Судья – Быстрякова Д.С. Дело № 2-1177/2024
№ 33-10609/2024
Апелляционное определение
г. Симферополь 13 ноября 2024 года
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Крым в составе:
председательствующего судьи:судей:при секретаре: | Матвиенко Н.О.,Бойко З.А., Курской А.Г.,Бабовой М.С. |
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ковалевой Елены Владимировны к ФКУ «Управление Черноморского флота», ФКУ «182 финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ о взыскании задолженности по заработной плате, оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты
по апелляционной жалобе Ковалевой Елены Владимировны
на решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 18 июля 2024 года, которым Ковалевой Елене Владимировне в удовлетворении иска отказано.
Заслушав доклад судьи Матвиенко Н.О., судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Крым
Установила:
Ковалева Е.В. обратилась в суд с иском к ФКУ «Управление Черноморского флота», филиалу ФКУ «Управление Черноморского флота 2 финансово-экономическая служба» о взыскании задолженности по заработной плате, оплате отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты.
Иск был мотивирован тем, что ДД.ММ.ГГГГ она была принята на работу в филиал ФКУ «Управление Черноморского флота» - «2 финансово-экономическая служба» на должность ведущего бухгалтера отдела (учета материальных средств).
ДД.ММ.ГГГГ она была уволена по п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса.
За период осуществления трудовой деятельности, за ненадлежащее исполнение должностных обязанностей она неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности, что повлекло не выплату ей заработной платы в полном размере (должностного оклада, отпускных, компенсации за неиспользованный отпуск).
Задолженность по заработной плате, отпускным и компенсации за неиспользованный отпуск за период ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ составила 1 238 116, 05 рублей, из которой 732 321, 97 рубль - задолженность по заработной плате, 445 092, 37 рубля - задолженность по отпускным, 60 701, 71 рубль - задолженность по компенсации за неиспользованный отпуск.
Просила суд взыскать с работодателя в ее пользу задолженность в указанном выше размере, проценты, установленные ст. 236 Трудового кодекса, за задержку выплат по дату принятия судом решения.
Судом к участию в деле определением от ДД.ММ.ГГГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечена Инспекция по труду Республики Крым.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ судом произведена замена ответчика филиала ФКУ «Управление Черноморского флота 2 финансово-экономическая служба» на ФКУ «182 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ.
При разрешении спора стороной ответчика - ФКУ «182 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ было заявлено о пропуске истцом срока, установленного ст. 392 Трудового кодекса, на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате за период с июня 2015 года по февраль 2023 года и применении последствий его пропуска.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе Ковалева Е.В. оспаривает законность и обоснованность решения, ставит вопрос о его отмене. В доводах жалобы указывает на нарушение судом норм материального права и неверную оценку фактических обстоятельств дела.
В представленных суду апелляционной инстанции письменных возражениях ФКУ «182 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ, Министерство обороны РФ полагает решение суда законным и не подлежащим отмене по доводам жалобы.
В заседании суда апелляционной инстанции Ковалева Е.В. доводы апелляционной жалобы, представитель ФКУ «182 Финансово-экономическая служба» Министерства обороны РФ – Гайдук Е.И. возражения на апелляционную жалоб поддержали в полном объеме.
Иные лица, участвующие по делу, в заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте слушания дела извещены надлежащим образом, путем направления почтового извещения. Кроме того, информация о рассмотрении дела размещена на официальном сайте Верховного Суда Республики Крым.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. 167 ГПК РФ, принимая во внимание, что участники судебного разбирательства извещены надлежащим образом и за срок, достаточный для обеспечения явки и подготовки к судебному заседанию, не ходатайствовали об отложении судебного заседания, участие в судебном заседании является правом, а не обязанностью лица, участвующего в деле, но каждому гарантируется право на рассмотрение дела в разумные сроки, судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела при установленной явке.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией в порядке, установленном главой 39 ГПК РФ, с учетом ст. 327.1 ГПК РФ, по смыслу которой повторное рассмотрение дела в суде апелляционной инстанции предполагает проверку и оценку фактических обстоятельств дела и их юридическую квалификацию в пределах доводов апелляционной жалобы, представления и в рамках тех требований, которые уже были предметом рассмотрения в суде первой инстанции.
Учитывая положения ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, изучив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Статья 2 Трудового кодекса к основным принципам правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений относит, в том числе, обеспечение права каждого работника на своевременную и в полном размере выплату справедливой заработной платы, обеспечивающей достойное человека существование для него самого и его семьи, и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.
