Дело № 2-143/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 июля 2022 года г. Солнечногорск
Солнечногорский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Гордеева И.И.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к ФИО3, Администрации г.о. Солнечногорск Московской области, Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровых ошибок,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратился в суд с иском к администрации городского округа Солнечногорск Московской области, ФИО3, Федеральному агентству лесного хозяйства об исправлении реестровой ошибки, признании недействительными сведения Единого государственного реестра недвижимости о местоположении границ земельного участка.
В обоснование требований истец указал, что является собственником земельного участка № с кадастровым номером № и № с кадастровым номером № площадью 1200 кв.м каждый, расположенных по адресу: <адрес>. Указанные земельные участки поставлены на кадастровый учёт, границы установлены, сведения о местоположении границ земельных участков внесены в ЕГРН. При повторном межевании земельных участков № и № принадлежащих истцу, кадастровым инженером было выявлено несоответствие фактического положения границ участков истца и кадастровых границ данных земельных участков, кадастровые границы смещены относительно фактических границ более чем на 26,6 метра. В целях осуществления кадастрового учёта истец обратился в администрацию городского округа Солнечногорск Московской области с заявлением о согласовании границ земельных участков, однако в согласовании границ земельных участков было отказано, со ссылкой на то, что границы земельного участка № с кадастровым номером №, в отношении которого подготовлен акт согласования местоположения границ, накладываются на границы земельного участка с кадастровым номером № сведения о котором имеются в государственном реестре недвижимости. Вместе с тем, границы земельных участков истца определены кадастровым инженером по границам, существующим на местности с момента формирования и предоставления участков, которые на местности закреплены с использованием объектов искусственного происхождения в виде забора, неизменно расположенного на местности свыше пятнадцати лет. При этом, споров по фактическому землепользованию нет. При таких обстоятельствах в настоящее время истец не имеет возможности осуществить кадастровый учёт указанных земельных участков, в связи с чем вынужден обратиться в суд.
В ходе судебного разбирательства истец уточнил исковые требования и просил установить местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами 50:09:0070302:910, 50:09:0070302:143 и 50:09:0070302:216, расположенных по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Бакеево, по варианту № экспертного заключения, выполненного экспертом АНО «ЦНИЭ» ФИО7
В судебное заседание истец ФИО2 не явился, о месте и времени судебного заседания извещён, его представитель по доверенности ФИО5 в судебное заседание явился, исковые требования поддержал с учётом их уточнений, просил удовлетворить.
Представитель ответчика – Администрация г.о. Солнечногорск Московской области в судебное заседание не явился, представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещён.
Ответчик ФИО3 в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён.
Представитель ответчика – Федеральное агентство лесного хозяйства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещён.
Представитель третьего лица Комитета лесного хозяйства Московской области в судебном заседании против удовлетворения иска возражал.
ФИО9 и ФИО10, привлеченные к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования, в судебное заседание не явились, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие, против удовлетворения заявленных требований не возражали.
Представитель третьего лица – Управление Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещён.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения явившихся лиц, оценив собранные по делу доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, в том числе, земли населенных пунктов, земли лесного фонда.
В силу ст. 8 Лесного кодекса РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Статьей 27 Земельного кодекса РФ установлено, что земельные участки из состава земель лесного фонда относятся к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии с п. 1 ст. 4.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» лесные участки в составе земель лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости.
В соответствии с ч. 1, 2 ст. 8 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее по тексту - ФЗ «О государственной регистрации недвижимости») в кадастр недвижимости вносятся основные и дополнительные сведения об объекте недвижимости. К основным сведениям об объекте недвижимости относятся характеристики объекта недвижимости, позволяющие определить такой объект недвижимости в качестве индивидуально-определенной вещи, а также характеристики, которые определяются и изменяются в результате образования земельных участков, уточнения местоположения границ земельных участков, строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машино-мест, перепланировки помещений.
ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» установлено, что местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.
В соответствии с ч. 1 ст. 43 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка и (или) его площади, за исключением случаев образования земельного участка при выделе из земельного участка или разделе земельного участка, при которых преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах, осуществляется при условии, если такие изменения связаны с уточнением описания местоположения границ земельного участка, о котором сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости, не соответствуют установленным на основании настоящего Федерального закона требованиям к описанию местоположения границ земельных участков.
В соответствии с ч. 1.1 ст. 43 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в указанных документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более. В этом случае допускается изменение площади такого земельного участка в соответствии с условиями, указанными в пунктах 32, 32.1 и 45 части 1 статьи 26 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 61 ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом (далее - реестровая ошибка), подлежит исправлению по решению государственного регистратора прав в течение пяти рабочих дней со дня получения документов, в том числе в порядке информационного взаимодействия, свидетельствующих о наличии реестровых ошибок и содержащих необходимые для их исправления сведения, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении реестровой ошибки.
Несоответствие указанным требованиям, как разъяснено Минэкономразвития России в письме от 6 ноября 2018 г. № 32226-ВА/Д23и, может выражаться, в том числе, в таких обстоятельствах как, в сведениях ЕГРН о местоположении границ земельного участка содержится реестровая ошибка (выраженная, например, в виде пересечения границ земельных участков или несоответствия содержащегося в ЕГРН описания местоположения границ земельного участка правоустанавливающему документу, документу об образовании земельного участка или фактическому положению на местности при отсутствии нарушения земельного законодательства - самовольного занятия земель или земельных участков, и тому подобное). Указанные обстоятельства являются основанием для уточнения местоположения границ земельного участка или земельных участков - выполнения соответствующих кадастровых работ и государственного кадастрового учета на основании подготовленных документов.
Как следует из материалов дела, ФИО2 является собственником земельного участка № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, право собственности зарегистрировано в органах Росреестра. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт; присвоен кадастровый №; участок прошёл межевание с установлением координат и линейных границ; сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН.
Также истцу принадлежит земельный участок № площадью 1200 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> на основании постановления Главы администрации Андреевского сельского округа Солнечногорского района № от ДД.ММ.ГГГГ «О закреплении земельного участка в собственность гр. ФИО2», право собственности зарегистрировано в Росреестре. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт; присвоен кадастровый №; участок прошёл межевание с установлением координат и линейных границ; сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН.
В 2020 году истец обратился к кадастровому инженеру ФИО6 с заявлением о проведении контрольного определения координат характерных точек границ вышеуказанных земельных участков.
В ходе выполнения кадастровых работ кадастровым инженером было установлено, что границы земельного участка № с кадастровым номером №, сведения о которых содержаться в ЕГРН, смещены относительно их фактического местоположения на расстоянии 26,6 м. и имеют площадь пересечения, равную 789 кв.м. на имеющиеся в ЕГРН границы земельного участка № с кадастровым номером №.
Кадастровым инженером по земельному участку № с кадастровым номером №, также установлено, что границы участка по сведениям ЕГРН имеют координаты двух контуров, первый из которых расположен на расстоянии 15,2 м. через дорогу от фактического местоположения, а второй – имеет наложение на имеющиеся в ЕГРН границы земельного участка №-а с кадастровым номером № площадью 292 кв.м. Площадь наложения фактических границ земельного участка № с кадастровым номером 50:09:0070302:143 на границы земельного участка №-а с кадастровым номером № составляет 425 кв.м., что свидетельствует о наличии реестровой ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №.
Ответчик ФИО3 является собственником земельного участка №-а площадью 800 кв.м, расположенного по адресу: <адрес> право собственности зарегистрировано в органах Росреестра. Земельный участок поставлен на кадастровый учёт; присвоен кадастровый №; участок прошёл межевание с установлением координат и линейных границ; сведения о местоположении границ земельного участка внесены в ЕГРН.
Поскольку в ходе судебного разбирательства возникла необходимость применения специальных познаний в области землеустройства, судом, по ходатайству истца, назначена и проведена судебная землеустроительная экспертиза, производство которой было поручено экспертам АНО «ЦНИЭ». Для ответа на поставленные судом вопросы, экспертом был проведен натурный осмотр земельных участков.
Из заключения эксперта АНО «ЦНИЭ» ФИО7 следует:
- Границы земельных участков с кадастровыми номерами № абсолютно не совпадают со своими фактическими границами. Более того, по данным ЕГРН границы участка с кадастровым номером № имеют два контура, один из которых находится через асфальтированную дорогу, внутри границ соседнего земельного участка, не имеющего общих границ с фактическими границами участка с кадастровым номером №;
- Ввиду несоответствия фактических границ исследуемых участков с их границами по данным из ЕГРН, раздвоением контура участка с кадастровым номером № и увеличением его площади по имеющимся в выписки ЕГРН координатам в два раза (2400 м.кв. вместо 1200 м.кв.), с учетом пересечения границ по сведениям ЕГРН участков с кадастровыми номерами №, однозначно имеет место реестровая ошибка в сведениях о местоположении границ земельных участков с кадастровыми номерами №.
Руководствуясь сведениями, содержащимися в правоустанавливающих документах о площади и адресном местоположении земельных участков, фактическими границами, существующими на местности и закреплёнными с использованием объекта искусственного происхождения (забор), а также сведениями ЕГРН о прохождении границ смежных земельных участков, эксперт АНО «ЦНИЭ» ФИО7 счёл возможным уточнить местоположение границ земельных участков с кадастровыми номерами №.
Экспертом предложены два варианта установления границ земельных участков истца и ответчика ФИО3
Допрошенный в судебном заседании эксперт ФИО7 поддержал свое заключение и дал суду пояснения о том, какие методы применялись при проведении землеустроительной экспертизы, каким образом проводилось установление границ земельных участков, каким образом эксперт пришел к выводам, изложенным в заключении.
Указанное заключение суд оценивает в совокупности с другими доказательствами, представленными сторонами, и считает, что данное заключение в полной мере является допустимым и достоверным доказательством, оно соответствует материалам дела, эксперт дал конкретные ответы на поставленные судом вопросы. Каких-либо доказательств, которые могли бы поставить под сомнение правильность либо обоснованность выводов эксперта, суду не представлено. У суда отсутствуют основания не доверять экспертному заключению, так как экспертиза проведена в соответствии с требованиями процессуального законодательства. В заключении приведены ссылки на нормативную и методическую документацию, использованную при производстве экспертизы.
Эксперт до начала производства экспертизы был предупреждён об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст. 307 УК РФ, имеет необходимые для производства подобного рода экспертиз образование, квалификацию, специальность, стаж работы.
Проанализировав содержание заключения, суд приходит к выводу о том, что оно в полном объеме отвечает требованиям законодательства, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, сделанные в результате его выводы и научно обоснованные ответы на поставленные вопросы. Основания для сомнения в правильности заключения и в объективности и беспристрастности эксперта отсутствуют.
Стороной ответчика заключение эксперта не оспорено, ходатайств о назначении повторной или дополнительной экспертизы не заявлено.
Кроме того, судом принято во внимание, что, Конституционный Суд Российской Федерации, рассматривая вопрос конституционности статьи 7 Лесного кодекса Российской Федерации, сформировал позицию (Определения от 21.09.2017г. №-О; от 21.09.2017г. №-О, от 21.09.2017г. №-О), согласно которой для преодоления противоречивого толкования положений законодательства в правоприменительной практике и защиты законных интересов добросовестных приобретателей земельных участков был принят Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Положениями Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», в целях устранения взаимоисключающего характера сведений государственного лесного реестра и Единого государственного реестра недвижимости установлен приоритет сведений Единого государственного реестра недвижимости над сведениями государственного лесного реестра.
Статьей 4 указанного выше Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Пунктом 7 ст. 62.4 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (с учетом внесенных изменений Федеральным законом от 29.07.2017 года № 280-ФЗ) установлено, что земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до 1 января 2016 года и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до 1 января 2016 года, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 60.2 ФЗ № 218-ФЗ ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» если при осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, права на который возникли до 1 января 2016 года и до даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ лесного участка, было выявлено пересечение границ такого земельного участка с границами лесного участка, лесничества, данное обстоятельство не является препятствием для осуществления государственного кадастрового учета указанного земельного участка.
Статьей 5 указанного выше Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».
Частью 3 ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 2004 года № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с учетом внесенных изменений Федеральным законом от 29 июля 2017г. № 280-ФЗ) установлено, что в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Частью 9 ст. 10 Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» до 1 января 2023г. установлены особые правила проведения согласования местоположения границ земельных участков, предоставленных до 8 августа 2008 года для садоводства, огородничества, дачного хозяйства, личного подсобного хозяйства или индивидуального жилищного строительства, в соответствии с которыми согласование местоположения частей границ указанных земельных участков не проводится в случае, если такие части границ одновременно являются частями границ лесных участков и расположены в границах лесничеств или лесопарков.
При этом в силу ч. 10 ст. 10 названного выше Федерального закона от 29.07.2017 года № 280-ФЗ в случае уточнения местоположения границ земельного участка, смежного с лесным участком, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, не вправе возражать против согласования местоположения границ такого земельного участка, если площадь такого земельного участка увеличивается не более чем на десять процентов площади, указанной в правоустанавливающих документах или документах, удостоверяющих права на такой земельный участок.
Обосновывая свои доводы о том, что земельные участки с кадастровыми номерами № расположены на землях лесного фонда, представитель Комитета лесного хозяйства Московской области ссылается на то, что данный факт подтверждается сведениями, содержащимися в Региональной географической информационной системе Московской области, созданной в соответствии с постановлением Правительства Московской области от 23.10.2012 № 1335/38, которая позволяет осуществить сопоставление в электронном виде границ земель лесного фонда и границ земельных участков, выявляя наложения при их наличии.
Сама по себе программа Региональной географической информационной системы Московской области и распечатки из нее не могут служить подтверждением нахождения указанных выше земельных участков на землях лесного фонда.
Судом установлено, что земельные участки принадлежащие истцу сформированы на местности более пятнадцати лет. С момента образования земельных участков и до настоящего времени их площадь и местоположение не изменялись.
Доказательств отсутствия у истца прав на уточнение местоположения границ земельных участков суду не представлено, как не представлено и доказательств наличия споров относительно границ земельных участков со сторон других смежных землепользователей.
При сложившихся обстоятельствах суд считает возможным установить границы земельных участков с кадастровыми номерами № по фактическим границам с соответствующей уточненной площадью по каждому из участков и по координатам содержащихся в выписке из ЕГРН (земельный участок с кадастровым номером №), по варианту № экспертного заключения, выполненного экспертом АНО «ЦНИЭ» ФИО7, поскольку границы земельных участков не влекут нарушений прав смежных землепользователей, обоснованных возражений против таких границ не заявлено, суд находит заявленные исковые требования подлежащими удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск ФИО2 удовлетворить.
Исправить реестровую ошибку в части описания местоположения границ земельного участка № с кадастровым №, в соответствии с геоданными, отраженными в приложении № таблица № вариант № заключения эксперта «ЭЗ-237/2022 с уточненной площадью 1183 кв.м, по нижеуказанным координатам:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Исправить реестровую ошибку в части описания местоположения границ земельного участка № с кадастровым №, в соответствии с геоданными, отраженными в приложении № таблица № вариант № заключения эксперта «ЭЗ-237/2022 с уточненной площадью 1245 кв.м, по нижеуказанным координатам:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Исправить реестровую ошибку в части описания местоположения границ земельного участка №а с кадастровым 50:09:0070302:216, в соответствии с геоданными, отраженными в приложении № таблица № вариант № заключения эксперта «ЭЗ-237/2022 с уточненной площадью 836 кв.м, по нижеуказанным координатам:
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
<данные изъяты> | <данные изъяты> | <данные изъяты> |
Решение суда является основанием для внесения соответствующих изменений в ЕГРН.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Солнечногорский городской суд Московской области в течение месяца, с момента составления мотивированного решения, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ.
Судья: Гордеев И.И.