Решение по делу № 33-1932/2021 от 17.05.2021

    Судья Бунаева А.Д. № гражданского дела 2-611/2021

    Поступило ... г.                                                                    33-1932

    ВЕРХОВНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ

    АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    г. Улан-Удэ                                                19 июля 2021 года

    Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Васильевой С.Д., судей коллегии Хаыковой И.К. и Богдановой И.Ю., при секретаре Ангушевой Ю.А.,

    рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятия на решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 февраля 2021 года, которым постановлено:

исковое заявление Болдогуевой Н удовлетворить в части;

признать незаконным приказ Министра природных ресурсов Республики Бурятия от 03.09.2020 г. № ... об исполнении обязанностей по ведению кассовых операций;

взыскать с Министерства природных ресурсов Республики Бурятия в пользу Болдогуевой ФИО13 компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., в остальной части требование оставить без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Васильевой С.Д., судебная коллегия

    УСТАНОВИЛА:

Обращаясь в суд с иском к Министерству природных ресурсов Республики Бурятия, истец Болдогуева Н.М. просила:

признать незаконным приказ Министра природных ресурсов Республики Бурятия от 03.09.2020 г. №... которым на нее возложены обязанности по ведению кассовых операций;

взыскать денежные средства за период временной нетрудоспособности в размере 2 521 руб. с начислением процентов в соответствии со ст. 236 Трудового кодекса РФ;

за задержку выплаты заработной платы взыскать компенсацию морального вреда в размере 25 000 руб.

Иск мотивирован тем, что она с 21 марта 2018 г. проходит государственную гражданскую службу в должности ведущего специалиста-эксперта финансово-экономического отдела Министерства природных ресурсов Республики Бурятия. Приказом работодателя от 03.09.2020 г. № ... на нее возложена обязанность по ведению кассовых операций, с чем она не согласна, поскольку вменением ей этих обязанностей изменены существенные условия служебного контракта без соблюдения процедуры, предусмотренной     ч. 2 ст. 74 Трудового кодекса РФ. Кроме того, за отработанный период с 15 по 30 ноября 2020 г. ей была начислена заработная плата в размере 17 286,82 руб., которую выплатили ей с нарушением срока - 08.12.2020 г. Также ей не произвели оплату листка нетрудоспособности в размере 2 521 руб. В результате задержки выплаты заработной платы истец испытала моральные и нравственные страдания, так как она нуждалась в денежных средствах в связи со смертью близкого ей человека - матери.

Определением суда производство по делу в части требований о взыскании оплаты за период временной нетрудоспособности с начислением процентов по ст. 236 Трудового кодекса РФ прекращено в связи с отказом от иска.

В судебном заседании истец Болдогуева Н.М. участия не принимала, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, ее представитель истца по доверенности Савинова О.Н. исковые требования поддержала.

Представитель ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятия по доверенности Гармаева Л.В. исковые требования не признала, пояснив суду, что в соответствии с должностным регламентом на истца возложена обязанность по ведению бухгалтерского учета и финансовой отчетности, соответственно, ведение кассовых операций относится к бухгалтерскому учету, из чего следует, что оспариваемый истцом приказ не влечет изменение существенных условий служебного контракта.

Районный суд постановил вышеуказанное решение, с которым не согласился ответчик Министерство природных ресурсов Республики Бурятия, в апелляционной жалобе его представитель по доверенности Гармаева Л.В. просит решение суда отменить в связи с неверным применением норм материального права, указывая на те же доводы, что и возражениях к иску, дополнительно обращает внимание на то, суд пришел к неверному выводу, что оспариваемый истцом приказ привел к изменению существенных условий служебного контракта, что по факту таковым не является. Автор жалобы указывает, что приказом Минфина РФ от 01.12.2010 г. № 157 н утверждены как Единый план счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, так и Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, в которых отражен счет 20134 «Касса», предназначенный для учета движения наличных денежных средств в валюте РФ, в иностранной валюте в кассе учреждения. При этом учет кассовых операций ведется в Кассовой книге. Записи в кассовую книгу осуществляются по каждому кассовому приходному и расходному ордеру. При этом аналитический учет по счету «касса» ведется в разрезе ответственных лиц (лиц, осуществляющих ведение кассовых операций (кассиров) и по видам валют). Отражение движения наличных денежных средств в бухгалтерском учете организации, включая выдачу-прием денежных средств, оформление всех необходимых документов) ведется по счету «Касса» и возлагается на ответственное лицо. В соответствии с должностным регламентом истца ведение бухгалтерского учета отнесено к ее обязанностям. Следовательно, довод истца об изменении существенных условий служебного контракта и изменение трудовой функции является несостоятельным. Оспариваемый приказ не противоречит действующему законодательству о государственной гражданской службе. Также автор жалобы полагает, что в части взыскания морального вреда решение является необоснованным, так как моральные страдания не подтверждены истцом, является несоразмерным.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Министерства природных ресурсов Республики Бурятия по доверенности Гармаева Л.В. доводы апелляционной жалобы поддержала.

Истец Болдогуева Н.М. и ее представитель по доверенности Савинова О.Н. возражали против удовлетворения апелляционной жалобы.

    Проверив материалы дела, решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав участников процесса, судебная коллегия приходит к следующему.

    Согласно Конституции Российской Федерации труд свободен, каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37). Данное право может быть реализовано гражданином в различных формах, в том числе путем поступления на государственную гражданскую службу.

Исходя из общепризнанных принципов и норм международного права и в соответствии с Конституцией Российской Федерации основными принципами правового регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений признаются, в частности, свобода труда, включая право на труд, который каждый свободно выбирает или на который свободно соглашается, право распоряжаться своими способностями к труду, выбирать профессию и род деятельности; запрещение принудительного труда и дискриминации в сфере труда (абзацы первый - третий статьи 2 Трудового кодекса Российской Федерации).

На государственных служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной службе и муниципальной службе (часть 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации).

Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации (далее также - гражданский служащий), регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" (статья 2 этого закона; далее также - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Гражданский служащий - гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации (статья 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Представитель нанимателя - руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (пункт 2 статьи 1 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также - гражданская служба) - вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также - должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Одним из принципов государственной гражданской службы Российской Федерации, установленных в статье 4 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, является принцип стабильности гражданской службы (пункт 5 статьи 4 названного закона).

Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ прохождение гражданской службы и замещение должности гражданской службы оформляется соглашением - служебным контрактом между представителем нанимателя и гражданином, поступающим на гражданскую службу, или гражданским служащим. Служебным контрактом устанавливаются права и обязанности сторон.

Гражданин, поступающий на гражданскую службу, при заключении служебного контракта о прохождении гражданской службы и замещении должности гражданской службы и гражданский служащий при заключении служебного контракта о замещении должности гражданской службы обязуются исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом и соблюдать служебный распорядок государственного органа (часть 3 статьи 23 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Существенными условиями служебного контракта, в частности, являются: дата начала исполнения должностных обязанностей, права и обязанности гражданского служащего, должностной регламент, права и обязанности представителя нанимателя, условия оплаты труда (размер должностного оклада гражданского служащего, надбавки и другие выплаты, в том числе связанные с результативностью его профессиональной служебной деятельности), установленные Федеральным законом от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами (пункты 2, 3, 5, 8 части 3 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

В служебном контракте могут предусматриваться иные условия, не ухудшающие положения гражданского служащего по сравнению с положением, установленным настоящим Федеральным законом, другими законами и иными нормативными правовыми актами (п. 5 ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ).

Частью 5 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ установлено, что условия служебного контракта могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В частях 7 и 8 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ указано, что запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом. Служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами.

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, истец Болдогуева Н.М. с 21 марта 2018 г. проходит государственную гражданскую службу в должности <...> <...> на основании служебного контракта № ... от 21 марта 2018 г.

Приказом министра природных ресурсов Республики Бурятия от 03.09.2020 г. № ... на Болдогуеву Н.М. возложена обязанность вести кассовые операции по поступлению и выдаче наличных денежных средств, фондовой кассе; одновременно определено, что она должна стать ответственным держателем корпоративной карты Сбербанка России для получения наличных денежных средств через банкомат для оприходования в кассу, внесения наличных средств через банкомат для зачисления на лицевой счет в Управление федерального казначейства по Республике Бурятия, на Болдогуеву возложена обязанность в 10-дневный срок со дня вступления приказа в силу оформить необходимые документы для обеспечения наличными денежными средствами в соответствии с приказом Казначейства России от 30.06.2014 г. № 10н.; также предписано с Болдогуевой Н.М. заключить договор о полной материальной ответственности (л.д. 12).

Не согласившись с указанным приказом, Болдогуева обратилась в суд с вышеуказанным иском.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о признании незаконным приказа Министра природных ресурсов Республики Бурятия от 03.09.2020 г. №..., суд первой инстанции, руководствуясь статьями 23, 29, 73 Федерального закона № 79-ФЗ от 27.07.2004 г. «О государственной гражданской службе», п. 4 Указания банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства», пришел к выводу, что Должностным регламентом государственного служащего Республики Бурятия – ведущего специалиста – эксперта финансово-экономического отдела Болдогуевой Н.М. ведение кассовых операций не предусмотрено и возложение на нее обязанностей по ведению кассовых операций является изменением существенных условий служебного контракта, что является основанием для признания приказа Министра природных ресурсов Республики Бурятия от 03.09.2020 г. № ... незаконным. Принимая решение о взыскании компенсации морального вреда в размере 5 000 руб., районный суд пришел к выводу, что имело место нарушение срока по выплате истцу заработной платы за ноябрь 2020 г., что влечет применение положений ст. 237 Трудового кодекса РФ.

    Судебная коллегия соглашается с такими выводами нижестоящего суда по следующим основаниям.

Согласно должностного регламента от 21 марта 2018 г. в п. 1.6 указан вид профессиональной деятельности гражданского служащего Болдогуевой Н.М. как регулирование в сфере бухгалтерского учета и финансовой отчетности.

В главе 3 должностного регламента указаны ее обязанности: ведение бухгалтерского учета по аппарату министерства, кроме учета заработной платы, НДФЛ, страховых взносов в социальные фонды и расчетов с поставщиками и подрядчиками; обеспечение законности, правильности и своевременности оформления бухгалтерских документов; осуществление подготовки и обработки платежных документов в части расходов на содержание Министерства; ведение учета поступлений и выбытий средств во временном распоряжении; своевременное представление документов для отражения в бухгалтерском учете операции, связанные с движением товарно-материальных ценностей; организация и участие в проведении инвентаризации имущества и обязательств, оформление результатов инвентаризации и отражение их в учете; выдача доверенностей на получение товарно-материальных ценностей и осуществление контроля за их использованием; участие в работе по ведению оперативного контроля за использованием основных средств и товарно-материальных запасов; участие в разработке и осуществлении мероприятий, направленных на соблюдение финансовой дисциплины и рациональное использование ресурсов; участие в решении иных вопросов бухгалтерского учета; обеспечение хранения документов, образующихся в сфере его деятельности и отвечает за их подготовку к передаче в архив; исполнение судебных решений по денежным обязательствам бюджета; внесение предложений по формированию и изменению лимитов бюджетных обязательств; внесение предложений по формированию и изменению сводной бюджетной росписи; участие в составлении кассового плана расходов с помесячной разбивкой и внесение предложений по его изменению в части статей расходов центрального аппарата; участие в формировании сметы расходов бюджетных средств в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств и осуществление учета исполнения сметы на текущий финансовый год в части расходов центрального аппарата; контроль результативности, адресности, целевого использования бюджетных средств в пределах доведенных бюджетных ассигнований; принятия мер по своевременной оплаты поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта; участие в приемке поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов поставки товара, выполнения работы, оказания услуги; составление отчетности по налогу на имущество и налогу на землю; составление статистической отчетности по нефинансовым активам; осуществление бухгалтерского учета основных средств, имущества иобязательств, находящихся на забалансовом учете; составление отчетности главного администратора, администратора бюджетных средств; участие в формировании учетной политике министерства; разработка и/или рассмотрение проектов НПА в части, касающейся бюджета, финансов, налогов и экономики; участие в подготовке финансово-экономических обоснований законопроектов, проектов государственных и иных программ в установленной сфере; разработка и/или рассмотрение проектов НПА в части, касающейся бюджета, финансов, налогов и экономики; согласование поступивших в Минприроды РБ проектов документов на предмет их финансово-экономического соответствия произведенных либо предстоящим расходам; работа с обращениями граждан, юридических лиц, в соответствии с действующим законодательством; осуществление внутреннего финансового контроля в рамках функциональных обязанностей;    исполнение иных поручений начальника отдела центрального аппарата.

Из анализа должностных обязанностей ведущего специалиста-эксперта финансово-экономического отдела Министерства природных ресурсов Республики Бурятия следует, что обязанность по ведению кассовых операций по поступлению и выдаче наличных денежных средств, фондовой кассе с принятием ответственности быть держателем корпоративной банковской карты для совершения операций с наличными денежными средствами, отсутствует.

Между тем, в соответствии со ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» законодательство Российской Федерации о бухгалтерском учете состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.

В развитие ст. 4 Федерального закона «О бухгалтерском учете» Банком России 11.03.2014 г. принято Указание № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства", действие которого распространяется и на ответчика. В частности, пунктом 4 данного Указания кассовые операции ведутся в кассе кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, индивидуальным предпринимателем или иным уполномоченным лицом (далее - руководитель) из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись. Кассовые операции оформляются приходными кассовыми ордерами, расходными кассовыми ордерами (кассовые документы) (п. 4.1). Согласно п. 4.2. кассовые документы оформляются главным бухгалтером; бухгалтером или иным должностным лицом (в том числе кассиром) или должностным лицом юридического лица, физическим лицом, с которыми заключены договоры об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, руководителем (при отсутствии главного бухгалтера и бухгалтера). В соответствии с п. 4.4. кассир снабжается печатью (штампом), содержащей (содержащим) реквизиты, подтверждающие проведение кассовой операции (далее - печать (штамп), а также образцами подписей лиц, уполномоченных подписывать кассовые документы. Записи в кассовой книге осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру, расходному кассовому ордеру, оформленному соответственно на полученные, выданные наличные деньги. Выдача наличных денег проводится по расходным кассовым ордерам (п. 6).

Из приведенных норм следует, что кассовые операции могут проводиться кассовым или иным работником, определенным руководителем юридического лица, из числа своих работников (далее - кассир), с установлением ему соответствующих должностных прав и обязанностей, с которыми кассир должен ознакомиться под роспись.

Между тем, как правильно указал суд первой инстанции, в должностном регламенте ведущего специалиста-эксперта финансово-экономического отдела Министерства природных ресурсов Республики Бурятия от 19.04.2021 г. отсутствует обязанность по ведению кассовых операций, тогда как в силу приведенных выше норм, такая обязанность должна быть прямо предусмотрена в должностных обязанностях истца.

Более того, на истца возложена обязанность вести журнал кассира, составлять отчеты, подписывать кассовые документы от лица кассира и с предписанием о заключении с ней договора о полной материальной ответственности как с ведущим специалистом-экспертом финансово-экономического отдела-кассиром, из чего следует, что фактически на истца возложены дополнительные обязанности кассира, что ранее в ее обязанности не входило.

Судом апелляционной инстанции проанализированы должностные регламенты всех работников финансово-экономического отдела Министерства природных ресурсов Республики Бурятия.

Действительно, штатные расписания данного Министерства не предусматривают отдельной должности кассира. Вместе с тем, ведение бухгалтерского учета предусмотрены и в должностных регламентах заместителя начальника финансово-экономического отдела и аналитика. При этом, ни в одних должностных регламентах работников данного отдела не предусмотрено отдельно ведение кассовых операций.

Приказом министра природных ресурсов РБ за № ... от 04.12.2018 г. утверждена с 01.01.2019 г. учетная политика для целей бюджетного и налогового учета Министерства природных ресурсов Республики Бурятия согласно Приложения № 1. При этом учетная политика разработана, в том числе, на основании Указания Банка России от 11.03.2014 г. № 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства".

На момент рассмотрения настоящего дела данный приказ является действующим.

Согласно Приложения № 1 к приказу № ... от 04.12.2018 г. оформление документов, в том числе платежных поручений, приходных и расходных кассовых документов, счетов на оплату, авансовых отчетов, банковских чеков, возложены на <...><...> (на момент рассмотрения спора служебный контракт с ней расторгнут). И заместитель начальника финансово-экономического отдела включена в перечень лиц, на которых возлагается полная материальная ответственность.

Из указанного следует, что приказом № ... от 04.12.2018 г. вести кассовые операции возложена на заместителя начальника финансово-экономического отдела Министерства природных ресурсов Республики Бурятия. В этой связи доводы ответчика о том, что предусмотренная должностным регламентом обязанность на истца по ведению бухгалтерского учета предусматривает и ведение кассовых операций, не состоятельна. Не состоятельны эти доводы еще и потому, что ведение бухгалтерского учета предусмотрено и в должностных обязанностях заместителя начальника финансово-экономического отдела, аналитика и <...>, о чем указано выше. При этом, у каждого из перечисленного работника обязанность по ведению бухгалтерского учета четко разграничена, что следует из анализа должностных регламентов, а следовательно, поручение истцу вести кассовые операции по поступлению и выдаче наличных денежных средств, фондовой кассе с вменением обязанности быть ответственным держателем корпоративной карты Сбербанка России для получения наличных средств через банкомат для оприходования в кассу, внесение наличных средств через банкомат для зачисления на лицевой счет в Управление федерального казначейства по Республике Бурятия при том, что такая обязанность была изначальна возложена на заместителя начальника отдела, является изменением существенных условий служебного контракта, при котором требуется согласие работника (часть 5 статьи 24 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ).

Согласно ст. 29 указанного Федерального закона в случае изменения существенных условий профессиональной служебной деятельности по инициативе представителя нанимателя при продолжении гражданским служащим профессиональной служебной деятельности без изменения должностных обязанностей допускается изменение определенных сторонами существенных условий служебного контракта. Об изменении существенных условий служебного контракта гражданский служащий должен быть уведомлен представителем нанимателя в письменной форме не позднее чем за два месяца до их введения. Если гражданский служащий не согласен на замещение должности гражданской службы и прохождение гражданской службы в том же государственном органе или другом государственном органе в связи с изменением существенных условий служебного контракта, представитель нанимателя вправе освободить его от замещаемой должности гражданской службы и уволить с гражданской службы в соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 33 настоящего Федерального закона.

Как следует из материалов дела и пояснений истца, последняя согласия на ведение кассовых операций, на заключение договора о полной материальной ответственности, а равно быть ответственным держателем корпоративной банковской карты не давала, об изменении существенных условий служебного контракта истец не была уведомлена представителем нанимателя в письменной форме за два месяца до их введения, из чего следует, что приказ от 03.09.2020 г. № 360-ПР издан министром природных ресурсов Республики Бурятия, как правильно указал суд первой инстанции, с нарушением закона.

При таких обстоятельствах, оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с нормами материального права при правильном установлении обстоятельств по делу, у судебной коллегии не имеется.

    Моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора (часть 1 статьи 237 Трудового кодекса Российской Федерации).

В Трудовом кодексе Российской Федерации не содержится положений, касающихся понятия морального вреда и определения размера компенсации морального вреда. Такие нормы предусмотрены гражданским законодательством.

Пунктом 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

В силу пункта 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 (статьи 1064 - 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) и статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2 статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 6 ст. 136 Трудового кодекса Российской Федерации заработная плата выплачивается не реже чем каждые полмесяца в день, установленный правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, трудовым договором.

Исходя из приведенного нормативного правового регулирования работник имеет право на получение заработной платы в сроки, предусмотренные условиями трудового договора, локальными нормативными актами работодателя. Нарушение сроков выплаты заработной платы по смыслу вышеприведенных норм является основанием для компенсации морального вреда.

Как правильно установил суд, по месту службы Болдогуевой установлена выплата гражданским служащим денежного содержания - аванс не позднее 15 числа расчетного месяца и окончательный расчет за отработанный месяц не позднее 1 числа месяца, следующего за расчетным. Болдогуевой же окончательный расчет за отработанный месяц – ноябрь 2020 г. произведен 07.12.2020 г. с нарушением срока в 6 дней.

Определяя размер компенсации морального вреда в 5 000 руб., суд первой инстанции учел степень нравственных страданий, принципы разумности и справедливости, индивидуальные особенности истца и конкретные обстоятельства дела.

Судебная коллегия соглашается с данным размером компенсации морального вреда.

В обоснование доводов о несоразмерности взысканных сумм в счет компенсации морального вреда, апеллянт не привел каких-либо убедительных доводов о несогласии с размером взысканной суммы.

Напротив, коллегия считает, что в результате неправомерных действий ответчика по невыплате истцу в предусмотренный срок окончательного расчета за отработанный период, с учетом обстоятельства дела, в частности, с болезнью матери, а затем ее смерти, когда истец нуждалась в денежных средствах, в том числе, для организации похорон матери, Болдогуевой безусловно причинены нравственные страдания, а с учетом принципов разумности и справедливости, с которым законодатель связывает определение размера компенсации морального вреда, присужденная истцу сумма в размере 5 000 руб. является достаточной. Оснований для ее снижения коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда республики Бурятия

    ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Улан-Удэ от 19 февраля 2021 года оставить без изменения, доводы апелляционной жалобы – без удовлетворения.

    Председательствующий:                        С.Д.Васильева

    Судьи:                                        И.Ю.Богданова

                                            И.К.Хаыкова

33-1932/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Болдогуева Наталья Михайловна
Ответчики
Министерство природных ресурсов Республики Бурятия
Другие
Представитель истца Болдогуевой Н.М. Савинова Оксана Николаевна
Суд
Верховный Суд Республики Бурятия
Судья
Васильева Светлана Данзановна
Дело на странице суда
vs.bur.sudrf.ru
17.05.2021Передача дела судье
07.06.2021Судебное заседание
16.06.2021Судебное заседание
07.07.2021Производство по делу возобновлено
19.07.2021Судебное заседание
23.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.07.2021Передано в экспедицию
19.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее