Судья Карачина А.А. 61RS0045-01-2023-003019-48 № 33-16602/2024
№ 2-359/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
15 октября 2024 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе председательствующего Горбатько Е.Н.
судей Головнева И.В., Корецкого А.Д.,
при секретаре Журбе И.И.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Неклиновского района Ростовской области в интересах неопределенного круга лиц к Администрации Неклиновского района Ростовской области, Администрации Новобессергеневского сельского поселения Неклиновского района Ростовской области, Правительству Ростовской области об обязании обеспечить земельные участки инженерной инфраструктурой, по апелляционной жалобе Администрации Неклиновского района Ростовской области на решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 4 июня 2024 года.
Заслушав доклад судьи Головнева И.В., судебная коллегия
установила:
прокурор Неклиновского района Ростовской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Администрации Неклиновского района Ростовской области, об обязании обеспечить земельные участки, инженерной инфраструктурой, ссылаясь на то, что прокуратурой проведена проверка по обращению Нечаевой Ю.Е., Токаревой К.А. о нарушении прав многодетных семей при реализации ими права на получение земельных участков, по результатам которой выявлены нарушения федерального законодательства.
В нарушение требований федерального законодательства администрацией Неклиновского района предоставлены земельные участки гражданам, имеющим право бесплатного, однократного предоставлении земельного участка в х. Дарагановка Неклиновского района Ростовской области, в отсутствие объектов инфраструктуры. Кроме того, на протяжении длительного периода времени вопрос об обеспечении их необходимой инфраструктурой не решен.
В связи с допущенными администрацией района нарушениями действующего законодательства Российской Федерации, ряд многодетных семей не имеют фактической возможности на протяжении длительного времени реализовать свое законное право для получения земельного участка для индивидуального жилищного строительства в собственность и последующего его освоения.
В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки, переданные в х. Дарагановка Неклиновского района многодетным семьям, сформированы в 100-150 метрах от электролинии, 450 метрах от газо-, водоснабжения, дорога отсутствует.
Кроме того, в х. Дарагановка Неклиновского района планируется строительство водопровода, срок реализации которого не определен, так как в настоящее время осуществляется только разработка проектно-сметной документации в рамках муниципального контракта, заключённого 17.04.2023 № 14 с ООО «Новый проект», срок выполнения работ по которому до 01.10.2024 года.
Таким образом, обязанность по обеспечению земельных участков в х. Дарагановка необходимой инженерно-коммунальной инфраструктурой, от наличия которой зависит реальная возможность освоения предоставленных земельных участков для освоения под жилищное строительство, не выполнена.
С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой района в администрацию Неклиновского района 17.05.2023 внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении в собственность бесплатно земельных участков семья, имеющим 3-х и более детей. Согласно поступившей информации приняты меры к устранению нарушений закона, однако до настоящего времени они не устранены.
На основании изложенного, истец просил суд обязать администрацию Неклиновского района в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, предоставляемые семьям, имеющим 3-х и более детей, под жилищное строительство, в х. Дарагановка, Неклиновского района Ростовской области, объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение), а также автомобильными дорогами.
Определением Неклиновского районного суда Ростовской области от 12 февраля 2024 года к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены МУП «Управление Водоканал», ПАО «Газпром газораспределение Ростов-на-Дону», ПАО «Россети Юг». В ходе рассмотрения дела к участию в деле в качестве третьего лица привлечено МКУ Неклиновского района «Управление капитального строительства», в качестве соответчиков - Правительство Ростовской области, Администрация Новобессергеневского сельского поселения Ростовской области.
Решением Неклиновского районного суда Ростовской области от 4 июня 2024 г. исковые требования прокурора Неклиновского района Ростовской области удовлетворены.
Суд обязал администрацию Неклиновского района Ростовской области в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить земельные участки, предоставляемые семьям, имеющим трех и более детей, под жилищное строительство в х. Дарагановка Неклиновского района Ростовской области объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение) и дорогами местного значения.
Администрация Неклиновского района Ростовской области в апелляционной жалобе просит указанное решение суда первой инстанции отменить и принять новое об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В жалобе апеллянт указывает на то, что дело рассмотрено по правилам гражданского производства, однако должно рассматриваться по правилам административного производства.
Апеллянт обращает внимание, что обеспечение земельных участков, предоставленных гражданам бесплатно, а тем более многодетным семьям, необходимой инженерной инфраструктурой, по сути является мерой государственной социальной поддержки многодетных семей, а следовательно относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов. Указанные государственные полномочия в Ростовской области на муниципальный уровень в установленном порядке не переданы, как и соответствующее финансирование, в связи с чем, возложение указанной обязанности на орган местного самоуправления муниципального образования, бюджет которого является дотационным, в отсутствие установленного правового регулирования, включающего, порядок финансирования, противоречит действующему законодательству РФ. Конкретные формы финансового покрытия таких расходов в рамках межбюджетных отношений и установление соответствующего механизма в законодательном порядке также не определены.
Ссылаясь на положения законодательства, апеллянт указывает, что суд не дал оценки тому, что изменение подхода в определении субъекта ответственного за обеспечение инженерной инфраструктуры земельных участков, отраженного в Перечне поручений Президента РФ 06.01.2022 № Пр-26.
Также отмечает, что судом неверно определены вопросы местного значения по организации в границах поселения электроснабжения и газоснабжения населения. Действующее законодательство РФ относит организацию в границах поселений электроснабжение и газоснабжение населения к вопросам местного значения сельского поселения.
Правительство Ростовской области подала возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Дело рассмотрено в порядке ст. 167 ГПК РФ в отсутствие неявившихся сторон, извещенных о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, о чем в материалах дела имеются уведомления.
Рассмотрев материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, возражения на нее, выслушав представителя администрации Неклиновского района Ростовской области Терещенко Д.В., прокурора отдела Ростовской областной прокуратуры Беллуян Г.А., судебная коллегия приходит к следующему.
Принимая решение, суд первой инстанции руководствовался положениями п.6 ст.39.5 Земельного кодекса Российской Федерации, Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг», Федерального закона от 6 октября 2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и исходил из того, что ненадлежащее исполнение уполномоченными органами местного самоуправления требований законодательства об обеспеченности земельных участков, предоставляемых многодетным семьям на бесплатной основе для улучшения жилищных условий, необходимыми объектами коммунальной и транспортной инфраструктуры, влечет нарушение прав и законных интересов истцов, в связи с чем удовлетворил заявленные требования.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции об удовлетворении заявленных исковых требований и предусмотренных ст. 330 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам апелляционной жалобы не усматривает.
Согласно подпункту 6 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка гражданам, имеющим трех и более детей, в случае и в порядке, которые установлены органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Задача государства по обеспечению граждан доступным и комфортным жильем была обозначена в Указе Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №600 «О мерах по обеспечению граждан Российской Федерации доступным и комфортным жильем и повышению качества жилищно-коммунальных услуг». Пунктом 2 Указа Правительству Российской Федерации совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации предписано разработать комплекс мер по улучшению жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставляемых указанной категории граждан на бесплатной основе.
При решении вопроса о предоставлении земельного участка в собственность гражданам бесплатно должны приниматься во внимание реальные показатели пригодности конкретного земельного участка для целей ведения индивидуального жилищного строительства с точки зрения его оснащенности объектами необходимой инфраструктуры, что получило свое отражение в Методических рекомендациях субъектам Российской Федерации по порядку и случаям бесплатного предоставления земельных участков гражданам, имеющим трех и более детей (утверждены приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 9 сентября 2013 года N 372; подпункты 3 и 4 пункта 17).
Устанавливая такое правовое регулирование, законодатель принимал во внимание, в частности, цели улучшения жилищных условий семей, имеющих трех и более детей, включая создание при поддержке субъектов Российской Федерации и муниципальных образований необходимой инфраструктуры на земельных участках, предоставленных указанной категории граждан на бесплатной основе.
В соответствии со ст. 8.2, 8.3, 8.4 и 8.4-1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 № 19-ЗС «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» (далее - Областной закон № 19-ЗС), право на однократное бесплатное приобретение в собственность находящихся в муниципальной, областной или федеральной собственности земельных участков, а также земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов строительства имеют граждане Российской Федерации, проживающие на территории Ростовской области в течение не менее чем 5 лет, предшествующих дате подачи заявления о постановке на учет в целях бесплатного предоставления земельного участка в собственность, имеющие трех и более несовершеннолетних детей и совместно проживающие с ними. Если указанные граждане являются опекунами или попечителями детей, то они имеют право на бесплатное приобретение в собственность земельных участков при условии воспитания этих детей не менее 3 лет. В случае подачи заявления на однократное бесплатное приобретение в собственность земельных участков в целях индивидуального жилищного строительства, указанные граждане должны состоять по месту их жительства на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или иметь основания для постановки на данный учет без признания их малоимущими.
Кроме того, согласно п. 6.2 ст. 8.3 Областного закона № 19-ЗС уполномоченный орган муниципального района, городского округа, поселения не позднее чем через шесть месяцев после получения согласия гражданина на получение в собственность земельного участка осуществляет проведение работ по формированию земельного участка, в том числе определяет технические условия подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения и плату за подключение (технологическое присоединение) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев предоставления земельных участков для создания крестьянского (фермерского) хозяйства.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 9 ноября 2017 года №2516-О "По жалобе администрации города Барнаула на нарушение конституционных прав и свобод пунктами 4 и 5 части 1 статьи 16 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", если предоставление земельного участка в собственность гражданам бесплатно выступает именно в качестве меры социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребностей граждан в жилище, тем более в отношении многодетных семей как находящихся потенциально в наиболее уязвимом социальном положении и нуждающихся в особой заботе со стороны государства и общества, в силу конституционных принципов равенства и справедливости предполагается недопустимость возложения на самих таких граждан бремени несения дополнительных финансовых затрат, связанных с инфраструктурным оснащением предоставленных земельных участков, - иное вследствие значительной тяжести такого рода вынужденных расходов могло бы обесценить данную меру социальной поддержки и поставить под сомнение доверие граждан к действиям государства. Именно на органах публичной власти лежит обязанность по благоустройству соответствующих территорий, с тем, чтобы земельные участки, предназначенные для оказания государственной поддержки семьи, были, по возможности, уже на момент их предоставления гражданам (или в течение определенного разумного срока после такого предоставления) снабжены необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктурой, от наличия которой во многом зависит реальная возможность проведения самого индивидуального жилищного строительства, а также последующего пользования вновь возведенным жилым объектом.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.04.2023 года в прокуратуру Неклиновского района Ростовской области от Нечаевой Ю.Е. и Токаревой К.А. поступило заявление, в котором они просили провести проверку по факту отсутствия на земельных участках, по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) и АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (кадастровый номер НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН), полученных ими бесплатно на основании постановления Администрации Неклиновского района №2317 от 25.12.2019 и постановления НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН от 14.12.2021 года «О бесплатном, однократном предоставлении земельного участка в общую долевую собственность гражданам, имеющим трех и более детей», отсутствия доступа к участкам, не имеется подъездных путей, не сформированы и не отсыпаны дороги, что препятствует активному освоению земельных участков.
В ходе проведенной проверки установлено, что земельные участки, переданные в х. Дарагановка Неклиновского района многодетным семьям, сформированы в 100-150 метрах от электролинии, 450 метрах от газо-, водоснабжения, дорога отсутствует.
В нарушение вышеуказанных требований закона администрацией Неклиновского района предоставлены земельные участки гражданам, имеющим право бесплатного, однократного предоставления земельного участка в х. Дарагановка Неклиновского района Ростовской области, в отсутствие объектов инфраструктуры. Кроме того, на протяжении длительного периода времени вопрос об обеспечении их необходимой инфраструктурой не решен.
Прокуратурой Неклиновского района в адрес администрации Новобессергевского сельского поселения (от 05.05.2023 № НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) и Администрацию Неклиновского района (от 05.05.2023 №НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) направлены письма по вопросу нарушения земельного законодательства.
С целью устранения вышеуказанных нарушений закона прокуратурой города в Администрацию Неклиновского района 17.05.2023 внесено представление об устранении нарушений земельного законодательства при предоставлении в собственность бесплатно земельных участков семья, имеющим 3-х и более детей. Согласно поступившей информации приняты меры к устранению нарушений закона, однако до настоящего времени они не устранены.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что предоставление многодетной семье земельного участка является мерой социальной поддержки, направленной на удовлетворение потребности граждан в жилище, при этом при предоставлении земельного участка на органы местного самоуправления возложена обязанность обеспечивать данный земельный участок объектами инфраструктуры, однако администрация Неклиновского района данные обязанности не исполнила, в связи с чем суд первой инстанции обоснованно удовлетворил требования прокурора о возложении на ответчика обязанности обеспечить земельные участки объектами инженерной инфраструктуры.
С доводами апелляционной жалобы администрации Неклиновского района Ростовской области судебная коллегия согласиться не может, поскольку жалоба не содержат ссылок на обстоятельства, опровергающие выводы суда об удовлетворении заявленных исковых требований.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) к вопросам местного значения городского округа относятся: организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
Указанные полномочия муниципального образования закреплены также в федеральных законах в области водоснабжения и газоснабжения (в данном случае - статья 7 Федерального закона от 31 марта 1999 года N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации", статья 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении").
В части 1 статьи 37 Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) наделяется уставом муниципального образования полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Таким образом, действующим законодательством предусмотрены полномочия органов местного самоуправления по организации на территории городского округа обеспечения жителей инженерной инфраструктурой.
При этом использование земельного участка для целей индивидуального жилищного строительства зависит от возможности подключения домов к сетям инженерно-технического обеспечения и соответственно возможность реализации многодетными гражданами меры социальной поддержки по обеспечению жильем возникает только при условии исполнения муниципальным образованием обязанности по созданию необходимой коммунальной, транспортной и иной инфраструктуры.
Таким образом, применительно к указанным положениям закона суд первой инстанции правомерно указал на обязанность органа местного самоуправления по обеспечению спорных участков объектами необходимой инженерной инфраструктуры.
Ссылки в жалобе на то, что дело должно было быть рассмотрено в порядке административного судопроизводства, судебной коллегией отклоняется, как является несостоятельным в силу следующего.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального Российской Федерации суды рассматривают и разрешают исковые дела с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых, жилищных, земельных, экологических и иных правоотношений.
Судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление не подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства, поскольку заявление рассматривается и разрешается в ином судебном порядке.
В соответствии, с абзацем 1 части 2 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суды в порядке, предусмотренном названым кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений.
Частью 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что не подлежат рассмотрению в порядке, установленным данным кодексом, дела возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральным законом к компетенции Конституционного Суда Российской Федерации, конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации, арбитражных судов или подлежащие рассмотрению в ином судебном (процессуальном) порядке в Верховном Суде Российской Федерации, судах общей юрисдикции.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в абзаце 5 пункта 1 разъяснено, что, по смыслу части 4 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, а также с учетом того, что гражданские права и обязанности возникайте, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления (статья 8 ГПК РФ), споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их исполнение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации.
Как следует из искового заявления, требования прокурора к администрации Неклиновского района заявлены об обеспечении земельных участков, предоставляемые семьям, имеющим 3-х и более детей, под жилищное строительство, в х, Дарагановка, Неклиновского района Ростовской области, объектами инженерной инфраструктуры (электроснабжение, водоснабжение, газоснабжение), а также автомобильными дорогами, направлены фактически на установление их права на предоставление, земельных участков обеспеченных необходимой инженерной инфраструктурой.
Доводы апелляционной жалобы о том, что обеспечение земельных участков, предоставляемых многодетным семьям, объектами инженерной инфраструктуры относятся к полномочиям исполнительных органов субъектов, в связи с тем, что их предоставление является мерой социальной поддержки, а закон наделяющий органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению указанных земельных участков с выделением необходимых для их реализации финансовых и материальных средств отсутствует, и о том, что судом неверно определены вопросы местного значения по организации в границах поселений электроснабжения и газоснабжения населения, являются ошибочными и основанными на неверном толковании норм права.
Каких-либо иных заслуживающих внимания доводов, ставящих под сомнение выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит.
На основании изложенного судебная коллегия считает, что суд первой инстанции при разрешении возникшего между сторонами спора правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, правильно применил нормы процессуального права, дал оценку всем представленным сторонами доказательствам по правилам ст.67 ГПК РФ, поэтому решение суда соответствует требованиям ст.195 ГПК РФ, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы администрации Неклиновского района не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Неклиновского районного суда Ростовской области от 4 июня 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Администрации Неклиновского района Ростовской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 21.10.2024 г.