Решение по делу № 2-4741/2024 от 08.08.2024

УИД: 03RS0007-01-2024-006485-17

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

16 октября 2024 г.          ...

Советский районный суд ... Республики Башкортостан в составе:

председательствующего судьи Фархутдиновой Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Хабрияновой Д.Х.,

с участием представителем истца Алушкина А.М.,

представителя ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Гузаировой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело ... по иску Яворской А. А. к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... о взыскании убытков, компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

Яворская А.А. обратилась в суд с иском к Министерству здравоохранения Республики Башкортостан, Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... (далее - ГБУЗ РБ Поликлиника ... ..., Поликлиника) о взыскании убытков, компенсации морального вреда.

В обоснование иска указано, что Яворская А.А., < дата > г.р. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... по заболеванию ....

Постановлением Правительства Российской Федерации от < дата > ... «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» установлены государственные гарантии для граждан с сахарным диабетом в части бесплатного обеспечения всеми лекарственными средствами, этиловым спиртом (100 г. в месяц), инсулиновыми шприцами, шприцами типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглами к ним, средствами диагностики.

Решением Советского районного суда ... Республики Башкортостан от < дата > по гражданскому делу ... на ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... возложена обязанность по своевременному оформлению рецептов Яворской А.А. на бесплатное получение: сенсоров к системе непрерывного мониторинга глюкозы, глюкометра, одноразовых ланцетов к устройству для прокалывания, устройства для установки инфузионного набора - квик-сертер, тест-полосок для определения кетонов, одноразовых игл для инсулиновой шприц-ручки, глюкагона в необходимом количестве до минования надобности; на бесплатное получение спирта этилового из расчета 100 грамм в месяц, резервуаров (ММТ-332А) и инфузионного набора (MiniMed Quick-Set ММТ-399) для инсулиновой помпы из расчета один резервуар (ММТ-332А) и один инфузионный набор (MiniMed Quick-Set ММТ-399) на 3 дня (в месяц 10 штук) до минования надобности. На Министерство здравоохранения Республики Башкортостан возложена обязанность по своевременному обеспечению Яворской А.А. сенсорами к системе НМГ, глюкометром и одноразовыми ланцетами к устройству для прокалывания, устройством для установки инфузионного набора - квик-сертер, тест-полосками для определения кетонов, одноразовыми иглами для инсулиновой шприц-ручки, глюкагоном в необходимом количестве до минования надобности; спиртом этиловым из расчета 100 грамм в месяц, резервуарами (ММТ-332А) и инфузионным набором (MiniMed Quick-Set ММТ-399) для инсулиновой помпы из расчета один резервуар (ММТ-332А) и один инфузионный набор (MiniMed Quick-Set ММТ-399) на 3 дня (в месяц 10 штук) до минования надобности. Отказ в обеспечении Яворской А.А. вышеуказанными медицинскими изделиями и лекарственными препаратами признан судом незаконным.

< дата > лечащим врачом эндокринологом истцу выписаны рецепты на бесплатное получение инфузионных наборов для инсулиновой помпы, серия ... ... – 30 шт.; резервуаров для инсулиновой помпы, серия ... ... – 30 шт.; ланцеты (наконечник к ручке скарификатор) серии ... ... – 3 уп.; тест-полоски Акку-Чек-Перфома, серии ... ... – 600 шт.; датчик ФриСтиль Л.-2, серии ... ... – 6 шт.

При обращении < дата > в аптеку медицинских изделий, согласно выписанным рецептам, в наличии не оказалось, рецепты поставлены на отсроченное обслуживание. < дата > в аптеке были получены только тест-полоски в количестве 600 шт.

Поскольку лечение диабета 1 типа предполагает пожизненные инъекции инсулина при помощи инсулиновой помпы и самоконтроль гликемии при помощи тест-полосок и системы непрерывного мониторирования глюкозы (далее – НМГ), истец вынуждена была приобрести расходные материалы для инсулиновой помпы, датчик к НМГ, ланцеты, тест-полоски и устройство для установки инфузионного набора – квик-сертер за свой счет, что подтверждается кассовыми чеками.

Истцу в оформлении рецептов на бесплатное получение спирта этилового, тест-полосок для определения кетонов, устройство для установки инфузионного набора (квик-сертер) Поликлиникой было отказано.

На заявление истца от < дата > о выдаче рецептов, получен ответ от главного врача Поликлиники от < дата > в котором указано, что спирт этиловый, тест-полоски для определения кетонов, сенсоры глюкозы, ланцеты к устройству для прокалывания отсутствуют в программе РМИАС, в связи с чем выписка рецептов не предусмотрена.

Вместе с тем, вступившие в законную силу судебные постановления являются обязательными и подлежат исполнению.

Несвоевременно обеспечение истца медицинскими изделиями не позволяет надлежащим образом осуществлять компенсацию диабета, что негативно сказывается на состоянии здоровья.

Причинение имущественного вреда в виде расходов по покупку медицинских изделий в сумме 92 875,60 руб. и находится в прямой причинно-следственной связи и выражается в противоправном поведении ответчика по обеспечению истца медицинскими изделиями.

Истец до настоящего времени не обеспечен сенсорами глюкозы, расходными материалами к инсулиновой помпе, устройством для установки инфузионных наборов к инсулиновой помпе квик-сертер MiniMedQuick-seter, глюкометром для измерения уровня глюкозы в крови, одноразовыми ланцетами и спиртом этиловым.

Необеспечение истца медицинскими изделиями и отказ в оформлении рецептов лишает истца права на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, нарушает личные неимущественные права и посягает на принадлежащие истцу от рождения нематериальные блага.

Яворская А.А. просит суд взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан расходы на приобретение медицинских изделий в сумме 87 575,60 руб., взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... расходы на приобретение медицинских изделий в сумме 5 300 руб., взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан и ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... компенсацию морального вреда в размере 110 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 20 000 руб., расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 986 руб.

Представитель истца Алушкин А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.

Представитель ответчика Министерства здравоохранения Республики Башкортостан Гузаирова З.М. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Иные лица участвующие в деле в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате и месте рассмотрения дела.

Выслушав стороны, изучив и оценив материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Из материалов дела следует и установлено судом, что решением Советского районного суда ... Республики Башкортостан от < дата > по гражданскому делу ..., вступившим в законную силу < дата > постановлено: иск Яворской А. А. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0274029019), Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... (ИНН 0278059720) в обеспечении Яворской А. А., < дата > года рождения, паспорт 4018 011943 сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы, глюкометром и одноразовыми ланцетами к устройству для прокалывания, резервуарами и инфузионным набором к инсулиновой помпе, устройством для установки инфузионного набора квик-сертер (MiniMedQuick-seter), тест-полосками для определения кетонов, одноразовыми иглами для инсулиновой шприц-ручки, глюкагоном и спиртом этиловым.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан своевременно обеспечивать Яворскую А. А. за счет средств республиканского бюджета сенсорами к системе непрерывного мониторинга глюкозы, глюкометром и одноразовыми ланцетами к устройству для прокалывания, устройством для установки инфузионного набора - квик-сертер (MiniMed Quick-seter), тест-полосками для определения кетонов, одноразовыми иглами для инсулиновой шприц-ручки, глюкагоном в необходимом количестве до минования надобности по медицинским показаниям.

Обязать Министерство здравоохранения Республики Башкортостан своевременно обеспечивать Яворскую А. А. за счет средств республиканского бюджета спиртом этиловым из расчета 100 грамм в месяц, резервуарами (ММТ-332А) и инфузионным набором (MiniMedQuick-Set ММТ-399) для инсулиновой помпы из расчета один резервуар (ММТ-332А) и один инфузионный набор (MiniMedQuick-Set ММТ-399) на 3 дня (в месяц 10 штук) до минования надобности по медицинским показаниям.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... своевременно выписывать рецепты Яворской А. А. бесплатное получение сенсоров к системе непрерывного мониторинга глюкозы, глюкометра и одноразовых ланцетов к устройству для прокалывания, устройства для установки инфузионного набора - квик-сертер (MiniMedQuick-seter), тест-полосок для определения кетонов, одноразовых игл для инсулиновой шприц-ручки, глюкагона в необходимом количестве до минования надобности по медицинским показаниям.

Обязать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... своевременно выписывать рецепты Яворской А. А. бесплатное получение спирта этилового из расчета 100 грамм в месяц, резервуаров (ММТ-332А) и инфузионного набора (MiniMedQuick-Set ММТ-399) для инсулиновой помпы из расчета один резервуар (ММТ-332А) и один инфузионный набор (MiniMedQuick-Set ММТ-399) на 3 дня (в месяц 10 штук) до минования надобности по медицинским показаниям.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу Яворской А. А. убытки в размере 29 550 руб.

Взыскать в пользу Яворской А. А. компенсацию морального вреда с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... в размере 10 000 руб., с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в размере 10 000 руб.

Взыскать в пользу Яворской А. А. расходы по оплате услуг представителя с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... в размере 7 500 руб., с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в размере 7 500 руб.

Взыскать в пользу Яворской А. А. расходы по оплате государственной пошлины с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... в размере 693 руб. 50 коп., с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в размере 693 руб. 50 коп.

При рассмотрении дела судом было установлено, что Яворская А.А., < дата > г.р. состоит на диспансерном учете в ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... по заболеванию ....

Яворская А.А. находилась на стационарном лечении в терапевтическом отделении Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Башкирский государственный медицинский университет» Министерства здравоохранения Российской Федерации Клиника БГМУ с 18 по < дата > с диагнозом: ... где ей была установлена инсулиновая помпа Медтроник 722, серийный номер ..., сенсор, трансмиттер ... рекомендовано помповая инсулинотерапия в базис-болюсном режиме путем непрерывной подкожной инфузии аналога инсулина ультракороткого действия, исходя из индивидуальных настроек прибора, физической активности и результатов самоконтроля гликемии, суточного мониторирования гликемии в дозировке 50-60 МЕ/сутки.

Согласно выписному эпикризу Яворская А.А. находилась на стационарном лечении в ООО «ГУТА-КЛИНИК», расположенном по адресу: ... с < дата > < дата >, где при выписке ей было рекомендовано в том числе инсулинотерапия (помпа); расходный материал для инсулиновой помпы Медтроник мини мед 720 G: инфузионный набор MiniMed Quick-Set ММТ-399 – замена не реже 1 раза в 3 дня (13-15 штук в месяц с учетом возможных неисправностей) и резервуар – 10 штук в месяц; инсулин продленного действия; иглы 4 мм к ИПД; тест-полоски для кетонов (при гликемии более 15 ммоль/л); спиртовые салфетки для обработки мест для установки канюль из расчета 10-12 установок в месяц (12 спиртовых салфеток в месяц для соблюдения условий антисептики); контроль глюкозы крови ежедневно 8-10 раз в сутки (необходимы тест-полоски для измерения глюкозы из расчета 8-10 штуки в сутки); во избежание тяжелых гипогликемии рекомендовано иметь при себе препарат Глюкагон из расчета 0,5 мг, потребность не менее 2-х упаковок в год; ланцеты к устройству для прокалывания пальца из расчета 10 штук в сутки.

Обстоятельства, установленные данными судебными актами в силу части 2 статьи 61 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации имеют преюдициальное значение при разрешении настоящего дела, не нуждаются в доказывании истцом и не подлежат оспариванию.

< дата > лечащим врачом эндокринологом Поликлиники истцу выписаны рецепты на бесплатное получение датчика ФриСтиль Л. 2 системы флеш мониторинга глюкозы, серии ... ... – 6 шт.; резервуаров для инсулиновой помпы, серия ... ... – 30 шт.; тест-полосок Акку-Чек-Перфома, серии ... ... – 600 шт.; ланцетов (наконечник к ручке скарификатор) серии ... ... – 3 уп.; инфузионных наборов для инсулиновой помпы, серия ... ... – 30 шт.

Все указанные рецепты были поставлены на отсроченное обеспечение.

Тест-полоски в количестве 600 шт. по рецепту серии ... ... в аптеке истцом были получены лишь < дата >.

В силу ч. 1 ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (ч. 1 ст. 41 Конституции Российской Федерации).

Здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан, средства, поступившие от физических и юридических лиц, в том числе добровольные пожертвования, и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники (ст. 82 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

К числу прав граждан в сфере охраны здоровья относится в том числе право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (ч. 2 ст. 19 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

В силу ст. 4 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, в числе которых соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья.Статьей 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" определены способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 29 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Согласно ч. 1 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" гражданам, страдающим социально значимыми заболеваниями, и гражданам, страдающим заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, оказывается медицинская помощь и обеспечивается диспансерное наблюдение в соответствующих медицинских организациях.

Перечень социально значимых заболеваний и перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утверждается Правительством Российской Федерации исходя из высокого уровня первичной инвалидности и смертности населения, снижения продолжительности жизни заболевших (ч. 2 ст. 43 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 715 утверждены Перечень социально значимых заболеваний и Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. В Перечень социально значимых заболеваний включен в том числе сахарный диабет.

В Перечне групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 N 890, в группе "категории заболеваний" поименован диабет, при амбулаторном лечении которого все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа "Новопен", "Пливапен" 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

Пунктом 3 ч. 1 ст. 16 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относятся среди прочего разработка, утверждение и реализация территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающей в себя территориальную программу обязательного медицинского страхования.

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья положениями пункта 7 части 1 статьи 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" и пункта 21.2 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" отнесена среди прочего организация обеспечения лекарственными препаратами.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09.07.2014 № 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

Основными задачами Министерства здравоохранения Республики Башкортостан являются: разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения; обеспечение функционирования ведомственной системы среднего профессионального образования в сфере здравоохранения; санитарно-просветительная работа по формированию здорового образа жизни у населения; координация деятельности субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения, иных хозяйствующих субъектов в области охраны здоровья граждан (пункт 2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан).

Одним из полномочий Республики Башкортостан, осуществляемым Министерством является разработка и реализация программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Республике Башкортостан, включающей программу обязательного медицинского страхования в Республике Башкортостан (подп. 3 пункта 4.2 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан).

Из приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. В числе таких гарантий - оказание гражданам, страдающим диабетом (социально значимыми заболеваниями), государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет соответствующих бюджетных средств в соответствии со стандартами медицинской помощи лекарственными препаратами и медицинскими изделиями для медицинского применения по рецептам вне зависимости от наименования и стоимости препарата. Организация такого обеспечения на территории субъекта Российской Федерации - Республики Башкортостан относится к компетенции Министерства здравоохранения Республики Башкортостан, которое должно предпринимать все предусмотренные законом меры к бесплатному обеспечению лекарственными препаратами лиц, страдающих диабетом. Непринятие этих мер вследствие ненадлежащего исполнения обязанностей, касающихся обеспечения названных лиц необходимыми им лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, противоречит сути предусмотренных законом гарантий бесплатного оказания гражданам, страдающим диабетом, медицинской помощи, включая бесплатное лекарственное обеспечение, лишает таких граждан права на медицинскую помощь в гарантированном объеме и нарушает их право на охрану здоровья.

Необеспечение истца, как гражданина, страдающего социально значимым заболеванием сахарный диабет за счет соответствующих бюджетных средств медицинскими изделиями (инфузионными наборами, резервуарами, ланцетами, тест-полосками и датчиками) фактически лишает ее права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи.

Согласно ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Из представленных истцом оригиналов документов усматривается, что ею < дата > понесены расходы на приобретение тест-полосок Акку-Чек-Перфома – 600 шт., ланцетов – 3 упаковки, сенсоров (датчики) ФриСтиль Л. – 6 шт., инфузионного набора – для инсулиновой помпы – 30 шт., резервуаров – 30 шт., подтвержденные оригиналами товарного и кассового чека на сумму 87 575 руб., на которые ответчиком ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... < дата > были выписаны рецепты, они были поставлены на отсроченное обеспечение и впоследствии часть были сняты с отсроченного обеспечения.

Таким образом, с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан в пользу истца подлежат взысканию убытки в размере 87 575 руб. связанные с приобретением медицинских изделий, поскольку истец не была обеспечена медицинскими изделиями после выдачи рецептов на них.

Также из представленного истцом оригинала документа усматривается, что ею < дата > понесены расходы на приобретение устройства для введения катетеров (Medtronic Quick-Serter ММТ-305QS) – 1 шт., подтвержденные оригиналом товарного и кассового чека на сумму 5 300 руб., на которое ответчиком ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... не был выписан рецепт.

Таким образом, именно в результате неправомерных действий медицинской организации истец была лишена возможности использовать предоставленное ей законодательством право на бесплатное обеспечение медицинскими изделиями, вследствие чего она была вынуждена приобрести их за счет собственных средств, тем самым ей был причинен материальный ущерб в размере 5 300 руб., подлежащий возмещению в соответствии с положениями статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации за счет ГБУЗ РБ Поликлиника ... ....

В силу положений ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно ст. 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Из изложенного следует, что, поскольку, предусматривая в качестве способа защиты нематериальных благ компенсацию морального вреда, закон (статьи 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации) устанавливает лишь общие принципы для определения размера такой компенсации, суду при разрешении спора о компенсации морального вреда необходимо в совокупности оценить конкретные незаконные действия причинителя вреда, соотнести их с тяжестью причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий и индивидуальными особенностями его личности, учесть заслуживающие внимание фактические обстоятельства дела, а также требования разумности и справедливости, соразмерности компенсации последствиям нарушения прав пострадавшей стороны как основополагающие принципы, предполагающие установление судом баланса интересов сторон. При этом соответствующие мотивы о размере компенсации морального вреда должны быть приведены в судебном постановлении во избежание произвольного завышения или занижения судом суммы компенсации.

