Решение по делу № 33-2062/2023 от 30.03.2023

Судья Пожилов А.И. Дело № 2-242/2022

УИД 35RS0010-01-2022-006285-14

ВОЛОГОДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 03 мая 2023 года № 33-2062/2023

г. Вологда

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Белозеровой Л.В.,

судей Вахониной А.М., Махиной Е.С.,

при секретаре Рябининой А.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области на решение Никольского районного суда Вологодской области от 14.10.2022, с учетом дополнительного решения от 22.02.2023, по иску Плотникова В.А. к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в сельском хозяйстве, признать право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в сельском хозяйстве более 30 лет, установить повышенную фиксированную выплату с момента наступления права на нее.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Белозеровой Л.В., судебная коллегия

установила:

Плотников В.А. обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области (далее ОПФР по Вологодской области), в котором с учетом уточнения просил признать за ним право на повышенную фиксированную выплату в связи с работой в сельском хозяйстве более 30 лет, установить указанную выплату с момента наступления права на нее, включить в стаж работы в сельском хозяйстве, дающем право на повышение фиксированной выплаты, периоды: с 15.03.2017 по 13.09.2019 (2 года 5 месяцев 29 дней), с 21.04.2020 по 31.08.2020 (0 лет 4 месяца 11 дней), с 01.09.2020 по 15.08.2022 (1 год 11 месяцев 15 дней) в качестве заведующего Переселенческим ветпунктом БУВ ВО «Никольская райСББЖ», а также с 08.08.2011 по 30.06.2015 (3 года 10 месяцев 23 дня) по совместительству в качестве ветеринарного фельдшера Завражского ветеринарного пункта филиала БУВ ВО «Вологодская облСББЖ» «Никольская райСББЖ».

Исковые требования мотивированы тем, что он все эти годы проживал в сельской местности, в <адрес>, его трудовой стаж на работах сельскохозяйственной направленности составляет более 30 лет. В настоящее время он не работает, трудовой договор с БУВ ВО «Никольская райСББЖ» расторгнут 26.09.2022.

Решением Никольского районного суда Вологодской области от 14.10.2022 уточненные исковые требования Плотникова В.А. к ОПФР по Вологодской области о возложении обязанности включить периоды работы в стаж работы в сельском хозяйстве и признании за истцом права на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в сельском хозяйстве более 30 лет, удовлетворены.

На ОПФР по Вологодской области возложена обязанность включить Плотникову В.А. в стаж его работы в сельском хозяйстве периоды работы:

с 15.03.2017 по 13.09.2019 (2 года 5 месяцев 29 дней), с 21.04.2020 по 31.08.2020 (0 лет 4 месяца 11 дней), с 01.09.2020 по 15.08.2022 (1 год 11 месяцев 15 дней) в качестве заведующего Переселенческим ветпунктом БУВ ВО «Никольская райСББЖ», всего 4 года 9 месяцев 25 дней;

с 08.08.2011 по 30.06.2015 (3 года 10 месяцев 23 дня) по совместительству в качестве ветеринарного фельдшера Завражского ветеринарного пункта филиала БУВ ВО «Вологодская облСББЖ» «Никольская райСББЖ». Всего включить в стаж работы в сельском хозяйстве 8 лет 8 месяцев 18 дней (4 года 9 месяцев 25 дней +3 года 10 месяцев 23 дня).

За Плотниковым В.А. признано право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в сельском хозяйстве более 30 лет и на ОПФР по Вологодской области возложена обязанность установить указанную повышенную фиксированную выплату с момента наступления права на нее.

Дополнительным решением Никольского районного суда Вологодской области от 22.02.2023 мотивировочная часть решения по гражданскому делу №... от 14.10.2022 дополнена абзацем следующего содержания:

«Определяя дату, с которой может быть произведен перерасчет пенсии, суд, руководствуясь положениями пункта 5 статьи 10 Федерального закона от 03.10.2018 № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», пунктом 2 части 1 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», исходя из того, что Плотников В.А. обратился в Пенсионный орган 28.02.2022 (т.1 л.д. 149-150), но уволен был только 26.09.2022 (т.1 л.д. 242), суд пришел к выводу, что перерасчет может быть произведен с 01.10.2022, то есть с первого числа месяца, следующего за месяцем наступления права на перерасчет».

В резолютивной части решения предложение: «Признать за Плотниковым В.А. право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в связи с работой в сельском хозяйстве более 30 лет и обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Вологодской области установить указанную повышенную фиксированную выплату с момента наступления права на нее», дополнить словами: «, то есть с 01.10.2022».

В апелляционной жалобе ОПФР по Вологодской области просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска. Указывает, что Плотникову В.А. было необходимо обратиться в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации с заявлением о перерасчете размера пенсии, после рассмотрения которого и оценки представленных документов пенсионный орган либо произвел бы перерасчет, либо вынес решение об отказе в перерасчете. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета Плотникова В.А. сведения по периодам работы после 2019 года представлены общими условиями.

В возражениях на апелляционную жалобу Плотников В.А. просит решение суда первой инстанции оставить без изменения.

Определением Вологодского областного суда от 03.05.2023 произведено процессуальное правопреемство, по настоящему делу заменен ответчик вместо ОПФР по Вологодской области на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области (далее ОПСФ по Вологодской области).

В судебное заседание суда апелляционной инстанции участники процесса не явились, о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежащим образом.

Проверив законность и обоснованность решения суда, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений относительно неё, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что Плотников В.А., 02.03.1958 года рождения, с 02.03.2018 является получателем страховой пенсии по старости.

02.06.2021 обратился к ответчику с заявлением о перерасчете размера пенсии, как лицу, проработавшему 30 календарных лет в сельском хозяйстве.

Рассмотрев обращение Плотникова В.А., Пенсионный орган отказал в перерасчет пенсии, сославшись на то, что стаж работы в сельском хозяйстве составляет 13 лет 10 месяцев 28 дней.

Из записей в трудовой книжке Плотникова В.А. следует, что 03.06.2011 он принят на работу в 116 ОП филиала №... КУ пожарной безопасности Вологодской области Противопожарная службы Вологодской области на должность водителя автомобиля, 22.01.2016 трудовой договор расторгнут, 15.03.2017 принят на работу в БУЗ ВО «Никольская районная станция по борьбе с болезнями животных» на должность заведующим Переселенческим ветпунктом, 13.09.2019 уволен с работы по собственному желанию, 21.04.2020 принят на работу в БУЗ ВО «Никольская районная станция по борьбе с болезнями животных» на должность заведующего Переселенческим ветпунктом, 22.06.2020 принят на работу ветеринаром к ИП Глава КФХ И.А.В. по совместительству, 29.01.2021 трудовой договор с ИП Глава КФХ И.А.В. расторгнут.

Судом первой инстанции установлено, что в период работы в должности водителя автомобиля в 116 ОП филиала №... КУ пожарной безопасности Вологодской области Плотников В.А. работал по совместительству с 08.08.2011 по 30.06.2015 ветфельдшером Завражского ветпункта, что подтверждается приказом о приеме на работу №... от 08.08.2011, копией трудового договора №... от 08.08.2011, приказом о прекращении трудового договора №... от 30.06.2015, табелями учета использования рабочего времени, согласно которым Плотников В.А. работал 4 часа в день, справкой начальника «Никольской районной станции по борьбе с болезнями животных» от 10.10.2022, согласно которой в период с 08.08.2011 по 30.06.2015 страховые взносы за Плотникова В.А. на обязательное пенсионное страхование начислены и выплачены в полном объеме.

Согласно копии приказа БУВ ВО «Никольская рай СББЖ» от 29.09.2022, с 26.09.2022 прекращено действие трудового договора с Плотниковым В.А. по совместительству в должности заведующего ветпунктом от 21.04.2020.

Разрешая спор и удовлетворяя требования истца о включении периодов работы: с 15.03.2017 по 13.09.2019 (02-05-29), с 21.04.2020 по 31.08.2020 (00-04-11), с 01.09.2020 по 15.08.2022 (01-11-15) в качестве заведующего Переселенческим ветпунктом БУВ ВО «Никольская райСББЖ», с 08.08.2011 по 30.06.2015 (03-10-23) - по совместительству в качестве ветеринарного фельдшера Завражского ветеринарного пункта филиала БУВ ВО «Вологодская облСББЖ» «Никольская райСББЖ» в стаж работы в сельском хозяйстве для установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», суд первой инстанции исходил из того, что работа истца в эти периоды осуществлялась в организации, которая занималась ветеринарным обслуживанием сельскохозяйственных животных, то есть в отрасли сельского хозяйства – животноводство.

Судебная коллегия не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон № 400-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 16 Закона № 400-ФЗ фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом Российской Федерации от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, органах принудительного исполнения Российской Федерации, и их семей», а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек в месяц.

Как указано в части 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, лицам, проживающим в сельской местности, проработавшим не менее 30 календарных лет в сельском хозяйстве, не осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в размере 25 процентов суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии, предусмотренной частями 1 и 2 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.11.2018 № 1440 утверждён список работ, производств, профессий, должностей, специальностей, в соответствии с которыми устанавливается повышение размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Список № 1440), и правила исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в соответствии с частью 14 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях» (далее – Правила № 1440).

Согласно подпункту «а» пункта 3 Правил № 1440 в стаж работы в сельском хозяйстве засчитываются периоды работы (деятельности), которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии занятости на работах, в производствах, профессиях, должностях, специальностях, предусмотренных списком, и условии начисления (уплаты) за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В подпункте «б» пункта 6 Правил № 1440 определено, что при подсчёте стажа работы в сельском хозяйстве периоды работы (деятельности), указанные в пункте 3 настоящих Правил, имевшие место до дня вступления в силу положений частей 14 и 15 статьи 17 Федерального закона «О страховых пенсиях», подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта и (или) документов, выданных работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При исчислении и подтверждении стажа работы в сельском хозяйстве применяются Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утверждённые постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2014 № 1015 «Об утверждении Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий» (пункт 5 Правил № 1440).

Списком № 1440 предусмотрены три вида производств сельского хозяйства: растениеводство, животноводство и рыбоводство. При этом в разделе 2 наименований работ, производств сельского хозяйство определено, что при применении настоящего Списка к животноводству относится верблюдоводство, звероводство, козоводство, коневодство, кролиководство, муловодство, овцеводство, оленеводство, ословодство, птицеводство, пчеловодство, свиноводство, скотоводство (включая молочное скотоводство, молочно-мясное скотоводство и мясное скотоводство, собаководство) (разведение, содержание, уход, выращивание, ветеринарное обслуживание всех видов сельскохозяйственных животных для производства животноводческих продуктов), в том числе осуществляемое кочевыми родовыми общинами.

Среди наименований профессий, должностей, специальностей в разделе 2 Списка № 1440 поименованы: ветеринарный фельдшер, заведующий ветеринарным пунктом.

Таким образом, для включения периодов работы в стаж работы в сельском хозяйстве, в соответствии с которым устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, необходимы следующие условия: выполняемая работа должна быть связана с осуществлением деятельности в организации, основным видом деятельности которой является сельское хозяйство, или структурном подразделении животноводческого направления организации, основным видом деятельности которой не является сельское хозяйство; ветеринарное обслуживание сельскохозяйственных животных должно осуществляться для производства животноводческих продуктов; наименование должности должно быть предусмотрено в Списке № 1440.

При этом названный Список основывается на Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (далее – ОКВЭД), который введён в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 № 14-ст, и Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОК 016-94), который введён в действие постановлением Комитета Российской Федерации по стандартизации, метрологии и сертификации от 26.12.1994 № 367.

Исходя из ОКВЭД, к основным видам деятельности в сельском хозяйстве относится производство продукции растениеводства и производство продукции животноводства. При этом животноводство – это выращивание и разведение всех видов животных, кроме водных.

Ветеринарная деятельность как деятельность, связанная с лечением и контролем за состоянием здоровья как сельскохозяйственных, так и домашних животных, согласно ОКВЭД не относится к сельскому хозяйству.

Аналогичным образом ветеринарная деятельность не относилась к сельскому хозяйству согласно Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности, введённому в действие постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 06.11.2001 № 454-ст (утратил силу с 01.01.2017).

Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области (далее Управление) создано 02.04.2012 на основании постановления Губернатора Вологодской области от 17.01.2012 № 1 «Об изменениях в структуре органов исполнительной государственной власти области» (в редакции от 27.03.2012) с передачей полномочий (функций) в сфере ветеринарии от Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области.

На основании приказа Департамента сельского хозяйства Вологодской области от 14.01.2004 № 4 «О создании ГУ «Вологодская областная станция по борьбе с болезнями животных» создано государственное учреждение Вологодской области «Вологодская областная станция по борьбе с болезнями животных» (далее ГУ Вологодской области «Вологодская облСББЖ»).

В структуру ГУ Вологодской области «Вологодская облСББЖ» входил филиал «Никольская районная станция по борьбе с болезнями животных» (далее «Никольская райСББЖ»).

ГУ Вологодской области «Вологодская облСББЖ» реорганизовано постановлением Правительства Вологодской области от 12.04.2010 № 384 с 01.06.2010 путем выделения из его состава филиала «ГУ ВО Вологодская облСББЖ» «Областная ветеринарная лаборатория» в самостоятельное юридическое лицо.

ГУ Вологодской области «Вологодская облСББЖ» приказом начальника Департамента сельского хозяйства, продовольственных ресурсов и торговли Вологодской области от 08.02.2011 № 42 переименовано в бюджетное учреждение ветеринарии Вологодской области «Вологодская областная станция по борьбе с болезнями животных» (далее БУ ветеринарии ВО «Вологодская облСББЖ»).

Согласно уставу БУ ветеринарии ВО «Вологодская облСББЖ», утвержденного приказом от 08.02.2011, Учреждение является некоммерческой организацией - государственным учреждением, тип - бюджетное учреждение, создается для обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти в сфере ветеринарии.

Целями деятельности Учреждения являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства и растениеводства в ветеринарно-санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана закрепленной территории от заноса инфекционных болезней животных из других регионов.

Постановлением Правительства Вологодской области от 24.12.2012 № 1528 с 01.04.2013 БУ ветеринарии ВО «Вологодская облСББЖ» реорганизовано путем выделения из его состава филиалов в самостоятельные юридические лица.

Постановлением Правительства Вологодской области от 02.10.2017 № 871 «О реорганизации бюджетных учреждений ветеринарии Вологодской области» реорганизованы бюджетные учреждения ветеринарии, в том числе бюджетное учреждение ветеринарии Вологодской области «Никольская районная станция по борьбе с болезнями животных» путем присоединения к данному учреждению бюджетное учреждение ветеринарии Вологодской области «Кичм-Городецкая районная станция по борьбе с болезнями животных» с 19.01.2018.

Согласно вышеуказанного постановления, предметом деятельности бюджетного учреждения ветеринарии Вологодской области «Никольская районная станция по борьбе с болезнями животных» является обеспечение ветеринарно- экологической и ветеринарной безопасности и предоставление государственных услуг в сфере ветеринарии физическим и юридическим лицам.

Целями деятельности учреждения являются: предупреждение и ликвидация заразных и массовых незаразных болезней животных; обеспечение безопасности продуктов животноводства и растениеводства в ветеринарно- санитарном отношении; защита населения от болезней, общих для человека и животных; охрана закрепленной территории от заноса инфекционных болезней животных из других регионов.

Проанализировав выше указанные обстоятельства, судебная коллегия приходит к выводу о том, что организации, в которых в спорные периоды работал истец не обслуживали исключительно сельскохозяйственные предприятия.

Следовательно, в спорные периоды с 08.08.2011 по 30.06.2015, с 15.03.2017 по 13.09.2019, с 21.04.2020 по 31.08.2020, с 01.09.2020 по 15.08.2022 Плотников В.А. работал в учреждении, которое не относится к организациям, созданным для производства продукции животноводства, основным видом деятельности организации являлась деятельность ветеринарная, а не сельское хозяйство, и в составе учреждения не имелось структурных подразделений животноводческого направления.

Таким образом, работая в бюджетном учреждении ветеринарии Вологодской области «Никольская районная станция по борьбе с болезнями животных», истец занимался организацией и проведением мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней как у сельскохозяйственных, так и у домашних животных. При этом производство продукции животноводства не являлось видом деятельности вышеуказанного учреждения.

Вывод суда о том, что деятельность учреждения, в котором работал истец в спорный период, была связана с обслуживанием сельскохозяйственных предприятий, его цели и задачи направлены на сопровождение деятельности таких предприятий в животноводстве, а занимаемая истцом должность соответствует должности, предусмотренной Списком № 1440, не является достаточным основанием для зачёта спорного периода работы в стаж работы в сельском хозяйстве, так как для отнесения работы к стажу работы в сельском хозяйстве, дающему право на повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии, необходима указанная выше совокупность всех условий.

На основании изложенного, в связи с отсутствием совокупности условий, необходимых для включения спорного периода работы истца в стаж работы в сельском хозяйстве с целью установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в соответствии с частью 14 статьи 17 Закона № 400-ФЗ, оснований для удовлетворения исковых требований Плотникова В.А. у суда не имелось, и вынесенное решение подлежит отмене с принятием нового решения об отказе истцу в иске.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Никольского районного суда Вологодской области от 14.10.2022, с учетом дополнительного решения от 22.02.2023, отменить.

Принять по делу новое решение.

Плотникову В.А. в удовлетворении исковых требований к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Вологодской области отказать.

Председательствующий:     Л.В. Белозерова

Судьи:    А.М. Вахонина

Е.С. Махина

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12.05.2023.

33-2062/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Плотников Василий Алексеевич
Ответчики
Отделение Фонда Пенсионного и социального страхования РФ по Вологодской области
Другие
ШИЛОВСКИЙ ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
БУВ ВО "Никольская районная станция по борьбе с болезнями животных"
Управление ветеринарии с государственной ветеринарной инспекцией Вологодской области
Департамент сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Вологодской области
Суд
Вологодский областной суд
Дело на сайте суда
oblsud.vld.sudrf.ru
31.03.2023Передача дела судье
03.05.2023Судебное заседание
19.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.05.2023Передано в экспедицию
03.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее