№ 2а-210
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
4.07.2017 г. г. Мглин
Мглинский районный суд, Брянской области в составе
председательствующего – судьи Бушмелева П. Н.,
при секретаре Вертопраховой А. А.,
с участием:
представителя административного ответчика – главы Новоромановской сельской администрации Мглинского района ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Мглинского района к Новоромановской сельской администрации Мглинского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> и о возложении обязанности по постановке на учёт места захоронения (кладбища) в <адрес>
у с т а н о в и л:
Прокурор Мглинского района, на основании ч. 1 ст. 39 КАС РФ в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к Новоромановской сельской администрации с требованиями:
- о признании незаконным бездействия в части постановки на учёт места захоронения (кладбища), площадью 4400 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>
- о возложении обязанности поставить на учёт места захоронения (кладбища), площадью 4400 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество. В обоснование иска административный истец указал, что в мае 2017 г. прокуратурой Мглинского района проведена проверка исполнения законодательства о погребении и похоронном деле, в ходе которой установлено, что на территории Новоромановского сельского поселения Мглинского района в <адрес> по ул. Пролетарской находится общественное кладбище площадью 4400 кв. м., которое собственника не имеет, на учёт как бесхозяйная вещь в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, не поставлено. Отсутствие собственника может вызвать нарушения санитарных и экологических норм и правил, а их несоблюдение вызвать чрезвычайную ситуацию.
Представитель административного истца в судебное заседание не явился в связи с невозможностью участия по объективным причинам. Заместитель прокурора Мглинского района в своём письменном ходатайстве просил о рассмотрении дела без участия представителя административного истца. При этом требования, изложенные в административном иске, поддержал и просил их удовлетворить в полном объёме.
Поскольку административный иск заявлен в интересах неопределённого круга лиц прокурором Мглинского района, он, либо его представитель наделён правами и обязанностями административного истца. Ведение дела с обязательным участием представителя административного истца в рассмотрении данного административного иска судом не признано. Оснований для отложения судебного разбирательства, предусмотренных ст. ст. 150-152 КАС РФ, препятствий для разрешения иска по существу не имеется, поскольку административный истец высказал свою позицию по иску, а административный ответчик не возражал против рассмотрения дела в отсутствие административного истца.
Представитель административного ответчика – глава Новоромановской сельской администрации ФИО2, административный иск признал частично, не согласившись с требованием о признании незаконного бездействия Новоромановской сельской администрации по принятию мер по постановке на учёт указанного кладбища как объекта недвижимого имущества, поскольку ДД.ММ.ГГГГ администрация в его лице заключила договор подряда № о выполнении кадастровых работ по оформлению и предоставлению в распоряжение заказчика (Новоромановской сельской администрации) межевого плана 2-х земельных участков под кладбищами на территории Новоромановского сельского поселения на <адрес>. А ДД.ММ.ГГГГ межевые планы на земельные участки под указанными кладбищами были изготовлены и переданы администрации. Вместе с тем места захоронения содержались, силами сельской администрации, которая производила уход за его территорией. Поэтому администрация не бездействовала, а приняла все возможные меры к выполнению требований названных в иске законов.
С требованием иска о возложении обязанности по принятию мер поп постановке на учёт кладбища на <адрес> представитель административного ответчика согласен полностью, так как на данный момент администрация ещё не обратилась с ФГУП «ФКП Россреестра» по Брянской области с заявлением о постановке на учёт данного кладбища и готова выполнить его в течение 1-2 месяцев после вступления решения в силу и просил предоставить срок для исполнения данной обязанности до ДД.ММ.ГГГГ
Выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд считает, что иск подлежит удовлетворению в полном объёме по следующим основаниям.
В соответствии с ч.ч. 1, 4 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В случаях предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организации, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействия) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Согласно п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действий (бездействий) органа, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решений, действий (бездействий) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающим права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению.
Согласно п. 22 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В силу ст. 25 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее - Федеральный закон № 8-ФЗ от 12.01.1996) организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Указанные вопросы местного значения городского поселения с учетом п. 23 ч. 1 ст. 7 Устава Новоромановского сельского поселения» и п. 15 ч. 1 ст. 9 Устава МО «Мглинский район» отнесены к полномочиям сельского поселения, в лице Новоромановской сельской администрации.
Пункт 3 ст. 225 ГК РФ предусматривает, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996, места погребения могут быть: по принадлежности - государственные, муниципальные; по обычаям - общественные, вероисповедальные, воинские; по историческому и культурному значению - историко-мемориальные.
На основании ст. 4 указанного Федерального закона местами погребения являются отведенные в соответствии с этическими, санитарными и экологическими требованиями участки земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков) умерших, стенами скорби для захоронения урн с прахом умерших (пеплом после сожжения тел (останков) умерших, далее - прах), крематориями для предания тел (останков) умерших огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления погребения умерших. Места погребения могут относиться к объектам, имеющим культурно-историческое значение.
Согласно ст. 18 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учетом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления. На общественных кладбищах для погребения умершего предоставляется участок земли в соответствии с пунктом 5 ст. 16 настоящего Федерального закона.
На основании п.п. 4 и 5 ст. 16 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер бесплатно предоставляемого участка земли на территориях других кладбищ для погребения умершего устанавливается органом местного самоуправления.
Отвод земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утвержденной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Размер земельного участка для кладбища определяется с учетом количества жителей конкретного города или иного поселения, но не может превышать сорока гектаров. Деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
В соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности к услугам по организации похорон и связанным с ними услугам (код № отнесены услуги: по захоронению и кремации (код №); кладбищ по захоронению, включая услуги по покупке или аренде места для захоронения (код №); по содержанию кладбищ и прочих мест захоронения (код №); по уходу за могилами, прочими местами захоронения, включая услуги по озеленению кладбищ (код №).
Согласно п.п. 3 и 4 ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года для выявления факторов неблагоприятного воздействия мест погребения на окружающую среду, здоровье человека осуществляются государственный социально-гигиенический мониторинг и государственный экологический мониторинг (государственный мониторинг окружающей среды) в соответствии с законодательством Российской Федерации. При нарушении санитарных и экологических требований к содержанию места погребения органы местного самоуправления обязаны приостановить или прекратить деятельность на месте погребения и принять меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека, а также по созданию нового места погребения.
Санитарные правила и нормы «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» (СанПиН 2.1.2882-11), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача РФ № 84 от 28 июня 2011 года, устанавливают гигиенические требования к содержанию кладбищ.
Согласно ст. 42 Конституции РФ, ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10 января 2001 года «Об охране окружающей среды» каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья. Как следует из материалов дела, на территории Новоромановского сельского поселения Мглинского района в <адрес> находится общественное кладбище площадью 4400 кв. м., которое является открытым, общественным. Кладбище не стоит на учете в органе, осуществляющем государственную регистрацию права на недвижимое имущество. Согласно уведомления филиала ФГБУ «ФКП Россреестра» по Брянской области от ДД.ММ.ГГГГ. правопритязания, права требования, аресты, запрещения, заявленные в судебном порядке, на данный объект отсутствуют.
Таким образом, действующим законодательством обязанность по постановке на учет места захоронения общественного кладбища площадью 4400 кв. м., расположенного по адресу: <адрес>, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, возложена на Новоромановскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области.
В судебном заседании факт не постановки на учет общественного кладбища, расположенного по адресу: <адрес> площадью 4400 кв. м., в орган, осуществляющий государственную регистрацию права на недвижимое имущество, нашёл свое подтверждение.
Указанное бездействие административного ответчика, свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления возложенных на него обязанностей, о нарушении Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года «О погребении и похоронном деле» и нарушении прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
Не приведение территории кладбища в соответствие с нормами действующего земельного законодательства, кадастрового учета и его регистрации в установленном законом порядке, приведет к обезличиванию территории данного кладбища, отсутствию его на кадастровом учете, отсутствию права собственности Новромановской сельской администрации на территорию данного кладбища, а при осуществлении захоронений умерших - возможно нарушение санитарных правил и прав неограниченного круга лиц на благоприятную среду. Отсутствие определенных границ земельного участка препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения.
При проверке судом срока обращения в суд прокурора с данным административным иском, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, то нарушений срока обращения в суд не имеется, так как нарушение прав и свобод неопределённого круга лиц установлено прокурорской проверкой 19.05.2017 г., а административный иск в суд был заявлен 31.05.2017 г.
С учетом положении п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод, объем материальных и временных затрат, требуемых для выполнения необходимых мероприятий для постановки на учет общественное кладбище, суд считает необходимым установить срок для выполнения возложенной обязанности до 1.01.2019 г.
С учетом ч. 1 ст. 114 КАС РФ, судебные расходы по уплате государственной пошлине - 300 рублей, не подлежат взысканию с административного ответчика в доход государства, в соответствии п/п. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 226-227 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление прокурора Мглинского района к Новоромановской сельской администрации Мглинского района Брянской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> и о возложении обязанности по постановке на учёт места захоронения (кладбища) в <адрес> Мглинского района Брянской области - удовлетворить.
Признать бездействие Новоромановской сельской администрации Мглинского района Брянской области по непринятию мер по постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> площадью 4400 кв. м. - незаконным.
Обязать Новоромановскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области обратиться в филиал ФГБУ «ФКП Россреестра» по Брянской области с заявлением о постановке на учёт бесхозяйного объекта недвижимого имущества (кладбища), расположенного по адресу: <адрес> площадью 4400 кв. м. в срок до 1 января 2019 г.
На основании п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ Новоромановскую сельскую администрацию Мглинского района Брянской области от уплаты государственной пошлины освободить.
На решение могут быть поданы апелляционная жалоба или представление в Брянский областной суд в течение месяца.
Решение в окончательной форме изготовлено 4.07.2017 г.
Председательствующий: П. Н. Бушмелев