Решение по делу № 33-1674/2022 от 20.06.2022

Судья Говоруха Л.Л.

Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 33-1674/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 июля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Петровой Л.А.,

судей Прокопец Л.В. и Доманова В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгий И.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт участков водоснабжения в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, по апелляционной жалобе представителя ответчика Евстафьевой А.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 апреля 2022 года.

Заслушав доклад судьи Петровой Л.А., судебная коллегия

установила:

1 сентября 2021 года прокурор город Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт участков водоснабжения в шестимесячный срок с момент вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой города проведена проверка исполнения законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой было установлено, что на территории первого микрорайона города Южно-Сахалинска на участках №62, №63 имеются сети водоснабжения, находящиеся в ветхом состоянии. 29 апреля 2016 года между администрацией города Южно-Сахалинска и муниципальным казенным предприятием (далее – МКП) «Городской водоканал» заключен договор №3 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления, по условиям которого за последним закреплено на праве оперативного управления муниципальное имущество, в соответствии с перечнем имущества и актом приема передачи имущества. Согласно приложению №2 к договору данные участки сетей водоснабжения переданы администрацией города Южно-Сахалинска в составе иного муниципального имущества в оперативное управление МКП «Городской водоканал». Из представленной МКП «Городской водоканал» информации нормативный срок службы данных сетей истек, процент износа в настоящее время составляет 100%, имеется потребность в капитальном ремонте (замене) указанных участков сети. При этом ответчик как собственник вышеуказанных сетей водоснабжения обязан нести ответственность за их состояние, в том числе принимать меры к их капитальному ремонту. Так 9 апреля 2021 года в адрес мэра города Южно-Сахалинска внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства, по результатам рассмотрения которого был предоставлен ответ об удовлетворении требований, однако действенных мер к капитальному ремонту собственником ветхих коммунальных сетей не принято.

Поскольку наличие аварийных коммунальных сетей в жилищно-коммунальной инфраструктуре городского округа создает угрозу жизни и здоровья граждан, возникновения техногенных аварий, нарушения прав граждан на бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества, просил суд, с учетом уточнений исковых требований, возложить на ответчика обязанность в течение шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт (замену) следующих участков сети водоснабжения, расположенных в городе Южно-Сахалинске – участок №62: улица Амурская, дом 29, протяженностью 14 м, диаметром 100 мм, 1975 года постройки; улица Курильская, дом 59, протяженностью 7 м, материал – сталь, диаметр 100 мм, 1976 года постройки; улица Хабаровская, дом 58, протяженностью 28 м, сталь, диаметр 100 мм, 1974 года постройки; улица Курильская, дом 55, протяженностью 95 м, сталь, диаметр 100 мм, 1 ПГ, 2001 года постройки; улица Хабаровская, дом 60, протяженностью 13 м, сталь, диаметр 50 мм, 1 кол., 1994 года постройки; участок №63: улица Чехова, дом 7, протяженностью 12 м, сталь, диаметр 76 мм, 1995 года постройки; улица Хабаровская, дом 44, протяженностью 12 м, сталь, диаметр 100 мм, 1985 года постройки.

Протокольным определением суда от 15 февраля 2022 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено общество с ограниченной ответственностью (далее – ООО) «РВК-Сахалин».

Протокольным определением суда от 8 апреля 2022 года приняты уточнения исковых требований, а также отказ от исковых требований в части.

Решением суда от 8 апреля 2022 года исковые требования удовлетворены. На администрацию города Южно-Сахалинска возложена обязанность в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт участков сети водоснабжения: участок №62: улица Амурская, дом 29, протяженностью 14 м, диаметром 100 мм, год постройки 1975; улица Курильская, дом 59, протяженностью 7 м, сталь, диаметр 100 мм, год постройки 1976; улица Хабаровская, дом 58, протяженностью 28 м, сталь, диаметр 100 мм, год постройки 1974; улица Курильская, дом 55, протяженностью 95 м, сталь, диаметр 100 мм, 1 ПГ, год постройки 2001; улица Хабаровская, дом 60, протяженностью 13 м, сталь, диаметр 50 мм, 1 кол., год постройки 1994; участок №63: улица Чехова, дом 7, протяженностью 12 м, сталь, диаметр 76 мм, год постройки 1995; улица Хабаровская, дом 44, протяженностью 12 м, сталь, диаметр 100 мм, год постройки 1985.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Евстафьева А.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Полагает, что администрация города Южно-Сахалинска является ненадлежащим ответчиком. Указывает, что обязанность по проведению капитального ремонта администрацией города Южно-Сахалинска выполняется в рамках муниципальной программы «Развитие коммунальной инфраструктуры городского округа «Город Южно-Сахалинск» на 2020 – 2025 года», утвержденной постановлением администрации города Южно-Сахалинска от 08 июня 2020 года №1624-па. При этом сети водоснабжения, указанные в исковом заявлении, в перечень объектов, включенных в муниципальную программу, не вошли, следовательно, подведомственным предприятием данная необходимость заявлена не была. Отмечает, что, несмотря на превышение нормативного срока эксплуатации сетей, они эксплуатируются надлежащим образом и содержатся ресурсоснабжающей организацией. Обращает внимание на то, что определенный судом срок исполнения решения нарушает баланс интересов сторон и не отвечает принципам исполнения решения суда в разумные сроки, поскольку осуществление закупок на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и проектированию объектов муниципальной собственности производится в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 года №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», в соответствии с которым проведение закупочных мероприятий на капитальный ремонт занимает в среднем около шести месяцев, без учета разработки проектной документации. Считает, что судом не учтен довод представителя ООО «РВК-Сахалин», который пояснил, что выполнение капитального ремонта не приведет к обеспечению должного поддержания сетей в рабочем состоянии, поскольку необходимо осуществление реконструкции сетей с прокладкой новых труб.

В возражениях на апелляционную жалобу представитель третьего лица ООО «РВК-Сахалин» Панюкова Ю.С. просит оставить ее без удовлетворения.

В судебном заседании при апелляционном рассмотрении дела представитель ответчика Зайка А.О. поддержала апелляционную жалобу, прокурор Жаронкина О.В. и представитель третьего лица ООО «РВК-Сахалин» тен Иль Хо возражали против ее удовлетворения.

Остальные участвующие в деле лица, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание не явились. В соответствии с частью 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, судебная коллегия находит, что оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с требованиями закона и установленными по делу обстоятельствами, не имеется.

Статья 210 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пунктов 3 и 4 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального, городского округа; организация в границах муниципального, городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 18 указанного Федерального закона №131-ФЗ - финансовые обязательства, возникающие в связи с решением вопросов местного значения, исполняются за счет средств местных бюджетов (за исключением субвенций, предоставляемых местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации).

В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают полномочиями в сфере водоснабжения и водоотведения, предусмотренными Федеральным законом «О водоснабжении и водоотведении» (пункт 4.3 части 1 статьи 17 Федерального закона №131-ФЗ).

В силу части 1 статьи 6 Федерального закона от 7 декабря 2011 года №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, городских округов по организации водоснабжения и водоотведения на соответствующих территориях относятся, в частности: организация водоснабжения населения, в том числе принятие мер по организации водоснабжения населения и (или) водоотведения в случае невозможности исполнения организациями, осуществляющими горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, своих обязательств либо в случае отказа указанных организаций от исполнения своих обязательств (пункт 1); определение для централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения поселения, городского округа гарантирующей организации (пункт 2); согласование вывода объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения в ремонт и из эксплуатации (пункт 3); утверждение схем водоснабжения и водоотведения поселений, городских округов (пункт 4); иные полномочия, установленные настоящим Федеральным законом (пункт 10).

В соответствии с частью 2 статьи 23 Федерального закона №416-ФЗ органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны обеспечить условия, необходимые для организации подачи организацией, осуществляющей холодное водоснабжение, питьевой воды, соответствующей установленным требованиям.

Руководствуясь приведенными нормами закона, положениями статей 209, 215, 216, 296 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 года №354), статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, учитывая установленные по делу фактические обстоятельства, суд правомерно удовлетворил заявленные прокурором требования, возложив на администрацию г.Южно-Сахалинска обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу провести капитальный ремонт (замену) участков сети водоотведения участок №62: улица Амурская, дом 29, протяженностью 14 м, диаметром 100 мм, год постройки 1975; улица Курильская, дом 59, протяженностью 7 м, сталь, диаметр 100 мм, год постройки 1976; улица Хабаровская, дом 58, протяженностью 28 м, сталь, диаметр 100 мм, год постройки 1974; улица Курильская, дом 55, протяженностью 95 м, сталь, диаметр 100 мм, 1 ПГ, год постройки 2001; улица Хабаровская, дом 60, протяженностью 13 м, сталь, диаметр 50 мм, 1 кол., год постройки 1994; участок №63: улица Чехова, дом 7, протяженностью 12 м, сталь, диаметр 76 мм, год постройки 1995; улица Хабаровская, дом 44, протяженностью 12 м, сталь, диаметр 100 мм, год постройки 1985, поскольку в ходе рассмотрения настоящего спора был установлен факт наличия аварийного состояния спорных сетей водоснабжения, что подтверждено документами об истечении нормативного срока эксплуатации этих сетей водоснабжения. Указанные участки сети находятся в собственности муниципального образования Городской округ «Город Южно-Сахалинск», которое обязано организовать мероприятия, направленные на их устройство, содержание и надлежащую эксплуатацию. Согласно письму МКП «Городской водоканал» от 11 августа 2021 года сети водоотведения первого микрорайона 1954-1982 годов постройки, на сегодняшний день нормативный срок их эксплуатации превышен в 2 раза; трубы находятся в аварийном состоянии, износ трубопроводов составляет более 100%. Дальнейшая эксплуатация сетей водоотведения муниципального образования ГО «Город Южно-Сахалинск» без осуществления их капитального ремонта может повлечь возникновение аварийных ситуаций, создающих угрозу безопасности жизни и здоровья граждан, их имуществу. Доказательств, свидетельствующих об отсутствии аварийности спорных участков сетей водоснабжения, стороной ответчика суду представлено не было. Приведение сети водоснабжения городского округа «Город Южно-Сахалинск» в соответствие с требованиями федерального законодательства о водоснабжении и водоотведении имеет важное социальное значение для жителей указанного муниципального образования. Непринятие исчерпывающих мер в части организации мероприятий по проведению капитального ремонта (замены) аварийных участков водоснабжения ставит под угрозу бесперебойное и постоянное получение коммунальных услуг надлежащего качества гражданами, создает угрозу возникновения техногенных аварий. На момент рассмотрения спора в суде отмеченные прокурорской проверкой недостатки ответчиком не устранены, доказательств обратного суду не представлено.

При этом заключение 1 декабря 2021 года между ООО «Первой водной концессионной компанией» (впоследствии – ООО «РВК-Сахалин») концессионного соглашения № 012-1054 и передача спорных участков сетей водоснабжения и водоотведения, имеющих на момент заключения соглашения износ 100 %, не освобождает орган местного самоуправления как собственника от обязанности проводить капитальный ремонт переданного в оперативное управление имущества, не включенного в программу мероприятий, предусмотренных концессионным соглашением.

Приведенные выводы суда основаны на исследованных в судебном заседании доказательствах, подробно изложены в решении, оснований не согласиться с этими выводами судебная коллегия не усматривает.

Доводы апелляционной жалобы были предметом обсуждения в ходе судебного разбирательства, нашли свое отражение в решении суда, фактически указывают на иную оценку установленных по делу обстоятельств, на правильность выводов суда первой инстанции не влияют и не могут повлечь отмену оспариваемого судебного постановления.

При таких данных судебная коллегия, проверив законность и обоснованность решения в пределах доводов апелляционной жалобы, не находит оснований для ее удовлетворения, поскольку решение судом постановлено в соответствии с требованиями закона и установленными по делу доказательствами, которым дана правильная правовая оценка.

Доводы апелляционной жалобы представителя ответчика о том, что выполнение капитального ремонта не приведет к обеспечению должного поддержания сетей в рабочем состоянии, поскольку необходимо осуществление реконструкции сетей с прокладкой новых труб, не влекут отмену судебного решения, принятого в пределах заявленных исковых требований, и не препятствует администрации города Южно-Сахалинска как собственнику имущества выполнить по своему усмотрению все необходимые действия по его содержанию.

Доводы представителя ответчика о недостаточности установленного судом срока для исполнения решения суда и отсутствии предназначенных для указанных целей средств в бюджете органа местного самоуправления, не могут являться основанием к его отмене, поскольку ответчик не лишен права обратиться в суд в порядке статьи 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Вместе с тем, принимая во внимание, что администрация г.Южно-Сахалинска не является организацией, специализирующейся в области капитального ремонта сетей водоснабжения, судебная коллегия считает необходимым дополнить абзац второй резолютивной части решения, касающийся возложения на собственника имущества в лице администрации г.Южно-Сахалинска обязанности провести капитальный ремонт сетей, указанием на возложение на администрацию г.Южно-Сахалинска обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта участков сети водоотведения, расположенных в городе Южно-Сахалинске.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 апреля 2022 года оставить без изменения, дополнив второй абзац резолютивной части решения указанием на возложение на администрацию г.Южно-Сахалинска обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонта участков сети водоотведения, расположенных в городе Южно-Сахалинске, а апелляционную жалобу представителя ответчика Евстафьевой А.А. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.А. Петрова

Судьи Л.В. Прокопец

В.Ю. Доманов

Судья Говоруха Л.Л.

Докладчик - Петрова Л.А. Дело № 33-1674/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

(резолютивная часть)

12 июля 2022 года город Южно-Сахалинск

Судебная коллегия по гражданским делам Сахалинского областного суда в составе:

председательствующего Петровой Л.А.,

судей Прокопец Л.В. и Доманова В.Ю.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Долгий И.Э., рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Южно-Сахалинска в интересах неопределенного круга лиц к администрации города Южно-Сахалинска о возложении обязанности провести капитальный ремонт участков водоснабжения в шестимесячный срок с момента вступления решения суда в законную силу, по апелляционной жалобе представителя ответчика Евстафьевой А.А. на решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 апреля 2022 года.

Руководствуясь статьями 328 - 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Южно-Сахалинского городского суда Сахалинской области от 8 апреля 2022 года оставить без изменения, дополнив второй абзац резолютивной части решения указанием на возложение на администрацию г.Южно-Сахалинска обязанности в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать проведение капитального ремонт участков сети водоотведения, расположенных в городе Южно-Сахалинске, а апелляционную жалобу представителя ответчика Евстафьевой А.А. оставить без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение трех месяцев в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, путем подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции.

Председательствующий Л.А. Петрова

Судьи Л.В. Прокопец

В.Ю. Доманов

33-1674/2022

Категория:
Гражданские
Истцы
прокуратура г. южно-Сахалинска
Ответчики
Администрация города Южно-Сахалинска
Другие
МКП "Городской водоканал"
Евстафьева А.А.
Фролова Н.В.
ООО "РВК-Сахалин"
Панюкова Ю.С.
Суд
Сахалинский областной суд
Судья
Петрова Лада Александровна
Дело на сайте суда
oblsud.sah.sudrf.ru
20.06.2022Передача дела судье
12.07.2022Судебное заседание
18.07.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.07.2022Передано в экспедицию
12.07.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее