Решение по делу № 2-3620/2016 от 22.09.2016

Дело № 2- 3620/2016

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

06 декабря 2016 года г. Хабаровск

Кировский районный суд г.Хабаровска в составе: председательствующего судьи Юдаковой Ю.Ю., с участием помощника военного прокурора Хабаровского гарнизона Паниди О.О., при секретаре Жуковой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску

Военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ, Министерству обороны Российской Федерации, третье лицо Инспекция государственного экологического надзора о возложении обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке и проведению рекультивации земель обороны,

установил:

Военный прокурор Петропавловск-Камчатского гарнизона обратился в Кировский районный суд гор. Хабаровска с иском в интересах неопределенного круга лиц к ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ о возложении обязанности, в обоснование иска указав, что ДД.ММ.ГГГГ специалистами инспекции государственного экологического надзора Камчатского края совместно с представителями администрации <данные изъяты> городского поселения Камчатского края в ходе рейдово-профилактических мероприятий <адрес> были выявлены факт образования несанкционированной свалки мусора на территории земельного участка с кадастровым , что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ Свалка размещена на земельном участке с кадастровым , относящемся к категории- земли населенных пунктов, с разрешением использования- для эксплуатации базы, с местоположением : <адрес>.

Собственником земельного участка с кадастровым является Российская Федерация, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ)

Представителем собственника является ФГУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее - Учреждение).

Данная несанкционированная свалка нарушает права неопределенного круга граждан на благоприятную окружающую среду, сохранность их жизни и здоровья.

В соответствии с Уставом Учреждения, основной деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - ВС) разрешения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества ВС, а также управлению и распоряжению имуществом ВС по решению (заданиям) Министра обороны РФ (или) директора Департамента имущественных отношений МО РФ. Учреждение организует использование, распределение и учет объектов военной и социальной инфраструктур в ВС, земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование ВС.

На ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ приказом директора департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ возложена обязанность по обеспечению государственной регистрации права постоянного (бессрочного) пользования ФГКУ «Дальневосточное ТУИО» МО РФ указанным земельным участком с кадастровым .

Установлено разрешенное использование земельного участка- для эксплуатации базы.

Наличие на территории базы несанкционированной свалки отходов, а также факт не проведения рекультивации земель приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства земель общего пользования, создает реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий.

На основании изложенного, ссылаясь на положения ст. 42 Конституции Российской Федерации, нормы Федерального закона от 10.01.2002г. № -ФЗ «Об охране окружающей среды», руководствуясь ст.45 ГПК РФ, ст.35 ФЗ «О прокуратуре РФ», просили обязать ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым , <адрес>, до 01.08.2016г.; обязать ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым , <адрес>, до 15.08.2016г.

Определением судьи от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство обороны Российской Федерации.

Помощник военного прокурора Хабаровского гарнизона ФИО1, действующий на основании поручения, заявленные требования поддержал по основаниям изложенным в иске.

Представитель ответчика ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, представитель Министерства обороны РФ не явились, о дате и времени рассмотрения дела были уведомлены надлежащим образом через представителя, действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 42) и от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.88).

Ранее представитель ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ предоставил письменный отзыв, согласно которому просит в удовлетворении заявленных требований отказать (л.д. 43-49). Указал, что рекультивация земельных участков нарушенных юридическими лицами и гражданами производится за их счет на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение государственной экспертизы; рекультивация земель – эко комплекс работ, производимых в несколько этапов предусматривающих затраты на каждый отдельный вид работ. Указанный в исковом заявлении земельный участок на праве оперативного управления у Учреждения не находится (не зарегистрирован), доказательств использования земельного участка для нужд Учреждения в материалы дела не представлено. В соответствии с п. 20 Устава основной целью деятельности учреждения является осуществление в Вооруженных силах решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооружённых сил по решениям (заданиям) Министерства обороны Российской Федерации и (или) Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. Работы по вывозу ТБО и рекультивации земельных участков носят затратный характер. Учреждение, согласно уставу и организационно правовой форме является казенным и находится на полном бюджетном обеспечении, при этом без наделения правом распоряжения денежными средствами и ведения коммерческой деятельности. Доказательств того, что Учреждению предоставлялись денежные средства или Министром обороны РФ принималось решение и Учреждению ставилось задание на проведение мероприятий (конкурсов) и заключения государственных контрактов по сбору и вывозу ТБО, а также рекультивации спорного земельного участка в материалы дела не представлено. Также указали, что Учреждение является ненадлежащим ответчиком.

Представитель третьего лица Инспекции государственного экологического надзора на рассмотрение не явился, о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, просили иск рассматривать в отсутствие представителя. Указали, что данный земельный участок находится в собственности Российской Федерации, представитель собственника) ФКГУ «ДВТУИО» МО РФ. Надзор за данным земельным участком и ФКГУ «ДВТУИО» МО РФ осуществляет военная прокуратура. Иск поддерживают.

В соответствии со ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.

Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы гражданского дела, судом установлено следующее.

В соответствии с ч.1 ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту интересов Российской Федерации или прав, свобод и законных интересов граждан, неопределённого круга лиц.

Как следует из материалов дела, военной прокуратурой Петропавловск-Камчатского гарнизона проведена проверка по информации Инспекции государственного экологического надзора Камчатского края по исполнению ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации законодательства о сохранности государственной собственности и об охране окружающей среды.

ДД.ММ.ГГГГ специалистами инспекции государственного экологического надзора Камчатского края совместно с представителями администрации <данные изъяты> городского поселения Камчатского края в ходе рейдово-профилактических мероприятий <адрес> были выявлены факт образования несанкционированной свалки мусора на территории земельного участка с кадастровым , что подтверждается актом от ДД.ММ.ГГГГ Свалка размещена на земельном участке с кадастровым , относящемся в категории- земли населенных пунктов, с разрешением использования- для эксплуатации базы, с местоположением : <адрес>.

Согласно сопроводительному письму ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при реорганизации <данные изъяты> КЭЧ района, на бюджетный учет Учреждения по передаточному акту было принято 12 земельных участков, 638 объектов недвижимого имущества. При реорганизации <данные изъяты> КЭЧ района, на бюджетный учет Учреждения по передаточному акт было принято 108 земельных участков, 645 объектов недвижимого имущества. При реорганизации <данные изъяты> КЭЧ района, на бюджтный учет Учреждения по передаточному акту было принято 24 земельных участка, 309 объектов недвижимого имущества. Имущество, переданное на баланс Учреждения в результате реорганизации КЭЧ (ОМИС), закреплено на основании распорядительных актов Министерства обороны России. Право оперативного управления на объекты недвижимого имущества перешло к Учреждению как универсальному правопреемнику. Заспись в ЕГРП о государственной регистрации прав на имущество реорганизованных КЭЧ (ОМИС) не является нарушением закона, так как как Учреждение является правопреемником ликвидированных учреждений.

Согласно приложению земельный участок с кадастровым , местоположение: <адрес>, назначение: земли населенных пунктов, для эксплуатации базы поставлен на бюджетный учет ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.

Из ответа ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ следует, что в ходе реорганизации федеральных государственных учреждений Минобороны России, на учет Учреждения поставлены земельный участки с кадастровыми номерами , , . В соответствии с запросом направляют имеющиеся в Учреждении копии документов, подтверждающие права на данные участки.

Согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником земельного участка с кадастровым является Российская Федерация (свидетельство от ДД.ММ.ГГГГ

Согласно копии Свидетельства на право собственности, на землю, бессрочного (постоянного) использования землей, Государственному унитарному предприятию Военторг <адрес>, на основании постановления от ДД.ММ.ГГГГ администрации <данные изъяты> района для эксплуатации базы военторга- <адрес> предоставлен земельный участок в бессрочное (постоянное) пользование площадью 2,3728 га. с описанием координат земельного участка, в границах <адрес>.

Согласно акту проведения планового (рейдового) задания по обследованию земельных участков на предмет соблюдения природоохранного законодательства от ДД.ММ.ГГГГ на земельном участке в непосредственной близости от военного аэродрома расположена несанкционированная свалка мусора. Свалка размещена на земельном участке с кадастровым номером , относящемся к категории- земли населенных пунктов, с разрешением использования – для эксплуатации базы, с местоположением <адрес>.

В соответствии п.4, 20, 21 Устава ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, утвержденным ДД.ММ.ГГГГ Министром обороны РФ ФИО3, ФГКУ, «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (далее Учреждение) является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий Министерства обороны РФ в сфере учета, управления и распоряжения, а также контроля над использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил РФ. Основной деятельности Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах РФ решения и выполнения задач по организации учета, контроля за использованием и сохранностью имущества Вооруженных Сил, а также управлению и распоряжению имуществом Вооруженных Сил по решениям (заданиям) Министра обороны РФ и (или) директора Департамента имущественных отношений МО РФ. Учреждение организует использование, распределение и учет объектов военной и социальной инфраструктур в Вооруженных Силах, земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженными Силами. Учреждение обязано исполнять законодательства Российской Федерации.

Право граждан на благоприятную окружающую среду закреплено в ст.42 Конституции РФ, в ст.11 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" и в ст.8 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

В соответствии с требованиями ст.3 ФЗ «Об охране окружающей среды», хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципов соблюдения права человека на благоприятную окружающую среду, обеспечения благоприятных условий жизнедеятельности человека.

Статьей 11 ФЗ «Об охране окружающей среды» закреплено, что каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного, хозяйственной и иной деятельностью.

В соответствии со ст.13 Земельного кодекса Российской Федерации, в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, владельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления,загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградацияземель; ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения и захламления земель; сохранению достигнутого уровня мелиорации; рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот; сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.

В соответствии с ч.2 ст.21 ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", регулирующей отношения, возникающие в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также отношения, возникающие в области охраны окружающей среды, содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

На основании абзацев 2, 7, 8 ст.42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-эпидемиологических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление земель.

Согласно статье 305 Гражданского кодекса Российской Федерации права, предусмотренные статьями 301 - 304 Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом по иному основанию, предусмотренному законом или договором.

Подпунктом 2 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности следующими объектами: зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Подпунктом 5 этого же пункта установлено, что земельный участки, предоставленные для обеспечения обороны и безопасности и не указанные в пункте 4 данной статьи, ограничиваются в обороте.

В силу положений статьи 93 Земельного кодекса Российской Федерации землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории Российской Федерации. В целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов, дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий).

В соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 2446-1 "О безопасности" силы и средства обеспечения безопасности включают в себя, в частности, Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел и внешней разведки.

Судом установлено разрешенное использование земельного участка – для эксплуатации базы.

Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Согласно пункту 3 статьи 268 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае реорганизации юридического лица принадлежащее ему право постоянного пользования земельным участком переходит в порядке правопреемства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 269 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которому земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, осуществляет владение и пользование этим участком в пределах, установленных законом, иными правовыми актами и актом о предоставлении участка в пользование.

В силу ст. 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации; запрещаются сброс отходов производства и потребления, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.

Судом установлено и подтверждается материалами дела, что земельный участок с кадастровым номером зарегистрирован на праве собственности за Российской Федерацией и передан на праве постоянного (бессрочного) пользования в порядке правопреемства ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ.

Факт наличия свалки на указанном земельном участке нашел свое подтверждение в судебном заседании и не опровергнут ответчиком.

Установив указанные обстоятельства, применив вышеназванные нормы материального права, суд приходит к выводу о том, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером , на котором организована несанкционированная свалка, является ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, на которого и должна быть возложена обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке и проведению рекультивации земель обороны.

При этом Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Положением о Министерстве обороны Российской Федерации осуществляет правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами Российской Федерации, и государственного заказчика в области обороны (подп. 7 п. 7, п. 12 Положения), что не снимает с Министерства обороны РФ, как с собственника имущества, обязанность по содержанию принадлежащего ему имущества.

Проанализировав положения Устава ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерство обороны РФ, суд также считает необходимым возложить и на Министерство обороны РФ обязанность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке и проведению рекультивации земель обороны.

Вышеприведенные нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, не исключают обязанности и собственников по использованию принадлежащих им земельных участков в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием, не допуская их загрязнения и захламления.

В связи с чем возложение обязанности по ликвидации свалки также и на Министерство обороны Российской Федерации, правомерно, и не может сделать невозможным исполнение решения суда.

Наличие несанкционированной свалки мусора на территории земельного участка с кадастровым приводит к ухудшению санитарно-эпидемиологической обстановки, влечет нарушение прав граждан на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на свободное использование естественных экологических систем, природных ландшафтов и составляющих их элементов, сохранивших свои природные свойства земель общего пользования, создает реальную угрозу распространения инфекционных заболеваний и иных тяжких последствий.

Таким образом, возложенные на ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ полномочия, осуществляются с нарушением закона.

В соответствии со ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

На основании изложенного суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона, предъявленного в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному учреждению «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, Министерству обороны Российской Федерации о возложении обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке и проведению рекультивации земель обороны, в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Иск Военного прокурора Петропавловск-Камчатского гарнизона в интересах неопределенного круга лиц к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ о возложении обязанности по сбору и вывозу твердых бытовых отходов на земельном участке и проведению рекультивации земель обороны, – удовлетворить.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ обязанность организовать сбор и вывоз твердых бытовых отходов на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

Возложить на Министерство обороны Российской Федерации, ФГКУ «Дальневосточное территориальное управление имущественных отношений МО РФ обязанность провести мероприятия по рекультивации нарушенных земель на земельном участке с кадастровым номером <адрес>, в месячный срок с момента вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд через Кировский районный суд г. Хабаровска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме вынесено 09.12.2016г.

Судья /подпись/

Копия верна, судья Ю.Ю. Юдакова

Решение не вступило в законную силу.

Подлинник решения подшит в дело № 2- 3620 /2016 и находится в Кировском районном суде г. Хабаровска

Секретарь судебного заседания _________

2-3620/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Военный прокурор Петропавловск-Камчатского гарнизона
Ответчики
Министерство Обороны РФ
ДВТУИО
Другие
Инспекция государственного экологического надзора Камчатского края
Суд
Кировский районный суд г. Хабаровск
Дело на странице суда
kirovsky.hbr.sudrf.ru
22.09.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
22.09.2016Передача материалов судье
23.09.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.12.2016Судебное заседание
09.12.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
20.12.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2016
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее