Решение по делу № 8Г-35316/2023 [88-35664/2023] от 18.10.2023

Копия

36MS0117-01-2022-001625-30

ПЕРВЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД

ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                   №88-35664/2023

№2-7/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Саратов                                               29 ноября 2023 г.

Первый кассационный суд общей юрисдикции

в составе судьи Поволоцкой И.А.,

рассмотрев гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Вега» к Щекину Владимиру Ивановичу о взыскании задолженности по оплате услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов,

по кассационной жалобе общества с ограниченной ответственностью «Вега» на решение мирового судьи судебного участка № 4 в Панинском судебном районе Воронежской области от 2 февраля 2023 года, апелляционное определение Панинского районного суда Воронежской области от 29 июня 2023 года,

у с т а н о в и л :

Общество с ограниченной ответственностью «Вега» (далее – ООО «Вега», Общество) обратилось к мировому судье с иском к Щекину В.И. о взыскании задолженности за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов.

В обоснование иска указало, что Щекин В.И., являясь собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, не исполняет обязательства по оплате оказываемых истцом услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в связи с чем образовалась задолженность.

Просило взыскать со Щекина В.И. задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 7 765 рублей 44 коп., расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей и расходы на оплату услуг представителя в размере 5 000 рублей.

Решением мирового судьи судебного участка № 4 в Панинском судебном районе Воронежской области от 2 февраля 2023 года исковые требования удовлетворены частично: со Щекина В.И. в пользу ООО «Вега» взыскана задолженность за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами за период с 1 января 2020 года 31 декабря 2021 года в размере 5 696 рублей 89 коп., расходы на уплату государственной пошлины в размере 400 рублей, расходы на оплату услуг представителя в размере 2 494 рублей 24 коп. и почтовые расходы в размере 54 рубля 58 коп., всего 8 665 рублей 53 коп.

Апелляционным определением Панинского районного суда Воронежской области от 29 июня 2023 года решение мирового судьи оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ООО «Вега» оспаривает законность и обоснованность судебных постановлений, принятых по делу, просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами аналогии закона при исчислении платы за услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Изучив доводы кассационной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных постановлений в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, суд не находит оснований для их отмены.

Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Таких нарушений при рассмотрении настоящего дела судами не допущено.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон об отходах производства и потребления) под твердыми коммунальными отходами понимаются отходы, образующиеся в жилых помещениях в процессе потребления физическими лицами, а также товары, утратившие свои потребительские свойства в процессе их использования физическими лицами в жилых помещениях в целях удовлетворения личных и бытовых нужд.

Согласно статье 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Правительство Российской Федерации постановлением от 06.05.20211 № 354 утвердило Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов и особенности применения этих Правил (далее – Правила № 354).

В соответствии с Правилами № 354 расчет размера платы за коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами, предоставленную потребителю в жилом помещении, осуществляется, по общему правилу, по формуле 9.1 приложения № 2 к Правилам (абзац первый пункта 148(30)), то есть исходя из количества граждан, постоянно или временно проживающих в конкретном жилом помещении, на основании нормативов накопления твердых коммунальных отходов и цены на данную коммунальную услугу, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 148(1) Правил № 354 предоставление коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами потребителю осуществляется на основании возмездного договора, содержащего положения о предоставлении коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, из числа договоров, указанных в пунктах 148(4) - 148(6) настоящих Правил.

В соответствии с пунктом 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. № 641», обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Как следует из материалов дела и установлено мировым судьей, с 1 января 2020 года ООО «Вега» осуществляет деятельность в качестве регионального оператора и оказывает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - услуги по обращению с ТКО) на территории Эртильского района Воронежской области.

Информация об этом, а также предложение о заключении договора оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора размещены на официальном сайте регионального оператора в сети «Интернет», а также в средствах массовой информации.

Щекин В.И. является собственником жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>. Вместе с ним по указанному адресу зарегистрированы Щекина А.В., Щекина Н.П.

Услуги по обращению с ТКО региональным оператором оказывались, однако обязательств по их оплате ответчик надлежащим образом не исполнял, в связи с чем за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года образовалась задолженность, которая согласно представленному истцом расчету составляет 7 765 рублей 44 коп..

Разрешая спор и руководствуясь приведенными нормами права, мировой судья, с которым согласился суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения требований и взыскания со Щекина В.И. задолженности за услуги по обращению с ТКО за период с 1 января 2020 года по 31 декабря 2021 года в размере 5 696 рублей 89 коп.

Отказывая в удовлетворении остальной части иска во взыскании задолженности в большем размере, мировой судья исходил из следующего.

Решением Воронежского областного суда от 7 октября 2021 года по делу № 3а-522/2021 признан недействующим с 01 января 2020 года приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» от 08 октября 2019 года № 184 в части установления норматива накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов в размере 2.29 на одного проживающего.

Решением Воронежского областного суда от 01 июля 2022 года признан недействующим с 01 января 2020 года этот же приказ от 08 октября 2019 года № 184 и в части норматива накопления твердых коммунальных отходов для многоквартирных домов в размере 2.29 на одного проживающего.

Решением Воронежского областного суда от 02 июня 2021 года по делу N 3а-270/2021 признан недействующим с 01 января 2021 года приказ Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области от 12 января 2021 года № 1 «Об утверждении нормативов накопления твердых коммунальных отходов на территории Воронежской области для Богучарского, Борисоглебского, Бутурлиновского, Лискинского, Калачеевского, Панинского, Россошанского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров» в части утверждения нормативов накопления твердых коммунальных отходов для индивидуальных жилых домов, многоквартирных домов для Бутурлиновского и Панинского межмуниципальных экологических отходоперерабатывающих кластеров.

Таким образом, на 2020 и 2021 годы отсутствуют нормативы потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, утвержденные в установленном порядке органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В связи с этим, по заявленному иску истец может обосновывать свою позицию и расчеты применением по правилам правовой аналогии нормативов потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, других установленных законом правил расчета оплаты за коммунальные услуги, а также заявлять иные иски о взыскании убытков, размер которых обосновывать правилами расчета, не предусмотренными для расчета размера оплаты за коммунальные услуги.

Суд первой инстанции применил по аналогии закона норматив потребления услуг по обращению с ТКО, утвержденный приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 309 от 20 декабря 2022 года.

Правила применения правовой аналогии действующим законодательством не предусмотрены, они разработаны правовой доктриной. Применение по аналогии нормативного акта, которым установлены правила на определенный период, не запрещено. Запрещено применение по аналогии лишь норм, устанавливающих ответственность, ограничения прав, а также норм, устанавливающих исключения из общего правового правила.

Приказом Управления по государственному регулированию тарифов Воронежской области от 20 декабря 2019 года № 56/24 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Вега» на территории Аннинского, Верхнехавского, Панинского, Эртильского муниципальных районов Воронежской области (зона деятельности Панинский межмуниципальный кластер) для всех категорий потребителей с 1 января 2020 года по 30 июня 2020 года в размере 561 рубля 50 коп. за 1 куб. м. (без учета НДС); с 1 июля 2020 года по 31 декабря 2020 года в размере 566 рублей 39 коп. за 1 куб. м. (без учета НДС).

Приказом Департамента государственного регулирования тарифов Воронежской области от 18 декабря 2020 года № 58/335 установлен предельный единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Вега» с 1 января 2021 года по 31 декабря 2021 года в размере 566 рублей 39 коп. за 1 куб. м. (без учета НДС).

С учетом названных тарифов и норматива потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, мировым судьей правильно определен размер задолженности за услуги ТКО в спорный период, подлежащий взысканию с ответчика в пользу ООО «Вега».

Доводы кассационной жалобы об отсутствии оснований для применения при исчислении задолженности по аналогии норматива потребления коммунальной услуги по обращению с ТКО, утвержденного Приказом Департамента жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Воронежской области № 309 от 20 декабря 2022 года, судами проверялись и обоснованно отклонены.

Иных доводов, свидетельствующих о неправильном применении или нарушении судом норм материального и процессуального права, кассационная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах предусмотренных законом оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.379.5, 379.6, 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

о п р е д е л и л :

решение мирового судьи судебного участка № 4 в Панинском судебном районе Воронежской области от 2 февраля 2023 года, апелляционное определение Панинского районного суда Воронежской области от 29 июня 2023 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ООО «Вега» – без удовлетворения.

Судья: подпись.

Верно

Судья Первого кассационного суда

общей юрисдикции                                         И.А. Поволоцкая

29.11.2023 г.

8Г-35316/2023 [88-35664/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "ВЕГА"
Ответчики
Щекин Владимир Иванович
Другие
Щекина Анастасия Владимировна
Департамент ЖКХ и энергетики Воронежской области
Щекина Наталья Петровна
Костров Александр Васильевич
Суд
Первый кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
1kas.sudrf.ru
29.11.2023Единоличное рассмотрение дела судьей
29.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее