Решение по делу № 2-729/2016 от 28.06.2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

город Новопавловск                         11 августа 2016 года

Кировский районный суд Ставропольского края в составе: председательствующего судьи    Кошкидько Г.В., при секретаре Пичугиной Г.В., с участием истца Мельниковой Е.В., ее представителя Кармальковой Е.А., представителя ответчика Фочинок А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению Мельниковой Е.В. к администрации МО г. Новопавловск о заключении соглашения о выкупной цене, суд,

установил:

Мельникова Е.Н. обратилась в суд с исковым заявлением о возложении обязанности на администрацию МО г. Новопавловск Кировского района Ставропольского края заключить соглашение о выкупной цене в размере <данные изъяты> рублей, в соответствии с отчетом ООО <данные изъяты>

В исковом заявлении она указала, что является собственником земельного участка и квартиры <данные изъяты> Ее квартира входит в состав многоквартирного дома <данные изъяты>, который постановлением главы <данные изъяты> по результатам его обследования признан аварийным и подлежащим сносу. В связи с этим, она обратилась в администрацию города с заявлением о выкупе квартиры и земельного участка, предложив заключить соглашение, в порядке ст. 32 ЖК РФ. Своим ответом администрация отказала в этом. Считает отказ незаконным и просит обязать администрацию МО г. Новопавловск Кировского района Ставропольского края заключить с ней соглашение о выкупной цене в размере <данные изъяты> рублей, в соответствии с отчетом ООО <данные изъяты>

Истец Мельникова Е.В. в судебном заседании исковые требования просила удовлетворить.

Ее представить Кармалькова Е.А. в судебном заседании просила исковые требования удовлетворить, пояснив, что квартира истца расположена в аварийном доме, имеет общую капитальную стену с квартирой, которая подлежит сносу, согласно программе переселения. Кроме того, квартира истца имеет общую крышу с квартирой <данные изъяты> Таким образом, снос квартир <данные изъяты> невозможен без сноса части крыши и стены истца. В связи с этим, администрация города обязана выкупить квартиру и земельный участок истца по цене, определенной в акте независимой оценки.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований, пояснив, что дом <данные изъяты> году признан аварийным, в связи с чем, документы об этом были переданы в правительство края, для его включения в краевую программу по переселению граждан из аварийного жилья. Только в <данные изъяты> году указанная программа была профинансирована, в связи с чем, администрация предложила жителям дома варианты расселения. В этот период истец, как собственник квартиры <данные изъяты> земельного участка отказалась от предложенных вариантов обмена, предоставив об этом заявление. После ее отказа, администрация города не принимала решение об изъятии ее земельного участка и квартиры в муниципальную собственность, т.к. снос семи квартир планируется провести без ущерба квартире <данные изъяты>

Суд, выслушав процессуальных участников, исследовав представленные доказательства, приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Вывод суда основан на следующем.

В соответствии с ч. 2 ст. 195 ГПК РФ суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.

Согласно ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации, собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Из свидетельства <данные изъяты> о государственной регистрации права следует, что за Мельниковой Е.В. <данные изъяты> года зарегистрировано право собственности на квартиру <данные изъяты>. Документом основанием для регистрации указан договор от <данные изъяты>.

Из свидетельства <данные изъяты> о государственной регистрации права следует, что за Мельниковой Е.В. <данные изъяты> года зарегистрировано право собственности на земельный участок для индивидуального жилищного строительства по адресу квартира <данные изъяты>. Документом основанием для регистрации указано постановление главы <данные изъяты>

Из указанных письменных доказательств судом установлено, что Мельниковой принадлежит на праве собственности квартира, общей площадь <данные изъяты>

Из исследованного в судебном заседании технического паспорта дома <данные изъяты> установлено, что квартира <данные изъяты> является частью этого жилого дома, имеет общую стену и крышу с квартирой <данные изъяты>

Из акта обследования многоквартирного дома <данные изъяты> составленного <данные изъяты> года судом установлено, что по результатам обследования комиссия пришла к выводу, что дом <данные изъяты> является аварийным и подлежащим сносу. Такой же вывод содержится в заключении межведомственной комиссии от <данные изъяты>

Указанные акт и заключение утверждены постановлением <данные изъяты>

Из постановления <данные изъяты> года, изданного правительством Ставропольского края следует, что в краевую адресную программу «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в СК с учетом необходимости развития малоэтажного строительства в <данные изъяты> включены <данные изъяты> квартир по адресу: <данные изъяты>

Из пояснений представителя ответчика в судебном заседании следует, что квартира <данные изъяты> принадлежащая истцу в программу не включена, в связи с отказом истца, который она подала <данные изъяты>

В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Рассматривая требования истца о возложении на ответчика обязанности выкупить квартиру и земельный участок, принадлежащий истцу на праве собственности, суд руководствуется следующими нормами закона.

В силу статьи 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения (часть 3).

Статьей 32 ЖК РФ установлено, что жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления. Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд.

Из ч. 10 ст. 32 ЖК РФ следует, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 настоящей статьи.

Согласно п. 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что в силу части 10 статьи 32 ЖК РФ признание в установленном порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является, по общему правилу, основанием для предъявления органом, принявшим такое решение (то есть межведомственной комиссией, создаваемой исходя из принадлежности жилого дома федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления), к собственникам жилых помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок за счет их собственных средств.

В том случае, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд (они заключаются в том, чтобы на территории муниципального образования не было жилого дома, не позволяющего обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан) и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию. К порядку выкупа жилых помещений в аварийном многоквартирном доме в этом случае согласно части 10 статьи 32 ЖК РФ применяются нормы частей 1 - 3, 5 - 9 статьи 32 ЖК РФ. При этом положения части 4 статьи 32 ЖК РФ о предварительном уведомлении собственника об изъятии принадлежащего ему жилого помещения применению не подлежат. Необходимо обратить внимание судов на то, что Жилищным кодексом Российской Федерации не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм части 1 статьи 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения части 10 статьи 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.

Для применения этих норм с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. N 14 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Постановление Пленума), необходимо установить соблюдение совокупности следующих обязательных условий, а именно: предъявлялось ли к собственникам жилых помещений требование о сносе дома в разумный срок за счет их собственных средств, изымался ли органом местного самоуправления земельный участок и каждое жилое помещение в указанном доме, если собственники жилых помещений в предоставленный им срок не осуществили снос или реконструкцию многоквартирного дома.

В силу части 9 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения.

Согласно подпункту "и" пункта 20 Постановления Пленума требование органа государственной власти или органа местного самоуправления, принявшего решение об изъятии жилого помещения, о переселении собственника изымаемого жилого помещения в другое жилое помещение не может быть удовлетворено, если собственник жилого помещения возражает против этого, так как в соответствии с частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление собственнику жилого помещения взамен изымаемого другого жилого помещения допускается только по соглашению сторон.

Таким образом, из содержания указанных норм в их системной взаимосвязи и разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума, следует, что у собственника, проживающего в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, жилое помещение может быть либо изъято путем выкупа, либо по соглашению с собственником ему может быть предоставлено другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену при условии соблюдения предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

На необходимость соблюдения при переселении граждан из аварийного жилищного фонда положений Жилищного кодекса Российской Федерации, в том числе его статьи 32, указывает и Федеральный закон от 21 июля 2007 г. N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", принятый в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий, определяющий правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда (статьи 2, 14, 16 названного Закона).

То обстоятельство, что многоквартирный дом <данные изъяты> включен в перечень многоквартирных домов, в отношении которых планируется предоставление финансовой поддержки в соответствии с указанным выше Законом на переселение граждан в рамках адресной программы Ставропольского края по переселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости стимулирования развития рынка жилья, утвержденной постановлением главы правительства Ставропольского края от 15 февраля 2012 г. N 58-П, не исключает обязанности соблюдения при переселении граждан, проживающих в домах, включенных в указанную программу, их прав с учетом положений жилищного законодательства, в частности статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также предварительной процедуры как по направлению органом местного самоуправления собственникам жилых помещений требования о сносе аварийного дома либо его реконструкции, так и последующему принятию органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, на котором расположен аварийный дом, и каждого жилого помещения, находящегося в таком доме, если собственники жилых помещений в этом доме не выполнили требование о его сносе или реконструкции.

Из пояснений ответчика в судебном заседании, а также письма <данные изъяты> в ответ на обращение истца, судом установлено, что администрация города не принимала и не регистрировала решение об изъятии для муниципальных нужд жилого дома и земельного участка по адресу <данные изъяты> Из этого же письма следует, что администрация города не намерена принимать решение о выкупе указанных объектов недвижимости.

Таким образом, в судебном заседании не установлено, что после признания аварийным жилого дома <данные изъяты> администрация города направляла истцу требование о сносе ее жилого помещения, либо его реконструкции, а в дальнейшем, об изъятии земельного участка и квартиры для муниципальных нужд, в связи чем, исковые требования о заключении соглашения о выкупной цене не основаны на положениях ст. 32 ЖК РФ, и подлежат отклонению. Из исследованных в судебном заседании доказательств установлено, что ответчик не намерен принимать решение об изъятии недвижимого имущества истца для муниципальных нужд, однако, этот спор (о возложении обязанности) в порядке административного судопроизводства не рассматривался.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований о возложении обязанности на администрацию МО г. Новопавловск Кировского района Ставропольского края заключить соглашение о выкупной цене в размере <данные изъяты> рублей квартиры <данные изъяты>, в соответствии с отчетом <данные изъяты>

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении исковых требований Мельниковой Е.В. о возложении обязанности на администрацию МО г. Новопавловск Кировского района Ставропольского края заключить соглашение о выкупной цене в размере <данные изъяты> рублей квартиры <данные изъяты> земельного участка, расположенных по адресу: <данные изъяты>, в соответствии с отчетом <данные изъяты>

Решение может быть обжаловано сторонами в судебную коллегию по гражданским делам Ставропольского краевого суда в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме принято 15 августа 2016 года.

Судья Г.В. Кошкидько

2-729/2016

Категория:
Гражданские
Истцы
Мельникова Е.В.
Ответчики
Администрация муниципального образования г. Новопавловск
Другие
Кармалькова Е.А.
Суд
Кировский районный суд Ставропольского края
Дело на сайте суда
kirovsky.stv.sudrf.ru
28.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
28.06.2016Передача материалов судье
29.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.07.2016Подготовка дела (собеседование)
11.07.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.07.2016Судебное заседание
05.08.2016Судебное заседание
11.08.2016Судебное заседание
15.08.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
23.08.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее