Решение по делу № 2а-672/2017 от 28.06.2017

Дело № 2а-672/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Партизанск 12 сентября 2017 года

Партизанский городской суд Приморского края в составе

председательствующего судьи Решетниковой Е.Ю.

при секретаре Барсаевой Е.В.

с участием административного истца Федорова Г.А., его представителя по доверенности Щукина О.Н.,

представителей административного ответчика ОМВД России по г.Партизанску по доверенностям Черепановой О.В. и Киселевой А.В.,

представителя административного ответчика Администрации Партизанского городского округа по доверенности Божко Е.Ю.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Федорова Г. А. к ОМВД России по <адрес> о признании незаконными действий и бездействия ОМВД России по <адрес>,

УСТАНОВИЛ:

Федоров Г. А. обратился в суд с административным исковым заявлением к административному ответчику ОМВД России по <адрес> о признании незаконными действий ОМВД России по <адрес>, выразившихся в возвращении начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> без исполнения документов на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства», указав, что <Дата> обратился через МФЦ в отдел по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> за получением услуги «Регистрационный учёт по месту жительства», предоставив карточку регистрации (форма №___), поквартирную карточку (ф-10), листок прибытия, документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (решение Партизанского городского суда от <Дата>), паспорт гражданина, листок убытия, что подтверждается распиской МАУ «МФЦ Партизанского городского округа». Решение вступило в законную силу и действует в соответствии со ст.13 ГПК РФ непосредственно, обязательно для исполнения всеми без исключения должностными лицами и гражданами. Решение является правоустанавливающим документом Федорова Г.А. для пользования данным жилым помещением и для регистрации по месту жительства Федорова Г.А.

Просит признать незаконными действия ОМВД России по <адрес>, выразившиеся в возвращении Федорову Г. А. начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> без исполнения документов на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства».

Определением Партизанского городского суда от <Дата> к участию в деле в качестве соответчика привлечена Администрация Партизанского городского округа.

В судебном заседании административный истец Федоров Г.А. изменил исковые требования: просит признать незаконными действия ОМВД России по <адрес>, выразившиеся в возвращении Федорову Г. А. начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> без исполнения документов на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства». Также просит признать незаконным бездействие ОМВД России по <адрес>, выразившееся в нерассмотрении заявления Федорова Г. А. о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> края и не предоставлении услуги «регистрационный учёт по месту жительства.

В судебном заседании административный истец Федоров Г.А., его представитель по доверенности Щукин О.Н. поддержали изменённые исковые требования по доводам и основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Представители административного ответчика ОМВД России по <адрес> по доверенностям Черепанова О.В. и Киселева А.В. исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать, ссылаясь на законность действий начальника отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес>.

Представитель административного ответчика Администрации Партизанского городского округа по доверенности Божко Е.Ю. просила в удовлетворении административного иска отказать.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Конституция Российской Федерации каждому гарантирует судебную защиту его прав и свобод, а также право обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (части 1 и 2 статьи 46).

Право гражданина обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов, установлено частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно положениям пункта 2 части 2 статьи 1 поименованного Кодекса суды в порядке административного судопроизводства рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;

Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 27 сентября 2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" разъяснил в пункте 1, что к административным делам, рассматриваемым по правилам названного выше кодекса, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

Согласно статье 6 Закона Российской Федерации «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 года №5242-1 (далее по тексту –Закон №5242-1) гражданин Российской Федерации, изменивший место жительства, обязан не позднее семи дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицу, ответственному за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, непосредственно в орган регистрационного учета с заявлением по установленной форме. При этом предъявляются:

паспорт или иной заменяющий его документ, удостоверяющий личность гражданина;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом и другими федеральными законами, или его надлежаще заверенная копия. Гражданин Российской Федерации вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации в государственных органах, органах местного самоуправления и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее восьми рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Орган регистрационного учета обязан зарегистрировать гражданина по месту жительства не позднее трех дней со дня предъявления им документов (подачи им заявления и документов в форме электронных документов) на регистрацию.

Согласно пункта 26.1 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по регистрационному учёту граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённого приказом Федеральной миграционной службы от 11 сентября 2012 года №288 (далее по тексту – Административный регламент) исчерпывающий перечень документов, необходимых в соответствии с нормативными правовыми актами для предоставления государственной услуги для регистрации по месту жительства, следующий: гражданин представляет лицам, ответственным за регистрацию:

документ, удостоверяющий личность;

заявление о регистрации по месту жительства по форме N 6 (приложение N 3 к Регламенту);

документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение (заявление лица (лиц), предоставившего гражданину жилое помещение, договор, свидетельство о государственной регистрации права (права собственности на жилое помещение), решение суда о признании права пользования жилым помещением либо иной документ или его надлежащим образом заверенная копия, подтверждающие наличие права пользования жилым помещением). Для регистрации достаточно представления одного из перечисленных документов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 30 Регламента.

Согласно пункта 30 Административного регламента в случае регистрации по месту жительства гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления.

Согласно пункта 33 Административного регламента лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, не вправе отказывать гражданам в приеме заявлений на регистрацию и снятие их с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства.

В силу чего надлежит принять все документы и заявление, а в случае их недостаточности - уведомить об этом заявителей.

Согласно пункта 35 Административного регламента оснований для приостановления или отказа в предоставлении государственной услуги не имеется.

Согласно пункта 18 Административного регламента результатом предоставления государственной услуги является: проставление в документе, удостоверяющем личность гражданина, отметки о регистрации по месту жительства установленной формы.

Согласно пункта 16 раздела III «Регистрация граждан по месту жительства» «Правил регистрации и снятия граждан Российской федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации», утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 1995 года №713 (далее по тексту – Правила) гражданин, изменивший место жительства, обязан не позднее 7 дней со дня прибытия на новое место жительства обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить:

документ, удостоверяющий личность;

заявление установленной формы о регистрации по месту жительства;

документ, являющийся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение.

Гражданин вправе не предъявлять документ, являющийся основанием для вселения гражданина в жилое помещение (договор социального найма, договор найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда, прошедшие государственную регистрацию договор или иной документ, выражающие содержание сделки с недвижимым имуществом, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение либо иной документ), если сведения, содержащиеся в соответствующем документе, находятся в распоряжении государственных органов или органов местного самоуправления. В данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в государственных органах, органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), выписку из соответствующего реестра, иную информацию в соответствии с законодательством Российской Федерации и производит регистрацию гражданина по месту жительства не позднее 8 рабочих дней со дня подачи им заявления о регистрации по месту жительства и документа, удостоверяющего личность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно пункта 17 Правил лица, ответственные за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, а также граждане и юридические лица, предоставляющие для проживания принадлежащие им на праве собственности жилые помещения, в 3-дневный срок со дня обращения граждан передают документы, указанные в пункте 16 настоящих Правил, вместе с адресными листками прибытия и формами статистического учета в органы регистрационного учета.

На срок оформления регистрации по месту жительства лицо, ответственное за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, или орган регистрационного учета по желанию гражданина выдает ему в день обращения справку о приеме документов для оформления регистрации по месту жительства в произвольной форме, заверенную печатью (при наличии печати).

Как с достоверностью установлено в судебном заседании, административным истцом Федоровым Г.А. при подаче документов на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства» были предоставлены: заявление в оригинале, карточка регистрации по форме №___ в оригинале, поквартирная карточка по форме №___ в оригинале, листок прибытия в оригинале в двух экземплярах, листок убытия в оригинале в двух экземплярах, паспорт в оригинале и документ, являющийся основанием для вселения в жилое помещение в копии на трёх листах, а именно, копия вступившего в законную силу решения Партизанского городского суда от <Дата> по иску Федорова Г. А. к администрации Партизанского городского округа об установлении факта проживания, признании членом семьи, признании нанимателем жилого помещения, данным решением установлен факт проживания Федорова Г. А., <Дата> года рождения, по адресу: <адрес>А с июля 2012 года по <Дата> и по настоящее время; Федоров Г. А., <Дата> года рождения, признан членом семьи Г.Т., нанимателя квартиры по адресу: <адрес>А, умершей <Дата>; Федоров Г. А., <Дата> года рождения, признан нанимателем квартиры по адресу: <адрес>А по ранее заключенному договору социального найма №___ от <Дата>, вместо первоначального нанимателя, Г.Т..

С учётом наличия договора социального найма, заключённого <Дата> между Администрацией Партизанского городского округа и Г.Т., предметом которого является предоставление нанимателю Г.Т. и членом её семьи в бессрочное владение и пользование изолированного жилого помещения, находящегося в муниципальной собственности по адресу: <адрес>А, решение Партизанского городского суда от <Дата>, которым административный истец Федоров Г.А. наделён правами нанимателя находящегося в муниципальной собственности жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>А, безусловно является документом, предусмотренным пунктом 26.1 Административного регламента, статьёй 6 Закона №___, пунктом 16 Правил, являющимся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения нанимателя Федорова Г.А. в жилое помещение (надлежащим образом заверенная копия решения суда о признании права пользования жилым помещением, подтверждающая наличие права пользования жилым помещением).

Учитывая предусмотренное пунктом 30 Административного регламента, статьёй 6 Закона №___, пунктом 16 Правил право гражданина не предъявлять договор социального найма, сведения о котором находятся в распоряжении органа местного самоуправления, и установленное указанными нормами положение о том, что в данном случае орган регистрационного учета самостоятельно запрашивает в органах местного самоуправления соответствующий документ (сведения, содержащиеся в нем), суд приходит к выводу о том, что действия административного истца - нанимателя Федорова Г.А., не предоставившего при подаче заявления на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства» договор социального найма №___ от <Дата>, нанимателем по которому он признан по вступившему в законную силу решению суда и который в совокупности с вступившим в законную силу и обязательным согласно частям 1 и 2 статьи 6 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц, подлежащим неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации решением Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> является документом, являющимся в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации основанием для вселения в жилое помещение, являются правомерными.

Таким образом при наличии договора социального найма №___ от <Дата>, нанимателем по которому административный истец признан по вступившему в законную силу решению суда, оснований для возвращения административному истцу без исполнения документов на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства» по тому мотиву, что Федорову Г.А. необходимо обратиться в Администрацию Партизанского городского округа для оформления договора социального найма, не имелось.

При рассмотрении поступивших от Федорова Г.А. документов надлежало обратить внимание на то, что вступившим в законную силу решением суда Федоров Г.А., родившийся <Дата> и являющийся внуком Г.Т. и признанный членом её семьи, зарегистрированный по адресу: <адрес>А совместно со своей матерью Ф.А. в период с <Дата> по <Дата>, с которым наниматель Г.Т. проживала совместно одной семьей, вела с ним общее хозяйство, и который после её смерти продолжал проживать в спорном жилом помещении, признан нанимателем не в отношении определённого жилого помещения, а по конкретному ранее заключённому с его бабушкой Г.Т. договору социального найма №___ от <Дата>.

Как установлено в судебном заседании, ранее нанимателем данного жилого помещения был супруг Г.Т.Г.М., который умер <Дата>, и права нанимателя Г.Т. были юридически оформлены только в 2008 году.

Учитывая положение части 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя, принимая во внимание, что такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя, учитывая отсутствие возражений со стороны наймодателя Администрации Партизанского городского округа при рассмотрении заявленных требований Федорова Г.А. о признании его нанимателем, доводы представителя административного ответчика об отсутствии в силу смерти Г.Т. <Дата> оснований для признания административного истца нанимателем жилого помещения основаны на неправильном толковании закона.

Факт обращения Федорова Г.А. с иском о признании его нанимателем спустя значительное время после смерти нанимателя Г.Т. правового значения при рассмотрении настоящего административного иска не имеет. Законом не предусмотрен пресекательный срок, в течение которого член семьи нанимателя имеет возможность реализовать предоставленное частью 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации право требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Также законом не предусмотрена обязанность члена семьи умершего нанимателя, признанного вместо первоначального нанимателя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма, обратиться с заявлением о перезаключении договора социального найма, поскольку права и обязанности нанимателя у него возникли на основании вступившего в законную силу решения суда, применившего положения части 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации. Не имеет правового значения при рассмотрении настоящего административного иска и факт отказа <Дата> городской общественной комиссией по жилищным вопросам Администрации Партизанского городского округа Федорову Г.А. в заключении нового договора социального найма, учитывая отсутствие возражений со стороны наймодателя Администрации Партизанского городского округа при рассмотрении <Дата> заявленных требований Федорова Г.А. о признании его нанимателем по договору социального найма №___ от <Дата>. При рассмотрении данного административного иска не имеет правового значение наличие предусматривающих возможность заключения нового договора социального найма условий на момент обращения Федорова Г.А. в Администрацию Партизанского городского округа с заявлением о заключении договора социального найма, поскольку его права нанимателя перешли к нему от Г.Т. на основании решения Партизанского городского суда <адрес> от <Дата> в силу части 2 статьи 82 Жилищного кодекса Российской Федерации.

С учетом установленных по делу обстоятельств и приведенных положений Закона, суд приходит к выводу о том, что поскольку административным истцом представлены доказательства того, что им была выполнена обязанность по предоставлению должностному лицу документов, необходимых для регистрации гражданина по месту жительства, должностным лицом отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> неправомерно были возвращены без исполнения документы на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства». Соответственно отсутствовали законные основания для нерассмотрения по существу заявления административного истца о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> края.

В таком положении заявленные требования надлежит удовлетворить и с учётом требований статьи 227 КАС в целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, препятствий к их осуществлению надлежит возложить обязанность на ОМВД России по <адрес> в лице отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> повторно рассмотреть по существу заявление Федорова Г. А. от <Дата> о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> края и приложенные к нему документы в установленном законом порядке в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу. А также надлежит об исполнении решения суда по данному административному делу сообщить административному истцу и в Партизанский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ суд полагает необходимым взыскать с административного ответчика ОМВД России по <адрес> в пользу административного истца понесенные последним по настоящему делу судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227, 111 КАС РФ, суд,

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Федорова Г. А. к ОМВД России по <адрес> о признании незаконными действий и бездействия ОМВД России по <адрес> удовлетворить частично.

Признать незаконными действия ОМВД России по <адрес>, выразившиеся в возвращении Федорову Г. А. начальником отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> без исполнения документов на предоставление услуги «Регистрационный учёт по месту жительства».

Признать незаконным бездействие ОМВД России по <адрес>, выразившееся в нерассмотрении заявления Федорова Г. А. о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> края и не предоставлении услуги «регистрационный учёт по месту жительства».

В целях устранения нарушений прав, свобод и законных интересов административного истца, препятствий к их осуществлению возложить обязанность на ОМВД России по <адрес> в лице отдела по вопросам миграции ОМВД России по <адрес> повторно рассмотреть по существу заявление Федорова Г. А. от <Дата> о регистрации по месту жительства по адресу: <адрес> края и приложенные к нему документы в установленном законом порядке в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Об исполнении решения суда по данному административному делу сообщить административному истцу и в Партизанский городской суд <адрес> в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с ОМВД России по <адрес> в пользу Федорова Г. А. расходы по оплате государственной пошлины в сумме 300 рублей.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Партизанский городской суд Приморского края в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение принято судом в окончательной форме 15 сентября 2017 года.

Судья подпись Е.Ю. Решетникова

Копия верна:

Судья Е.Ю. Решетникова

Секретарь Е.В. Барсаева

2а-672/2017

Категория:
Гражданские
Истцы
Фёдоров Г.А.
Ответчики
Администрация Партизанского городского округа
ОМВД РФ по г. Партизанску
Другие
Щукин О.Н.
Суд
Партизанский городской суд Приморского края
Дело на странице суда
partizansky.prm.sudrf.ru
28.06.2017[Адм.] Регистрация административного искового заявления
29.06.2017[Адм.] Передача материалов судье
04.07.2017[Адм.] Решение вопроса о принятии к производству
04.07.2017[Адм.] Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.07.2017[Адм.] Подготовка дела (собеседование)
21.07.2017[Адм.] Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.08.2017[Адм.] Судебное заседание
24.08.2017[Адм.] Судебное заседание
07.09.2017[Адм.] Судебное заседание
12.09.2017[Адм.] Судебное заседание
12.09.2017[Адм.] Судебное заседание
15.09.2017[Адм.] Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
11.10.2017[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее