Решение по делу № 2а-799/2018 от 29.01.2018

К делу № 2а-799/2018г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 февраля 2018 РіРѕРґР°                            РіРѕСЂРѕРґ Крымск

РЎСѓРґСЊСЏ Крымского районного СЃСѓРґР°                    Р›СЏС… Р”.Р“.

рассмотрев дело в порядке упрощенного (письменного) производства по административному исковому заявлению Крымского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия администрации в части неисполнения законодательства, регулирующего вопросы похоронного дела и погребения,

У С Т А Н О В И Л:

Крымский межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района о признании незаконным бездействия администрации в части в части неисполнения законодательства, регулирующего вопросы похоронного дела и погребения.

Свои требования мотивирует тем, что Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Кеслеровского сельского поселения Крымского района законодательства, регулирующего вопросы похоронного дела и погребения.

В ходе проверки установлено, что не приняты нормативные правовые акты устанавливающие:

порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела (ч.2 ст. 29 Закона № 8-ФЗ);

порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих, закрытых для свободных захоронений и закрытых) (п.5 ч.2 ст. 13.1 Закона № 666-КЗ);

регламентацию порядка сноса надмогильных сооружений (надгробий) и оград, установленных за пределами мест захоронения (ч.1 ст. 18.2 Закона № 666-КЗ);

регламентацию образца книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядка ее ведения (ч.4 ст. 18.2 Закона № 666-КЗ);

установление величины платы за резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения (ч.8 ст. 22 Закона № 666-КЗ);

регламентацию порядка регистрации захоронений, произведенных на территории кладбища (ч.8 ст. 15.1 Закона № 666-КЗ);

установление порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения (ч.6 ст. 22.1, ч.3 ст. 22.2Закона № 666-КЗ);

регламентацию порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников) (ч.4 ст. 25.1 Закона № 666-КЗ);

административные регламенты по предоставлению мест родственного захоронения, подзахоронению на месте родственного захоронения; по принятию решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения; по предоставлению мест почетного и воинского захоронения; по выдаче свидетельств о регистрации захоронений; по перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников) (ст. 25.1 Закона № 666-КЗ).

Отсутствие нормативных правовых актов в сфере погребения выявлялись ранее, надзирающим прокурором 22.08.2016 за № 7-01-2016/5468 в администрацию Кеслеровского сельского поселения вносилось представление об их устранении выявленных нарушений, однако требования прокурора об исполнении полномочий, определенных федеральным и региональным законодательством не исполнены.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела в сельском совете не создана.

Поскольку создание специализированной службы прямо предписано федеральным законодательством, то ее отсутствие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Кеслеровского сельского поселения, на получение гарантий осуществления погребения, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления по осуществлению определенных законом и Уставом полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Незаконное бездействие администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района затрагивает интересы неопределенного круга лиц, ущемляет их права на получение информации в рассматриваемой сфере, что в соответствии со ст. 39, 218 КАС РФ дает прокурору право обратиться в суд с соответствующим административным заявлением.

Просит признать незаконным бездействие администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района в части неисполнения полномочий в сфере погребения.

В целях исполнения полномочий, определенных п. 22 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», Федеральным законом от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» обязать администрацию Кеслеровского сельского поселения Крымского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Обязать принять в установленном порядке нормативные правовые акты, устанавливающие:

порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела;

порядок проведения инвентаризации мест захоронений на кладбищах, (действующих, закрытых для свободных захоронений и закрытых);

регламентацию порядка сноса надмогильных сооружений (надгробий) и оград, установленных за пределами мест захоронения;

регламентацию образца книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения;

установление величины платы за резервирование мест семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения;

регламентацию порядка регистрации захоронений, произведенных территорий кладбища;

установление порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения;

регламентацию порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц;

порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения, в том числе, для семейных (родовых) захоронений;

административные регламенты по предоставлению мест родственного захоронения, подзахоронению на месте родственного захоронения; по принятию решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения; по предоставлению мест почетного и воинского захоронений; по выдаче свидетельств о регистрации захоронений; по перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).

От представителя административного истца Крымского межрайонного прокурора поступило заявление с просьбой удовлетворить исковые требования и рассмотреть дело в порядке упрощенного (письменного) производства.

От представителя административного ответчика главы Кеслеровского сельского поселения Крымского района Краснодарского края поступило заявление с просьбой рассмотреть административное исковое заявление в его отсутствие, не возражает против рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства. Не возражает против удовлетворения административных исковых требований

Изучив письменные материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, прокурор в пределах своей компетенции может обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В силу части 8 и пункта 1 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.

Крымской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения администрацией Кеслеровского сельского поселения Крымского района законодательства, регулирующего вопросы похоронного дела и погребения.

Р’ соответствии СЃ Рї. 22 С‡.1. С‡.3 СЃС‚. 14 Федерального закона РѕС‚ 06.10.2003 в„– 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления РІ Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№     Федерации» Рё Закона Краснодарского края РѕС‚ 08.08.2016 в„– 3459-РљР— «О закреплении Р·Р° сельскими поселениями Краснодарского края отдельных РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ местного значения РіРѕСЂРѕРґСЃРєРёС… поселений» РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ организации ритуальных услуг Рё содержания мест захоронения отнесены Рє вопросам местного значения.

Организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения регулируются Федеральным законом от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» и Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» (далее Закон №8-ФЗ и Закон № 666-КЗ).

В соответствии с ними организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления, в компетенцию которых входит принятие нормативных правовых актов.

Как следует из материалов проверки и информации администрации Кеслеровского сельского поселения от 09.10.2017 № 1444 органами местного самоуправления Кеслеровского сельского поселения не приняты нормативные акты устанавливающие:

порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела (ч.2 ст. 29 Закона № 8-ФЗ);

порядок проведения инвентаризации мест захоронения на кладбищах (действующих, закрытых для свободных захоронений и закрытых) (п.5 ч.2 ст. 13.1 Закона № 666-КЗ);

регламентацию порядка сноса надмогильных сооружений (надгробий) и оград, установленных за пределами мест захоронения (ч.1 ст. 18.2 Закона № 666-КЗ);

регламентацию образца книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядка ее ведения (ч.4 ст. 18.2 Закона № 666-КЗ);

установление величины платы за резервирование места семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения (ч.8 ст. 22 Закона № 666-КЗ);

регламентацию порядка регистрации захоронений, произведенных на территории кладбища (ч.8 ст. 15.1 Закона № 666-КЗ);

установление порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения (ч.6 ст. 22.1, ч.3 ст. 22.2Закона № 666-КЗ);

регламентацию порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронения на иных лиц (родственников, близких родственников) (ч.4 ст. 25.1 Закона № 666-КЗ);

административные регламенты по предоставлению мест родственного захоронения, подзахоронению на месте родственного захоронения; по принятию решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения; по предоставлению мест почетного и воинского захоронения; по выдаче свидетельств о регистрации захоронений; по перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников) (ст. 25.1 Закона № 666-КЗ).

Отсутствие нормативных правовых актов в сфере погребения выявлялись ранее, надзирающим прокурором 22.08.2016 за № 7-01-2016/5464 в администрацию Кеслеровского сельского поселения вносилось представление об их устранении выявленных нарушений, однако требования прокурора об исполнении полномочий, определенных федеральным и региональным законодательством не исполнены.

Специализированная служба по вопросам похоронного дела в сельском совете не создана.

Федеральный закон № 8-ФЗ регулирует отношения, связанные с погребением умерших, и устанавливает: гарантии погребения умершего с учетом волеизъявления, выраженного лицом при жизни, и пожелания родственников; гарантии предоставления материальной и иной помощи для погребения умершего; санитарные и экологические требования к выбору и содержанию мест погребения; основы организации похоронного дела в Российской Федерации как самостоятельного вида деятельности.

На основании п. 1-2 ст. 9 Федерального закона № 80ФЗ супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом). Услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела.

Р’ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 12 Федерального закона в„– 8-ФЗ, возможность осуществления погребения специализированной службой РїРѕ вопросам РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕРіРѕ дела являются социальной гарантией для лица, личность которого РЅРµ установлена, либо Сѓ которого отсутствуют родственники или иные законные представители, РЅР° достойное отношение Рє его телу после смерти. Услуги, оказываемые специализированной службой     РїРѕ вопросам РїРѕС…РѕСЂРѕРЅРЅРѕРіРѕ дела РїСЂРё погребении умерших, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление РіСЂРѕР±Р°; перевозку умершего РЅР° кладбище (РІ крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления Рё возмещается РІ РїРѕСЂСЏРґРєРµ, предусмотренное пунктом 3 статьи 9 указанного Федерального закона.

Частью 2 ст. 25 Федерального закона № 8-ФЗ установлено, что организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления.

Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Статьей 29 Федерального закона, обязанность по созданию специализированных служб по вопросам похоронного дела возложены на органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов, также как и определение порядка деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела.

Согласно ст. 2 Указа Президента Российской Федерации от 29.06.1996 года № 1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст. 9 Федерального закона № 8-ФЗ.

Указанные нормы закреплены в п. 19 ст. 8 Устава Кеслеровского сельского поселения принято решением Совета Кеслеровского сельского поселения от 26.04.2017 № 93 в соответствии с которым к вопросам местного значения отнесена организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.

На основании ст. 35 Устава администрация Кеслеровского сельского поселения, наделенным уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления поселения федеральными законами и законами Краснодарского края.

Поскольку создание специализированной службы прямо предписано федеральным законодательством, то ее отсутствие нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, проживающих на территории Кеслеровского сельского поселения, на получение гарантий осуществления погребения, свидетельствует о бездействии органа местного самоуправления по осуществлению определенных законом и Уставом полномочий по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения.

Незаконное бездействие администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района затрагивает интересы неопределенного круга лиц, ущемляет их права на получение информации в рассматриваемой сфере, что в соответствии со ст. 39, 218 КАС РФ дает право обратиться в суд с соответствующим административным исковым заявлением.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административные исковые требования Крымского межрайонного прокурора, заявленные в интересах неопределенного круга лиц – удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Кеслеровского сельского поселения Крымского района в части неисполнения полномочий в сфере погребения.

В целях исполнения полномочий, определенных п. 22 ч.1, ч.3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 2 Закона Краснодарского края от 08.08.2016 № 3459-КЗ «О закреплении за сельскими поселениями Краснодарского края отдельных вопросов местного значения городских поселений», Федеральным законом от 12 января 1996г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле», Законом Краснодарского края от 04.02.2004 № 666-КЗ «О погребении и похоронном деле в Краснодарском крае» обязать администрацию Кеслеровского сельского поселения Крымского района создать специализированную службу по вопросам похоронного дела.

Обязать принять в установленном порядке нормативные правовые акты, устанавливающие:

порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела;

порядок проведения инвентаризации мест захоронений на кладбищах, (действующих, закрытых для свободных захоронений и закрытых);

регламентацию порядка сноса надмогильных сооружений (надгробий) и оград, установленных за пределами мест захоронения;

регламентацию образца книги регистрации надмогильных сооружений (надгробий) и порядок ее ведения;

установление величины платы за резервирование мест семейного (родового) захоронения, превышающего размер бесплатно предоставляемого места родственного захоронения;

регламентацию порядка регистрации захоронений, произведенных территорий кладбища;

установление порядка выдачи свидетельств о регистрации захоронения;

регламентацию порядка перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц;

порядок предоставления и использования земельных участков для размещения мест погребения, в том числе, для семейных (родовых) захоронений;

административные регламенты по предоставлению мест родственного захоронения, подзахоронению на месте родственного захоронения; по принятию решения о предоставлении или об отказе в предоставлении места для создания семейного (родового) захоронения; по предоставлению мест почетного и воинского захоронений; по выдаче свидетельств о регистрации захоронений; по перерегистрации свидетельств о регистрации захоронений на иных лиц (родственников, близких родственников).

Сообщить суду и Крымскому межрайонному прокурору об исполнении решения суда в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии решения.

РЎСѓРґСЊСЏ: РїРѕРґРїРёСЃСЊ

2а-799/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Крымский межрайонный прокурор
Ответчики
Администрация Кеслеровского сельского поселения
Суд
Крымский районный суд Краснодарского края
Судья
Лях Дмитрий Георгиевич
Дело на сайте суда
krimsk.krd.sudrf.ru
29.01.2018[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.01.2018[Адм.] Передача материалов судье
31.01.2018[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
31.01.2018[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
09.02.2018[Адм.] Опр. о рассмотрении дела в порядке упрощенного производства
14.02.2018[Адм.] Принятие решения в порядке упрощенного (письменного) производства
14.02.2018[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.02.2018[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее