Решение по делу № 33-379/2025 от 09.01.2025

Судья Пермякова А.А.      Дело № 33-379/2025

24RS0048-01-2023-016317-11

2.219

КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

15 января 2025 года          г. Красноярск

Судебная коллегия по гражданским делам Красноярского краевого суда в составе:

председательствующего судьи Туровой Т.В.,

судей Александрова А.О., Глебовой А.Н.,

при ведении протокола помощником судьи Курганской А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Туровой Т.В. гражданское дело по иску Красноярской природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к АО «Сузун» о возложении обязанности в установленном законом порядке проведения компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов, по апелляционной жалобе представителя ответчика АО «Сузун» Майловой С.В. на решение Советского районного суда г. Красноярска от 27 августа 2024 года, которым постановлено:

«Исковые требования Красноярской природоохранной прокуратуры в интересах Российской Федерации к акционерному обществу «Сузун» (ИНН8401005829, ОГРН 1028400001189) о возложении обязанности в установленном законом порядке проведения компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов – удовлетворить.

Возложить на акционерное общество «Сузун» обязанности в течение шести месяцев с даты вступления решения в законную силу провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании хозяйственной деятельности в рамках проекта «Обустройство Сузунского месторождения. Межпромысловый нефтепровод «УПН «Сузун»-ЦПС Ванкорского месторождения» с СИКН «Ванкор» (дополнение к проекту) от 20.02.2017 года .

Взыскать с акционерного общества «Сузун» в доход бюджета городского округа г. Красноярска расходы по оплате государственной пошлины в сумме 6 000 рублей».

Заслушав докладчика, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Красноярская природоохранная прокуратура в интересах Российской Федерации обратилась в суд с исковым заявлением к АО «Сузун» о возложении обязанности в установленном законом порядке проведения компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании хозяйственной деятельности в рамках проекта «Обустройство Сузунского месторождения. Межпромысловый нефтепровод «УПН «Сузун»-ЦПС Ванкорского месторождения» от 20.02.2017 .

Требования мотивированы тем, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства об охране водных биологических ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности. АО «Сузун» получено заключение о согласовании хозяйственной деятельности в рамках проекта «Обустройство Сузунского месторождения. Межпромысловый нефтепровод «УПН «Сузун»-ЦПС Ванкорского месторождения» с СИКН «Ванкор» от 20.02.2017 . Согласно заключению Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности АО «Сузун» необходимо компенсировать вред, наносимый водным биоресурсам в размере 17,277 кг в натуральном выражении до окончания негативного воздействия. Вместе с тем, проведенной проверкой установлено, что в нарушение требований закона АО «Сузун» компенсационные мероприятия с целью устранения негативного воздействия на состояние водных биоресурсов не проведены.

Судом первой инстанции постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Майлова С.В. просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, которым в удовлетворении исковых требований отказать в полном объеме, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, а также на нарушение судом норм материального и процессуального права. Указывает, что приказом департамента по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу от 19.01.2024 продлен срок разрешения на строительство до 10.03.2025. До настоящего момента строительство объектов Сузунского месторождения не завершено, поэтому не наступила обязанность по проведению компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству о согласовании деятельности в рамках проекта «Обустройство Сузунского месторождения. Межпромысловый нефтепровод «УПН «Сузун»-ЦПС Ванкорского месторождения» с СИКН «Ванкор» (дополнение к проекту) от 20.02.2017 . Более того, выпуск молоди до завершения строительства может привести к ее гибели. Данным доводам суд первой инстанции не дал оценки. Кроме того указывает на невозможность исполнения решения в течение 6 месяцев с даты вступления решения в законную силу, поскольку работа по учету и выпуску молоди водного биологического ресурса не производится в случае температуры воды ниже +8 градусов. Также судом не учтены сроки на заключение договора на воспроизводство биологических ресурсов (минимум 2 месяца), сроки на выращивание мальков осетровых (6-7 месяцев).

В возражениях на апелляционную жалобу заместитель Красноярского природоохранного прокурора Че М.А. просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, полагая доводы жалобы необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указывает, что заключением о согласовании деятельности от 20.02.2017 установлены сроки возмещения вреда в период проведения планируемых работ, а за период строительства и эксплуатации – 25 лет, рассчитан лишь размер ущерба.

Проверив материалы дела в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения на апелляционную жалобу, выслушав представителя ООО «Сузун» Щедрину Ю.Н., поддержавшую доводы жалобы, заслушав объяснения процессуального истца прокурора отдела прокуратуры Красноярского края Раковой И.А., согласившейся с решением суда и полагавшей не подлежащего его отмене по доводам жалобы, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении экономической (хозяйственной) и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды, являющуюся основой жизни на Земле, в пределах территории Российской Федерации, а также на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее по тексту - Закон об охране окружающей среды).

Одним из принципов, установленных Законом об охране окружающей среды, является то, что хозяйственная и иная деятельность юридических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе принципа платности природопользования и возмещения вреда окружающей среде.

Согласно ст. 77 Закона об охране окружающей среды - юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, в том числе на проект которой имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы, включая деятельность по изъятию компонентов природной среды, подлежит возмещению заказчиком и (или) юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

Вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В силу ст. 53 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» возмещение вреда, причиненного водным биоресурсам, осуществляется в добровольном порядке или на основании решения суда. Размер вреда, причиненного водным биоресурсам, определяется в соответствии с таксами для исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными Правительством Российской Федерации, и методиками исчисления размера причиненного водным биоресурсам вреда, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере рыбного хозяйства, а при отсутствии указанных такс и методик - исходя из затрат на восстановление водных биоресурсов.

Аналогичные требования содержатся в ст. 56 Федерального закона от 24.04.1995 № 52-ФЗ «О животном мире».

Постановлением Правительства РФ от 29.04.2013 № 380 утверждено Положение о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания.

В соответствии с п.7 названного Положения мероприятия по устранению последствий негативного воздействия на состояние биоресурсов и среды их обитания, предусмотренные подпунктом "з" пункта 2 настоящего Положения (включая содержание и эксплуатацию указанных в этом подпункте производственных мощностей), осуществляются юридическими и физическими лицами, в том числе индивидуальными предпринимателями, в полном объеме до прекращения такого воздействия на биоресурсы и среду их обитания за счет собственных средств самостоятельно или с привлечением на договорной основе юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих искусственное воспроизводство, акклиматизацию биоресурсов и рыбохозяйственную мелиорацию водных объектов.

Мероприятия по устранению последствий негативного воздействия планируемой деятельности на состояние биоресурсов и среды их обитания посредством искусственного воспроизводства биоресурсов осуществляются в порядке, устанавливаемом в соответствии с ч. 7 ст. 45 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов».

В силу ст. 10 Федерального закона от 20.12.2004 № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» водные биоресурсы находятся в федеральной собственности.

На основании п. 2 п.п. 8.1.20, 8.1.21 Положения о Енисейском территориальном управлении Росрыболовства, утвержденного приказом Федерального агентства по рыболовству от 28.11.2016 № 756, Енисейское территориальное управление Росрыболовства осуществляет охрану водных биологических ресурсов, федеральный государственный контроль (надзор) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, государственный мониторинг водных биологических ресурсов, включая наблюдение за распределением, численностью, качеством, воспроизводством водных биологических ресурсов, за средой их обитания, за рыболовством и сохранением водных биологических ресурсов, а также обеспечение функционирования отраслевой системы мониторинга.

Судом установлено и из материалов дела следует, что Красноярской природоохранной прокуратурой проведена проверка соблюдения АО «Сузун» требований законодательства об охране водных биологических ресурсов при осуществлении хозяйственной деятельности.

Согласно выписке из ЕГРЮЛ АО «Сузун» создано 17.07.1997, основным видом деятельности является добыча нефти (код 06.10.1).

Проведенной прокуратурой проверкой в период с 21.12.2023 по 19.01.2024 установлено, что АО «Сузун» получено заключение о согласовании хозяйственной деятельности в рамках проекта «Обустройство Сузунского месторождения. Межпромысловый нефтепровод «УПН «Сузун»-ЦПС Ванкорского месторождения» с СИКН «Ванкор» (дополнение к проекту) от 20.02.2017 .

В соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20.02.2017 , по результатам рассмотрения проектной документации «Обустройство Сузунского месторождения. Межпромысловый нефтепровод «УПН «Сузун»-ЦПС Ванкорского месторождения» с СИКН «Ванкор» (дополнение к проекту), представленный ФГБНУ «НИИЭРВ», Управлением принято решение о согласовании деятельности на срок строительства 2017-2018 года и эксплуатации – 25 лет, в результате чего будет оказано негативное воздействие на водные биологические ресурсы и среду их обитания водных объектов бассейна р. Б.Хета. Негативное воздействие на среду обитания водных биоресурсов возникает в результате перераспределения (сокращения) естественного стока при деформации поверхности водосбора. Размер вреда в натуральном выражении составит 17,277 кг за период строительства и период эксплуатации 25 лет. Компенсационные мероприятия планируется осуществить путем выпуска в Енисейском рыбохозяйственном районе Западно-Сибирского рыбохозяйственного значения молоди одного из видов рыб, в пределах их естественного ареала обитания.

Управление считает воздействие на водные биоресурсы и среду их обитания допустимым и согласовывает проведение хозяйственной деятельности в рамках проекта «Обустройство Сузунского месторождения. Межпромысловый нефтепровод «УПН «Сузун»-ЦПС Ванкорского месторождения» с СИКН «Ванкор» (дополнение к проекту) в Таймырском и Туруханском районах Красноярского края при условиях компенсации вреда, наносимого водным биоресурсам в размере 17,277 кг в натуральном выражении с проработкой вопроса об определении конкретного варианта мероприятий по восстановлению нарушаемого состояния водных биоресурсов и предоставлением сведений в Управление о такой проработке до начала производства работ; выполнять меры по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания в соответствии с Постановлениями Правительства РФ № 380 от 29.04.2013 «Об утверждении Положения о мерах по сохранению водных биологических ресурсов и среды их обитания» и № 99 от 12.02.2014 «Об утверждении Правил организации искусственного воспроизводства водных биологических ресурсов»; исключать забор воды из водных объектов; исключать сброс в водные объекты неочищенных сточных вод, мусора, ГСМ; выполнять водоохранные мероприятия; соблюдать схемы водопотребления и водоотведения; рекультивации.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований, АО «Сузун» компенсационные мероприятия с целью устранения последствий негативного воздействия на состояние водных биоресурсов не проведены.

21.03.2023 Енисейское территориальное управления Федерального агентства по рыболовству, руководствуясь требованиями ст.53 Федерального закона от 20.12.2004 №166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», направило в адрес АО «Сузун» претензию с предложением компенсировать вред в размере не менее 17,277 кг в добровольном порядке в срок до 31.09.2023.

10.04.2023 ООО «РН-Ванкор» в адрес Управления направило ответ на претензию, из которого следует, что в рамках осуществления деятельности на объектах АО «Сузун» реализация проектных решений по объекту запланирована в мае 2024 года.

Такие же обстоятельства установлены и судом первой инстанции.

Кроме того, из материалов дела следует, что 10.09.2018 АО «Сузун» департаментом по недропользованию по Центрально-Сибирскому округу (Центрсибнедра) выдано разрешение на строительство сроком действия до 10.03.2019, который неоднократно продлялся. Приказом департамента по недропользованию по центрально-сибирскому округу (Центрсибнедра) от 19.01.2024 АО «Сузун» продлен срок действия разрешения на строительство от 10.09.2018, до 10.03.2025.

Установив данные обстоятельства, с учетом приведенных выше норм материального права, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об удовлетворении иска, поскольку установил нарушение ответчиком законодательства об охране окружающей среды в связи с невыполнением условий выданного 20.02.2017 Енисейским территориальным управлением Федерального агентства по рыболовству заключения в части компенсации вреда, наносимого водным биологическим ресурсам. Суд учел, что бездействие ответчика нарушает интересы Российской Федерации и права неопределенного круга лиц, в связи с чем, возложил на ответчика обязанность провести компенсационные мероприятия по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов с последующим выпуском в водный объект в натуральном выражении в соответствии с заключением Енисейского территориального управления Федерального агентства по рыболовству от 20.02.2017 .

При этом, руководствуясь ч.2 ст. 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции, исходя из существа заявленных требований, подошел объективно к определению сроков исполнения возложенных обязанностей, указав, что необходимым и разумным установить ответчику срок для исполнения возложенных на него обязанностей – в течение шести месяцев с момента вступления решения в законную силу.

Судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции соответствующими фактическим обстоятельствам дела, основанными на правильном толковании и применении норм материального права и исследованных доказательствах, которым в решении суда дана надлежащая правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы о том, что срок разрешения на строительство продлен до 10.03.2025, и до настоящего момента строительство объектов Сузунского месторождения не завершено, в связи с чем не наступила обязанность по проведению компенсационных мероприятий, судебная коллегия отклоняет в силу несостоятельности.

Как указывалось выше, ответчиком не оспаривается и документально подтвержден факт проведения строительных работ на поименованном выше участке, что также следует из разрешения на строительство от 10.09.2018 . Вместе с тем, факт переноса окончания строительства не свидетельствует об отсутствии обязанности компенсировать вред, причиненный водным биоресурсам в установленные согласованием сроки.

Как пояснила в суде апелляционной инстанции представитель ответчика Щедрина Ю.Н. у них такая позиция, что после окончания строительства ими будет исполнена обязанность по проведению компенсационных мероприятий по искусственному воспроизводству водных биологических ресурсов. При этом не отрицала, что из смысла разрешительной документации следует, что речь идет о фактическом проведении компенсационных мероприятий в период деятельности.

Между тем, апеллянтом в жалобе неверно трактуется заключение о согласовании деятельности от 20.02.2017 в части возможности проведения компенсационных мероприятий по истечении срока эксплуатации объекта, поскольку указанным заключением сроки возмещения вреда установлены в период проведения планируемых работ, а за период строительства и эксплуатации - 25 лет рассчитан лишь размер ущерба.

Довод апеллянта о том, что выпуск молоди до завершения строительства может привести к ее гибели, объективно ничем не подтвержден.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика Щедрина Ю.Н. и процессуальный истец прокурор Ракова И.А. поясняли, что на основании заключенного ответчиком договора со специализированной организацией, последняя осуществляет выращивание мальков, после чего выпускает в водоем.

При этом судебная коллегия отмечает, что у ответчика имелось достаточно времени для заключения договора со специализированной организацией с момента обращения прокурора с исковым заявлением в суд <дата>, однако никаких действий со стороны ответчика не предпринято.

При таком положении, учитывая достоверно установленный факт осуществления ответчиком деятельности, приносящей ущерб биологическим водным ресурсам, суд обоснованно возложил на ООО «Сузун» обязанность выполнить действия, направленные на его возмещение в натуральном выражении путем выпуска молоди рыб.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, с учетом длительности нарушения, периода рассмотрения настоящего дела судом первой инстанции и необходимости устранения нарушений в целях соблюдения мер в области законодательства об охране водных биологических ресурсов судебная коллегия полагает, что срок, определенный в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу по совершению указанных в решении суда действий достаточен для исполнения указанного решения суда.

Каких-либо доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств невозможности исполнения возложенной судом обязанности в установленный им срок, ответчиком в дело не представлено, в связи с чем, установленный судом срок исполнения ответчиком возложенных на него обязательств судебная коллегия находит разумным и достаточным, и не усматривает оснований для его увеличения по доводам апелляционной жалобы.

Кроме того, в случае наличия объективной невозможности выполнения возложенной судом обязанности в установленный решением срок ответчик не лишен права обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта в порядке, предусмотренном ст. 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Апелляционная жалоба не содержит правовых оснований, предусмотренных ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации к отмене постановленного судом решения.

Приведенные в обжалуемом решении суждения суда мотивированы и в апелляционной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда не усматривается.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Советского районного суда г. Красноярска от 27 августа 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Председательствующий:                            Турова Т.В.

Судьи:                                    Александров А.О.

                                        Глебова А.Н.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 17.01.2025.

33-379/2025

Категория:
Гражданские
Истцы
Красноярская природоохранная прокуратура
Ответчики
СУЗУН АО
Другие
Енисейское территориальное управление Федерального агенства по раболовству
Суд
Красноярский краевой суд
Дело на странице суда
kraevoy.krk.sudrf.ru
15.01.2025Судебное заседание
20.01.2025Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.01.2025Передано в экспедицию
15.01.2025
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее