Дело № 2а-3556/2019
(УИД: 48RS0003-01-2019-003455-63)
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Липецк 09 октября 2019 г.
Правобережный районный суд города Липецка в составе:
председательствующего судьи Ушакова С.С.
при секретаре Полянской А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по иску прокурора Добровского района Липецкой области в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной на сайте в информационно-коммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
у с т а н о в и л:
прокурор Добровского района Липецкой области обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной на сайтах в информационно-коммуникационной сети «Интернет» по адресам https://mosregister77.com/, https://moscow-fms.ru, https://moscow-reg-24.net/, https://mosregonlajn.com/, https://registraciya-rf.com/ информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, ссылаясь на то, что в нарушение действующего законодательства на указанном сайте содержится информация о предоставлении услуг по регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации за денежное вознаграждение без реального предоставления помещения. Указаны номера телефонов лиц, оказывающих такие услуги, а также размещена форма обратной связи.
Представитель административного истца прокурора Добровского района Липецкой области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Представитель административных ответчиков Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в его отсутствие, полагал возможным заявление удовлетворить.
Исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.
В соответствии с положениями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Положениями ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность (ч. 1, ч. 6).
В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в целях обеспечения необходимых условий для реализации гражданином Российской Федерации его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации граждане Российской Федерации представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Указанные заявления и документы представляются в органы регистрационного учета в сроки, установленные статьями 5 и 6 настоящего Закона. В случае непредставления гражданином указанных документов в орган регистрационного учета для регистрации по месту пребывания или по месту жительства наниматель (собственник) жилого помещения, в котором проживает данный гражданин, по истечении установленного срока в течение трех рабочих дней уведомляет орган регистрационного учета о проживании данного гражданина в указанном жилом помещении. Форма и порядок такого уведомления устанавливаются правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.
Регистрация граждан Российской Федерации по месту пребывания и регистрация граждан Российской Федерации по месту жительства в пределах Российской Федерации производятся бесплатно.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечень лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации.
Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (далее Правила регистрационного учета граждан РФ).
Согласно п.9 Правил регистрационного учета граждан РФ граждане, прибывшие для временного проживания в жилых помещениях, не являющихся их местом жительства, на срок более чем 90 дней, обязаны до истечения указанного срока обратиться к лицам, ответственным за прием и передачу в органы регистрационного учета документов, и представить: документ, удостоверяющий личность; заявление установленной формы о регистрации по месту пребывания; документ, являющийся основанием для временного проживания гражданина в указанном жилом помещении (договоры найма (поднайма), социального найма жилого помещения, свидетельство о государственной регистрации права на жилое помещение или заявление лица, предоставляющего гражданину жилое помещение).
Граждане вправе уведомить орган регистрационного учета о сроке и месте своего пребывания по почте или в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего доступа, в том числе сети Интернет, включая федеральную государственную информационную систему «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)» (далее - Единый портал).
Органы регистрационного учета не позднее 3 рабочих дней со дня получения ими от гражданина или от лица, ответственного за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, заявления о регистрации по месту пребывания по установленной форме и иных документов, необходимых для такой регистрации, регистрируют граждан по месту пребывания в жилых помещениях, не являющихся местом их жительства, в установленном порядке и выдают гражданину или лицу, ответственному за прием и передачу в орган регистрационного учета документов, от которых поступили документы, свидетельство о регистрации по месту пребывания.
За фиктивную регистрацию гражданина РФ по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации, а равно за фиктивную регистрацию иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации ст.322.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность.
Из материалов дела следует, что в ходе проведенной помощником прокурора Добровского района Липецкой области проверки установлено, что на страницах с URL адресами: https://mosregister77.com/; https://moscow-fms.ru; https://moscow-reg-24.net/; https://mosregonlain.com/; https://registraciva-rf.com/ размещена информация о предоставлении услуг по регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания или по месту жительства в жилом помещении в Российской Федерации за денежное вознаграждение без реального предоставления помещения. Указаны номера телефонов лиц, оказывающих такие услуги, а также размещена форма обратной связи. Предлагаемые к приобретению свидетельства о временной регистрации по внешним признакам отвечают установленным законодательством требованиям, вводя неопределенный круг лиц в заблуждение относительно законности их происхождения. Размещенная информация с предложением для неопределенного круга лиц приобрести за деньги свидетельство о временной регистрации по месту пребывания без посещения органов регистрационного учета носит противоправный характер, вводит в заблуждение неопределенный круг лиц относительно допустимости приобретения и использования названного свидетельства, поскольку не содержит указаний на противоправность данных действий и установленную законом ответственность в случае их совершения, побуждает неопределенный круг лиц к совершению преступлений, а также способствуют их совершению. Доступ на указанные Интернет-сайты свободный, не требует предварительной регистрации и пароля, ознакомиться с его содержанием и воспользоваться предлагаемыми услугами может любой Интернет-пользователь на всей территории Российской Федерации.
Изложенные в акте осмотра от 09 сентября 2019 г. сведения подтверждаются приложенными к нему скриншотами интернет-страниц по адресам: https://mosregister77.com/; https://moscow-fms.ru; https://moscow-reg-24.net/; https://mosregonlain.com/; https://registraciva-rf.com/.
Согласно ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п. 1 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 г. № 1101, Единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено создается в целях ограничения доступа к сайтам в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Создание единого реестра осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. Формирование и ведение единого реестра осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и оператором реестра – организацией, зарегистрированной на территории Российской Федерации, которая может привлекаться к формированию и ведению единого реестра в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В соответствии п. 2 ч. 5 ст. 15.1 указанного Федерального закона и пп. «б» п. 5 Правил вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является основанием для включения в реестр сведений о доменных именах и (или) указателях страниц сайтов в сети «Интернет», а также сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Как следует из сообщения Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Липецкой области от 30 сентября 2019 г., сайты https://mosregister77.com/, https://moscow-fms.ru, https://moscow-reg-24.net/, https://mosregonlajn.com/, https://registraciya-rf.com/ в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, отсутствуют. Владельцы сайтов, авторы размещенной на них информации прокурором не установлены.
На основании вышеприведенных положений законодательства Российской Федерации, поскольку информация, размещенная на интернет-страницах по адресам: https://mosregister77.com/, https://moscow-fms.ru, https://moscow-reg-24.net/, https://mosregonlajn.com/, https://registraciya-rf.com/, связана с подделкой с дистанционным сбытом поддельных водительских удостоверений, находится в свободном доступе, в целях защиты прав и законных интересов неограниченного круга лиц суд находит обоснованными требования прокурора о признании её информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение о признании размещенной информации запрещенной к распространению в Российской Федерации является основанием для включения интернет-сайтов https://mosregister77.com/, https://moscow-fms.ru, https://moscow-reg-24.net/, https://mosregonlajn.com/, https://registraciya-rf.com/ в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
р е ш и л:
признать информацию, распространяемую посредством сети «Интернет» на страницах Интернет-сайта с URL-адресами: https://mosregister77.com/, https://moscow-fms.ru, https://moscow-reg-24.net/, https://mosregonlajn.com/, https://registraciya-rf.com/ информацией, распространение которой в РФ запрещено, и ограничить доступ к информации как по протоколу доступа HTTPS, так и по протоколу доступа HTTP.
Обязать Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций включить сайты: https://mosregister77.com/, https://moscow-fms.ru, https://moscow-reg-24.net/, https://mosregonlajn.com/, https://registraciya-rf.com/ в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Решение суда обратить к немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в Липецкий областной суд через Правобережный районный суд г. Липецка в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий