УИД 67RS0017-01-2023-000571-93
Производство № 2-365/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
п.Монастырщина «15» декабря 2023г.
Монастырщинский районный суд Смоленской области в составе:
председательствующего судьи Земцовой Т.В.,
при секретаре: Езоповой С.И.,
с участием представителя истца заместителя прокурора <адрес> ФИО3,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. выделить денежные средства на приобретение для <данные изъяты> вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне, к МБОУ Сычевская школа о возложении обязанности в срок до ДД.ММ.ГГГГ. предпринять меры по приобретению и установке вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> обратился в суд с исковым заявлением в защиту интересов неопределённого круга лиц к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о возложении обязанности в срок до 01.03.2024г. выделить денежные средства на приобретение для МБОУ Сычевская школа вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне, к МБОУ Сычевская школа о возложении обязанности в срок до 01.05.2024г. предпринять меры по приобретению и установке вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения требований законодательства о социальной защите инвалидов в деятельности МБОУ Сычевская школа как объекте социальной инфраструктуры, в ходе которой установлено, что в нарушение требований закона отсутствует вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно - точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Просит заявленные требования удовлетворить.
Представитель истца заместитель прокурора <адрес> Смоленской ФИО3 заявленные требования поддержал, ссылаясь на положения ст. 9 Конвенции о правах инвалидов, принятой резолюцией № Генеральной Ассамблеи от 13.12.2006г., ст. 7 Конституции РФ, ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», п. 4 Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи, утвержденного приказом Минобрнауки России от 09.11.2015г. № 1309, ч. 1 ст. 14, ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», указав, что в ходе проведенной прокурорской проверки было установлено, что в МБОУ Сычевская школа по адресу: <адрес> вход в здание не оборудован вывеской с названием образовательного учреждения и графиком его работы, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне. Таким образом, в нарушение норм закона МБОУ Сычевская школа не обеспечен беспрепятственный доступ к информации неопределенного круга лиц несовершеннолетних, а также иных лиц, имеющих ограничения по зрению, что влечет за собой нарушение права указанных лиц на беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Просит заявленные к ответчикам требования удовлетворить.
Представитель ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного заседания извещён надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении данного дела в отсутствие представителя администрации, указав в письменном отзыве, что заявленные требования не признаёт, просит отказать в их удовлетворении за необоснованностью.
В обоснование возражений на заявленные требования указывает, что общее образование, профессиональное образование и профессиональное обучение инвалидов осуществляется в соответствии с адаптированными образовательными программами и индивидуальными программами реабилитации, абилитации инвалидов Согласно ч.1 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида. В силу ч.2 ст. 79 указанного закона, общее образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляется в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам. В таких организациях создаются специальные условия для получения образования указанными обучающимися.
В соответствии с ч.5 ст.79 Закона Об образовании, отдельные организации, осуществляющие образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, создаются органами государственной власти для глухих, слабослышащих, слепых, слабовидящих и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.
Требование о наличии вывески с названием организации, графиком работы организации, выполненные рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне, предусмотренные п.3 и п.4 «Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», утверждённого Приказом Мионобрнауки России от 09.11.2015г. № 1309, предусмотрено для объектов, оказывающих услуги в сфере образования по адаптированным основным общеобразовательным программам. МБОУ Сычевская школа образовательную деятельность (предоставление образовательных услуг) по адаптированным основным общеобразовательным программам не осуществляет, следовательно, требования истца являются необоснованными.
Также указывается, что истец своими требованиями возлагает на Администрацию полномочия и обязанности, которые действующим законодательством в отношении органов местного самоуправления не предусмотрены и не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления. Согласно ч.2.1 ст.77 Федерального закона от 06.10.2003г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», органы государственного контроля (надзора) не вправе требовать от органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления осуществления полномочий, не отнесённых в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления соответствующего муниципального образования, а также финансового обеспечения из местного бюджета соответствующих расходов.
Представитель ответчика МБОУ Сычевская школа в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом, представив суду письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, указав, что разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
В силу ч.5 ст.167 ГПК РФ определено рассмотреть данное гражданское дело в отсутствие не явившихся представителей ответчиков.
Заслушав представителя истца, изучив позицию ответчиков, исследовав письменные материалы дела, оценив их на предмет относимости, допустимости, достоверности в отдельности, а также достаточности и взаимной связи в совокупности, суд установил следующие обстоятельства и пришёл к следующим выводам и убеждениям.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.
Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан.
Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначения местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению равной с другими гражданами реализации инвалидами их прав и законных интересов на территории соответствующих муниципальных образований.
Положениями ст. 17 Конституции Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и Конституции Российской Федерации.
Одним из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности является обеспечение инвалидов условиями для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения (ч.3 ст.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как следует из положений Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», государство гарантирует инвалиду право на получение необходимой информации (ст. 14). Организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам, в частности, условия для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности; дублирование необходимой для инвалидов звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля, допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика. Государственные и муниципальные расходы на обеспечение условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур осуществляются в пределах бюджетных ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах бюджетной системы Российской Федерации. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации (ст. 15).
Требования к самим объектам социальной инфраструктуры содержатся в принятом во исполнение Градостроительного кодекса Российской Федерации, Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федерального закона от 27.12.2002г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» и Федерального закона от 30.03.1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» строительных нормах и правилах (СНиП) 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», утвержденных приказом Минрегиона России от 27.12.2011г. № 605. В данных правилах использование для изложения информации шрифта Брайля - специального рельефного шрифта для лиц с полной потерей зрения (незрячих) и слабовидящих, - названо одним из основных средств адаптации среды для соответствующей категории маломобильных лиц.
Учитывая изложенное, довод представителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о том, что МБОУ Сычевская школа образовательную деятельность (предоставление образовательных услуг) по адаптированным основным общеобразовательным программам, в частности для слепых и слабовидящих не осуществляет, следовательно, требования истца являются необоснованными – является несостоятельным.
В силу п.5 и п.6 ч.1 ст.15 Федерального закона от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от их организационно-правовых форм обеспечивают инвалидам надлежащее размещение носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и к услугам с учетом ограничений их жизнедеятельности, а также обеспечивают дублирование необходимой для инвалидов информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля.
В соответствии с п.5 ч.1 ст.9 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г. «Об образовании в Российской Федерации», к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
В соответствии с п.1.5, п.5.7 Устава МБОУ Сычевская школа, собственником имущества Учреждения и его Учредителем является муниципальное образование «<адрес>» <адрес>, расходы на содержание недвижимого имущества осуществляет Учредитель (л.д.10-14).
В силу изложенного, обязанность по финансированию содержания здания образовательного учреждения, а также его надлежащему оборудованию возложена на органы местного самоуправления муниципального района.
На основании указанного, довод представителя ответчика Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> о том, что заявленные исковые требования возлагают на Администрацию полномочия и обязанности, которые действующим законодательством в отношении органов местного самоуправления не предусмотрены и не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления – противоречит действующему законодательству.
Согласно пп. «а» п. 4 приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.11.2015г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи», руководителями органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования, должно обеспечиваться наличие при входе в объект вывески с названием организации, графиком работы организации, плана здания, выполненных рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Приведенные нормативные акты распространяются и на МБОУ Сычевская школа, расположенную по адресу: <адрес> торфопредприятия <адрес>.
В ходе проведенной <адрес>ной прокуратурой <адрес> проверки установлено, что в нарушении вышеуказанных норм в МБОУ Сычевская школа, расположенной по адресу: <адрес> торфопредприятия <адрес>, при входе в объект вывеска с названием организации, графиком работы организации, выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне отсутствует.
Данное обстоятельство не оспаривается самим ответчиком - Администрацией муниципального образования «<адрес>» <адрес>, в представленных суду письменных возражениях.
Нарушения такого рода ведут к ограничению прав слабовидящих и не видящих граждан на получение информации о здании МБОУ Сычевская школа, являющейся объектом социальной инфраструктуры.
При этом действующее законодательство, предусматривающее обязанность организаций независимо от организационно-правовых форм создать доступ лиц с ограниченными возможностями по зрению к информации о деятельности учреждения, не связывает исполнения данной обязанности с наличием или отсутствием учащихся со статусом «инвалид по зрению».
В связи с изложенным, суд находит требования прокурора в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст. 45 ГПК РФ об обязании Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес> в срок до 01.03.2024г. выделить денежные средства на приобретение для МБОУ Сычевская школа вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне, и обязании МБОУ Сычевская школа в срок до 01.05.2024г. предпринять меры по приобретению и установке вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне, подлежащими удовлетворению
Применительно к положениям ч. 2 ст. 206 ГПК РФ указанный прокурором срок для исполнения ответчиками возложенных на них обязанностей суд полагает разумным и достаточным.
Судебных расходов по делу не имеется.
С учетом положений подп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ ответчики освобождены от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковое заявление прокурора <адрес>, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «<адрес>» <адрес>, к МБОУ Сычевская школа – удовлетворить полностью.
Обязать Администрацию муниципального образования «<адрес>» <адрес> ИНН № дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ., адрес: <адрес>, в срок до <данные изъяты>. выделить денежные средства на приобретение для <данные изъяты> школа вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Обязать МБОУ Сычевская школа ИНН №, дата регистрации ДД.ММ.ГГГГ., адрес: <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ предпринять меры по приобретению и установке вывески с названием организации и графиком работы, выполненных шрифтом Брайля и на контрастном фоне.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Монастырщинский районный суд Смоленской области в течение месяца.
Судья Т.В.Земцова