УИД 87RS0006-01-2021-000602-51
Производство № 2-353/2021
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
9 декабря 2021 года пгт. Провидения
Провиденский районный суд Чукотского автономного округа в составе председательствующего судьи Деркач Н.Н.,
при секретаре Байтлер Е.С.,
с участием прокурора Ковалевой О.А., действующей на основании поручения об участии в рассмотрении гражданского дела №гр-21 от д.м.г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Провиденского района Чукотского автономного округа, поданному в интересах У к администрации Провиденского городского округа о возложении обязанности предоставить У, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пгт. Провидения,
установил:
<адрес> обратился в Провиденский районный суд <адрес> в интересах У с исковым заявлением к администрации Провиденского городского округа <адрес> (далее администрация Провиденского ГО) о возложении обязанности предоставить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу У, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пгт. Провидения.
В обоснование заявления указано, что прокуратурой <адрес> проведена проверка по обращению У о нарушении его жилищных прав, в ходе которой установлено, что У, относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Мать У – У умерла д.м.г., отец У умер д.м.г.. Постановлением администрации Провиденского муниципального района от д.м.г. № У включен в список льготной очереди для получения внеочередного жилья. д.м.г. У обратился в администрацию Провиденского ГО с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения в пгт. Провидения, но до настоящего времени жилым помещением не обеспечен. У не является собственником и нанимателем жилого помещения. В силу абз. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона от д.м.г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 2021 года по достижении возраста 18 лет, у У возникло право на получение благоустроенного жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений.
Истец У в заявлении от д.м.г. указал, что иск прокурора, поданный в его интересах к администрации Провиденского ГО о возложении обязанности предоставить ему, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пгт. Провидения поддерживает в полном объеме (л.д.41).
д.м.г. от ответчика в суд поступило заявление за подписью главы администрации Провиденского ГО Подлесного Е.В., в котором указано, что администрация Провиденского ГО исковые требования признает в полном объеме, последствия признания иска известны, просят установить срок исполнения решения по д.м.г. (л.д. 49).
Истец У в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела с его участием не ходатайствовал, в заявлении от д.м.г. просил провести судебное заседание без его участия (л.д. 51, 41).
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания администрация Провиденского ГО извещена надлежащим образом, в телефонограмме № от д.м.г. представитель ответчика просил рассмотреть дело без участия представителя администрации Провиденского ГО.
Суд в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ рассмотрел дело в отсутствие истца и представителя ответчика.
В судебном заседании прокурор заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в заявлении, просил их удовлетворить.
Выслушав прокурора, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч.ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Пунктом «к» ст.72 Конституции РФ жилищное законодательство отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон от д.м.г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Федеральный закон от д.м.г. № 159-ФЗ) определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно ст.1 указанного Федерального закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.
В соответствии с требованиями п. 1 и 7 ст. 8 Федерального закона от д.м.г. № 159-ФЗ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения указанным лицам предоставляются по их заявлению в письменной форме по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения указанным лицам могут быть предоставлены по их заявлению в письменной форме ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме указанных лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, медицинских организациях и иных организациях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, профессионального обучения, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В абзаце 2 пп. 1 п. 4 ст. 8 указанного Федерального закона закреплено правило, согласно которому проживание данной категории лиц в ранее занимаемых жилых помещениях в качестве нанимателей жилых помещений по договорам социального найма или членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилых помещений, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц, в частности в связи с проживанием на любом законном основании в таких жилых помещениях лиц, лишенных родительских прав в отношении этих детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ.
Согласно п.5 ст.8 указанного Федерального закона порядок установления факта невозможности проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
В соответствии с п. 7 ст. 8 указанного закона жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
Как следует из ст.109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования.
В соответствии с п.2 ст. <адрес> от д.м.г. №-ОЗ «О дополнительных гарантиях прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на жилое помещение в <адрес>» действие указанного Закона распространяется на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством <адрес>.
Указанным Законом не требуется наличие вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с ч.3 ст.72 ЖК РФ.
Законом Чукотского автономного округа от 22.10.2009 № 126-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления Чукотского автономного округа государственными полномочиями Чукотского автономного округа по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений» органы местного самоуправления муниципальных образований Чукотского автономного округа наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений на неограниченный срок.
Как следует из ст. 41 Устава Провиденского городского округа, размещенного в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте администрации Провиденского ГО (http://provadm.ru), администрация Провиденского ГО - исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления Провиденского городского округа, наделенный Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления Провиденского городского округа федеральными законами и законами Чукотского автономного округа. Администрация Провиденского ГО является юридическим лицом.
Таким образом, суд считает, что администрация Провиденского ГО является надлежащим ответчиком по настоящему спору.
Как установлено судом и следует из материалов дела, У родился д.м.г. (18 лет) в <адрес> Чукотского АО, в графе «Мать» указана У, в графе «Отец» указан У (л.д.13), имел регистрацию по месту пребывания по адресу: Чукотский АО, <адрес>, пгт. <данные изъяты>, <адрес> до д.м.г. (л.д. 13, 18).
Согласно свидетельству о смерти I-ПА №, выданному д.м.г. отделом ЗАГС администрации Провиденского муниципального района <адрес> У умерла д.м.г., о чем д.м.г. составлена запись акта о смерти № (л.д.15)
Из повторного свидетельства о смерти I-ПА №, выданного д.м.г. отделом ЗАГС администрации Провиденского муниципального района Чукотского АО, следует, что У умер д.м.г., о чем д.м.г. составлена запись акта о смерти № (л.д.14).
Постановлением администрации Провиденского муниципального района Чукотского АО от д.м.г. № У как несовершеннолетний, оставшийся без попечения родителей, включен в списки льготной очереди для получения внеочередного жилья в Провиденском муниципальном районе (л.д.19).
Как следует из постановления № от д.м.г., администрацией Провиденского муниципального района утвержден список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, подлежащих обеспечению жилыми помещениями в Провиденском муниципальном районе по состоянию на д.м.г.. Согласно приложению к указанному постановлению в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, в с.<адрес> под цифрой 2 включен У, д.м.г. года рождения (л.д.20-21).
Из материалов дела следует, что на основании приказа Департамента социальной политики <адрес> № от д.м.г. временным опекуном У являлась У и ей полагались выплаты денежных средств на содержание ребенка (л.д.22).
Согласно информационному письму Департамента социальной политики Чукотского АО от д.м.г. У включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в <адрес>, утвержденного приказом Департамента № от д.м.г. (л.д.23-24).
д.м.г. У обратился в администрацию Провиденского ГО с письменным заявлением о предоставлении ему жилого помещения как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей (л.д.8).
Из ответа администрации Провиденского ГО от д.м.г. № У-<данные изъяты> следует, что администрацией заключен муниципальный контракт на ремонт жилого помещения с последующим включением его в специализированный жилищный фонд и распределением У по заявлению. Работа по исполнению муниципального контракта начата, но в силу наступления форс-мажорных обстоятельств, не зависящих от подрядчика, по невозможности доставки стройматериалов из <адрес> в порт Провидения в навигацию 2021 года, исполнение муниципального контракта откладывается до срока доставки стройматериалов (конец октября-начало ноября) (л.д.9).
Как следует из приказа департамента социальной политики Чукотского АО № от д.м.г.. в приложение к приказу департамента социальной политики Чукотского АО от д.м.г. № внесено изменение в список детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, их числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Чукотском АО, изложить в новой редакции согласно приложению к настоящему приказу. Согласно приложению к приказу № от д.м.г. в список под пунктом 7 числится У, д.м.г. года рождения, проживающий ранее по адресу: <адрес>-а, <адрес>, включен в список д.м.г., ранее занимаемое жилое помещение не соответствует норме площади жилого помещения, планируемая дата обеспечения жилым помещением д.м.г. (л.д.10-11).
Ответчик не представил доказательства в подтверждение факта наличия у У жилого помещения на праве собственности.
Сведений о предоставлении жилого помещения У на момент рассмотрения дела в суде также не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора <адрес> о возложении обязанности предоставить У, как лицу из числа детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированного жилищного фонда, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте, подлежит удовлетворению.
Принимая решение, суд также учитывает, что администрация Провиденского ГО признала исковые требования истца в полном объеме, указав об этом в заявлении от д.м.г., направленном в адрес суда.
На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований прокурора.
Согласно ч. 2 ст. 206 ГПК РФ в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В исковом заявлении прокурор просит установить срок, в течение которого администрация Провиденского ГО обязана предоставить У жилое помещение, - 6 месяцев со дня вступления решения в законную силу.
Поскольку обязанность представления жилья У может быть исполнена лишь администрацией Провиденского ГО, суд приходит к вводу о необходимости установления администрации Провиденского ГО срока, в течение которого ей надлежит исполнить решение суда – 6 месяцев. Суд находит данный срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
В соответствии с п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ администрация Провиденского ГО, выступающая по делу в качестве ответчика, освобождена от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора <адрес>, заявленные в интересах У к администрации Провиденского городского округа о возложении обязанности предоставить У, как лицу из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения в пгт. Провидения – удовлетворить.
Обязать администрацию Провиденского городского округа <адрес> предоставить в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу У, д.м.г. года рождения, в пгт. Провидения Провиденского городского округа <адрес> благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее санитарным и техническим требованиям, не ниже нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, установленной в данном населенном пункте.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд <адрес> через Провиденский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Н.Н. Деркач
Мотивированное решение составлено 10.12.2021