Действующими нормативными правовыми актами установлен порядок обеспечения граждан с определенными заболевания лекарственными препаратами и медицинскими изделиями за счет средств бюджета, заключающийся в том, что такое обеспечение производится на основании рецепта, выданного лечащим врачом, который определяет нуждаемость и объем необходимого больному лекарственного препарата (медицинских изделий).

Как было указано выше, согласно Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" ответственность за организацию медицинской помощи и лекарственного обеспечения возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1.1 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Башкортостан, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 09 июля 2014 года N 310, Министерство здравоохранения Республики Башкортостан является республиканским органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своей компетенции государственную политику в сфере здравоохранения на территории Республики Башкортостан.

Пунктом 2.1 указанного Положения предусмотрено, что основными задачами Министерства являются разработка и реализация мер по развитию здравоохранения, организации оказания медицинской помощи населению и его лекарственного обеспечения.

Невыполнение Министерством здравоохранения Республики Башкортостан, ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... возложенных на них обязанностей по обеспечению медицинскими изделиями свидетельствует о существенном нарушении гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и законных интересов Яворской А.А.

При рассмотрении дела судом установлено, что в связи с допущенными ответчиками нарушениями, Яворская А.А., с учетом характера имеющегося заболевания, необходимости в постоянном контроле за состоянием здоровья, возможности наступления отрицательных последствий и связанных с этим переживаний за свое здоровье, а также длительности периода нарушения прав и степени вины ответчиков, не принявших должных мер по своевременному обеспечению необходимыми медицинскими изделиями, понесла нравственные страдания.

Учитывая изложенное, принимая во внимание характер перенесенных Яворской А.А. нравственных страданий, все обстоятельства дела, требования разумности и справедливости, суд приходит к выводу о взыскании в ее пользу в качестве компенсации морального вреда с ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... 3 000 руб., с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан – 5 000 руб.

В соответствии с ч.1 ст.100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, исходя из объема заявленных требований, цены иска, объема оказанных представителем услуг, времени, необходимого на подготовку им процессуальных документов, проделанной представителем истца работы, а именно подготовка иска, его участие в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, в судебном заседании, принципов разумности, справедливости и добросовестности, считает возможным определить компенсацию понесенных на оплату услуг представителя расходов в размере 20 000 руб., которые подлежат взысканию в пользу истца пропорционально удовлетворенным требованиям с ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... в размере 1 140 руб. (20 000 руб. х 94,30 % (87 575 руб./92 875 руб. х 100%), с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан 18 860 руб. (20 000 руб. х 5,70 % (5 300 руб./92 875 руб. х 100%).

Также в соответствии со ст. 98 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины с ГБУЗ РБ Поликлиника ... ... в размере 170,20 руб., с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан 2 815,80 руб.

Руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

иск Яворской А. А. удовлетворить.

Взыскать с Министерства здравоохранения Республики Башкортостан (ИНН 0274029019) в пользу Яворской А. А. (паспорт гражданина Российской Федерации ...) убытки в размере 87 575 руб. 60 коп., компенсацию морального вреда в размере 5 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 18 860 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 2 815 руб. 80 коп.

Взыскать с Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Башкортостан Поликлиника ... ... (ИНН 0278059720) в пользу Яворской А. А. (паспорт гражданина Российской Федерации ...) убытки в размере 5 300 руб., компенсацию морального вреда в размере 3 000 руб., расходы по оплате услуг представителя в размере 1 140 руб., расходы по оплате государственной пошлины в размере 170 руб. 20 коп.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан.

Судья:                            Ф.Ф. Фархутдинова

Мотивированное решение составлено 30 октября 2024 г.

2-4741/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Яворская Анастасия Андреевна
Ответчики
Министерство здравоохранения Республики Башкортостан
Государственное бюджетное учреждение Здравоохранения Республики Башкортостан поликлиника № 50 города Уфа
Другие
Министерство финансов Республики Башкортостан
ГУП "Башфармация"
Суд
Советский районный суд г. Уфы
Судья
Фархутдинова Ф.Ф.
Дело на сайте суда
sovetsky.bkr.sudrf.ru
08.08.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.08.2024Передача материалов судье
12.08.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
12.08.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
04.09.2024Подготовка дела (собеседование)
04.09.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2024Судебное заседание
30.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.11.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее