Д.№2-57/11
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 мая 2011 года с. Новоселицкое
Новоселицкий районный суд Ставропольского края в составе:
председательствующего судьи Живницкой Н.Н.
при секретаре Байбаковой Н.Н.,
с участием представителя истца – Карпенко Н.И. – Каргалева С.Н. по доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Новоселицкого районного суда гражданское дело по иску
Каргалва С.Н. в интересах Карпенко Н.И. по доверенности о признании права собственности на объекты недвижимости,
У С Т А Н О В И Л:
Каргалёв С.Н. в интересах Карпенко Н.И. по доверенности обратился в Новоселицкий районный суд с иском, в котором просит признать за Карпенко Н.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право собственности на недвижимое имущество - кошару, расположенную по адресу: <адрес> литер А, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную пределах земельного участка, имеющего кадастровый номер – №; чабанский дом литер Б, общей площадью – <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в пределах земельного участка, имеющего кадастровый номер - №.
В обоснование заявленных требований в исковом заявлении указано:
ДД.ММ.ГГГГ года рождения между СПК «<данные изъяты>» в лице председателя Б., действовавшего на основании устава и Карпенко Н.И. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества – кошары, стоимостью <данные изъяты> рублей в счет имущественных паев пайщиков: Н. - <данные изъяты> руб; Карпенко В.Н. - <данные изъяты> руб; П. - <данные изъяты> руб; К. - <данные изъяты> руб; Ц.. - <данные изъяты> руб; и других форм оплаты.
Цена недвижимого имущества была определена соглашением сторон. В соответствии с п. 2.2 настоящего договора «Продавец», т.е. СПК «<данные изъяты>» нес все расходы, связанные с оформлением настоящего договора. Передача имущества должна была быть осуществлена по акту сдачи - приемки основных средств.
В этот же день, ДД.ММ.ГГГГ был составлен акт о приеме передаче основных средств. Согласно акта, комиссия СПК «<данные изъяты>», в лице председателя СПК «<данные изъяты>» Б.., главного бухгалтера Г., главного зоотехника В. и покупателя Карпенко Н.И. на основании договора купли-продажи произвели осмотр объекта - кошары 1991 года постройки. В акте имеется заключение комиссии: согласно решения правления СПК «<данные изъяты>» № от ДД.ММ.ГГГГ передать данный объект Карпенко Н.И.
Оплата по договору купли-продажи произведена частично за счет имущественных паев Н., К.М.С., П., К Ц. Остальная часть в сумме <данные изъяты> рубля была оплачена им и внесена в кассу хозяйства. Со стороны Карпенко Н.И. договорные обязательства перед СПК «<данные изъяты>» были выполнены в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ Карпенко Н.И. в счет имущественных паев Н. П.., К.., Ц.., К.В.Н. им были переданы денежные средства соразмерно их имущественных паев. Передача и получение денежных средств подтверждается расписками указанных лиц от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии расписками, данные лица отказывались от каких - либо имущественных притязаний на данный объект недвижимости.
По материальным причинам Карпенко Н.И. не смог сразу оформить все документы, необходимые для регистрации права собственности. В 2009 году Карпенко Н.И. оформил техническую документацию на приобретенный объект недвижимости. До него техническая документация на недвижимое имущество никем не изготавливалась.
ДД.ММ.ГГГГ Карпенко Н.И. обратился с заявлением в Новоселицкий отдел Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с просьбой предоставления сведений о регистрации права собственности на недвижимое имущество, находящееся по адресу: территория СПК «<данные изъяты>», <адрес>, наименование кошара, площадь <данные изъяты> кв.м. В этот же день Карпенко Н.И. получил уведомление об отсутствии в Едином Государственном реестре прав запрашиваемых сведений.
ДД.ММ.ГГГГ Карпенко Н.И. обратился с заявлением в Новоселицкий отдел Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю с просьбой регистрации договора купли - продажи недвижимого имущества и перехода права собственности на указанное недвижимое имущество. Согласно ответа Государственного регистратора Ставропольского края Д.., государственная регистрация прав на недвижимое имущество возможна только при наличии правоустанавливающих документов. В случае отсутствия указанных документов оснований для государственной регистрации прав, государственная регистрация прав возможна по решению суда.
При таких обстоятельствах он не может зарегистрировать переход права собственности по договору.
Невозможностью зарегистрировать в установленном порядке право собственности на указанный объект недвижимости нарушаются предусмотренные Конституцией РФ (ст. 35), Гражданским кодексом Российской Федерации законные права Карпенко Н.И. на владение, пользование, распоряжение имуществом (ст. 209), а также на государственную регистрацию в установленном законом порядке данным имуществом (ст. 131).
Для Карпенко Н.И. единственно возможным основанием приобретения права на объекты недвижимости и государственной регистрации права является решение суда.
В судебном заседании Каргалев С.Н. в интересах Карпенко Н.И. по доверенности, чьи полномочия проверены судом, просил удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Истец Карпенко Н.И., представитель ответчика – СПК «Свобода», представители третьих лиц: администрации муниципального образования <адрес>, Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес>, третьи лица – Ц., К.В.Н.., в судебное заседание не явились. О времени и месте судебного заседания были извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили, не предоставили суду доказательств уважительности причин неявки в судебное заседание.
Согласно ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, суд вправе рассмотреть дело в случае неявки кого-либо из лиц, участвующих в деле и извещенных о времени и месте судебного заседания, если ими не представлены сведения о причинах неявки или суд признает причины их неявки неуважительными.
В ходе досудебной подготовки по делу 02.02.2011 года представитель ответчика СПК «<данные изъяты>» – председатель Щ. исковые требования Карпенко Н.И. признал в полном объеме.
От представителя третьего лица - администрации муниципального образования с. Чернолесского Новоселицкого района Ставропольского края К.В.М. по доверенности на досудебную подготовку поступило заявление, в котором она не возражала против удовлетворения исковых требований Карпенко Н.И..
Третье лицо - Ц. в ходе предварительного судебного заседания 15.02.2011 года не возражал против признания за Карпенко Н.И. права собственности на недвижимое имущество – кошару, расположенную по адресу: <адрес> Он действительно получил в полном объеме от Карпенко Н.И. денежные средства в размере <данные изъяты> руб., никаких притязаний на право собственности на объект недвижимости – кошара не имеет.
Третье лицо – К.В.Н. в ходе предварительного судебного заседания 15.02.2011 года не возражала против признания за Карпенко Н.И. права собственности на недвижимое имущество – кошару, расположенную по адресу: <адрес>. Она действительно получил в полном объеме от Карпенко Н.И. денежные средства в размере <данные изъяты> руб., никаких притязаний на право собственности на объект недвижимости – кошара не имеет.
П.., привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на стороне ответчика определением Новоселицкого районного суда от 15.02.2011 года и опрошенный 11 мая 2011 года Нефтекумским районным судом согласно определения Новоселицкого районного суда от 04.04.2011 года, не возражал против удовлетворения исковых требований Каргалева С.Н. в интересах Карпенко Н.И. о признании права собственности на объекты недвижимости, подтвердил факт получения от Карпенко Н.И. согласно договора от ДД.ММ.ГГГГ в счет имущественного пая на сумму <данные изъяты> рубля, никаких притязаний на право собственности на кошару не имеет.
Выслушав Каргалева С.Н. в интересах Карпенко Н.И. по доверенности, изучив материалы дела, суд считает, что исковые требования Каргалева С.Н. в интересах Карпенко Н.И. по доверенности о признании права собственности на объекты недвижимости подлежат удовлетворению.
Этот вывод суда основан на следующем:
В соответствии со ст.12 ГК РФ защита гражданских прав осуществляется путём признания права … и иными способами, предусмотренными законом.
В соответствии со ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, их возникновение, переход, ограничение и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 2 ст. 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи.
В соответствии с ч. 1 ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
В соответствии с ч.1 ст. 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения,
пользования и распоряжения своим имуществом.
Согласно п.2 ст. 223 ГК РФ в случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом.
В соответствии с п. 1 ст. 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
Согласно п. 1 ст. 556 ГК РФ передача недвижимости продавцом и принятие ее покупателем осуществляются по подписываемому сторонами передаточному акту или иному документу о передаче.
Согласно п. 1 ст.2 ФЗ от 21.07.97 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с ГК РФ. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между СПК Свобода в лице председателя предприятия Б., действующего на основании Устава, и Карпенко Н.И. был заключен договор купли-продажи недвижимого имущества – кошары, расположенной по адресу: <адрес> стоимостью <данные изъяты> рублей в счет имущественных паев следующих пайщиков: Н. - <данные изъяты> руб; К.В.Н. - <данные изъяты> руб; П. - <данные изъяты> руб; К. - <данные изъяты> руб; Ц. - <данные изъяты> руб; и других форм оплаты. Согласно п. 2.1 Договора цена в <данные изъяты> рублей установлена соглашением сторон.
Согласно п.4.1 Договора недвижимое имущество «Продавец» обязан в 1 дневный срок с момента подписания Договора передать «Покупателю» по Акту сдачи-приемки купли-продажи.
Согласно Акта о приеме-передаче основных средств от ДД.ММ.ГГГГ недвижимое имущество – кошара, расположенная по адресу: <адрес> была передана Карпенко Н.И..
Суд согласно п. 62 Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" проверил исполнение продавцом обязанности по передаче и исполнение покупателем обязанности по оплате.
Карпенко Н.И., согласно условий договора от ДД.ММ.ГГГГ, произвел оплату за объект недвижимости – кошару частично за счет имущественных паев Н., К.В.Н., П. К., Ц.. Остальная часть в сумме <данные изъяты> рубля была оплачена им и внесена в кассу хозяйства. С его стороны договорные обязательства перед СПК «<данные изъяты>» были выполнены в полном объеме.
ДД.ММ.ГГГГ Карпенко Н.И. в счет имущественных паев Н.., П.., К.., Ц. К.В.Н.., им были переданы денежные средства соразмерно их имущественных паев. Передача и получение денежных средств подтверждается расписками указанных лиц от ДД.ММ.ГГГГ. В соответствии с расписками, данные лица отказывались от каких - либо имущественных притязаний на данный объект недвижимости, что подтвердили опрошенные в ходе предварительного судебного заседания Ц. К.В.Н. и опрошенный Нефтекумским районным судом П.
Н., К. умерли, что подтверждается актовыми записями о смерти № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ.
Указанное недвижимое имущество было построено и являлось собственностью зерно - совхоза «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ состоялось общее собрание трудового коллектива с-за «<данные изъяты>». В соответствии с решением общего собрания на базе совхоза «50 <данные изъяты>» было организовано коллективное сельскохозяйственное предприятие - Народное предприятие «<данные изъяты>». Народному предприятию «<данные изъяты>» были переданы в безвозмездное коллективное владение и распоряжение существующие в границах территории совхоза земельный фонд, основные и оборотные средства совхоза «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ на основании решения исполнительного комитета Новоселицкого районного совета народных депутатов Ставропольского края № совхоз «<данные изъяты>» был преобразован в коллективное народное предприятие «<данные изъяты>». Народному предприятию переданы основные фонды, оборотные средства, материальные ценности. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с государственным актом «О безвозмездной передаче имущества с-за «<данные изъяты>» коллективу Народного предприятия «<данные изъяты>» была произведена передача имущества совхоза «<данные изъяты>». ДД.ММ.ГГГГ народное предприятие «<данные изъяты>» преобразовано в СПК «<данные изъяты>».
Техническая документация на приобретенное Карпенко Н.И. недвижимое имущество по договору купли - продажи от 01.07.1998 года была изготовлена в 2009 году, ранее техническая документация не изготавливалась.
06 февраля 2009 года Карпенко Н.И. получен кадастровый паспорт земельного участка, категория земель - земли сельскохозяйственного назначения, разрешенное использование - под кошарой. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, присвоен кадастровый номер №
05 октября 2009 года Карпенко Н.И. получил технические паспорта на кошару и чабанский дом. 06 ноября 2009 года Карпенко Н.И. получены на указанные объекты недвижимости кадастровые паспорта.
Согласно ксерокопии кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимого имущества - кошара, расположена по адресу: <адрес>», общая площадь <данные изъяты> кв.м.
Согласно ксерокопии кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ следует, что объект недвижимого имущества – чабанский дом, расположен по адресу: <адрес>», общая площадь <данные изъяты> кв.м.
Согласно технического паспорта от 05.10. 2009 года общая площадь чабанского дома – нежилого помещения и всех пристроек составляет <данные изъяты> кв.м.
Правоустанавливающие документы на объекты недвижимости: кошару, чабанский дом, расположенные по адресу: <адрес>» у Карпенко Н.И. отсутствуют.
В связи с чем, в соответствии с п.1 ст. 17 ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» Карпенко Н.И. не может осуществить государственную регистрацию своих прав на указанные объекты недвижимости.
Признание права собственности необходимо Карпенко Н.И. для государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.
В соответствии со ст.67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
На основании выше изложенного, в соответствии со ст.ст. 12, 131, 209, 218, 223, 432, 551, 556 ГК РФ, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Признать за Карпенко Н.И., ДД.ММ.ГГГГгода рождения, право собственности на недвижимое имущество - кошару, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес> в пределах земельного участка, имеющего кадастровый номер – №; чабанский дом, общей площадью – <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>, в пределах земельного участка, имеющего кадастровый номер - №
Данное решение является основанием для регистрации права собственности на указанные объекты недвижимости в Федеральной службе по государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольского краю.
Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Ставропольский краевой суд через Новоселицкий районный суд в течение 10 дней со дня его вынесения.
Судья Н.Н. Живницкая