№12-301/2022
решение
16 июня 2022 г. г.Саратов
Судья Волжского районного суда г.Саратова Кондрашкина Ю.А., при секретаре Комаровой В.К., с участием представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу Семеновой Т.Б., представителя должностного лица составившего постановление Морозовой М.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу ПАО Нефтегазовая компания «РУССНЕФТЬ» на постановление государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области от 07.09.2021 г. № 1№ о привлечении к административной ответственности ПАО Нефтегазовая компания «РуссНефть» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
Постановлением № 1-500/2021 от 07.09.2022г. государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области от 07.09.2021 г. № 1-500/2021 ПАО Нефтегазовая компания «РуссНефть» привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначен штраф в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с постановлением ПАО НК «РуссНефть» подана жалоба, в который просят постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в жалобе и дополнениях к жалобе, просил удовлетворить.
Представитель должностного лица составившего постановление в судебном заседании возражал против доводов жалобы, просил отказать в ее удовлетворении, по основаниям изложенным в письменном отзыве.
Иные участники процесса, извещенные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом в судебное заседание не явились. Судья определил рассмотреть дело, жалобу в их отсутствие.
Судья, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела и иные доказательства, приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Согласно ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» предметом плановой проверки является соблюдение юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем в процессе осуществления деятельности совокупности предъявляемых обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также соответствие сведений, содержащихся в уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности, обязательным требованиям.
В ежегодных планах проведения плановых проверок юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) и индивидуальных предпринимателей указываются следующие сведения: 1) наименования юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений), фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам, места нахождения юридических лиц (их филиалов, представительств, обособленных структурных подразделений) или места фактического осуществления деятельности индивидуальными предпринимателями; 2) цель и основание проведения каждой плановой проверки; 3) дата начала и сроки проведения каждой плановой проверки; 4) наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку. При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов (часть 4 статьи 9 Федерального закона №294-ФЗ).
Согласно ч. 4 ст. 21 Федерального закона от 26.12.2008г. №294-ФЗ обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, повлекшие за собой нарушение прав юридического лица, индивидуального предпринимателя при проведении проверки, в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона №294-ФЗ результаты проверки, проведенной органом государственного контроля (надзора), органом муниципального контроля с грубым нарушением установленных настоящим Федеральным законом требований к организации и проведению проверок, не могут являться доказательствами нарушения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, и подлежат отмене вышестоящим органом государственного контроля (надзора) или судом на основании заявления юридического лица, индивидуального предпринимателя.
Судом установлено, что, административным органом была проведена сверка данных реестра надзорных объектов недропользования с базой данных Федеральной государственной автоматизированной системы лицензирования недропользования и государственного реестра объектом негативного воздействия на окружающую среду, в результате которой было выявлено, что ПАО НК «РуссНефть» не выполнило обязанность по постановке объектов геологического надзора, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду на государственный учет, а именно участок недр, представленный в пользовании на основании лицензии СРТ 01825НЭ.
Административная ответственность по статье 8.46 КоАП РФ наступает за невыполнение или несвоевременное выполнение обязанности по подаче заявки на постановку на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, представлению сведений для актуализации учетных сведений и влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
В соответствии с Федеральным законом от 10.01.2021г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду – объект капитального строительства и (или) другой объект, а также их совокупность, объединенные единым назначением и (или) неразрывно связанные физически или технологически и расположенные в пределах одного или нескольких земельных участков.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии с ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. В силу ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ эти данные устанавливаются, в том числе протоколом об административном правонарушении, иными протоколами и документами.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В судебном заседании установлено, что объекты негативного воздействия на окружающую среду расположенные на участке недр поставлены на учет в соответствии с требованиями законодательства и Федеральный закон от 10.01.2021г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» не обязывает дополнительно ставить на учет земельный участок недр как объект негативного воздействия, поскольку в данном случае земельный участок не является таким в силу данного в указанном законе понятия «объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду».
Приведенные в оспариваемом постановлении ссылки на Постановление Правительства РФ от 31.12.2020г. №, Постановление Правительства РФ № от 30.06.2021г., не относят участок недр, к объектам оказывающий негативное воздействие на окружающую среду, в них идет речь об учете земельных участков, при этом учет в системе действующего законодательства различен.
Таким образом, суд приходит к выводу об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку законодательство не обязывает дополнительно ставить на учет участок недр на котором расположены объекты оказывающие негативное воздействие на окружающую среду.
Таким образом, из вышеизложенного следует, что состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ, в действиях ПАО НЕ «РуссНефть» отсутствует.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании изложенного производство по делу подлежит прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ - за отсутствием в действиях ПАО НК «РуссНефть» состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.46 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
решил:
постановление государственного инспектора Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Саратовской и Пензенской области от 07.09.2021 г. № о привлечении к административной ответственности ПАО Нефтегазовая компания «РуссНефть» за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.46 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - отменить.
Производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решение может быть обжаловано в течение 10 дней в Саратовский областной суд со дня вручения или получения копии решения.
Судья