УИД 66OS0000-01-2020-000053-28
3а-169/2020
Мотивированное решение изготовлено 11 марта 2020 года |
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Екатеринбург |
03 марта 2020 года |
Свердловский областной суд в составе:
председательствующего судьи Жейновой С.И.,
при секретаре Ивановой Д.В.,
с участием представителя административного истца Гордеева О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя Тимошенко Сергея Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости,
установил:
индивидуальный предприниматель Тимошенко С.В. (далее – ИП Тимошенко С.В.) обратился в суд с вышеуказанным административным иском, в обоснование требований указав, что является собственником земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... и земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ....
Ссылаясь на нарушение своих прав как плательщика земельного налога, административный истец просил суд установить кадастровую стоимость земельных участков в размере, равном их рыночной стоимости, по состоянию на 15 ноября 2012 года на основании отчета общества с ограниченной ответственностью «Оценка и экспертиза собственности» (далее – ООО «Оценка и экспертиза собственности») от 28 ноября 2019 года № 6673109436-2019-2468 в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером № в размере 5920 000 руб.,
- земельного участка с кадастровым номером № в размере 11100 000 руб.
Административный истец в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил, направил в суд своего представителя по доверенности Гордеева О.С.
В судебном заседании представитель административного истца Гордеев О.С. требования административного иска поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. Просил суд восстановить срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
Представители административного ответчика Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Свердловской области (далее – Управление Росреестра по Свердловской области), заинтересованного лица ФГБУ «ФКП Росреестра» в лице филиала по Уральскому федеральному округу в судебное заседание не явились, направили письменные отзывы, в которых просили рассмотреть дело в свое отсутствие, вопрос об удовлетворении заявленных требований оставили на усмотрение суда.
Представитель административного ответчика Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в судебное заседание не явился, об уважительности причин неявки суду не сообщил.
Поскольку в материалах дела имеются доказательства заблаговременного извещения неявившихся лиц о времени и месте рассмотрения дела, руководствуясь частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд определил рассмотреть административное дело при данной явке.
Выслушав представителя административного истца, допросив в качестве свидетеля ( / / )3, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу положений статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата (пункт 1). Для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка (пункт 5).
Статьей 66 вышеназванного Кодекса определено, что кадастровая стоимость земельных участков устанавливается в результате государственной кадастровой оценки земель, проводимой в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (пункт 2).
Являясь собственником вышеуказанных земельных участков, что подтверждается копиями свидетельств о государственной регистрации права от 23 ноября 2015 года (л.д. 16), от 17 января 2011 года (л.д. 17) административный истец в силу статей 388-390 Налогового кодекса Российской Федерации является плательщиком земельного налога, размер которого определяется в процентном отношении от кадастровой стоимости земельных участков. Поэтому результаты определения кадастровой стоимости земельных участков непосредственно влияют на права и обязанности административного истца в налоговых правоотношениях.
Кадастровая стоимость установлена по состоянию на 15 ноября 2012 года приказом Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области от 15 января 2013 года № 32 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов, расположенных на территории муниципального образования «город Екатеринбург» и составила в отношении:
- земельного участка с кадастровым номером № в размере 14027233,86 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 13847,22 руб./кв.м.;
- земельного участка с кадастровым номером № в размере 24315079,95 руб., удельный показатель кадастровой стоимости – 20313,35 руб./кв.м.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) – 08 апреля 2013 года.
Сведения о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером № внесены в ГКН – 09 апреля 2013 года.
Согласно части 3 статьи 245 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) и не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления.
Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени не утверждены новые результаты государственной кадастровой оценки в отношении спорных земельных участков и оспариваемая кадастровая стоимость является действующей, суд восстанавливает административному истцу срок для обращения в суд с административным исковым заявлением о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Порядок проведения государственной кадастровой оценки урегулирован главой III.1 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценочной деятельности).
Согласно пункту 3 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации и статье 24.18 Закона об оценочной деятельности основанием для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости земельного участка и установления кадастровой стоимости этого земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, является установление судом в отношении земельного участка его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец представил в суд отчет об оценке от 28 ноября 2019 года № 6673109436-2019-2468 (л.д. 26-135), составленный оценщиком ООО «Оценка и экспертиза собственности» ( / / )3, из которого следует, что по состоянию на 15 ноября 2012 года рыночная стоимость в отношении земельного участка с кадастровым номером № составляет 5920 000 руб., в отношении земельного участка с кадастровым номером № составляет 11100 000 руб.
Оценивая вышеуказанный отчет, суд учитывает, что он выполнен и подписан оценщиком ( / / )3, которая имеет высшее профессиональное образование, стаж работы в области оценочной деятельности с 2014 года, является членом Общероссийской общественной организации «Российское общество оценщиков», имеет квалификационный аттестат по направлению подготовки оценочной деятельности «Оценка недвижимости», ее профессиональная ответственность при осуществлении оценочной деятельности застрахована в установленном порядке. В судебном заседании оценщик ( / / )3 была допрошена судом в качестве свидетеля и после предупреждения об уголовной ответственности по статье 307 Уголовного кодекса Российской Федерации подтвердила изложенные в отчете выводы.
В ходе допроса ( / / )3 суд пришел к выводу об обоснованности выводов оценщика, поскольку они соответствуют требованиям Закона об оценочной деятельности, отчет выполнен в соответствии с действующими Федеральными стандартами оценки, отвечает установленным требованиям к его оформлению и содержанию, в приложении к отчету представлены копии документов, использованных оценщиком, в том числе при получении информации об объектах-аналогах. Применение сравнительного подхода в оценке обоснованно, определены правила отбора объектов-аналогов, о существенных характеристиках которых и цене их реализации на дату предложения представлена достоверная информация. При выполнении расчетов в рамках метода сравнения продаж оценщик обосновывает применение необходимых корректировок, учитывающих отличия объектов-аналогов от объекта оценки.
Проанализировав отчет, суд приходит к выводу, что он отвечает требованиям относимости и допустимости, поскольку содержит подробное описание проведенного исследования, основан на результатах достаточно подробного анализа рынка, содержит обоснование выбранных методов исследования, описание исследуемого объекта и объектов-аналогов, обоснование примененных корректировок и другие необходимые сведения, а выполненные расчеты соответствуют применяемым методам и подходам.
Доказательств, опровергающих выводы отчета, административными ответчиками, заинтересованным лицом не представлено, материалы дела таковых не содержат.
С учетом изложенного, административное исковое заявление о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости земельных участков подлежит удовлетворению.
Суд приходит к выводу, что кадастровая стоимость указанных выше земельных участков по состоянию на 15 ноября 2012 года подлежит определению в размере их рыночной стоимости, определенном по отчету ООО «Оценка и экспертиза собственности» от 28 ноября 2019 года № 6673109436-2019-2468.
Дата подачи заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости (дата обращения административного истца с административным исковым заявлением) – 30 января 2020 года.
Определенная в порядке массовой оценки кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № (14027233,86 руб.) существенно (в 2,37 раза) превышает итоговую величину его рыночной стоимости (5920 000 руб.), установленной судом в качестве кадастровой стоимости; кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером № (24315079,95 руб.) превышает итоговую величину (11100 000 руб.) его рыночной стоимости, установленной судом в качестве кадастровой в 2,19 раза, что свидетельствует о повлекшей нарушение прав административного истца ошибке, допущенной при формировании методики определения кадастровой стоимости.
Поэтому на основании части 1 статьи 111 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с учетом правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июля 2017 года № 20-П, с органа, утвердившего результаты определения кадастровой стоимости, подлежат взысканию судебные расходы административного истца на уплату государственной пошлины в размере 600 руб. (л.д. 8).
Руководствуясь статьями 175-180, 249 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление индивидуального предпринимателя Тимошенко Сергея Владимировича об установлении кадастровой стоимости земельных участков в размере рыночной стоимости, удовлетворить.
Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 5920 000 руб.
Установить по состоянию на 15 ноября 2012 года кадастровую стоимость земельного участка с кадастровым номером №, расположенного по адресу: ... в размере его рыночной стоимости 11100 000 руб.
Датой подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельных участков, которая применяется для целей налогообложения и иных установленных законодательством целей, считать 30 января 2020года.
Взыскать с Министерства по управлению государственным имуществом Свердловской области в пользу индивидуального предпринимателя Тимошенко Сергея Владимировича судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 600 руб.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй апелляционный суд общей юрисдикции в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме через Свердловский областной суд.
Председательствующий |
С.И. Жейнова |