№ 66а-1563/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
г. Сочи 12 ноября 2021 г.
Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Фомина М.В.,
судей Артамоновой Т.А. и Брянцевой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Богомоловой К.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (УИД) 23OS0000-01-2021-000578-29 (№ 3а-1196/2021) по административному исковому заявлению Малачиева Магомеда Мутаиловича об оспаривании отдельных положений перечней объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, по апелляционной жалобе представителя административного истца Штомпеля Алексея Николаевича на решение Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 г., которым в удовлетворении административного иска отказано.
Заслушав доклад судьи Фомина М.В., заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Калиниченко А.В., считавшего решение суда первой инстанции не подлежащим отмене, судебная коллегия
установила:
приказом департамента имущественных отношений Краснодарского края от 23 декабря 2016 г. № 2745 утвержден перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2017 год), в который внесены принадлежащие Малачиеву М.М. объекты недвижимого имущества: нежилое здание с кадастровыми номером № расположенное по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Победы, 153 (пункт Перечня 43517), а также расположенное по тому же адресу нежилое здание с кадастровыми номером № (пункт Перечня 43518).
В последующем здания также включены в аналогичные перечни, утвержденные приказами департамента имущественных отношений Краснодарского края от 26 декабря 2017 г. № 3008 (далее - Перечень на 2018 год), под пунктами 39869 и 39870, от 26 декабря 2018 г. № 3043 (далее - Перечень на 2019 год), под пунктами 47255 и 47256, от 27 декабря 2019 г. № 2837 (далее - Перечень на 2020 год), под пунктами 46985 и 46986, от 28 декабря 2020 г. № 2752 (далее - Перечень на 2021 год), под пунктами 47502 и 47503.
Малачиев М.М. обратился в Краснодарский краевой суд с административным исковым заявлением о признании указанных норм недействующими, ссылаясь в обоснование своих требований на то, что здания не обладают признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость, включение их в перечни объектов недвижимого имущества не соответствует положениям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и нарушает права истца, поскольку возлагает обязанность по уплате налога в завышенном размере.
Решением Краснодарского краевого суда от 21 июля 2021 г. административный иск оставлен без удовлетворения.
В апелляционной жалобе (с дополнениями) представитель административного истца Штомпель А.Н. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, принять новое решение об удовлетворении административных исковых требований, настаивает на доводах об отсутствии правовых оснований для включения объектов недвижимости в перечни.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения административного дела в апелляционном порядке извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились, возражений против рассмотрения дела в свое отсутствие не заявляли.
Административный истец Малачиев М.М. и его представитель Штомпель А.Н. в письменных заявлениях просили рассмотреть дело в свое отсутствие, на доводах апелляционной жалобы настаивали.
В соответствии с положениями части 5 статьи 213 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также - КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения сторон, заключение прокурора управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что нормативные правовые акты приняты в пределах полномочий департамента имущественных отношений Краснодарского края, с соблюдением требований законодательства, предъявляемых к их форме, порядку принятия и введению в действие.
Судебный акт в данной части лицами, участвующими в деле, не обжалуется, требованиям закона и фактическим обстоятельствам дела не противоречит.
Проверяя соответствие содержания перечней объектов недвижимого имущества в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности включения зданий с кадастровыми номерами № в перечни объектов недвижимого имущества, что также следует признать обоснованным.
По смыслу пунктов 3 и 4 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации включению в перечень подлежат нежилые здания (строения, сооружения) и помещения в них, которые отвечают хотя бы одному из следующих условий:
- здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
- здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения в целях делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. Фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения делового, административного или коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
Как видно из материалов административного дела, административному истцу принадлежат нежилое здание магазина с кадастровым номером № а также нежилое здание летнего кафе с кадастровым номером №, расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, Лазаревский район, пос. Лазаревское, ул. Победы, 153.
Как верно указал в решении суд, включение объектов недвижимости в оспариваемые перечни по критерию вида разрешенного использования земельного участка, в границах которого они располагаются (для размещения и эксплуатации зданий и сооружений курортной поликлиники № 4) без обследования фактического использования помещений в зданиях, противоречит налоговому законодательству и не может быть признано правильным.
Вместе с тем, исследовав и оценив техническую документацию на здания, представленную ГБУ Краснодарского края «Крайтехинвентаризация-Краевое БТИ», экспликации к поэтажным планам, суд первой инстанции сделал верное заключение о правомерности включения зданий в оспариваемые перечни с учетом их предназначения исходя из технических характеристик, наличия в них помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади зданий, назначение, разрешенное использование и наименование которых предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
С данным выводом суда следует согласиться, поскольку указанное обстоятельство является самостоятельным основанием для включения объектов недвижимости в соответствующие перечни.
Так, согласно техническому паспорту, составленному Сочинским бюро технической инвентаризации по состоянию на 2 июня 2003 г. на здание магазина, помещения с назначением «торговый отдел» (№ 1-7 на поэтажном плане) составляют 100 % общей площади объекта.
Из технического паспорта, составленного Сочинским бюро технической инвентаризации по состоянию на 28 марта 2007 г. на здание летнего ░░░░, ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ «░░░░░» (░░░░░░░░░ № 14 ░░░░░░░░ 27,3 ░░.░, № 15 - 23,8 ░░.░, № 16 - 28,5 ░░.░), «░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░░░ №10 ░░░░░░░░ 120,8 ░░.░), «░░░░░░░ ░░░» (░░░░░░░░░ № 5 - 25,4 ░░.░), «░░░░░░ ░░░░» (░░░░░░░░░ № 1 ░░░░░░░░ 20,7 ░░.░) ░░░░░░░░ 246,5 ░░.░, ░░ ░░░░ ░░░░░ 20 % ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░ 4 ░░░░░░ 2 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2009 ░. № 381-░░ «░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░»).
░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ «░░░░ ░ 51303-2013 «░░░░░░░░. ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ 15 ░░░░░░░ 1997 ░. № 1036, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░, ░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░ ░░░░░░░, ░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░ (░░░░, ░░░░░░, ░░░░░░) ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░ 3).
░░░░░░░░ ░░░░░░░ 3.1, 3.3 «░░░░ 30389-2013 «░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░» ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ - ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░) ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░), ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ № ░░░░░░░░░░░░░ 23 ░░░ 2016 ░. ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ 4 ░░░░░░ 1, ░░░░░░ 1 ░░░░░░ 29, ░░░░░░░░ 32, 33, 37, ░░░░░░ 8 ░░░░░░ 47 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24 ░░░░ 2007 ░. № 221-░░ «░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░» ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░» ░░░░░░ ░░ ░. ░░░░ ░░ 25 ░░░░░░░ 2021 ░. ░ ░░░░░░░ ░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░» ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 28 ░░░░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░, ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░░░░░░░░).
░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░, ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ 84 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 307 – 311 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░
░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 21 ░░░░ 2021 ░. ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ – ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ 35 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 26 ░░░░░░ 2021 ░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░