Дело № 2-8/2018
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 января 2018 года пгт.Ноглики Сахалинской области
Ногликский районный суд Сахалинской области в составе председательствующего судьи Антиповой З.А.,
с секретарём Луковниковой А.Н.,
с участием истца Рыжаковой Т.В.; представителя ответчика – администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» Коноваловой Г.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ №.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Рыжаковой Т.В. к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ДД.ММ.ГГГГ Рыжакова Т.В. обратилась в Ногликский районный суд Сахалинской области с иском к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» (далее по тексту – администрация МО «Городской округ Ногликский»), в котором указала, что относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её отец - ФИО6 умер, а мать – ФИО7 решением Александровск-Сахалинского городского суда Сахалинской области от ДД.ММ.ГГГГ лишена родительских прав. Постановлением главы администрации Александровск-Сахалинского района от ДД.ММ.ГГГГ № за ней было закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>. В ДД.ММ.ГГГГ, когда она окончила учебное заведение, дом, в котором расположена закрепленная за ней квартира, был признан аварийным и снесен. Однако ей никакого другого жилого помещения взамен утраченного предоставлено не было. В ДД.ММ.ГГГГ она была вынуждена уехать в пгт.Ноглики Сахалинской области, где в настоящем время проживает в съемной квартире, а значится на регистрационном учете по месту жительства в квартире бывшего мужа – ФИО8, с которым расторгла брак ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, местом её постоянного жительства является пгт.Ноглики Сахалинской области. Однако на её обращение в администрацию МО «Городской округ Ногликский» с вопросом о предоставлении ей жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения, она получила устный отказ.
Истец Рыжакова Т.В. просила суд обязать ответчика – администрацию МО «Городской округ Ногликский» включить её в список детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в обеспечении жилым помещением, предоставить ей благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения общей площадью не менее 18 кв.м (л.д. <данные изъяты>).
ДД.ММ.ГГГГ Рыжакова Т.В., воспользовавшись правом, предоставленным ей статьей 39 Гражданского процессуального кодекса российской Федерации, увеличила первоначальные исковые требования требованием о взыскании с администрация МО «Городской округ Ногликский» компенсации морального вреда в размере 5 000 рублей, в связи с нарушением ответчиком её жилищных прав (л.д. <данные изъяты>).
Представители третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора на стороне ответчика - Министерства образования Сахалинской области и администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, о причинах неявки не сообщили, в связи с чем, суд счел возможным рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц в порядке части 3 статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании истец Рыжакова Т.В. требования и доводы, изложенные в иске, поддержала.
Представитель ответчика – администрации МО «Городской округ Ногликский» Коновалова Г.В. суду пояснила, что, поскольку жилищные права Рыжаковой Т.В., имевшей статус ребенка, оставшегося без попечения родителей, органом опеки и попечительства администрации городского округа «Аллександровск-Сахалинский район» в свое время были нарушены, то истец подлежит обеспечению жилым помещением по договору специализированного найма жилого помещения по месту своего постоянного проживания – в пгт.Ноглики Сахалинской области.
Выслушав объяснения сторон, исследовав доказательства по делу, как в отдельности, так и в совокупности, суд исходит из следующего.
Конституция Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Семейный кодекс Российской Федерации, а также дополняющие их нормативные акты регламентируют жилищные отношения с участием детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусматривая не только их жилищные права, но и меры защиты, а также порядок восстановления прав по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями.
Согласно пункту 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки лиц указанной категории.
В соответствии с Федеральным законом от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года предусмотрен новый порядок предоставления жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Согласно статье 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Право на получение жилого помещения принадлежит лицам данной категории по достижении возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
В силу статьи 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года №15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» новому порядку обеспечения жилыми помещениями придана обратная сила в том случае, если до 01 января 2013 года дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали свое право на обеспечение жилыми помещениями.
Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено сохранение права на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые установлены настоящей статьей, за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
С 01 января 2013 года такие граждане обеспечиваются жилыми помещениями по договорам найма специализированного жилого помещения. Предоставление жилых помещений нуждающимся в них детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и лицам из их числа должно быть обеспечено немедленно при наступлении предусмотренных в пункте 1 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» обстоятельств: достижение совершеннолетия, приобретение полной дееспособности до достижения совершеннолетия, окончание срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также завершение обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончание прохождения военной службы по призыву, либо окончание отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Закон Сахалинской области от 08 декабря 2010 года №115-ЗО «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Сахалинской области» регулирует отношения, связанные с предоставлением и обеспечением в Сахалинской области дополнительных гарантий по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и содержит аналогичные положения.
Статьей 2 Закона Сахалинской области от 27 июня 2013 года №69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области» установлено, что в соответствии с законодательством Российской Федерации право на однократное обеспечение благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда (далее - жилые помещения) по договорам найма специализированных жилых помещений имеют дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений.
При этом право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены статьей 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Таким образом, юридически значимым при разрешении спора о предоставлении во внеочередном порядке специализированного жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа является выяснение обстоятельств о том, относится ли заявитель к названной категории лиц, заявил ли он (заявлено ли в его интересах) о предоставлении жилья на льготных основаниях до достижения 23 летнего возраста, закреплялось ли за ним жилое помещение и является ли он нуждающимся в получении специализированного жилого помещения по договору социального найма.
Истец Рыжакова Т.В. (до заключения брака с ФИО8 – ФИО18), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что подтверждается исследованными в судебном заседании письменными доказательствами: записью акта о ее рождении от ДД.ММ.ГГГГ №, в которой матерью истца указана ФИО7, отцом – ФИО6; актовой записью от ДД.ММ.ГГГГ № о смерти ФИО6; актовой записью от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно которой матери истца - ФИО7 после заключения брака с ФИО10 присвоена фамилия «ФИО19»; решением Александровск-Сахалинского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым ФИО11 лишена родительских прав в отношении дочери – ФИО12 (ныне – ФИО17); журналом первичного учета несовершеннолетних детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Александровск-Сахалинского района Сахалинской области, в котором ФИО12 значится под номером 23 (л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>).
Постановлением главы администрации г.Александровск-Сахалинский от ДД.ММ.ГГГГ № опекуном несовершеннолетней ФИО12 назначен ФИО13 (л.д. <данные изъяты>).
Постановлением главы администрации Александровск – Сахалинского района от ДД.ММ.ГГГГ № за несовершеннолетней ФИО12 закреплено жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> (л.д. <данные изъяты>).
Вместе с тем, как следует из информационных писем комитета по управлению муниципальной собственностью городского округа «Александровск-Сахалинский район», Сахалинского филиала АО «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», из технического паспорта на двухквартирный жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, из уведомления филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Сахалинской области, адреса, по которому за истцом закреплено жилое помещение, фактически не существует (л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>, <данные изъяты>).
Работники Управления социальной политики городского округа «<адрес>» ФИО14, ФИО15, допрошенные в качестве свидетелей посредством видеоконференц-связи, показали, что вместо жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, в котором проживала мать истца – ФИО11, за Рыжаковой Т.В. ошибочно было закреплено несуществующее жилое помещение. Отвечая на вопросы суда, свидетели пояснили, что, поскольку жилое помещение, право пользования которым имела ФИО12, за ней не закреплялось, то контроль за сохранностью этого жилого помещения органами опеки и попечительства не осуществлялся.
Изложенное, по мнению суда, свидетельствует о наличии у Рыжаковой Т.В., за которой, как за ребенком, оставшимся без попечения родителей, жилое помещение не закреплялось, права на обеспечение жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в порядке статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
То обстоятельство, что Рыжакова Т.В., как ребенок, оставшийся без родительского попечения, не была своевременно обеспечена жильем, не может служить основанием для отказа в иске, поскольку ненадлежащее исполнение соответствующим органом власти установленных законом обязанностей не может служить препятствием для реализации гражданином его прав, в том числе жилищных.
Правоотношения в сфере социального обеспечения отдельных категорий граждан Российской Федерации возникают между гражданином и государством после приобретения гражданином определенного статуса, в том числе, статуса сироты. С указанного момента у гражданина возникает право на социальную поддержку со стороны государства, которое носит заявительный характер. С момента заявления гражданином о реализации своего права у государства возникает обязанность по предоставлению данному гражданину социальной поддержки в порядке, установленном законом.
Как следует из объяснений истца, косвенно подтвержденных показаниями свидетелей ФИО14 и ФИО15, Рыжакова Т.В. после завершения обучения в ГОУ НПО «Профессиональное училище № г.Александровск-Сахалинского» в ДД.ММ.ГГГГ обратилась в органы опеки и попечительства городского округа «Александровск-Сахалинский район» с просьбой о предоставлении ей жилого помещения, поскольку квартира, в которой она проживала вместе со своей матерью, пришла в непригодное для проживания состояние. Работник органа опеки и попечительства ФИО14 перенаправила Рыжакову Т.В. в жилищный отдел администрации городского округа «Александровск-Сахалинский район», где истцу предложили вселиться в жилое помещение, расположенное по <адрес>, которое также являлось непригодным для проживания, поскольку располагалось в доме, жильцы которого были расселены, являлось неблагоустроенным, с печным отоплением.
О том, что квартира, право пользования которой имела Рыжакова Т.В., на момент окончания истцом учебного заведения являлась непригодной для проживания, свидетельствуют акт от ДД.ММ.ГГГГ обследования многоквартирного <адрес> и заключение от ДД.ММ.ГГГГ №, составленное на основании этого акта, из которых следует, что указанный дом для проживания непригоден (л.д. <данные изъяты>, <данные изъяты>).
Летом ДД.ММ.ГГГГ Рыжакова Т.В., еще не достигнув возраста 23 лет, во второй раз обратилась в органы опеки и попечительства городского округа «Александровск-Сахалинский район» по поводу предоставления ей жилья, как ребенку, оставшемуся без попечения родителей, что подтверждается показаниями свидетелей ФИО14 и ФИО15 На свое обращение Рыжакова Т.В. положительный ответ не получила, а получила разъяснение о том, что ей необходимо обратиться в суд с иском о предоставлении жилого помещения.
Таким образом, исследованными в судебном заседании доказательствами установлено, что истец до достижения ею 23-летнего возраста, неоднократно выражала свое волеизъявление, направленное на реализацию права на обеспечение жилым помещением, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако её обращения оставлены без удовлетворения, в связи с чем, Рыжакова Т.В. не утратила право требования, обратившись за разрешением этого вопроса в суд за пределами 23-летнего возраста.
При этом суд учитывает, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец Рыжакова Т.В. подлежала обеспечению жилым помещением по договору найма специализированного жилого помещения в порядке статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», однако в установленном законом порядке как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, по независящим от неё причинам жильем обеспечена не была, что повлекло нарушение её жилищных прав.
Анализируя изложенное и принимая во внимание установленный в ходе судебного разбирательства факт неисполнения органами опеки и попечительства муниципального образования «Александровск-Сахалинский район» возложенной на них законом обязанности по обеспечению истца жильем как лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, суд приходит к выводу о наличии оснований для удовлетворения исковых требований Рыжаковой Т.В., которая в настоящее время постоянно проживает в пгт.Ноглики Сахалинской области, к администрации МО «Городской округ Ногликский» о включении в список детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями, предоставлении жилого помещения в пгт.Ноглики Сахалинской области в соответствии с частью 4 статьи 5 Закона Сахалинской области от 27 июня 2013 года №69-ЗО «О некоторых вопросах обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Сахалинской области».
Вместе с тем, суд не находит оснований для удовлетворения требования Рыжаковой Т.В. о взыскании с ответчика компенсации морального вреда, поскольку моральный вред взыскивается только в случае нарушения неимущественных прав граждан, а в данном случае предметом спора являются имущественные права истца.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации,
РЕШИЛ:
Исковые требования Рыжаковой Т.В. к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» удовлетворить частично.
Обязать администрацию муниципального образования «Городской округ Ногликский» включить Рыжакову Т.В. в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставить Рыжаковой Т.В. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда на территории пгт.Ноглики Сахалинской области по договору найма специализированного жилого помещения, общей площадью не менее 18 кв.м.
В удовлетворении исковых требований Рыжаковой Т.В. к администрации муниципального образования «Городской округ Ногликский» о взыскании компенсации морального вреда, отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Сахалинский областной суд через Ногликский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 02 февраля 2018 года.
Председательствующий З.А.Антипова
Копия верна. Судья З.А.Антипова