Дело № 2-1147/2016
Поступило в суд 10.10.2016
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
р.п. Мошково Новосибирская область «15» ноября 2016 года
Мошковский районный суд Новосибирской области в составе:
Председательствующего Шинко Ж.А.
При секретаре Фоль М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Мошковского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц к администрации Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности выделить денежные средства на оборудование МКОУ «Балтинская СОШ» системой видеонаблюдения, Муниципальному казенному образовательному учреждению «Балтинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Мошковского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности выделить денежные средства на оборудование МКОУ «Балтинская СОШ» системой видеонаблюдения, Муниципальному казенному образовательному учреждению «Балтинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения, в котором указал следующее:
Прокуратурой района проведена проверка антитеррористической защищенности образовательных учреждений района, в результате которой выявлены нарушения требований законодательства.
Согласно информации, представленной управлением образования администрации Мошковского района, МКОУ «Балтинская СОШ» не имеет системы видеонаблюдения.
В соответствии с п. 1 и 7 ст. 2 ФЗ от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму», одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.
На основании п. 1 ч. 13 ст. 30 ФЗ от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.
Согласно п. 6.48 СП 118.13330.2012 «Общественные здания и сооружения», утвержденным Приказом Минрегиона России № 635/10 от 29.12.2011, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся на первом этаже следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры "Службы 112".
«Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 определено, что к основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относятся, в том числе организационно-технические: разработка и реализация целевых программ и мероприятий по обеспечению критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей техническими средствами защиты, совершенствование механизма ответственности за несоблюдение требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов террористической деятельности и улучшение технической оснащенности субъектов противодействия терроризму. Оснащение зданий федеральных государственных учреждений образования и организаций науки инженерными средствами охраны, камерами видеонаблюдения, кнопками экстренного вызова и прямой связи с органами МВД России в соответствии с требованиями МВД России, ФСБ России, НАК, предусмотрено Комплексом мер по противодействию терроризму в сфере образования и науки (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 04.06.2008 N170).
Согласно ч.2 ст. 6 Федерального Закона РФ № 273-ФЗ от 29.12.2012 «Об образовании в Российской Федерации», образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. В силу п.8 ч.1 ст. 41 данного закона, охрана здоровья обучающихся включает в себя обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
Пунктом 23 Требований к антитеррористической защищенности мест массового пребывания людей, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 272 от 25.03.2015, все места массового пребывания людей независимо от установленной категории, оборудуются системой видеонаблюдения. Таким образом, действующее законодательство устанавливает, что в целях охраны жизни и здоровья учащихся образовательных учреждений, а также в целях осуществления мероприятий по противодействию терроризму, необходимо оборудование образовательных учреждений системами видеонаблюдения.
Согласно Уставу, МКОУ «Балтинская СОШ» является некоммерческой организацией, учредителем и собственником имущества является администрация Мошковского района Новосибирской области.
В силу п. 6.1 ч. 1 ст. 15 ФЗ 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.
В соответствии с п.5 4.1 ст.9 Федерального закона РФ № 273-ФЗ, к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий. Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации" предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В силу ст. ст. 139 и 140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе самостоятельно устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно ст. 210 ГК РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, в данном случае администрации Мошковского района.
Непринятие мер по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности образовательных учреждений создает реальную угрозу нарушения конституционных прав неопределенного круга лиц граждан на жизнь, здоровье, так как неисполнение требований законодательства, ставит под угрозу жизнь и здоровье неопределенного числа лиц.
Круг лиц, права которых могут быть нарушены бездействием ответчика, является неопределенным, так как включает в себя не только учащихся МКОУ «Балтинская СОШ», которые в настоящее время обучаются в учреждении, но также и тех, кто в дальнейшем будет в них обучаться. Просит суд обязать администрацию Мошковского района Новосибирской области выделить денежные средства на оборудование МКОУ «Балтинская СОШ» системой видеонаблюдения, МКОУ «Балтинская средняя общеобразовательная школа» оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения.
В судебном заседании помощник прокурора Бондарева Е.В. отказалась от заявленных требований и просила прекратить производство по делу, в связи с добровольным исполнением требований администрацией Мошковского района Новосибирской области и МКОУ «Балтинская СОШ».
Представитель ответчика - администрации Мошковского района Новосибирской области Щербинина Л.М. просила прекратить производство по делу в связи с исполнением требований.
Представитель ответчика - МКОУ «Балтинская СОШ» Зверева М.В. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело без ее участия, указав в отзыве, что система видеонаблюдения установлена 15 ноября 2016 года.
В соответствии со ст. 39 ГПК РФ истец вправе отказаться от иска, который должен быть принят судом.
Суд, принимая во внимание отказ истца от требований, считает, что это не противоречит закону и не нарушает права и охраняемые законом интересы других лиц.
Согласно ст.220 ГПК РФ производство по делу прекращается при отказе истца от иска. Последствия прекращения производства по делу, предусмотренные ст.221 ГПК РФ, истцу разъяснены.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. 220 ГПК РФ, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
Принять отказ прокурора Мошковского района Новосибирской области в защиту прав неопределенного круга лиц от искового заявления к администрации Мошковского района Новосибирской области о возложении обязанности выделить денежные средства на оборудование МКОУ «Балтинская СОШ» системой видеонаблюдения, Муниципальному казенному образовательному учреждению «Балтинская средняя общеобразовательная школа» о возложении обязанности оборудовать здание образовательного учреждения системой видеонаблюдения и производство по делу № 2-1147/2016 прекратить.
Повторное обращение в суд по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
Определение может быть обжаловано в Новосибирский областной суд в течение пятнадцати дней через Мошковский районный суд Новосибирской области.
Судья Ж.А. Шинко