Решение по делу № 3а-169/2020 от 30.01.2020

УИД 66OS0000-01-2020-000053-28

3а-169/2020

Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г. Екатеринбург

03 марта 2020 года

Свердловский областной суд в составе:

председательствующего судьи Жейновой С.И.,

при секретаре Ивановой Д.В.,

с участием представителя административного истца Гордеева О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Тимошенко Сергея Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,

установил:

индивидуальный предприниматель Тимошенко С.В. (далее – ИП Тимошенко С.В.) обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... и земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ....

Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по состоянию на 15 ноября 2012 года на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «Оценка и экспертиза собственности» (далее – ООО «Оценка и экспертиза собственности») от 28 ноября 2019 года № 6673109436-2019-2468 в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 5920 000 руб.,

- земельного участка с кадастровым номером в размере 11100 000 руб.

Административный истец в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, направил в суд своего представителя по доверенности Гордеева О.С.

В судебном заседании представитель административного истца Гордеев О.С. требования административного иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Просил суд восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.

Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра по Свердловской области), заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явились, направили письменные отзывы, в которых просили рассмотреть дело в свое отсутствие, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда.

Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.

Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.

Выслушав представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля ( / / )3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).

Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).

Являясь собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 23 ноября 2015 года (л.д. 16), от 17 января 2011 года (л.д. 17) административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков непосредственно влияют на права и обязанности административного истца в налоговых правоотношениях.

Кадастровая стоимость установлена по состоянию на 15 ноября 2012 года приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и составила в отношении:

- земельного участка с кадастровым номером в размере 14027233,86 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 13847,22 руб./кв.м.;

- земельного участка с кадастровым номером в размере 24315079,95 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 20313,35 руб./кв.м.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) – 08 апреля 2013 года.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером внесены в ГКН – 09 апреля 2013 года.

Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.

Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.

Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков и оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).

Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.

Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил в суд отчет об оценке от 28 ноября 2019 года № 6673109436-2019-2468 (л.д. 26-135), составленный оценщиком ООО «Оценка и экспертиза собственности» ( / / )3, из которого следует, что по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночная стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером составляет 5920 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером составляет 11100 000 руб.

Оценивая вышеуказанный отчет, суд учитывает, что он выполнен и подписан оценщиком ( / / )3, которая имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в области оценочной деятельности с 2014 года, является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости», ее профессиональная ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке. В судебном заседании оценщик ( / / )3 была допрошена судом в качестве свидетеля и после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации подтвердила изложенные в отчете выводы.

В ходе допроса ( / / )3 суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, отчет выполнен в соответствии с действующими Федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение сравнительного подхода в оценке обоснованно, определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.

Проанализировав отчет, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, основан на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит обоснование выбранных методов исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, обоснование примененных корректировок и другие необходимые сведения, а выполненные расчеты соответствуют применяемым методам и подходам.

Доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, материалы дела таковых не содержат.

С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежит удовлетворению.

Суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на 15 ноября 2012 года подлежит определению в размере их рыночной стоимости, определенном по отчету ООО «Оценка и экспертиза собственности» от 28 ноября 2019 года № 6673109436-2019-2468.

Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца с административным исковым заявлением) – 30 января 2020 года.

Определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (14027233,86 руб.) существенно (в 2,37 раза) превышает итоговую величину его рыночной стоимости (5920 000 руб.), установленной судом в качестве кадастровой стоимости; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером (24315079,95 руб.) превышает итоговую величину (11100 000 руб.) его рыночной стоимости, установленной судом в качестве кадастровой в 2,19 раза, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.

Поэтому на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы административного истца на уплату государственной пошлины в размере 600 руб. (л.д. 8).

Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Тимошенко Сергея Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, удовлетворить.

Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 5920 000 руб.

Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 11100 000 руб.

Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 30 января 2020года.

Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Тимошенко Сергея Владимировича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.

Председательствующий

С.И. Жейнова

3а-169/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Тимошенко Сергей Владимирович
Ответчики
Министерство по управлению государственным имуществом Свердловской области
Управление Росреестра по Свердловской области
Другие
Филиал ФГБУ ФКП "Росреестра по УФО"
Гордеев Олег Сергеевич
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Жейнова Светлана Ивановна
Дело на сайте суда
oblsud.svd.sudrf.ru
30.01.2020Регистрация административного искового заявления
31.01.2020Передача материалов судье
03.02.2020Решение вопроса о принятии к производству
03.02.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
03.02.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
03.03.2020Судебное заседание
11.03.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.06.2020Дело оформлено
23.06.2020Дело передано в архив
03.03.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее