Мотивированное решение составлено 22 марта 2022 года
Дело № 2-299/2022
УИД 76RS0021-01-2022-000076-58
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
17 марта 2022 года г. Тутаев Ярославской области
Тутаевский городской суд Ярославской области в составе:
председательствующего судьи Ларионовой Т.Ю.,
при секретаре Ворониной Е.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Шашковой М.А. к ООО «Агроторг» о взыскании заработной платы, компенсации за задержку выплаты заработной платы, компенсации морального вреда,
установил:
Шашкова М.А. обратилась в суд с иском к ООО «Агроторг» о взыскании заработной платы за сверхурочную работу за период с марта 2020 года по август 2021 года в размере 462220 рублей 08 копеек; компенсации за задержку выплаты заработной платы в размере 62408 рублей 80 копеек; компенсации морального вреда в размере 10000 рублей.
В обоснование заявленных требований указано, что истец в период времени с 05.03.2020 года по 27.08.2021 года состояла в трудовых отношениях с ООО «Агроторг», выполняла функции <данные изъяты> магазина «<данные изъяты>» (подразделение №). В указанный период времени истец работала со значительным превышением нормальной продолжительности рабочего времени, то есть более 40 часов в неделю, что является сверхурочной работой, которая истцу не была оплачена. В связи с нарушением трудовых прав истца невыплатой заработной платы за сверхурочную работу она имеет право на получение компенсации за задержку выплаты и компенсацию морального вреда.
Истец Шашкова М.А. и представитель Позднякова Ю.А. в судебном заседании исковые требования поддержали по доводам, изложенным в исковом заявлении. Истица дополнительно пояснила, что продолжительность часов работы превышала установленную графиком, учет рабочего времени вела в журнале прихода и ухода сотрудников, который лично вела как директор магазина.
Представитель ответчика ООО «Агроторг» по доверенности Вадукова А.И. в судебном заседании поддержала доводы письменных возражений, в которых просила применить срок исковой давности к исковым требованиям, возникшим до 20.01.2021 года. Также указала, что Шашкова М.А. к сверхурочной работе не привлекалась, переработки отсутствуют. В результате проведенной внутренней проверки выплат было установлено, что Шашкова М.А. работала в праздничные дни 08.03.2020, 01.05.2020, 12.06.2020, 01.07.2021, 04.01.2021, 05.01.2021, 06.01.2021, 08.01.2021, 23.02.2021, по сложившейся в ООО «Агроторг» практике работники за отработанные праздничные дни просили предоставить им дни отдыха, на дату увольнения Шашкова М.А. такого заявления не предоставила. Платежным поручением № от 28.02.2022 в адрес Шашковой М.А. было перечислено 8418 рублей 65 копеек за работу в праздничные дни в 2021 году. Вины организации в задержке выплаты нет, просил в удовлетворении требований отказать. Дополнительно в судебном заседании представитель ответчика пояснила, что ведение журнала учета прихода и ухода сотрудников, копии которого представлены в материалы дела истицей внутренними правилами учета организации не предусмотрен. Учет рабочего времени должен был учтен в табеле учета рабочего времени, который ведет директор магазина в электронном виде. В табеле учета рабочего времени сверхурочная работа директора магазина Шашковой М.А. не учтена. Также заявлено об истечении срока исковой давности.
Свидетель ФИО1 в суде пояснила, что работала в магазине <данные изъяты>, работа всех сотрудников и директора магазина Шашковой М.А. всегда была свыше часов, установленных графиком, т.к. выполнять работу в установленные в графике часы не представлялось возможным, сверхурочная работа не оплачивалась.
Суд, выслушав стороны, свидетеля, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Как следует из трудового договора от 05.03.2020 года, Шашкова М.А. принята на работу в ООО «Агроторг» на должность <данные изъяты>-стажера, трудовой договор заключен на неопределенный срок. В связи с невозможностью по условиям труда соблюдения установленной для работника нормальной продолжительности ежедневной и еженедельной работы работнику установлен суммированный учет рабочего времени с учетным периодом один календарный год. Нормальное число рабочих часов за указанный учетный период определяется исходя из еженедельной продолжительности рабочего времени равной 40 часам (п. 4.1). Продолжительность ежедневной работы, чередование выходных и рабочих дней, количество перерывов для отдыха и питания, и их продолжительность определяются правилами внутреннего трудового распорядка и утверждаемым работодателем графиком работы, который доводится до работника под роспись (п. 4.2). Должностной оклад установлен в размере 27000 рублей в месяц (п. 5.2.1). Работник может иметь право на стимулирующие выплаты (п.5.2.2). Заработная плата выплачивается каждые полмесяца за фактически отработанное работником время в следующие сроки: за первую половину месяца – 28 числа текущего месяца, за вторую половину месяца – 13 числа месяца, следующего за отработанным (п.5.3).
Согласно дополнительному соглашению от 30.03.2020 года к указанному трудовому договору, с 30.03.2020 года Шашкова М.А. переведена на должность директора, должностной оклад составляет 34054 рубля.
В соответствии со ст. 91 ТК РФ рабочее время - время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности, а также иные периоды времени, которые в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации относятся к рабочему времени. Нормальная продолжительность рабочего времени не может превышать 40 часов в неделю. Работодатель обязан вести учет времени, фактически отработанного каждым работником.
Статьей 99 Трудового кодекса РФ предусмотрено, что сверхурочная работа - работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени - сверх нормального числа рабочих часов за учетный период. Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе допускается с его письменного согласия в случаях указанных в указанной статье. Привлечение работодателем работника к сверхурочной работе без его согласия также допускается только в случаях прямо указанных в законе.
Таким образом, для осуществления указанной работы должно быть письменное согласие работника и соответственно оформлен приказ (распоряжение) работодателя о привлечении его к такой работе.
В материалы дела не представлены доказательства подтверждающие, что истец письменно давала согласие на привлечение ее к сверхурочной работе в указанный период и издавались соответствующие приказы (распоряжения) ответчика о привлечении ее к такой работе, случаев для привлечения истца к сверхурочной работе без ее согласия в суде не установлены, в связи с чем, у работодателя отсутствовали основания для выплаты заработной платы за указанную работу.
Таким образом, поскольку материалами дела в соответствии со ст. 99 Трудового кодекса РФ не подтверждается выполнение истцом сверхурочной работы, то суд отказывает в удовлетворении исковых требований в указанной части. Доказательств обратного в материалах дела не имеется.
Относительно исковых требований о взыскании компенсации за задержку выплаты заработной платы, суд пришел к следующему.
Статьей 113 ТК РФ предусмотрено запрещение работы в выходные и нерабочие праздничные дни. Исключительные случаи привлечения работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя.
Положения статей 129, 56, 135 ТК РФ гарантируют оплату труда работника в соответствии с условиями трудового договора и действующими в организации локальными нормативными актами.
В силу ст. 149 ТК РФ при выполнении работ в условиях, отклоняющихся от нормальных (при выполнении работ различной квалификации, совмещении профессий (должностей), сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни и при выполнении работ в других условиях, отклоняющихся от нормальных), работнику производятся соответствующие выплаты, предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором. Размеры выплат, установленные коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором, не могут быть ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
В соответствии со ст. 236 ТК РФ при нарушении работодателем установленного срока соответственно выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику, работодатель обязан выплатить их с уплатой процентов (денежной компенсации) в размере не ниже одной сто пятидесятой действующей в это время ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации от не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после установленного срока выплаты по день фактического расчета включительно. При неполной выплате в установленный срок заработной платы и (или) других выплат, причитающихся работнику, размер процентов (денежной компенсации) исчисляется из фактически не выплаченных в срок сумм.
В суде установлено и подтверждено ответчиком, что Шашкова М.А. работала в праздничные дни: 08.03.2020, 01.05.2020, 12.06.2020, 01.07.2021, 04.01.2021, 05.01.2021, 06.01.2021, 08.01.2021, 23.02.2021.
Согласно ст. 392 ТК РФ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Согласно разъяснениям, данным в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. №2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» вопрос о пропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, если об этом заявлено ответчиком. Признав причины пропуска срока уважительными, судья вправе восстановить этот срок (часть третья статьи 390 и часть третья статьи 392 ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин, судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию без исследования иных фактических обстоятельств по делу (абзац второй части 6 статьи 152 ГПК РФ). В качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь истца, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В ходе рассмотрения дела представителем ответчика сделано заявление о пропуске срока исковой давности по требованиям о взыскании заработной платы, возникшим до 20.01.2021 года.
С учетом того, что в соответствии с п. 5.3 трудового договора расчет за весь месяц производится 13 числа месяца, следующего за отработанным, то о невыплате заработной платы за праздничные дни, то есть о нарушенном праве, Шашкова М.А. узнавала с момента получения заработной платы за каждый отработанный месяц. С иском в суд истец обратилась 20.01.2022 года.
Доказательств пропуска установленного законом срока для обращения в суд по уважительным причинам материалы дела не содержат и в судебное заседание истцом не представлены. В силу статьи 56 ГПК РФ обязанность представить такие доказательства лежала на истице. Срок исковой давности по требованиям о взыскании недоплаченной заработной платы до 20.01.2021 года истек.
Суд соглашается с произведенным расчетом задолженности по оплате труда Шашковой М.А. за праздничные дни в сумме 8418,65 руб., составленный ответчиком в пределах срока исковой давности. Истцом данный расчет не оспорен. Сумма, недоплаченная истцу работодателем, платежным поручением от 28.02.2022 года перечислена и получена Шашковой М.А.
Таким образом, поскольку судом установлено нарушение прав истца, связанное с несвоевременной выплатой заработной платы за праздничные дни, то она имеет право на соответствующую компенсацию в соответствии со ст. 236 ТК РФ в размере 472 руб. 28 коп., которая рассчитывается судом по ставке ЦР, действующей в период просрочки, за определенный период ( с даты после увольнения с 28.08.2021 года, с учетом ст. 140 ТК РФ, по дату составления иска 23.12.2021 год, которую истица определила в исковых требованиях) от недоплаченной суммы 8418,65 руб.
С 28.08.2021 года по 12.09.2021 года за 16 дней по ставке 6,5 % - 58,37 руб.; с 13.09.2021 года по 24.10.2021 года по ставке 6,75 % за 42 дня – 159,11 руб., с 25.10.2021 года по 19.12.2021 года по ставке 7,5 % за 56 дней – 235,72 руб., с 20.12. 2021 года по 23.12.2021 года по ставке 8,5 % за 4 дня – 19,08 руб., всего 472,28 руб.
В соответствии со ст. 237 ТК РФ, моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора. В случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.
Согласно п. 63 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", учитывая, что Кодекс не содержит каких-либо ограничений для компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых прав работников, суд в силу статей 21 (абзац четырнадцатый части первой) и 237 Кодекса вправе удовлетворить требование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыми неправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и при нарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработной платы).
Размер компенсации морального вреда определяется судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела с учетом объема и характера причиненных работнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя, иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности и справедливости.
Таким образом, суд приходит к выводу, о том, что несвоевременная выплата Шашковой М.А. заработной платы за праздничные дни в соответствии со ст. 237 ТК РФ является безусловным основанием, для удовлетворения иска в части компенсации морального вреда. Учитывая обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, учитывая, что заработная плата не выплачена за небольшое количество дней, суд определяет ко взысканию с ответчика в пользу истца компенсацию морального вреда в размере 5000 рублей.
В соответствии со статьей 103 ГПК РФ с ответчика подлежит взысканию государственная пошлина в бюджет Тутаевского муниципального района Ярославской области в размере 700 руб. с учетом заявленных требований имущественного и неимущественного характера.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░.░. 472 ░░░. 20 ░░░. – ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, 5000 ░░░. – ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░ «░░░░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ 700 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░