военной службы за несоблюдение условий контракта, не относится к категории граждан, указанных в пункте 14 статьи 15 Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», он не приобрел право быть признанным участником программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг».
Ссылка заявителя жалобы на то обстоятельство, что он относится к категории граждан, указанной в пп. «б» п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства от 21.03.2016, и указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для выдачи государственного жилищного сертификата независимо от основания увольнения со службы, основана на ошибочном толковании норм материального права.
Федеральный закон «О статусе военнослужащих», устанавливающий основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей, предусматривает ряд государственных гарантий и компенсаций, в том числе для тех граждан, которые увольняются с военной службы, прослужив длительное время, и не имеют при этом жилища или нуждаются в улучшении жилищных условий. Тем самым государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении граждан, увольняющихся с военной службы и выполнивших условия контракта, также имеющего публично-правовой характер.
Как установлено материалами дела, Коляников Ю.И. уволен с военной службы в связи с невыполнением условий контракта, а не по основанию, предусмотренному пунктом 14 статьи 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих»: по достижению предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства.
Принимая во внимание, что основание увольнения Коляникова Ю.И. не влечет обязанность ответчиков обеспечить истца жилым помещением в соответствии с указанным выше Законом, решение суда первой инстанции является законным, обоснованным и не подлежит отмене по доводам апелляционной жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328 – 329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Дубровского районного суда Брянской области от 17 февраля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Коляникова <данные изъяты> – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы через Дубровский районный суд Брянской области в Первый кассационный суд общей юрисдикции в течение трех месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий: | Н.П. Петракова |
Судьи областного суда: | О.Г. Ильюхина А.В. Соков |