В соответствии с ч. 1 ст. 21 Трудового кодекса работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы.
Данному праву работника в силу ч. 2 ст. 22 Трудового кодекса корреспондирует обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работнику заработную плату в установленные законом или трудовым договором сроки и соблюдать трудовое законодательство, локальные нормативные акты, условия коллективного договора и трудового договора.
Частью 2 ст. 57 Трудового кодекса к обязательным условиям, подлежащим включению в трудовой договор, отнесены условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты).
Понятие заработной платы сформулировано в ч. 1 ст. 129 Трудового кодекса, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Согласно ст. 132 Трудового кодекса заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и максимальным размером не ограничивается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 1 ст. 135 Трудового кодекса заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов (должностных окладов), доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования, устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ч. 2 ст. 135 Трудового кодекса).
По смыслу приведенных положений в их взаимосвязи, заработная плата работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда и устанавливается трудовым договором в соответствии с действующей у работодателя системой оплаты труда.
При этом системы оплаты труда и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами и должны соответствовать трудовому законодательству и иными нормативным правовым актам, содержащим нормы трудового права.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ковалева Е.В. состояла с Министерством обороны РФ в трудовых отношениях, занимала должность ведущего бухгалтера отдела (учета материальных ценностей» филиала ФКУ «Управление Черноморского флота» - 2 финансово-экономическая служба».
Согласно п. 4.2 трудового договора, за выполнение обязанностей, предусмотренных трудовым договором, Ковалевой Е.В. был установлен должностной оклад в размере 9 010 рублей в месяц, надбавка за выслугу лет в установленных размерах от должностного оклада согласно стажу работу.
Пунктом 4.3 трудового договора было установлено, что Ковалевой Е.В. могут производиться иные выплаты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и Министерства обороны РФ.
В период осуществления трудовой деятельности, размер установленного Ковалевой Е.В. должностного оклада изменялся путем заключения соответствующих дополнительных соглашений, и с ДД.ММ.ГГГГ составлял 10 477 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – 11 054 рубля. Надбавка за выслугу лет (в размере 40 % от должностного оклада).
За период осуществления трудовой деятельности, Ковалева Е.В. неоднократно привлекалась к дисциплинарной ответственности.
Так, приказами от ДД.ММ.ГГГГ № и от ДД.ММ.ГГГГ Ковалева Е.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде замечания, приказами от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № к дисциплинарной ответственности в виде выговора.
Трудовые отношения с Ковалевой Е.В. были прекращены применительно к п. 5 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса.
Приказы о привлечении Ковалевой Е.В. к дисциплинарной ответственности и расторжении трудового договора по п. 5 ч.1 ст. 81 Трудового кодекса в установленном законом порядке не оспаривались и незаконными не признавались.
На основании заключенного трудового договора, оплата труда Ковалевой Е.В. производилась в соответствии с Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О мерах по реализации в Вооруженных Силах РФ Постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №», которым утверждены Положение о системе оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ и Порядок формирования и использования годового фонда оплаты труда гражданского персонала бюджетных учреждений Министерства обороны РФ, осуществляющих деятельность в сфере образования, медицины, культуры, науки, спорта, туристическо-оздоровительной, редакционно-издательской, а также воинских частей и иных организаций Вооруженных Сил РФ.
Указанным Положением предусмотрено, что выплаты компенсационного и стимулирующего характера, их размеры и условия выплаты устанавливаются положениями об оплате труда (коллективными договорами, иными локальными нормативными актами) в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, с участием профсоюзного органа или иного представительного органа работников в пределах лимитов бюджетных обязательств и средств, предусмотренных на эти цели годовым фондом оплаты труда, доведенных до получателей бюджетных средств соответствующими распорядителями средств федерального бюджета.
На выплаты стимулирующего характера также направляются средства экономии годового фонда оплаты труда, в том числе высвобождаемые в результате сокращения численности гражданского персонала, а также поступающие от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в соответствии с генеральным разрешением Министерства обороны РФ и сметами доходов и расходов по приносящей доход деятельности в установленном в Министерстве обороны РФ порядке.
В последующем оплата труда производилась в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, которым были утверждены Условия, размеры и Порядок осуществления выплат компенсационного и стимулирующего характера гражданскому персоналу (работникам) воинских частей и организаций Вооруженных Сил РФ.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти» установлено, что в целях повышения эффективного использования средств на оплату труда работников федеральных органов исполнительной власти при сокращении численности работников, лиц рядового и начальствующего состава размеры фондов оплаты труда и средств федерального бюджета на денежное довольствие, исчисленные на ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 4 этого Указа, сохраняются на очередной и последующие годы. Средства фондов оплаты труда работников и гражданского персонала, а также средства федерального бюджета на денежное довольствие военнослужащих остаются в распоряжении руководителей соответствующих федеральных органов исполнительной власти, и они могут использоваться ими, в том числе на выплату работникам, лицам рядового и начальствующего состава и гражданскому персоналу премий по результатам работы (службы).
Во исполнение Указа Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ № Министром обороны РФ издан Приказ от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных мерах по повышению эффективности использования фондов денежного довольствия военнослужащих и оплаты труда лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ», которым утвержден Порядок определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил РФ.
Согласно п. 1 указанного Порядка дополнительные выплаты военнослужащим и премии лицам гражданского персонала выплачиваются ежеквартально в пределах сумм, доведенных на эти цели до центральных органов военного управления, видов Вооруженных Сил, военных округов, флотов, родов войск Вооруженных Сил, объединений, соединений, воинских частей и организаций Вооруженных Сил.
Пункт 2 Порядка предусматривает, что расходы на дополнительное материальное стимулирование осуществляются за счет экономии бюджетных средств в результате сокращения численности личного состава Вооруженных Сил в пределах доводимых Министерству обороны РФ на соответствующий финансовый год лимитов бюджетных обязательств на выплату денежного довольствия военнослужащим и оплату труда лиц гражданского персонала.
Из приведенных выше норм следует, что дополнительное материальное стимулирование, установленное Приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № не является гарантированной выплатой обязательного характера, предусмотренной системой оплаты труда, и осуществлялось только за счет средств, высвободившихся в результате сокращения численности работников, то есть за счет экономии бюджетных средств в пределах доводимых на указанные цели Министерством обороны РФ лимитов.
В соответствии с Условиями, а также Положением о премировании гражданского персонала 2ФЭС (Приложение № к Коллективному договору 2ФЭС на 2021-2024 гг.) работникам 2ФЭС за своевременное и добросовестное исполнение должностных обязанностей и по результатам работы за месяц, при выполнении показателей, выплачивается ежемесячная премия. Выплата указанной премии производится в пределах трех должностных окладов в год, пропорционально должностному окладу, начисленному за фактически отработанное время, в пределах утвержденных контрольных сумм фондов заработной платы. При увольнении работника за совершение дисциплинарного проступка премия по результатам работы за соответствующий период не начисляется.
Согласно приказам начальника службы Ковалевой Е.В. в 2023 году выплачивалась ежемесячная премия в размере 25 % ежемесячно, за исключением осуществления расчета при увольнении.
На основании Условий, согласно Положению о премировании гражданского персонала 2ФЭС (Приложение № к Коллективному договору 2ФЭС на 2021-2024 гг.) выплаты премии за счет экономии фонда заработной платы производятся работникам 2ФЭС за качество выполняемых работ за месяц, квартал, полугодие, год и выплачиваются на основании приказа начальника 2ФЭС, в пределах утвержденных контрольных сумм фонда заработной платы. Начальник службы вправе повышать или понижать размеры индивидуальной премии с учетом личного вклада каждого работника в обеспечение повседневной жизнедеятельности 2ФЭС.
На основании приказа начальника службы от ДД.ММ.ГГГГ № Ковалевой Е.В. была произведена выплата стимулирующего характера за качество выполняемых работ в первом полугодии 2023 года за счет экономии фонда оплаты труда в размере 5 000 рублей.
Пунктами 24 и 25 Условий закреплено, что гражданскому персоналу (за исключением руководителей воинских частей и организаций) воинских частей и организаций устанавливается ежемесячная стимулирующая выплата за сложность, напряженность и специальный режим работы в размере 100 процентов должностного оклада. Гражданскому персоналу, не указанному в пункте 24 настоящего приложения, ежемесячная выплата стимулирующего характера за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается по решению Министра обороны РФ на основании ходатайств заместителей Министра обороны РФ, в которых указываются конкретные причины, послужившие основанием для данной выплаты.
Из содержания указаний заместителя командующего флотом по финансово-экономической работе от ДД.ММ.ГГГГ № дсп следует, что в целях сохранения достигнутого уровня оплаты труда и создания условий в дополнительной мотивации работников к выполнению своих функциональных обязанностей Министром обороны РФ ДД.ММ.ГГГГ принято решение об увеличении фонда оплаты труда для установления в соответствии с п. 25 Условий ежемесячной стимулирующей выплаты (надбавки) за сложность, напряженность и специальный режим работы из расчета 260 процентов должностного оклада ведущим бухгалтерам финансово-экономических служб (содержащихся на самостоятельных штатах). Размер выплаты за сложность, напряженность и специальный режим работы устанавливается при выполнении показателей и критериев оценки эффективности деятельности, которые определяются положениями об оплате труда (коллективными договорами). Размер выплаты за сложность, напряженность и специальный режим работы, устанавливаемый конкретному работнику, не может превышать размера, на установление которого работник имеет право по вышеуказанным основаниям.
Согласно п. 2.3.2. Положения об оплате труда гражданского персонала 2ФЭС работникам 2ФЭС устанавливается ежемесячная стимулирующая выплата (надбавка) за сложность, напряженность и специальный режим работы при выполнении показателей и критериев оценки эффективности деятельности, установленных в Приложении № к настоящему Коллективному договору.
Показатели и критерии оценки эффективности деятельности работников 2ФЭС, в соответствии с которыми устанавливается размер стимулирующей надбавки, определены в приложении № к Коллективному договору 2ФЭС на 2021-2024 годы.
В соответствии с показателями и критериями оценки эффективности деятельности работников отдела учета материальных средств от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которыми устанавливается размер стимулирующей надбавки, Ковалевой Е.В. определен коэффициент значимости в размере 0.5.
Согласно приказу начальника 2ФЭС от ДД.ММ.ГГГГ № «О выплате гражданскому персоналу ежемесячной стимулирующей выплаты за сложность, напряженность и специальный режим работы» с января 2023 года Ковалевой Е.В. установлена к выплате стимулирующая надбавка в размере 50 % должностного оклада.
Из представленных в материалы дела расчетных листов за 2023 год Ковалевой Е.В. ежемесячно выплачивалась стимулирующая надбавка за сложность, напряженность и специальный режим работы в установленном размере.
Пунктом 11 Порядка определения и расходования объемов бюджетных средств, направляемых на дополнительные выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и премии лицам гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, установлено, что лица гражданского персонала, имеющие дисциплинарное взыскание за неисполнение или ненадлежащее исполнение по их вине возложенных на них трудовых обязанностей, к дополнительному материальному стимулированию не представляются.
Поскольку к Ковалевой Е.В. приказом от ДД.ММ.ГГГГ № было применено дисциплинарное взыскание в виде замечания, она не была представлена к материальному стимулированию, установленному приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ с января по июнь 2023 года.
С августа по ноябрь 2023 года Ковалевой Е.В. по решению начальника службы ежемесячно выплачивалась премия согласно указанному Приказу, при определении размера которой начальник службы руководствовался объемом бюджетных средств, доведенных на указанные цели Министерством обороны РФ, и результатами исполнения Ковалевой Е.В. должностных обязанностей в период, за который производилось дополнительное материальное стимулирование.
Так согласно указаниям заместителя командующего флотом по финансово-экономической работе от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны РФ принято решение о ежемесячном дополнительном материальном стимулировании отдельных категорий гражданского персонала в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № в июле - сентябре 2023 года и октябре - декабре 2023 года соответственно с установлением расчетной суммы на одного работника финансово-экономической службы (содержащейся на самостоятельном штате) в месяц в размере 25 000 рублей.
При этом приказ Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № определяет максимальный размер стимулирования, в то время как минимальный размер не определяет, а также не предусматривает обязанности работодателя премировать работников денежными суммами в размере, равном расчетному.
Согласно материалам дела приказом начальника службы от ДД.ММ.ГГГГ № дсп Ковалева Е.В. была привлечена к дисциплинарной ответственности в виде выговора, что явилось основанием для непредставления ее к премированию в соответствии с Приказом Минобороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ № за ноябрь 2023 года.
В соответствии со ст. 115 ТК РФ работники имеют право на ежегодный основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней.
Помимо основного отпуска Трудовой кодекс предусматривает обязанность работодателей предоставлять дополнительные оплачиваемые отпуска: работникам, занятым на работах с вредными условиями труда 2-й, 3й или 4й степени либо опасными условиями труда, – не менее семи календарных дней (ст. 117 ТК РФ); работникам, труд которых связан с особым характером работы (ст. 118 ТК РФ); работникам с ненормированным рабочим днем – не менее трех календарных дней (ст. 119 ТК РФ); работникам, работающим в районах Крайнего Севера, – 24 календарных дня, работающим в местностях, которые приравнены к районам Крайнего Севера, – 16 календарных дней (ст. 321 ТК РФ).
В силу ст. 120 ТК РФ в число календарных дней отпуска не включаются нерабочие праздничные дни. В случае если работник имеет право на дополнительные отпуска, предусмотренные ст. 117 – 119, 321 ТК РФ, они суммируются с основным ежегодным отпуском.
Гражданскому персоналу, работающему по трудовым договорам, расчет отпускных производится в соответствии с общим порядком, установленным ст. 139 Трудового кодекса и Положением об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Сумма отпускных определяется как произведение среднего дневного заработка и количества календарных дней отпуска, где средний дневной заработок – это сумма фактически начисленной заработной платы за расчетный период, деленная на 12 календарных месяцев и 29,3 (среднемесячное число календарных дней) (ст. 139 ТК РФ).
Пунктом 4 Положения № установлено, что средний дневной заработок для оплаты отпуска исчисляется за последние 12 календарных месяцев. Данный порядок действует в отношении расчета компенсации за неиспользованные отпуска.
Из материалов дела следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ковалевой Е.В. был представлен ежегодный оплачиваемый отпуск за 2022-2023 года в количестве 34 календарных дней.
Поскольку премии, выплаченные Ковалевой Е.В. в соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ не входят в систему оплаты труда, не являются обязательной и гарантированной выплатой, носят стимулирующий характер, в годовом фонде оплаты труда не запланированы, не определены трудовым договором работника и не относятся к премиям и вознаграждениям, установленным системой оплаты труда, то указанные премии, выплаченные Ковалевой Е.В. за 2022-2023 годы, не могли быть учтены при расчете среднего дневного заработка при расчете отпускных.
В этой связи расчет отпуска был произведен Ковалевой Е.В. из расчета среднедневного заработка в размере 879,09 рублей. Аналогичным образом был произведен расчет компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с 15 июня по ДД.ММ.ГГГГ из расчета среднедневного заработка в сумме 933, 71 рублей.
Согласно материалам дела, при увольнении Ковалевой Е.В. на основании приказа начальника филиала ФКУ «Управление черноморского флота - 2 финансово-экономическая служба» от ДД.ММ.ГГГГ № дсп была произведена выплата компенсации за неиспользованный отпуск за период работы с ДД.ММ.ГГГГ (14 календарных дней из расчета 28 календарных дней) и 3 дополнительных дня согласно коллективному договору.
В соответствии с приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, Положением о премировании гражданского персонала (Приложение № к Коллективному договору 2ФЭС на 2021-2024гг.) единовременное денежное вознаграждение Ковалевой Е.В. не начислялось.
Исходя из изложенного, коллегия судей соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии со стороны работодателя перед истцом задолженности по выплате заработной платы, премии, отпускных, в том числе при увольнении.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований за период с июня 2015 года по февраль 2023 года включительно, суд первой инстанции также принял во внимание ходатайство ответчика о пропуске истцом срока за обращением в суд за разрешением индивидуального трудового спора о взыскании заработной платы, оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, компенсации за нарушение срока выплаты за период до марта 2023 года.
Коллегия судей с таким выводом соглашается.
Положениями ст. 392 Трудового кодекса, в редакции, действовавшей до ДД.ММ.ГГГГ, было установлено, что работник имеет право обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора в течение трех месяцев со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права.
Согласно этой же норме права в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №- ФЗ за разрешением индивидуального трудового спора о невыплате или неполной выплате заработной платы и других выплат, причитающихся работнику, он имеет право обратиться в суд в течение одного года со дня установленного срока выплаты указанных сумм, в том числе в случае невыплаты или неполной выплаты заработной платы и других выплат, причитающихся работнику при увольнении.
Частью 5 ст. 392 Трудового кодекса предусмотрено, что при пропуске по уважительным причинам сроков, установленных частями первой, второй, третьей и четвертой данной статьи, они могут быть восстановлены судом.
В п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что в качестве уважительных причин пропуска срока обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данному работнику своевременно обратиться с иском в суд за разрешением индивидуального трудового спора (например, болезнь, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимость осуществления уходы за тяжелобольными членами семьи).
Как разъяснено в п. 5 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», в п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О применении судами законодательства, регулирующего труд работников, работающих у работодателей - физических лиц и у работодателей - субъектов малого предпринимательства, которые отнесены к микропредприятиям» в качестве уважительных причин пропуска срока для обращения в суд могут расцениваться обстоятельства, объективно препятствовавшие работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора, как то: болезнь работника, нахождение его в командировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы, необходимости осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи и т.п.
В п. 16 постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № обращено внимание судов на необходимость тщательного исследования всех обстоятельств, послуживших причиной пропуска работником установленного срока обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора.
Оценивая, является ли то или иное обстоятельство достаточным для принятия решения о восстановлении пропущенного срока, суд не должен действовать произвольно, а обязан проверять и учитывать всю совокупность обстоятельств конкретного дела, не позволивших работнику своевременно обратиться в суд за разрешением индивидуального трудового спора. Например, об уважительности причин пропуска срока на обращение в суд за разрешением индивидуального трудового спора может свидетельствовать своевременное обращение работника с письменным заявлением о нарушении его трудовых прав в органы прокуратуры и (или) в государственную инспекцию труда, которыми в отношении работодателя было принято соответствующее решение об устранении нарушений трудовых прав работника, вследствие чего у работника возникли правомерные ожидания, что его права будут восстановлены во внесудебном порядке.
Следовательно, при разрешении индивидуального трудового спора, в случае заявления ответчиком (работодателем) о пропуске работником определенного законом срока обращения в суд за разрешением названного спора, суду надлежит устанавливать такие юридически значимые обстоятельства как момент начала течения такого срока и наличие уважительных причин, объективно препятствовавших работнику своевременно обратится в суд с таким иском
По данному делу спор возник относительно заработной платы в той части, которая работодателем не начислялась и не выплачивалась, и, как следствие, нарушение не может быть квалифицировано длящимся. В рассматриваемых правоотношениях срок на обращение с иском в суд подлежит исчислению отдельно по каждому платежу, с того дня, когда истец узнал или должен был узнать о нарушении своих прав, то есть с того момента, когда ежемесячная заработная плата, оплата отпуска должны были быть выплачены и не были выплачены истцу за отработанный месяц и при предоставлении отпуска.
Принимая во внимание, что Ковалева Е.В. обратилась в суд с настоящим иском ДД.ММ.ГГГГ, вывод суда о пропуске срока на обращение в суд с иском о взыскании задолженности по заработной плате и иным выплатам в рамках трудовых отношений за период до марта 2023 года пропущен.
При разрешении спора Ковалева Е.В. не ходатайствовала о восстановлении пропущенного срока обращения в суд и не указывала на наличие у нее уважительных причин его пропуска.
Не содержит каких-либо доводов в оговоренной части и апелляционная жалоба.
При разрешении спора истец ссылалась на юридическую безграмотность. Однако будучи дееспособным, не имея ограничений в выборе действий и распоряжении собственными правомочиями, истец имел возможность обращения в суд в установленный законом срок, однако в отсутствие объективных препятствий, своевременно право на судебную защиту не реализовал, а его юридическая неосведомленность (неграмотность) не может служить основанием для восстановления пропущенного срока на обращение в суд.
Исходя из положений ст. 236 Трудового кодекса следует, что материальная ответственность работодателя в виде выплаты работнику денежной компенсации в определенном законом размере наступает только при нарушении работодателем срока выплаты начисленных работнику заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся работнику по трудовому договору.
Поскольку суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истца о взыскании задолженности по выплате заработной платы, оплаты отпуска, компенсации за неиспользованный отпуск, то производные требования о взыскании компенсации за задержку указанных выплат, обоснованно оставлены без удовлетворения.
Доводы апелляционной жалобы не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения или сведений, опровергающих выводы суда, изложенные в решении. Доводы жалобы основаны на неверном применении и толковании норм материального и процессуального права и не могут являться основанием к отмене судебного постановления суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
Определила:
решение Феодосийского городского суда Республики Крым от 18 июля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ковалевой Елены Владимировны – без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 ноября 2024 года.
Председательствующий
Судьи