Дело № 12-12/2015
РЕШЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
г. Кологрив 29 июня 2015 года
Кологривский районный суд Костромской области в составе судьи Рыбкиной Т.Л., при секретаре Громовой М.Н.
Рассмотрев в открытом судебном заседании дело об административном правонарушении в отношении Администрации Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, с жалобой дознавателя ТОНД Пыщугского, Межевского и Кологривского районов Абакумова И.С. на постановление мирового судьи судебного участка №_ Кологривского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Согласно протоколу об административном правонарушении Администрация Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области обвиняется в том, что в ходе проверки ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что ею не были исполнены в установленный срок, до ДД.ММ.ГГГГ, пункты предписания государственного инспектора по пожарному надзору ТОНД Пыщугского, Межевского и Кологривского районов Абакумова И.С. №_ от ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением мирового судьи судебного участка №_ Кологривского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Администрации Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области прекращено, за отсутствием в действиях состава административного правонарушения. Свое решение мировой судья мотивировал тем, что в соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, трактуются в его пользу. Мировой судья считает, что факт совершения Администрацией Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, не нашел подтверждения в ходе рассмотрения дела. Выполнение предписания должностного лица требовало значительных финансовых затрат в сумме <данные изъяты> рублей, а в бюджете поселения на ГО И ЧС запланировано только <данные изъяты> рублей из собственных доходов, иных возможностей по финансированию исполнения предписания не имелось, поскольку у Администрации поселения имеется кредиторская задолженность на сумму <данные изъяты> рубля. Мировой судья пришел к выводу, что предписание должностного лица не исполнено, в связи с отсутствием средств, в связи с чем, вины Администрации Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области в невыполнении предписания, нет.
Не согласившись с постановлением мирового судьи судебного участка №_ Кологривского судебного района Костромской области от ДД.ММ.ГГГГ, дознаватель ТОНД Пыщугского, Межевского и Кологривского районов Абакумов И.С. обратился в суд с жалобой, в которой просит постановление отменить и направить дело на новое рассмотрение мировому судье.
Требование обосновал тем, что в протоколе №_ об административном правонарушении по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ от ДД.ММ.ГГГГ, составленном в отношении Администрация Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области, были отражены нарушения требований в области гражданской обороны, которые не требуют больших материальных затрат.
Принятое мировым судьей решение о прекращении производства по делу, является необоснованным. Глава Администрации Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Смирнов В.В. не принял мер по устранению законных требований представителя надзорного органа, не выполнил предписание, ввёл в заблуждение мирового судью судебного участка №_ Кологривского судебного района Костромской области, ссылаясь на недостаточность бюджетных средств и отсутствие государственного финансирования. Нарушения, выявленные в период проведенной проверки в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не требуют финансовых вложений, так как это планирующие и распорядительные документы руководителя муниципального образования.
На устранение пунктов нарушений:
- Не назначен работник, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС.
- Не создана комиссия по предупреждению ЧС и обеспечению пожарной безопасности.
На назначение должностных лиц, требуется только решение главы сельского поселения о назначении работника уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций по совместительству и определении состава комиссии и оформление своего решения распорядительным документом.
На устранение пунктов нарушений:
«Работник, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций не прошёл повышение квалификации»
Руководитель объекта, председатель и члены комиссии по чрезвычайным ситуациям не прошли обучение в учебно-методическом центре, курсах по ГО и ЗНТ от ЧС
По организации обучения должностных лиц требуется заявка в администрацию Кололгривского муниципального района или непосредственно в учебно - методический центр ГО и ЧС Костромской области на включение указанных должностных лиц в план обучения.
Разработка Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных <данные изъяты> или инструкции по действиям сельского поселения по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций его согласование с территориальным органом управления ГО и ЧС администрации Кологривского муниципального района финансовых средств не требует.
По нарушению:
Не определена номенклатура и не созданы резервы материальных ресурсов для ликвидации ЧС.
Статьей 4 постановления Правительства РФ от 10.11.96 г. № 1340 «О порядке создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации ЧС». Номенклатура и объемы резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за созданием, хранением, использованием и восполнением указанных резервов устанавливаются создавшим их органом. Допускается создание резервов путем заключения договоров с предприятиями торговли и питания.
На устранение нарушений:
Не организовано и не проводится обучение работников администрации способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях, учебные группы не созданы, приказы об итогах учебного года и постановке задач на очередной год не изданы, журналы учета занятий, расписания учебных групп не заведены.
Тренировки по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не проводятся, материалы тренировок за 2010 -2013 года не <данные изъяты>.
Бюджетные средства не нужны, нужно только желание по организации обучения.
Определяя размер наказания, мировой судья счел заявление главы Администрации Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Смирнова В.В. об отсутствии финансовых средств на устранение выявленных нарушений по гражданской обороне объективным, с чем нельзя согласиться. На устранение выявленных нарушений финансовых средств не требуется, нарушения законодательства в области гражданской обороны не устраняются.
В органе местного самоуправления не укомплектована должность работника, уполномоченного на решение задач по гражданской обороне, не разработаны и не утверждены функциональные обязанности и штатное расписание.
Не разработано и не утверждено руководителем органа местного <данные изъяты> Положение об организации и ведении гражданской обороны в муниципальном образовании.
Не разработан и не согласован с ГУ МЧС России по Костромской области план основных мероприятий муниципального образования на год.
Нет выписки из плана ГО и ЗНТ от ЧС муниципального образования, приложения к нему отсутствуют.
Не планируется и не осуществляется обучение населения в области гражданской обороны. Не созданы и всесторонне не обеспечены курсы гражданской обороны и учебно-консультационные пункты по гражданской обороне. Не создана и не поддерживается в рабочем состоянии учебная материально-техническая база для подготовке работников администрации по гражданской обороне.
Не разработана, не утверждена руководителем органа местного самоуправления программа обучения работающего населения, должностных лиц и работников гражданской обороны организаций на основе программ, утвержденных МЧС России.
Не создана, система централизованного оповещения населения. Не установленыны специализированные технические средства оповещения и информирования населения в сельских поселения.
Не разработаны и не осуществляются меры направленные на сохранение устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время; не создан страховой фонд документации.
Не определена номенклатура и не созданы запасы материально-технических, продовольственных, медицинских, а также иных средств в целях гражданской обороны.
Не спланированы и не осуществляются мероприятия по предоставлению населению защитных сооружений гражданской обороны, имеющиеся защитные сооружения.
Глава Администрации Ужугского сельского поселения Кологривского муниципального района Костромской области Смирнов В.В. не принял мер по исполнению законных требований представителя надзорного органа, не выполнил предписание, ввёл в заблуждение мирового судью судебного участка №_ Кологривского судебного района Костромской области, ссылаясь на недостаточность бюджетных средств и отсутствие государственного финансирования.
Нарушения, указанные в представлении № 1-6, 9,10 не требуют финансовых вложений, так как это планирующие и распорядительные документы руководителя муниципального образования.
- По ст. 4 «в» положения постановления Правительства от 10 июля 1999 г. № 782 «О создании (назначении) в организациях структурных подразделений (работников), уполномоченных на решение задач в области гражданской об обороны». В организации, не отнесенной к категории по гражданской обороне, которой является администрация с количеством работников до 200 человек - работа по гражданской обороне может выполняться в установленном порядке по совместительству одним из работников организации. На назначение требуется только решение главы сельского поселения.
Образцы Положения об организации и ведении гражданской обороны имеется в сети Интернет, необходимо разработать применительно к Ужугскому поселению и утвердить.
План основных мероприятий на год включает перечень необходимых мероприятий, проводимых по гражданской обороне, составляется с учётом плана основных мероприятий Кологривского муниципального района и согласуется с ГУ МЧС России по Костромской области.
План гражданской обороны имеется в Администрации Кологривского муниципального района, который определяет порядок действий руководителя муниципального образования. ст. 5, 6 положения Приказа МЧС РФ от 14.11.2008 N687"Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в муниципальных образованиях и организациях" определено:
ст.5Ведение гражданской обороны на муниципальном уровне и в организациях заключается в выполнении мероприятий по защите населения (работников), материальных и культурных ценностей на территории муниципального образования (организации) от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и осуществляется на основании планов гражданской обороны и защиты населения муниципальных образований и планов гражданской обороны организаций.
ст.6.Планы гражданской обороны и защиты населения (планы гражданской обороны) определяют объем, организацию, порядок, способы и сроки выполнения мероприятий по приведению гражданской обороны в установленные степени готовности при переводе ее с мирного на военное время и в ходе ее ведения, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
То, что выписка из вышестоящего муниципального образования не затребована, или инструкция по гражданской обороне не разработана ведёт к не согласованным действиям при организации мероприятий по приведению гражданской обороны в различные степени готовности.
Обучение населения сельского поселения по гражданской обороне и защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций проходит путем информирования их на учебно-консультационном пункте по гражданской обороне, которые оформляются согласно Методических рекомендаций ГУ МЧС России по Костромской области, где могут проводиться занятия с работниками администрации сельского поселения. Информационные стенды можно оформить в черно белом исполнении, получив информацию из сети Интернет.
На разработку и утверждение руководителем органа местного самоуправления программы обучения работающего населения, должностных лиц и уполномоченных работников гражданской обороны организаций на основе программ, утвержденных МЧС России материальных средств не требуется. Необходимо запросить в администрации Кологривского муниципального района или получить примерную программу обучения работающего населения в сети Интернет, откорректировать под конкретное сельское поселение с учётом имеющихся особенностей и утвердить.
Система централизованного оповещения населения не создана. Не установлены специализированные технические средства оповещения и информирования населения в сельском поселении. Постановлением Администрации Костромской области от 20.09.2010 г. № 326-а «Об областной целевой программе «Обеспечение пожарной безопасности, снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Костромской области на период до 2015 года» финансовые средства были запланированы и выделялись.
По имеющимся объектам экономики, продолжающих работу в военное время глава сельского поселения не предоставил ни каких документов, работа по уточнению информации не проводилась, планирующих документах по гражданской обороне согласованных с главой администрации Кологривского муниципального района представлено не было. Не разработаны и не осуществляются меры направленные на сохранение устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время.
Данные по страховому фонду документации представлены администрацией Кологривского муниципального района в ГУ МЧС России по Костромской области, поэтому этот вопрос решен.
Согласно п.4,6 Постановления Правительства РФ от 27.04.2000 г. № 379
«О накоплении, хранении и использовании в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных и иных средств»
п.4номенклатура и объемы запасов для обеспечения гражданских организаций гражданской обороны определяются исходя из норм оснащения и потребности обеспечения их действий в соответствии с планами гражданской обороны федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, муниципальных образованийи организаций.
п.6,органы местного самоуправления и организации: а) определяют номенклатуру и объемы запасов исходя из их потребности в военное время для обеспечения населения и гражданских организаций гражданской обороны;
В связи с тем, что планирующих документов по гражданской обороне (плана, инструкции или выписки из плана гражданской обороны Кологривского муниципального района) нет, то и соответственно не определена номенклатура запасов материальных средств. А наименование и количество запасов материально-технических, продовольственных, медицинских, а также иных средств в целях гражданской обороны первоначально необходимо определить. Допускается создание запасов путем заключения договоров с предприятиями торговли и питания, продолжающих работу в военное время.
Планирование мероприятий по предоставлению населению защитных соору
жений гражданской обороны отражается в одном из разделов, согласованного с главой администрации Кологривского муниципального района плана (инструкции или выписки) гражданской обороны, где определяется порядок обеспечения населения защитными сооружениями, своим решением определяется порядок создания в том числе и быстровозводимых укрытий,
- ст. 8 Федерального закона от 12.02.98 г. № 28«О гражданской обороне» определены полномочия органов местного самоуправления:
- создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию технические системы управления гражданской обороны и объекты гражданской обороны.
По устранению этого пункта нарушений финансовых затрат не требуется.
Прекращая производство по делу в отношении Администрации Ужугского сельского поселения, мировой судья не учел, что на устранение выявленных нарушений, больших финансовых средств не требуется.
В судебном заседании дознаватель ТОНД Пыщугского, Межевского и Кологривского районов Абакумов И.С. требование жалобы поддержал, по изложенным в нем основаниям. Пояснил, что свои доводы по исполнимости предписания не смог довести до сведения мирового судьи, так как не был извещен о дне и времени рассмотрения дела.
Представитель Администрации Ужугского сельского поселения Смирнов В.В. просил дело рассмотреть без его участия.
Обсудив доводы жалобы, выслушав Абакумова И.С., изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
Административная ответственность по ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, поэтому суды при рассмотрении дел данной категории должны проверять и давать оценку законности этого предписания (постановления, представления, решения): имеются ли надлежащие полномочия на его приятие у органа или должностного лица.
При рассмотрении административного дела мировой судья не располагал документами, подтверждающими полномочия дознавателя ТОНД Пыщугского, Межевского и Кологривского районов Абакумова И.С. на выдачу предписаний и составление проколов об административных правонарушениях.
При рассмотрении дел данной категории суды должны также проверять исполнимость предписания, которую следует понимать, как наличие реальной возможности у лица, привлекаемого к ответственности, устранить в указанный срок выявленные нарушения.
Из этого следует, что всякое предписание, не являющееся исполнимым, является незаконным.
Обязанность по доказыванию того, что предписание исполнимо, возлагается на орган, его принявший.
Неисполнимость предписания должна доказываться лицом, оспаривающим предписание в совокупности с иными обстоятельствами, свидетельствующими о том, что предписание нарушает его права и законные интересы.
К критериям исполнимости предписания могут быть отнесены:
- предписание должно быть выдано именно тому лицу, которое вправе и в состоянии принять меры, которые в нем указаны и которым допущены нарушения, на устранение которых предписание направлено;
- предписание может вменять в обязанность совершение только тех действий, возможность совершения которых предусмотрена законом либо допустима с точки зрения законодательства, и не должно возлагать обязательств, приводящих к нарушению закона;
- предписание должно содержать указание на конкретные нарушения, которые должны быть устранены;
- предписание не может возлагать на лицо, которому оно выдано, обязанность исполнять какую-либо обязанность без определения конкретного срока, к которому нарушение должно быть устранено;
- срок, указанный в предписании, в течение которого следует совершить указанные в предписании действия, должен реально позволять исполнить все в нем указанное;
Даже если в указанный в предписании срок его исполнение невозможно, то лицо, которому оно выдано, должно принять меры к продлению этого срока, получить отказ в его продлении и принять хоть какие-нибудь меры к его исполнению в пределах первоначально отведенного срока.
При рассмотрении административного дела в отношении Администрации Ужугского сельского поселения, мировой судья, принимая решение об отсутствии вины юридического лица в неисполнении предписания сослался только на доводы представителя об отсутствии средств для исполнения предписания. Между тем, доводы должностного лица, выдавшего предписание, о том, что для исполнения большинства мероприятий, указанных в предписании, не требуются финансовые средства, не получили оценки в постановлении мирового судьи, так как в нарушение положений КоАП РФ, должностное лицо, выдавшее предписание и составившее протокол об административном правонарушении, не было извещено о дне и времени рассмотрения дела, чем было лишено возможности представить свои доводы об исполнимости предписания.
Вывод мирового судьи об отсутствии вины юридического лица в неисполнении предписания должностного лица, следует признать не основанным на фактическом анализе неисполненных мероприятий, указанных в предписании.
С учетом изложенного постановление мирового судьи подлежит отмене, дело должно быть направлено на новое рассмотрение. При новом рассмотрении дела следует дать оценку доводам должностного лица об исполнимости предписания.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №_ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░.░░.░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ №_ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░.
░░░░░ ░░░