Судья Самигуллина Г.К. УИД 16RS0036-01-2023-002613-55
Дело № 2-1939/2023
Дело № 33-14522/2023
Учет № 073 г
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
25 сентября 2023 года город Казань
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе
председательствующего Хасаншина Р.Р.,
судей Бикмухаметовой З.Ш. и Субботиной Л.Р.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ушаковой Л.Х.,
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Субботиной Л.Р. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца Шарафутдиновой З.М. – Вафина Ф.Ф. на решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года, которым постановлено:
исковые требования удовлетворить частично.
Признать незаконным решение отдела установления пенсий № 10 Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан от 8 декабря 2022 года № 712594/22/792 в части не включения в страховой стаж Шарафутдиновой Зульфиры Мисбаховны периода работы в Зарбдарском ОРС УРСа «ДСС» с 3 января 1984 года по 16 сентября 1984 года в должности ученицы бухгалтерии, с 17 сентября 1984 года по 6 марта 1986 года в должности продавца магазина при х/с 12.
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан обязанность по включению в страховой стаж Шарафутдиновой Зульфиры Мисбаховны периода работы в Зарбдарском ОРС УРСа «ДСС» с 3 января 1984 года по 16 сентября 1984 года в должности ученицы бухгалтерии, с 17 сентября 1984 года по 6 марта 1986 года в должности продавца магазина при х/с12.
В удовлетворении исковых требований Шарафутдиновой З.М. о назначении пенсии с 6 сентября 2022 года, выплате недополученной пенсии – отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Шарафутдинова З.М. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения об отказе в назначении страховой пенсии по старости, обязании включить в общий стаж периоды работы и назначить страховую пенсию по старости.
В обосновании исковых требований истец указала, что 6 сентября 2022 года она обратилась в Отдел установления пенсий № 10 Отделения ПФР по РТ с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако решением пенсионного органа от 8 декабря 2022 года в этом ей было отказано в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента. При этом период работы с 3 января 1984 года по 6 марта 1986 года в Зарбдарском ОРС УРСа «ДДС» в качестве бухгалтера, продавца магазина не был включен в страховой стаж с указанием на то, что в трудовой книжке печать на увольнение не читаема. С таким решением истец не согласна, в связи с чем просит суд возложить на ответчика обязанность включить в общий страховой стаж при назначении пенсии по старости период работы с 3 января 1984 года по 6 марта 1986 года в Зарбдарском ОРС УРСа «ДСС» и назначить страховую пенсию по старости с 6 сентября 2022 года, а также произвести выплату недополученной пенсии за период с 6 сентября 2022 года по 30 апреля 2023 года.
В судебном заседании представитель истца требования поддержал.
Представитель ответчика – Отделения фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан в судебное заседание не явился, представил отзыв, с заявленными исковыми требованиями не согласился.
Судом принято решение о частичном удовлетворении исковых требований в приведенной выше формулировке.
В апелляционной жалобе представитель истца Шарафутдиновой З.М. – Вафин Ф.Ф. просит решение суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии с 6 сентября 2022 года и выплате недополученной пенсии отменить и вынести в данной части новое решение об удовлетворении данных исковых требований. Указывает, что с учетом зачтенного судом спорного периода работы, у истца достаточно величины ИПК, чтобы была назначена пенсия с даты обращения.
Участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного заседания по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились.
Представитель ответчика направил в суд апелляционной инстанции ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов, изложенных в жалобе (часть 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются нарушение или неправильное применение норм материального права.
Судебная коллегия находит, что подобного рода нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела.
Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.
Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В соответствии с пунктами 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим гражданам - женщинам, родившим четырех детей и воспитавшим их до достижения ими возраста 8 лет, достигшим возраста 56 лет, если они имеют страховой стаж не менее 15 лет.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» установлено, что периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 данного Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств-участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением от 13 марта 1992 года «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», в статье 1 которого указано, что пенсионное обеспечение граждан государств-участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
Данным Соглашением регулируется пенсионное обеспечение граждан Армении, Беларуси, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана, Украины.
В силу пункта 2 статьи 6 Соглашения для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств – участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22 июня 2004 года № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств-республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств – участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
Согласно пункту 5 Рекомендаций для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, и имевших место за пределами Российской Федерации до 1 января 2002 года, учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, за пределами Российской Федерации после 1 января 2002 года (даты вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») включаются в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Документам, подтверждающим периоды работы и (или) иной деятельности (страховой стаж), в том числе периоды работы граждан на территории государств – участников Соглашения от 13 марта 1992 года, также относятся справки, оформленные компетентными учреждениями (органами); справки, выданные организациями, учреждениями, предприятиями, на которых осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность; архивные справки, выданные в соответствии с требованиями законодательства государства – участника Соглашения от 13 марта 1992 года.
Судом установлено и из материалов дела следует, что 6 сентября 2022 года Шарафутдинова З.М. обратилась в Отделение фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Решением отдела установления пенсий № 10 Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан № 712594/22/792 от 8 декабря 2022 года ей отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового стажа и требуемой величины индивидуального пенсионного коэффициента.
При этом в страховой стаж, в числе прочих, не включен период работы с 3 января 1984 года по 6 марта 1986 года Зарбдарском ОРС УРСа «ДСС» в качестве ученицы бухгалтера, продавца магазина, со ссылкой на то, что в трудовой книжке печать на увольнение не читаема.
Разрешая спор в части включения в страховой стаж периода работы истца с 3 января 1984 года по 6 марта 1986 года в Зарбдарском ОРС УРСа «ДСС» в качестве ученицы бухгалтера, продавца магазина, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для их удовлетворения.
Решение суда в указанной части сторонами не обжалуется.
Вместе с тем, судебная коллегия не может согласиться с решением суда в части отказа в удовлетворении исковых требований о назначении пенсии с 6 сентября 2022 года, признавая доводы апелляционной жалобы представителя истца о несогласии с решением суда в указанной части заслуживающими внимания по следующим основаниям.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5, 6, 6.1, 6.3 настоящей статьи, статьей 25.1 настоящего Федерального закона, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Согласно части 3 статьи 35 Федерального закона «О страховых пенсиях» с 1 января 2015 года страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента не ниже 6,6 с последующим ежегодным увеличением на 2,4 до достижения величины индивидуального пенсионного коэффициента 30. При этом необходимая величина индивидуального пенсионного коэффициента при назначении страховой пенсии по старости определяется на день достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, а при назначении страховой пенсии по старости ранее достижения возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона, - на день установления этой страховой пенсии.
6 сентября 2022 года Шарафутдинова З.М. обратилась в отдел установления пенсий № 10 Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан с заявлением о назначении страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
8 декабря 2022 года отделом установления пенсий № 10 Отделения Пенсионного фонда России по Республике Татарстан Шарафутдиновой З.М. отказано в назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого стажа 15 лет (имеется 14 лет 23 дня) и величины ИПК не менее 23,40 (у заявителя 21,340), дающих право на назначение страховой пенсии по старости по указанному основанию.
Решением суда первой инстанции в страховой стаж истца включен оспариваемый ею период работы с 3 января 1984 года по 16 сентября 1984 года и с 17 сентября 1984 года по 6 марта 1986 года.
Таким образом, с учетом включенных судом периодов работы стаж истца составил 16 лет 2 месяца 28 дней, ИПК составил величину 23,702.
На основании изложенного, с учетом зачтенных периодов пенсионным органом в бесспорном порядке и включенного судом оспариваемого периода, все указанные условия для досрочного назначения страховой пенсии по старости у нее имеются - она достигла установленного возраста, необходимый страховой стаж и величина индивидуального пенсионного коэффициента, соответственно, принимая во внимание приведенные выше положения закона, право на досрочное назначение страховой пенсии возникло у истца с 6 сентября 2022 года, в связи с чем решение суда первой инстанции в указанной части подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении иска в этой части.
В остальной части решение участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом проверки суда апелляционной инстанции не является.
Руководствуясь статьями 199, 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Альметьевского городского суда Республики Татарстан от 20 июня 2023 года по данному делу в части отказа в удовлетворении исковых требований Шарафутдиновой З.М. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о назначении пенсии с 6 сентября 2022 года и выплате недополученной пенсии отменить и принять в указанной части новое решение.
Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан назначить Шарафутдиновой Зульфире Мисбаховне <данные изъяты> страховую пенсию по старости с 6 сентября 2022 года с выплатой недополученной пенсии с указанной даты.
В остальной части это же решение оставить без изменения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме 26 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи