Решение по делу № 33-621/2024 от 16.02.2024

Судья Осколкова А.Н. УИД 65RS0001-01-2023-006843-23 (2-6661/2023)

Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33- 621/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 марта 2024 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Калинского В.А.,

судей Чемис Е.В., Лавровой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Фомичева Александра Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Аглиулиной М.Г. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 сентября 2023 года,

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ Поронайский городской прокурор, действующий в интересах Фомичева А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ДД.ММ.ГГГГ/2022 Фомичев А.В. должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> Однако до настоящего времени он не обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации.

На основании изложенного, просит суд возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> обязанность предоставить Фомичеву А.В. технические средства реабилитации: <данные изъяты>

Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возложена обязанность обеспечить Фомичева А.В. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>

На указанное решение суда представитель представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Аглиулина М.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Указывает, что возложение обязанности на ответчика предоставить ТРС в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу противоречит правилам; истец не лишен возможности на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации или с использованием электронного сертификата.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Калашникова А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения; иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о дате, месте, времени судебного заседания извещены надлежаще.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со статьей 9 Закона № 181-ФЗ реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 10 Закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона № 181-ФЗ социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 11.1 данного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункте 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона №181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как разъяснено в абзаце 14 пункта 18 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2020 года, необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фомичев А.В.. является инвалидом.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2022 предусмотрено обеспечение Фомичева А.В. в том числе: <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Фомичев А.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации инвалида.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенного законодательства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Фомичева А.В.. необходимыми ТСР.

С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на обстоятельствах установленными по делу и положениях закона, поскольку ответчиком, несмотря на императивную обязанность, не были приняты меры по обеспечению истца техническими средствами реабилитации, необходимыми ему для жизнеобеспечения, что привело к нарушению его прав.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец может приобрести ТСР с использованием электронного сертификата, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Действительно, положения действующего законодательства свидетельствуют о возможности реализации обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации в нескольких формах: предоставление заявителям технического средства реабилитации в соответствии с заключенными государственными контрактами и программой реабилитации, выплата заявителям компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств, в случае оплаты услуг по ремонту технических средств (изделий), формирование электронного сертификата для приобретения технического средствам реабилитации с использованием указанного электронного сертификата.

Вместе с тем нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе финансовых. Кроме того, ответчиком не представлены в материалы дела доказательства того, что до инвалида доводилась информация о возможности реализации последним права на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета путем получения электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации.

Принимая во внимание дату обращения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области по вопросу обеспечения Фомичева А.В. необходимыми техническими средствами, ссылка в апелляционной жалобе на установление судом недостаточного срока для исполнения возложенной на ответчика обязанности несостоятельна.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в любом случае основанием к отмене решения суда в соответствии со статьей 330 ГПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 сентября 2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Аглиулиной М.Г. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 марта 2024 года.

Председательствующий В.А. Калинский

Судьи Е.В. Чемис

О.В. Лаврова

Судья Осколкова А.Н. УИД 65RS0001-01-2023-006843-23 (2-6661/2023)

Докладчик Чемис Е.В. Дело № 33- 621/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 марта 2024 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Калинского В.А.,

судей Чемис Е.В., Лавровой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ивановой Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Поронайского городского прокурора, действующего в интересах Фомичева Александра Владимировича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации,

по апелляционной жалобе представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Аглиулиной М.Г. на решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 сентября 2023 года,

Изучив материалы дела, заслушав доклад судьи Чемис Е.В., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

ДД.ММ.ГГГГ Поронайский городской прокурор, действующий в интересах Фомичева А.В. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по <адрес> о возложении обязанности по обеспечению инвалида техническими средствами реабилитации.

В обоснование иска указал, что в соответствии с индивидуальной программой реабилитации ДД.ММ.ГГГГ/2022 Фомичев А.В. должен быть обеспечен техническими средствами реабилитации: <данные изъяты> Однако до настоящего времени он не обеспечен необходимыми техническими средствами реабилитации.

На основании изложенного, просит суд возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> обязанность предоставить Фомичеву А.В. технические средства реабилитации: <данные изъяты>

Решением Южно-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования удовлетворены. На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по <адрес> возложена обязанность обеспечить Фомичева А.В. в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу техническими средствами реабилитации: <данные изъяты>

На указанное решение суда представитель представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Аглиулина М.Г. подала апелляционную жалобу, в которой просит его отменить. Указывает, что возложение обязанности на ответчика предоставить ТРС в течение 30 дней с момента вступления решения суда в законную силу противоречит правилам; истец не лишен возможности на самостоятельное приобретение технических средств реабилитации или с использованием электронного сертификата.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор Калашникова А.В. просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения; иные лица, участвующие в деле, в суд не явились, о дате, месте, времени судебного заседания извещены надлежаще.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, выслушав представителя истца, судебная коллегия приходит к следующему.

Статья 7 Конституции Российской Федерации провозглашает, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Статьей 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ (далее - Закон № 181-ФЗ) инвалидом признается лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

В соответствии со статьей 9 Закона № 181-ФЗ реабилитация инвалидов представляет собой систему и процесс полного или частичного восстановления способностей инвалидов к бытовой, общественной и профессиональной деятельности. Реабилитация инвалидов направлена на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма, в целях социальной адаптации инвалидов, достижения ими материальной независимости и их интеграции в общество.

Основные направления реабилитации инвалидов включают в себя: медицинскую реабилитацию, реконструктивную хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение; профессиональную ориентацию, общее и профессиональное образование, профессиональное обучение, содействие в трудоустройстве (в том числе на специальных рабочих местах), производственную адаптацию; социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; физкультурно-оздоровительные мероприятия, спорт.

Реализация основных направлений реабилитации инвалидов предусматривает использование инвалидами технических средств реабилитации, создание необходимых условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам инженерной, транспортной, социальной инфраструктур и пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

В соответствии со ст. 10 Закона N 181-ФЗ государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.

Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно статье 11 Закона № 181-ФЗ социальная программа реабилитации инвалида - разработанная на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

В соответствии со ст. 11.1 данного Закона к техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида.

Технические средства реабилитации предоставляются инвалидам по месту их жительства уполномоченными органами в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, Фондом социального страхования Российской Федерации, а также иными заинтересованными организациями.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее по тексту Правила) в пункте 2 которых предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.

Подпунктом «а» пункта 3 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации установлено, что обеспечение инвалидов и ветеранов соответственно техническими средствами и изделиями осуществляется путем предоставления соответствующего технического средства (изделия).

В соответствии с абзацем первым пункта 5 Правил уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 данных Правил, в 15-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ и оказание услуг для государственных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями).

Согласно части 6 статьи 11 Федерального закона №181-ФЗ, если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном частью четырнадцатой статьи 11.1 названного Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.

Как разъяснено в абзаце 14 пункта 18 «Обзора практики рассмотрения судами дел по спорам, связанным с реализацией мер социальной поддержки отдельных категорий граждан», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от 17 июня 2020 года, необходимость предоставления инвалиду технических средств реабилитации для компенсации или устранения стойких ограничений его жизнедеятельности устанавливается по медицинским показаниям и противопоказаниям и предусматривается в индивидуальной программе реабилитации инвалида, разработанной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы и являющейся обязательной для исполнения. При этом соответствующие органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности освобождаются от ответственности за исполнение индивидуальной программы реабилитации инвалида только в случае отказа инвалида (или лица, представляющего его интересы) от индивидуальной программы реабилитации инвалида в целом или от реализации отдельных ее частей.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Фомичев А.В.. является инвалидом.

Согласно индивидуальной программе реабилитации инвалида ДД.ММ.ГГГГ/2022 предусмотрено обеспечение Фомичева А.В. в том числе: <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Фомичев А.В. обратился к ответчику с заявлением о предоставлении технических средств реабилитации инвалида.

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь положениями приведенного законодательства, пришел к выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчика обязанности по обеспечению Фомичева А.В.. необходимыми ТСР.

С указанным выводом суда, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на обстоятельствах установленными по делу и положениях закона, поскольку ответчиком, несмотря на императивную обязанность, не были приняты меры по обеспечению истца техническими средствами реабилитации, необходимыми ему для жизнеобеспечения, что привело к нарушению его прав.

Доводы апелляционной жалобы о том, что истец может приобрести ТСР с использованием электронного сертификата, не являются основанием для отмены решения суда первой инстанции.

Действительно, положения действующего законодательства свидетельствуют о возможности реализации обеспечения инвалидов средствами технической реабилитации в нескольких формах: предоставление заявителям технического средства реабилитации в соответствии с заключенными государственными контрактами и программой реабилитации, выплата заявителям компенсации расходов, произведенных за счет собственных средств, в случае оплаты услуг по ремонту технических средств (изделий), формирование электронного сертификата для приобретения технического средствам реабилитации с использованием указанного электронного сертификата.

Вместе с тем нормы права не возлагают на инвалида обязанности по приобретению технических средств реабилитации. Способ защиты нарушенного права выбирает сам истец исходя из своих возможностей, в том числе финансовых. Кроме того, ответчиком не представлены в материалы дела доказательства того, что до инвалида доводилась информация о возможности реализации последним права на обеспечение техническими средствами реабилитации за счет средств федерального бюджета путем получения электронного сертификата на приобретение технических средств реабилитации.

Принимая во внимание дату обращения в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области по вопросу обеспечения Фомичева А.В. необходимыми техническими средствами, ссылка в апелляционной жалобе на установление судом недостаточного срока для исполнения возложенной на ответчика обязанности несостоятельна.

При таких обстоятельствах, соглашаясь с выводами суда первой инстанции, судебная коллегия считает решение суда законным и обоснованным, поскольку оно основано на установленных судом фактических обстоятельствах дела, не противоречит имеющимся по делу доказательствам, которым дана правильная правовая оценка, и соответствует требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, на нормы которого суд правомерно сослался.

Нарушений норм материального либо процессуального права, являющихся в любом случае основанием к отмене решения суда в соответствии со статьей 330 ГПК РФ, судом апелляционной инстанции не установлено.

Руководствуясь ст.ст. 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия,

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда от 05 сентября 2023 оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Сахалинской области Аглиулиной М.Г. - без удовлетворения.

Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3 месяцев со дня его вынесения в Девятый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 14 марта 2024 года.

Председательствующий В.А. Калинский

Судьи Е.В. Чемис

О.В. Лаврова

33-621/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Фомичев Александр Владимирович
Поронайский городской прокурор
Ответчики
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Сахалинской области
Другие
Музыченко Наталия Геннадьевна
Суд
Сахалинский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
19.02.2024Передача дела судье
07.03.2024Судебное заседание
15.03.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.03.2024Передано в экспедицию
07.03.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее