Решение по делу № 2а-240/2020 от 28.11.2019

Дело № 2а-240/2020

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 января 2020 года                    гор. Владикавказ

Промышленный районный суд гор. Владикавказа РСО-Алания в составе председательствующего судьи Моргоевой Ф.Б.,

с участием помощника прокурора Промышленного района г. Владикавказа Саламовой В.У., действующей на основании удостоверения № ... от 9 октября 2017 года,

при секретаре судебного заседания Куловой И.Ч.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Промышленного района г. Владикавказа в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории РФ информацией и ограничении доступа к аудиовизуальному сервису,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Промышленного района г. Владикавказа обратился в суд с иском в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на страницах сайтов с URL адресами: ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено и ограничении доступа к аудиовизуальному сервису.

В обоснование искового требования было указано на то, что прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа проведена проверка исполнения законодательства об обороте алкоголя, в том числе незаконный продаже спиртосодержащей продукции через сеть «Интернет».

В ходе проверки осуществлен мониторинг сети «Интернат», по результатам которого на страницах сайтов ... в сети Интернет выявлено наличие информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено – о продаже алкогольной продукции, в том числе несовершеннолетним, в ночное время.

В ходе проверки прокуратурой Промышленного района г. Владикавказа установлено, что на указанных интернет-сайтах гражданам, в том числе несовершеннолетним предоставляются сведения о способах покупки дистанционным способом, в том числе в ночное время, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Актом осмотра сайта информационно-телекоммуникационной сети Интернет от 25 ноября 2019 года установлено, что при вводе в окно «поиск» запроса о покупке алкогольной продукции, в том числе реплик элитного алкоголя, выбора нажатия соответствующей кнопки осуществляется переход на страницы сайта и устанавливается возможность доступа на Интернет-сайты ... где размещена информация о реализации алкоголя, возможности его приобретения без каких-либо ограничений, в том числе по возрасту, то есть несовершеннолетним, в выходные дни и ночное время.

Распространение алкогольной продукции, ее реклама и сбыт являются неблагожелательным фактором, разрушающим полноценное развитие ребенка, то есть продажа алкоголя несовершеннолетнему приравнивается к нанесению ему физического и морального вреда.

Поскольку местонахождение IP-адреса не установлено, привлечь лиц, осуществивших распространение информации с использованием данного сайта, к участию в процессе не представляется возможным.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и во исполнение действующего законодательства, доступ абонентов (юридических и физических лиц) к указанному Интернет-сайту следует ограничить.

В силу ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

При этом под неопределенным кругом лиц понимается такой круг лиц, который невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них при разрешении дел.

Помощник прокурора Промышленного района г. Владикавказа Саламова В.У., в судебном заседании заявленные требования поддержала и просила удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

В судебное заседание представитель заинтересованного лица Управления Роскомнадзора по РСО-Алания не явился, но обратился к суду с ходатайством о рассмотрении дела в свое отсутствие.

Выслушав мнение прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о законности и обоснованности заявленных требований по следующим основаниям.

Согласно ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Частью 6 ст. 10 ФЗ № 149 запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Как установлено в ходе проверки, в соответствии с Законом РФ от 07.02.1992 N 2300-1 «О защите прав потребителей», Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09 2007 N 612 утверждены Правила продажи товаров дистанционным способом.

Постановление официально опубликовано в Собрании законодательства Российской Федерации 08.10.2007 N 41, ст. 4894, "Российской газете". 03.10.2007 N219.

Пунктом 5 Правил закреплено, что не допускается продажа дистанционным способом алкогольной продукции, а также товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации.

Согласно Федеральному закону от 22.11.1995 N 171-ФЗ не допускается розничная продажа алкогольной продукции несовершеннолетним.

В случае возникновения у лица, непосредственно осуществляющего отпуск алкогольной продукции (продавца), сомнения в достижении покупателем совершеннолетия продавец вправе потребовать у этого покупателя документ, удостоверяющий личность (в том числе документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации) и позволяющий установить возраст этого покупателя (п. 2 ст. 16).

Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением требований статьи 16 настоящего Федерального закона запрещается (п. 1 ст. 26).

Заключая договор купли-продажи товаров дистанционным способом, продавец не может убедиться в достижении покупателем совершеннолетия, потребовать у покупателя документ, удостоверяющий личность, поскольку в силу п. 1 ст. 26 Закона РФ от 07.02.1992 № 2300-1 и п. 2 ст. 497 ГК РФ договор розничной купли-продажи дистанционным способом заключается на основании ознакомления потребителя с предложенным продавцом описанием товара посредством каталогов,    проспектов, буклетов, фотоснимков, средств связи (телевизионной, почтовой, радиосвязи и других) или иными способами, исключающими возможность непосредственного ознакомления потребителя с товаром либо образцом товара.

Согласно п. 2 ст. 437 ГК РФ предложение товара в его рекламе, каталогах и описаниях товаров, обращенных к неопределенному кругу лиц признается публичной офертой, если оно содержит все существенные условия договора розничной купли-продажи.

С учетом положений ст. 437 ГК РФ предложение заключить договор купли-продажи в порядке, установленном ст. 26.1 ГК РФ (т.е. дистанционным способом продажи), адресованное неопределенному кругу лиц, в том числе несовершеннолетним, является публичной офертой, а сведения, предусмотренные п. 2 ст. 26.1 Законом РФ № 2300-1, являются условиями, необходимыми (существенными) для заключения договора данного вида (ст. 432 ГК РФ).

В соответствии с прямым указанием Закона РФ № 2300-1 (п.2 ст. 26.1) при дистанционном способе продажи продавцом до заключения договора, должна быть предоставлена потребителю информация об основных потребительских свойствах товара, об адресе (места нахождения) продавца, о месте изготовления товара, о полном наименовании продавца (изготовителя), о цене и об условиях приобретения товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.

Аналогичное положение содержится в пункте 8 Правил.

Из изложенного следует, что на указанных Интернет-сайтах гражданам, в том числе несовершеннолетним, предоставляются сведения о способах покупки дистанционным способом, в том числе в ночное время алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно пункту 1 статьи 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Федеральный закон № 149-ФЗ) в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством.

Пунктом 5 статьи 15 Федерального закона № 149-ФЗ установлено, что передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Федерального закона № 149-ФЗ предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 6 статьи 10 Федерального закона № 149-ФЗ запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Государственная    политика основывается на необходимости обеспечения детей полноценным уровнем развития. Согласно Федеральному закону от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации целями государственной политики в интересах детей является защита детей от факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие, восстановление прав детей в случаях нарушений (ч. 1 ст. 4 ).

Статьей 171.3 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконные производство и (или) оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности, связанной с незаконным производством и (или) оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции с использованием информационно-телекоммуникационных услуг сетей, в том числе сети Интернет, за осуществление которой предусмотрена уголовная ответственность.

Предоставление сведений о способах покупки дистанционным способом, в том числе в ночное время, алкогольной и спиртосодержащей продукции в сети Интернет фактически является распространением информации, связанной с осуществлением деятельности по незаконному обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр согласно п. 2 ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона №149-ФЗ основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 данной статьи, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Пунктом 2 части 5 статьи 15.1 Федерального закона №149-ФЗ предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», информацией распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Согласно части 3 статьи 15.1 названного Федерального закона создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 26.10.2012 №1101 утверждены Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее - Правила).

Согласно пунктам 2, 3 названных Правил создание, формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра - организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Вынесение соответствующего судебного акта о признании информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено и влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

Вовлечение неограниченного круга граждан, в том числе несовершеннолетних, в приобретение алкогольной и спиртосодержащей продукции в ночное время с нарушением установленного Федеральным законом запрета на осуществление указанной деятельности с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц, получающих доступ к незаконной информации, что является основанием для обращения прокурора в соответствии со статьи 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

На основании исследованных доказательств, судом достоверно установлен факт публичного распространения вышеуказанных сведений об организации и проведении азартных игр в частности:

Согласно акту осмотра сайта информационно-телекоммуникационной сети Интернет от 25 ноября 2019 года, сотрудниками прокуратуры Промышленного района г. Владикавказа ресурса сети «Интернет» выявлен информационный ресурс ... предоставляющий услуги по продаже алкогольной продукции, при этом, ресурс является общедоступным.

Как усматривается из представленных в материалы данного дела скриншотов, на страницах сайта с URL адресом: https://dostavka-alcogol.ru/vodka https://dostavka-alcogol.ru/vino в свободном доступе находится информация, содержащая сведения о продаже алкогольной продукции.

Согласно письменному отзыву Управления Роскомнадзора по Республике Северная Осетия-Алания от 17 января 2020 года № ..., порядок включения в реестр доменных имен, сетевых адресов и ограничения доступа к сайтам, распространяющим запрещенную информацию, регламентирован Федеральным закона № 149-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2012 №1101, сотрудниками Роскомнадзора, в рамках своих полномочий, установлено, что интернет-страницы ... внесены в Единый реестра решениями Росалкогольругулирования от 26 ноября 2019 года.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ способами защиты гражданских прав, в частности, является пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Основная особенность таких мер защиты заключается в том, что они принимаются компетентными государственными органами при разрешении гражданско-правовых споров и связаны с определенным имущественным воздействием на правонарушителя, в отличие от мер гражданско-правовой ответственности.

Таким образом, в целях восстановления нарушенных прав граждан и исполнение действующего законодательства, доступ к указанному Интернет-сайту следует ограничить.

В соответствии со ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ ограничение доступа к информации, возможно путем внесения адреса сайта сети Интернет в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, с последующим ее удалением самими владельцами информации либо провайдером хостинга, либо в случае непринятия последним соответствующих мер - блокирования доступа к информации всеми операторами связи, действующими на территории Российской Федерации.

Основаниями для включения в Единый реестр на основании ч.5 п.2 ст. 15.1 Закона № 149-ФЗ является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В целях восстановления нарушенных прав граждан, пресечения возможного нарушения прав граждан, интересов Российской Федерации в сфере регулирования образовательной деятельности на ее территории и во исполнение действующего законодательства, информация, размещенную на страницах сайтов с приведенными выше URL-адресами, признается судом запрещенной к распространению на территории РФ, с внесением указанных страниц сайтов в единую автоматизированную информационную систему «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет», содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» в соответствии со ст. 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Административный иск прокурора Промышленного района г. Владикавказа в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания о признании информации распространяемой посредством сети «Интернет», незаконной и запрещенной к распространению информацией и ограничении доступа к аудиовизуальному сервису, - удовлетворить.

Признать информацию, размещенную на странице сайта с URL- адресом ... информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

    Обязать Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РСО-Алания ограничить доступ к аудиовизуальному сервису, расположенному в информационно- коммуникационной сети «Интернет» на странице сайта с электронным адресом ... включив в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

    Обратить решение к немедленному исполнению.

    Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Северная Осетия - Алания в течение одного месяца.

Судья               Ф.Б. Моргоева

                    

2а-240/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Саламова Виктория Умаровна
Прокурор Промышленного района г. Владикавказ
Ответчики
Управление Роскомнадзора по РСО-Алания
Суд
Промышленный районный суд г. Владикавказ Республики Северная Осетия-Алания
Судья
Моргоева Фатима Борисовна
Дело на сайте суда
promishlenni.wlk.sudrf.ru
02.12.2019Регистрация административного искового заявления
02.12.2019Передача материалов судье
03.12.2019Решение вопроса о принятии к производству
04.12.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.12.2019Подготовка дела (собеседование)
28.12.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
28.12.2019Судебное заседание
16.01.2020Судебное заседание
23.01.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
01.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее