УИД 38RS0019-01-2023-003378-51
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
13 марта 2024 года г. Братск
Падунский районный суд города Братска Иркутской области в составе
председательствующего судьи Шевченко Ю.А.,
при секретаре судебного заседания Ежовой Е.А.,
с участием истца Маколдиной О.В., представителя ответчика Гидревич К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-316/2024 по исковому заявлению Маколдиной О.В. к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранению «(адрес) городская больница №» об обязании включить в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Маколдина О.В. обратилась в иском к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранению «(адрес) городская больница №» (далее - ОГБУЗ «(адрес) городская больница №»), в котором просит обязать ответчика включить истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» (далее - Постановление Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, Постановление), за период январь, февраль, март, апрель, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2023 года в размере 52 000 рублей для направления в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
В обоснование предъявленного иска истец указала, что на основании трудового договора она состоит в трудовых отношениях с ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» в должности фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории с 20.07.1998.
Истец, как медицинский лабораторный техник бактериологической лаборатории, в соответствии с п. «е» пункта 3 Постановления, имеет право на получение специальной социальной выплаты. Являясь специалистом со средним медицинским образованием, Маколдина О.В. работает с врачами, указанными в пункте «б» пункта 2 Постановления РФ от 31.12.2022 № 2568, оказывает первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований по территориально-участковому принципу прикрепленному населению. За период май, июль, август, сентябрь 2023 года ответчик направил в территориальный орган Фонда пенсионного и социального страхования РФ по Иркутской области реестр работников, в который была включена и истец, тем самым подтвердив ее право на указанную выплату.
Однако, за период январь, февраль, март, апрель, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2023 года ответчик действий, направленных на включение истца в реестр работников, имеющих право на эту выплату, не совершал. Соотношение количества рабочих часов, фактически отработанных истцом за календарный месяц и количества рабочих часов по норме рабочего времени соответствует норме рабочего времени и выработана истцом в полном объеме, что подтверждается табелями учета рабочего времени.
Таким образом, общий размер специальной выплаты в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, на которую истец имеет право, составит сумму в размере 52 000 рублей.
Истец Маколдина О.В. в судебном заседании исковые требования полностью поддержала по доводам, изложенным в иске, суду дополнительно пояснила, что работая в бактериологической лаборатории, она проводит исследование по направлениям врачей стационарного и амбулаторного профиля по территориально-участковому принципу. Работники лаборатории проводят исследования по всем поступившим направлениям независимо от профиля врача, его выдавшего. Сотрудники лаборатории выполняют исследования, как для стационарных пациентов, так и для амбулаторно-поликлинических по направлению врачей амбулаторной службы.
Лаборанты, фельдшера лаборанты осуществляют прием граждан для забора анализов по направлениям врачей, работающих в медицинской организации, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. Соответственно, она, как специалист со средним медицинским образованием, работающая в том числе с врачами медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию), безусловно, относится к категории работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. Эта работа проводилась ею в течение всего 2023 года, поэтому выплата должна была ей произведена полностью за весь год.
Представитель истца по устному ходатайству Бережной С.А. в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени проведения судебного заседания извещен надлежащим образом.
Представитель ответчика ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» по доверенности Гидревич К.В. в судебном заседании исковые требования полностью не признала, суду пояснила, что Министерством здравоохранения ИО поликлиника ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» внесена в перечень организаций, в которых работают медицинские работники, соответствующие критериям, установленным пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568.
В структуре ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» имеются отделения первичной медико-санитарной помощи и отделения специализированной медицинской помощи в условиях стационара, параклинические службы, такие как рентгеновское отделение, отделение УЗД, бактериологическая лаборатория, клинико-диагностическая лаборатория, которые выполняют исследование для пациентов, как стационара, так и поликлиники.
Для раздельного учета по направлениям деятельности производится разделение ставок штатного расписания согласно отчетным данным по деятельности параклинических подразделений в процентном соотношении, согласно выполняемой нагрузке.
Сведения о работнике Маколдиной О.В. были поданы бухгалтерией для выплаты в Фонд за следующие месяцы: май, июль, август, сентябрь 2023 года, согласно табелю учета рабочего времени по поликлинике. В остальные месяцы 2023 года данный работник был протабелирован по стационару, в связи с чем оснований для назначения специальной социальной выплаты не было.
Учетная политика ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» содержит порядок ведения раздельного учета средств обязательного медицинского страхования по видам и условиям оказания медицинской помощи. Так как в структуре ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» имеются отделения первичной медико-санитарной помощи и отделения специализированной медицинской помощи в условиях стационара, то параклинические службы, такие как рентгеновское отделение, отделение УЗД, бактериологическая лаборатория, клинико-диагностическая лаборатория выполняют исследования для пациентов, как стационара, так и поликлиники.
Для раздельного учета по направлениям деятельности производится разделение ставок штатного расписания согласно отчетным данным по деятельности параклинических подразделений в процентном соотношении согласно выполняемой нагрузке.
Бактериологическая лаборатория не относится к поликлинике, также не относится к стационару, имеет прямое подчинение заместителю главного врача по амбулаторно-поликлинической работе.
Указанное истцом количество проведенных исследований не нашли подтверждение при детальном разборе, не могут учитываться судом как достоверные. Согласно расчетам штатным нормативов штатного расписания в бактериологической лаборатории 8,75 ставок. Данный отчет представлен по всему подразделению, без учета нагрузки на каждую должность – заведующий лабораторией – врач-бактериолог – 1 ставка, врач-бактериолог – 1,25 ставки; средний медицинский персонал: фельдшер-лаборант -3 ставки, медицинский лабораторный техник – 3,75 ставки, лаборант – 2 ставки.
Соответственно, расходы делятся на подразделение, включая заработную плату. Исходя из данного отчета, не представляется возможным оценить нагрузку конкретного работника Маколдиной О.В. Заведующий отделением распределяет нагрузку между всеми сотрудниками включая нагрузку по поликлинике, стационару, платными услугами, производственным контролем. Согласно нагрузке оформляется и ведется табель учета использованного рабочего времени. Согласно информации об отработанном времени истца, Маколдина О.В. получила выплаты за январь, май, сентябрь, октябрь 2023 года, всего в размере 32 500 рублей. Данные по отработке рабочего времени учитываются в табеле учета использования рабочего времени. Табель поликлиники за 2023 год: январь, май, июль, сентябрь, октябрь 2023 год – отработана полная норма часов, выплата произведена в полном размере. Табель стационара 2023 года: март, апрель – отпуск, июнь – отпуск без оплаты, август, ноябрь – отпуск, декабрь – лист нетрудоспособности, выплаты не производились.
Специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце.
При исполнении своих должностных обязанностей оспариваемого периода истец не имела прямого контакта с пациентами, не работала с врачами, оказывающими первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу. В связи с тем, что медицинская организация несет ответственность за предоставление недостоверных сведений, влияющих на право получения работником специальной социальной выплаты, подать сведения об установлении Маколдиной О.В. специальной социальной выплаты по Постановлению Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568 не представлялось возможным.
Представитель третьего лица Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области по доверенности Удот С.С., не явилась в судебное заседание, о дне, месте и времени его проведения была извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что разрешение заявленных требований оставляет на усмотрение суда.
Определением суда от 21.02.2024 к участию в деле в качестве третьего лица было привлечено Министерство здравоохранения Иркутской области, представитель которого по доверенности Галочкина Ю.П. не явилась в судебное заседание, о дне, месте и времени его проведения извещена надлежащим образом, представила письменный отзыв на исковое заявление, в котором указала, что специальная социальная выплата за календарный месяц рассчитывается исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце. Расчет отработанного времени ведется с округлением до десятой части числа в большую сторону.
Медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант), как специалист со средним медицинским образованием, работающий с врачами, указанными в подпункте «б» пункта 2 Постановления от 31.12.2022 № 2568, имеет право на получение специальной социальной выплаты в размере 6500 рублей, при предоставлении работодателем реестров по обязательному медицинскому страхованию на врача, с которым работает данный средний медицинский работник, при этом медицинский лабораторный техник (фельдшер-лаборант) должен быть трудоустроен и получать заработную плату за счет средств обязательного медицинского страхования по коду бюджетной классификации 0902 «Амбулаторная помощь».
Выслушав истца, представителя ответчика, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с абзацем 5 части 1 статьи 21 Трудового кодекса Российской Федерации работник имеет право на своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
Работодатель обязан выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с данным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами (абзац 7 части 2 статьи 22 Трудового кодекса Российской Федерации).
Понятие заработной платы сформулировано в части 1 статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации, согласно которой она определяется как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования» отдельным категориям медицинских работников медицинских учреждений государственной системы здравоохранения, участвующих в программах ОМС с 1 января 2023 г. установлена ежемесячная специальная социальная выплата.
В пункте 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 с 1 января 2023 г. предусмотрена специальная социальная выплата следующим категориям медицинских работников (за исключением руководителей медицинских организаций и их заместителей, а также случаев внутреннего и внешнего совместительства) медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в реализации базовой программы обязательного медицинского страхования либо территориальных программ обязательного медицинского страхования, и медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и расположенных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области:
а) врачи центральных районных, районных и участковых больниц;
б) врачи, к которым обращаются (которых посещают) граждане по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, работающие в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально участковому принципу прикрепленному населению, а также осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
в) врачи и медицинские работники с высшим (немедицинским) образованием, осуществляющие прижизненные гистологические и цитологические исследования по направлениям медицинских работников, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего пункта;
г) врачи станций (отделений) скорой медицинской помощи;
д) специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц;
е) специалисты со средним медицинским образованием, работающие с врачами, указанными в подпункте «б» настоящего пункта, а также оказывающие первичную медико-санитарную помощь по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию);
ж) фельдшеры и медицинские сестры станций (отделений) скорой медицинской помощи;
з) младший медицинский персонал центральных районных, районных и участковых больниц;
и) младший медицинский персонал медицинских организаций, оказывающих первичную медико-санитарную помощь гражданам по территориально-участковому принципу;
к) младший медицинский персонал станций (отделений) скорой медицинской помощи;
л) медицинские сестры (фельдшеры) по приему вызовов скорой медицинской помощи и передаче их выездным бригадам скорой медицинской помощи.
В пункте 3 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 установлены максимальные месячные размеры специальной социальной выплаты одному медицинскому работнику, в том числе: специалисты со средним медицинским образованием центральных районных, районных и участковых больниц, за исключением специалистов со средним медицинским образованием, указанных в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления - 8 000 рублей; специалисты со средним медицинским образованием, указанные в подпунктах «е» и «ж» пункта 2 настоящего постановления, - 6 500 рублей;
Порядок осуществления указанной выплаты разъяснен в Правилах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568.
Пунктом 3 вышеуказанных Правил установлено, что специальная социальная выплата осуществляется ежемесячно на основе данных медицинских организаций за счет средств иных межбюджетных трансфертов бюджету Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, предоставляемых Федеральным фондом обязательного медицинского страхования.
В соответствии с пунктом 4 Правил для получения специальной социальной выплаты медицинские организации направляют ежемесячно, не позднее 10-го рабочего дня после окончания отчетного месяца, в территориальный орган СФР по своему местонахождению реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты. В декабре реестр представляется до 25-го числа исходя из ожидаемого (предполагаемого) рабочего времени полного месяца.
Реестр в электронной форме подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью уполномоченного лица и направляется в федеральную ГИС «Соцстрах» СФР либо с помощью программного обеспечения, предоставляемого фондом на безвозмездной основе посредством внешних сервисов информационного взаимодействия (пункт 5 Правил).
Правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также права и обязанности медицинских и иных организаций при осуществлении деятельности в сфере охраны здоровья регулирует Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ).
Согласно положениям статьи 32 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ медицинская помощь оказывается медицинскими организациями и классифицируется по видам, условиям и форме оказания такой помощи.
К видам медицинской помощи относятся: 1) первичная медико-санитарная помощь; 2) специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь; 3) скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь; 4) паллиативная медицинская помощь.
Медицинская помощь может оказываться в следующих условиях: 1) вне медицинской организации (по месту вызова бригады скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи, а также в транспортном средстве при медицинской эвакуации); 2) амбулаторно (в условиях, не предусматривающих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения), в том числе на дому при вызове медицинского работника; 3) в дневном стационаре (в условиях, предусматривающих медицинское наблюдение и лечение в дневное время, но не требующих круглосуточного медицинского наблюдения и лечения); 4) стационарно (в условиях, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение).
Пунктом 4 части 3 статьи 32 указанного Федерального закона определено понятие условий оказания медицинской помощи стационарно, как условий, обеспечивающих круглосуточное медицинское наблюдение и лечение.
В части 1 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ указано, что первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.
В соответствии с частью 6 статьи 33 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ первичная медико-санитарная помощь оказывается в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара.
По смыслу статьи 33 упомянутого Федерального закона, первичная медико-санитарная помощь оказывается в соответствии с установленными порядками оказания отдельных видов (по профилям) медицинской помощи и стандартами медицинской помощи и включает следующие виды: первичная доврачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается фельдшерами, акушерами и другими медицинскими работниками со средним медицинским образованием; первичная врачебная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-терапевтами, врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами, врачами-педиатрами участковыми и врачами общей практики (семейными врачами); первичная специализированная медико-санитарная помощь, которая оказывается врачами-специалистами, включая врачей-специалистов медицинских организаций, оказывающих специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь.
В соответствии с пунктом 2 Положения об организации оказания первичной медико-санитарной помощи взрослому населению, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 15 мая 2012 г. № 543н (далее - Положение № 543н), организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется в медицинских и иных организациях государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, в том числе индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (далее - медицинские организации).
Организация оказания первичной медико-санитарной помощи осуществляется медицинскими организациями и их структурными подразделениями в соответствии с приложениями № 1 - 27 к названному Положению.
Согласно пункту 2 Приложения № 1 Положения № 543н, поликлиника является самостоятельной медицинской организацией или структурным подразделением медицинской организации (ее структурного подразделения), оказывающей первичную медико-санитарную помощь, и организуется для оказания первичной доврачебной медико-санитарной помощи, первичной врачебной медико-санитарной помощи, первичной специализированной медико-санитарной помощи, а также паллиативной медицинской помощи населению.
Пунктами 8, 9 Приложения № 1 Положения № 543н установлено, что для организации работы поликлиники в ее структуре в зависимости от численности прикрепленного населения в структуре поликлиники рекомендуется предусматривать следующие отделения (кабинеты) первичной специализированной медико-санитарной помощи и диагностические отделения (кабинеты): в том числе клинико-диагностическая лаборатория (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ и услуг по клинической лабораторной диагностике);
микробиологическая лаборатория (при отсутствии возможности выполнять исследования в других медицинских организациях, имеющих лицензию на выполнение работ и услуг по клинической лабораторной диагностике); биохимическая лаборатория; клинико-диагностическая лаборатория.
В структуре поликлиники при наличии нескольких кабинетов одного профиля исходя из объемов оказываемой медицинской помощи могут создаваться соответствующие отделения.
Приказом Минздрава России от 10 марта 2023 г. № 99н утверждены Разъяснения по применению постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. № 2568 (далее - Разъяснения).
Должности медицинских работников, претендующих на получение выплаты, должны соответствовать должностям, определенным в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утвержденной Приказом Минздрава России от 20 декабря 2012 г. № 1183н (действующей на момент возникновения спорных отношений) (пункт 3 Разъяснений).
Пунктом 4 Разъяснений установлено, что при осуществлении специальной социальной выплаты в том числе учитывается, что специальная социальная выплата производится медицинским работникам:
- указанным в подпунктах «а», «д» и «з» пункта 2 Постановления № 2568, работающим в центральных районных, районных и участковых больницах, являющихся как самостоятельными юридическими лицами, их филиалами, так и структурными подразделениями медицинских организаций;
указанным в подпунктах «б», «е» и «и» пункта 2 Постановления № 2568, работающим в медицинских организациях, оказывающих первичную медико-санитарную помощь по территориально-участковому принципу прикрепленному населению в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, с учетом порядков оказания медицинской помощи, включая врачей акушеров-гинекологов в женских консультациях (в том числе созданных как структурные подразделения медицинских организаций);
указанным в подп. «б» и «е» пункта 2 Постановления № 2568 в случае осуществления ими диспансерного наблюдения по основному заболеванию (состоянию), включая врачей-онкологов онкологических диспансеров и больниц, врачей-кардиологов кардиологических диспансеров.
В Разъяснениях обращается внимание на п. 17 Постановления Правительства РФ № 2568, согласно которому в случаях, когда в I квартале 2023 года специальная социальная выплата не установлена медицинскому работнику, имеющему право на ее получение, по организационно-техническим и иным причинам, такая соцвыплата подлежит перечислению в полном объеме во II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на нее.
Согласно пункту 7 статьи 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», под диагностикой следует понимать комплекс медицинских вмешательств, направленных на распознавание состояний или установление факта наличия либо отсутствия заболеваний, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб пациента, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, патолого-анатомических и иных исследований в целях определения диагноза, выбора мероприятий по лечению пациента и (или) контроля за осуществлением этих мероприятий.
Медицинская помощь - это комплекс мероприятий, направленных на поддержание и (или) восстановление здоровья и включающих в себя предоставление медицинских услуг (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации».
Из материалов дела следует и установлено судом, что истец Маколдина О.В. состоит в трудовых отношениях с ответчиком ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» на основании трудового договора от 07.04.2006 и дополнительных соглашений к нему от 31.08.2017, 06.04.2022, 23.03.2023. В соответствии с приказом ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» № от 28.07.1998 Маколдина О.В. зачислена на должность фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории с 20.07.1998.
Судом установлено, что Маколдиной О.В. был выдан диплом серии № от 29.02.1992, в том, что она в 1989 году поступила в (адрес) медицинское училище и в 1992 году окончила полный курс названного училища по специальности лечебное дело. Решением Государственной квалификационной комиссии от 28.02.1992 Маколдиной О.В. присвоена квалификация фельдшера.
Представленным дипломом Государственного медицинского училища (адрес) серии № подтверждается, что Маколдина О.В. прошла профессиональную переподготовку с 03.09.2000 по 03.07.2001. Решением Государственной аттестационной комиссии от 4 июля 2001 года Маколдиной О.В. присвоена квалификация «Медицинский лабораторный техник» по специальности «Лабораторная диагностика».
Кроме того, судом установлено, что Маколдиной О.В. ООО «(данные изъяты)» 16 марта 2020 года были выданы сертификат специалиста, подтверждающий ее допуск к осуществлению медицинской или фармацевтической деятельности по специальности «Бактериология», а также удостоверение о повышении квалификации, в том, что она в период с 17.02.2020 по 16.03.2020 прошла повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Современные бактериологические методы исследований».
Судами установлено и сторонами не оспаривается, что ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» направляет в СФР реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
В материалы дела представлена выписка из реестра на перечисление специальной социальной выплаты согласно Постановлению Правительства РФ от 31.12.2022 № 2568, направленного в СФР, согласно которой сотрудникам бактериологической лаборатории за 2003 год за период февраль, март, апрель, июнь, август, ноябрь, декабрь 2023 года, а именно ежемесячно фельдшеру - лаборанту, заведующей лабораторией врачу-бактериологу, медицинскому лабораторному технику, биологу, была назначена специальная социальна выплата в сумме 6500 руб. Работника бактериологической лаборатории Маколдиной О.В. в указанном списке нет.
При этом согласно выписке из реестра на перечисление специальной социальной выплаты медицинскому лабораторному технику Маколдиной О.В., она была включена в указанный реестр, назначена специальная социальная выплата в размере 6 500 рублей за период январь, май, июль, сентябрь, октябрь 2023 года.
Из пункта 2.1 устава ОГБУЗ «(адрес) городская больница №», с учетом внесенных в него изменений в июне 2018 года, следует, что данное учреждение создано в целях оказания первичной медико-санитарной, специализированной медицинской помощи населению.
Предметом основной деятельности Учреждения является: 1) осуществление в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, первичной, в том числе первичной специализированной (доврачебной и врачебной) медико-санитарной помощи, в стационарных условиях и в условиях дневного стационара специализированной медицинской помощи в соответствии с лицензией (п. 2.2).
Распоряжением Министерства здравоохранения (адрес) от 27.09.2023 №, была утверждена структура ОГБУЗ «(адрес) городская больница №», исходя из которой бактериологическая лаборатория является структурным подразделением больницы. Указанное подтверждается также представленным распоряжением Министерства здравоохранения (адрес) от 21.10.2019 №. Также в материалы дела представлено штатное расписание ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» на 01.01.2023, согласно которому в бактериологической лаборатории предусмотрена 1 ставка заведующей лабораторией, 1,25 ставки – врача-бактериолога. Средний медицинский персонал: фельдшер-лаборант – 3 ставки, медицинский лабораторный техник – 3,75 ставки, лаборант – 2 ставки.
Согласно положению о бактериологической лаборатории ОГБУЗ «(адрес) городская больница №», лаборатория клинической микробиологии (бактериологическая лаборатория) организуется по решению руководителя лечебного учреждения и согласованию с территориальным органом управления здравоохранения в составе ЛПУ на правах микробиологического отделения КДЛ.
В материалы дела представлена должностная инструкция медицинского лабораторного техника бактериологической лаборатории, утвержденная главным врачом ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» 13.03.2014, согласно которой на должность медицинского лабораторного техника назначается специалист со средним медицинским образованием по специальности «Бактериология» и имеющий сертификат специалиста.
Судом установлено, что Маколдина О.В. 31.10.2023 обращалась к главному врачу ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» с заявлением о выплате ей специальной социальной выплаты за январь, февраль, март, апрель, июль, сентябрь, ноябрь 2023 года.
Согласно ответу ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» от 22.11.2023, сведения о работнике Маколдиной О.В. были поданы для выплаты в Фонд за май, июль, август, сентябрь 2023 года, согласно табелю учета рабочего времени по поликлинике. В остальные месяцы данный работник был протабелирован по стационару, в связи с чем оснований для назначения выплаты не имелось.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля ФИО9 суду пояснила, что она работает заместителем главного врача по амбулаторно-поликлинической работе ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» у нее в подчинении несколько служб, в том числе бактериологическая лаборатория, которая к структуре поликлинике не относится, но проводит диагностические и лабораторные исследования, как для поликлиники, так и для стационара. В лаборатории есть ставки работников, которые проводят работы для поликлиники, а также ставки, которые работают на стационар. Истец работает в лаборатории лаборантом. Работники, которые относились к работе поликлинике, тем лицам и была назначена специальная социальная выплата. Каким образом протабелировать работника, по стационару, либо по поликлинике, решает заведующая отделением, либо старшая медицинская сестра. Лаборанты проводят исследования по направлениям врачей, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, непосредственно с врачами они не работают, но выполняют часть работы по оказанию первичной медико-санитарной помощи, но на приеме с лечащим врачом лаборант не сидит.
Свидетель ФИО10 суду пояснила, что она работает заведующей бактериологической лабораторией, истец работает медицинским лабораторным техником. В ее обязанности входит, в том числе составление табеля учета рабочего времени, который составляется с учетом выполненной нагрузки за фактически отработанное время. В лаборатории работает всего 4 лаборанта. Маколдина О.В. обслуживает как стационар, так и поликлинику. По итогам года составляется отчет по выполненной нагрузке, за 2023 год нагрузка на стационар составила 25,3%, на поликлинику пришлось 74,7%, помесячно составляется исходя из количества проведенных анализов каждым работником, как по стационару, так и по поликлинике. Направление на анализы выдает врач, оказывающий первичную медико-санитарную помощь, выдавать направление на анализы в ее обязанности не входит.
В подтверждение доводов ответчика в материалы дела представлена информация об отработанном времени медицинским лабораторным техником Маколдиной О.В., согласно которой она в марте, апреле, июне, ноябре 2023 года находилась в отпуске, декабре 2023 года на листе нетрудоспособности. Данные обстоятельства согласуются с представленными табелями учета рабочего времени за 2023 год. Ответчик, признавая право истца на получение специальной социальной выплаты, произвел истцу выплаты в январе, мае, июле, сентябре, октябре 2023 года.
В Приказе Минздрава России от 10.03.2023 № приведены Разъяснения по применению Постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2022 №, согласно которому уточнено, что право на получение специальной социальной выплаты имеют также:
- медработники медицинских организаций, которые оказывают первичную медико-санитарную помощь прикрепленному населению амбулаторно и в дневном стационаре (к этой категории относятся и акушеры-гинекологи, работающие в женских консультациях, в том числе созданных как подразделения);
- медработники учреждений, которые проводят диспансерное наблюдение.
Согласно части 5 статьи 46 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» диспансерное наблюдение представляет собой проводимое с определенной периодичностью необходимое обследование лиц, страдающих хроническими заболеваниями, функциональными расстройствами, иными состояниями, в целях своевременного выявления, предупреждения осложнений, обострений заболеваний, иных состояний, их профилактики и осуществления медицинской реабилитации указанных лиц, проводимое в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Исходя из видов уставной деятельности, ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» осуществляет как первичную медико-санитарную специализированную помощь, так и диспансерное наблюдение в силу специфики профиля учреждения здравоохранения.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из того, что истец, работающая в должности фельдшера-лаборанта бактериологической лаборатории ОГБУЗ «(адрес) городская больница №», имеет право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с п. «е» постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 г. №. При этом данная выплата рассчитывается за календарный месяц исходя из исполнения работником трудовой функции, установленной трудовым договором, а также суммарного отработанного времени по табелю учета рабочего времени за дни работы в соответствующем календарном месяце.
В целях исполнения постановления Правительства Российской Федерации от 30 октября 2020 года № полномочия медицинской организации ограничены направлением в территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации реестров работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.
В ходе рассмотрения дела установлено, что ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» в полном объеме учтено и отражено в целях формирования реестров работников, имеющих право на получение социальной выплаты фактическое участие истца в спорный период в оказании медико-санитарную помощи по поводу заболеваний (состояний) или с профилактической целью, включая проведение исследований, по территориально-участковому принципу прикрепленному населению и (или) осуществляющие диспансерное наблюдение граждан по основному заболеванию (состоянию). В связи с указанным, сведения о количестве времени, отработанного истцом в целях получения специальной социальной выплаты, направленные ответчиком в Фонд социального страхования, объективны и содержат достоверную информацию.
Согласно императивным требованиям ст. 22 ТК РФ работодатель обязан соблюдать трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные в соответствии с названным Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовыми договорами.
Реализуя закрепленные Конституцией РФ (ст. 34 ч. 1, ст. 35 ч. 2) права, работодатель в целях осуществления эффективной экономической деятельности и рационального управления имуществом вправе самостоятельно, под свою ответственность принимать необходимые кадровые решения (подбор, расстановка, увольнение персонала), обеспечивая при этом в соответствии с требованиями ст. 37 Конституции РФ, закрепленные трудовым законодательством гарантии трудовых прав работников.
Конституционный суд Российской Федерации неоднократно указывал, что принятие решения об изменении структуры, штатного расписания, численного состава работников организации, в том числе о сокращении вакантных должностей, относится к исключительной компетенции работодателя (определения Конституционного Суда Российской Федерации от 24 апреля 2018 г. № 930-О, от 28 марта 2017 г. № 477-О, от 29 сентября 2016 г. № 1841-О, от 19 июля 2016 г. № 1437-О, от 24 сентября 2012 г. № 1690-О и др.).
Из материалов дела следует, что ОГБУЗ «(адрес) городская больница №», определяя количество работников, имеющих право на выплату, исходил из действительной нагрузки на работников ежемесячно в этих условиях, с учетом расчетов штатных нормативов штатного расписания в бактериологической лаборатории, исходя из чего производил передачу сведений в фонд социального страхования для начисления специальной социальной выплаты.
Указанные действия работодателя суд признает правомерными, поскольку они направлены на соблюдение баланса интересов прав работника и работодателя, а также не ведут к необоснованному расходованию федерального бюджета, заложенного на оплату труда работников связанного с выплатой специальной социальной выплаты.
При этом в ходе судебного разбирательства стороной истца не оспаривалось общее количество часов, рассчитанных работодателем при учете рабочего времени истца согласно табелям рабочего времени как по стационару, так и поликлинике.
Представленные истцом данные лабораторных исследований, проводимых ею в спорный период, а также показания свидетеля ФИО10 не свидетельствуют о необоснованности представленных работодателем сведений для социальной выплаты.
Оценив представленные доказательства в их совокупной и взаимной связи, суд приходит к выводу о том, что все специальные социальные выплаты стимулирующего характера истцу, как медицинскому лабораторному технику, работающему в ОГБУЗ «(адрес) городская больница №», произведены в соответствии с действующим законодательством в полном объеме. Оснований для включения истца в реестр работников, имеющих право на специальную социальную выплату за указанный ею в иске период, не имеется.
Учитывая, что ответчиком ОГБУЗ «(адрес) городская больница №» в фонд социального страхования направлены реестры работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты, содержащие достоверные сведения, которые не были оспорены истцом, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований в полном объеме.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении исковых требований Маколдиной О.В., (данные изъяты) (паспорт (данные изъяты)) к областному государственному бюджетному учреждению здравоохранению «(адрес) городская больница №» (ИНН (данные изъяты)) об обязании включить истца в реестр работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2022 года № 2568 «О дополнительной государственной социальной поддержке медицинских работников медицинских организаций, входящих в государственную и муниципальную системы здравоохранения и участвующих в базовой программе обязательного медицинского страхования либо территориальных программах обязательного медицинского страхования», за период январь, февраль, март, апрель, июнь, октябрь, ноябрь, декабрь 2023 года в размере 52 000 рублей для направления в Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Иркутской области.
Решение может быть обжаловано сторонами и другими лицами, участвующими в деле, в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы в Иркутский областной суд через Падунский районный суд г. Братска Иркутской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 20 марта 2024 года.
(данные изъяты)
(данные изъяты)
Судья Ю.А. Шевченко