РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Пыть-Ях 27 ноября 2019 года
Пыть-Яхский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Старшиновой Н.В.
при ведении протокола помощником судьи Гуськовой И.В.,
с участием истца Биймурзаевой Д.Б.,
представителя истцов Родненко О.И.,
третьих лиц Казакбиевой Н.С., Казакбиева М.Р., Казакбиевой Р.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Биймурзаевой Д.Б., Биймурзаева Н.А. к администрации г. Пыть-Яха о признании права на получение мер государственной поддержки,
установил:
истцы Биймурзаева Д.Б., Биймурзаев Н.А. обратились в суд с иском к администрации г. Пыть-Яха, в котором просят признать за ними право на получение мер государственной поддержки по улучшению жилищных условий в рамках «Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы «Содействие развитию жилищного строительства», муниципальной программы «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденной постановлением администрации г. Пыть-Ях (с последующими изменениями), в виде предоставления для проживания жилого помещения коммерческого муниципального жилищного фонда. Исковые требования мотивируют тем, что с апреля 2004 года истцы вселились в приспособленное для проживании временное строение (балок), расположенное по адресу: г. Пыть-Ях, в котором проживают по настоящее время, при этом занимают одну половину данного строения, которую приобрели у своих соседей Казакбиевых. После приобретения части временного строения обратились в КТОС по вопросу переоформления лицевого счета, в чем им было отказано, в связи с этим оплату коммунальных услуг производят по лицевому счету, открытому на Казакбиева. Зная, что на территории города действует муниципальная программа по расселению жителей балочных массивов, обратились в администрацию города с заявлением о признании их семьи участником данной муниципальной программы со способом расселения временного строения путем предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма, в чем им было отказано по причине отсутствия сведений о прохождении инвентаризации по состоянию на 1 января 2012 года, а также по той причине, что временное строение обременено правами третьих лиц (является их местом жительства). Отказ администрации г. Пыть-Яха считают необоснованным, полагая, что вправе участвовать в мероприятии по расселению балочных массивов, поскольку с 2004 года временное строение является местом их постоянного жительства.
Истец Биймурзаева Д.М. в судебном заседании поддержала свои исковые требования, суду пояснила, что приехала в город Пыть-Ях в 2004 году, купила балок у Казакбиева Руслана, прошла инвентаризацию в 2009 году, инвентаризацию 2012 года не проходила, т.к. уезжала в это время в Дагестан присматривать за матерью.
Представитель истцов Родненко О.И. в судебном заседании поддержал исковые требования Биймурзаевых по изложенным в иске основаниям, пояснил суду, что временное строение, в котором проживает семья истцов с 2004 года, имеет иной адрес, что следует из переписки с администрацией города. Именно по балку в 2015 году истица признана межведомственной комиссией прошедшей инвентаризацию 2012 года, следовательно, ссылка ответчика на непрохождение инвентаризации на 01.01.2012 является необоснованной. Ссылку ответчика на п.3.6.10 программы о том, что временное строение обременено правами третьих лиц и является их местом жительства также считает ошибочной, поскольку балки, в которых проживают истцы и третьи лица, это отдельно стоящие друг от друга строения, в силу проживания семей в разных строениях расселение балка, занимаемого истцами, правами семьи Казакбиевых не обременено, просит исковые требования удовлетворить.
Истец Биймурзаев Н.А. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Третьи лица Казакбиева Н.С., Казакбиева Р.Р. Казакбиев М.Р. в судебном заседании не возражают против удовлетворения настоящего иска.
Третье лицо Казакбиев Р.М., представитель ответчика в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили. Суд с учетом мнения лиц, участвующих в деле, руководствуясь ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации счел возможным рассмотреть дело в отсутствие истца Биймурзаева Н.А., представителя ответчика и третьего лица Казакбиева Р.М.
Свидетель А.А.Г. суду пояснила, что знакома с семьей Биймурзаевых и с семьей Казакбиевых, семья истцов проживает в поселке, точный адрес ей не известен, там же, по соседству, проживает семья Казакбиевых. Биймурзаева Д.Б. купила балок в 2004 году, с этого времени проживает в нем постоянно, место жительства не меняла.
Выслушав доводы участвующих в деле лиц, допросив свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации жилищное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч.2 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации жилищное законодательство состоит из настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативных правовых актов органов местного самоуправления.
В силу ч.6 ст.5 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти субъектов РФ могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в пределах своих полномочий на основании настоящего Кодекса, принятых в соответствии с настоящим Кодексом других федеральных законов.
Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «О государственной программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» утверждена Государственная программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Развитие жилищной сферы» (далее - государственная программа).
Пунктом 55 приложения № 9 к государственной программе установлен механизм предоставления социальных выплат гражданам, включенным органами местного самоуправления муниципальных образований автономного округа в реестры строений на 1 января 2012 года, являющимся участниками программ (подпрограмм, мероприятий) муниципальных образований автономного округа по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений.
В соответствии с пунктом 55.2 вышеуказанного приложения к государственной программе порядок, размер и условия предоставления социальных выплат участникам мероприятия устанавливаются в программах муниципальных образований автономного округа.
В соответствии с ч.1 ст.7 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №131-ФЗ) по вопросам местного значения органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
На основании ч.3 ст.7 Федерального закона №131-ФЗ муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
Руководствуясь ст.33 Устава города Пыть-Яха глава города Пыть-Яха, в пределах своих полномочий, издает постановления администрации города Пыть-Яха по вопросам местного значения.
В настоящее время на территории муниципального образования действует муниципальная программа «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе», утвержденная постановлением администрации города Пыть-Ях от 10.12.2018 №429-па (в ред. постановления администрации города Пыть-Ях от 14.10.2019 №401-па).
В рамках этой программы осуществляются мероприятия по ликвидации и расселению приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях.
Пункт 2 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» подпрограммы II «Содействие развитию жилищного строительства» (Приложение №2 к муниципальной программе «Развитие жилищной сферы в городе Пыть-Яхе») определяет понятийный аппарат правового акта, в котором указывает, что участником мероприятия является признанный таковым гражданин Российской Федерации, проживающий в строении, включенном в реестр приспособленных для проживания строений, расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях на 01.01.2012 и прошедший инвентаризацию (по состоянию на 01 января 2012 года).
Местом жительства гражданина для целей настоящей программы является строение, в котором гражданин постоянно или преимущественно проживает на основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Факт места жительства в приспособленном для проживания строении может быть установлен в судебном порядке.
Членом семьи участника программы признаются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие совместно с участником мероприятия: его супруг (супруга), родители, дети и другие родственники, постоянно проживающие в г. Пыть-Ях с даты не позднее 1 января 2012 года. При этом степень родства определяется на основании подтверждающих документов (свидетельство о заключении брака, свидетельство о рождении) по состоянию на 01 января 2012 года.
Период проживания членов семьи определяется исходя из наиболее ранней даты вселения по месту жительства в строение одного из членов семьи.
Субсидия или социальная выплата - мера социальной поддержки, направленная на обеспечение жилыми помещениями участников мероприятия.
Пунктами 4.1-4.1.4 Механизма определены способы расселения участников мероприятия, местом жительства которых является занимаемое строение, в том числе на основании судебного акта об установлении факта места жительства в строении.
Так, согласно пунктам 4.1.1, 4.1.2 Механизма участникам мероприятия, вселившимся в период до 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, включенных в перечень строений, подлежащих ликвидации в рамках настоящей программы и участникам мероприятия, вселившимся в период до 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, в том числе проживавшим до момента их утраты в результате чрезвычайных ситуаций, предоставляется социальная выплата-мера социальной поддержки для приобретения в собственность жилого помещения на территории ХМАО-Югры в размере 70% от расчетной стоимости жилья.
В соответствии с п.4.1.3, 4.1.4 Механизма участникам мероприятия, вселившимся в период после 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, включенных в перечень строений, подлежащих ликвидации в рамках настоящей программы и участникам мероприятия, вселившимся в период после 1995 г. и проживающим в занимаемых строениях, в том числе проживавшим до момента их утраты в результате чрезвычайных ситуаций, предоставляется субсидия для приобретения в собственность жилого помещения на территории ХМАО-Югры в следующих размерах: в размере 70% от расчетной стоимости жилья для участников мероприятия проживающих на территории города Пыть-Яха более 25 лет; 50% от расчетной стоимости жилья для участников мероприятия, проживающих на территории города Пыть-Яха менее 25 лет.
Способ расселения участников мероприятия, для которых приспособленное для проживания строение не является местом жительства, определен пунктами 4.2, 4.2.1 Механизма, для таких граждан предоставляются для проживания жилые помещения коммерческого муниципального жилищного фонда.
Таким образом, муниципалитет в рамках разработанной им муниципальной программы, определил возможный круг её участников и способ расселения временных строений в зависимости от того является или нет занимаемое строение их местом жительства, от периода вселения граждан в приспособленное для проживания строение (до 1995 г./после 1995 г.), а также от времени проживания на территории муниципального образования.
Истцы, желая принять участие в мероприятии по ликвидации временных строений в г. Пыть-Яхе, обратились в уполномоченный орган (администрацию города) с заявлением о признании участниками мероприятия с правом предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма.
Распоряжением администрации города истцам отказано в признании участниками мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов), расположенных на территории муниципального образования г. Пыть-Ях» с правом предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма на основании п.п.3.6.2,3.6.10 механизма реализации мероприятия, а именно: отсутствие сведений о прохождении инвентаризации по состоянию на 1 января 2012 года; временное строение обременено правами третьих лиц (является их местом жительства).
Предметом возникшего спора является право истцов на получение меры социальной поддержки, предусмотренной муниципальной жилищной программой по расселению временных строений, приспособленных для проживания, в виде предоставления жилого помещения по договору коммерческого найма.
В соответствии с п.4.2.1 Механизма реализации мероприятия участникам мероприятия, использующим для проживания строения, включенные в перечень строений, подлежащих ликвидации, а также участникам мероприятия, имеющим право на получение субсидии, но не реализовавшим свое право указанным способом до 01.12.2019, предоставляются проживания жилые помещения коммерческого муниципального жилищного фонда.
Исследованные в судебном заседании письменные доказательства: уведомление; копии заявлений Биймурзаевой Д.Б. председателю КТОС о начислении коммунальных услуг; копия расчетной книжки; копии квитанций об оплате жилищно-коммунальных услуг; копия акта проведения инвентаризации фактического проживания граждан во временных строениях, приспособленных для проживания граждан, согласно которому по адресу: г. Пыть-Ях, по состоянию на январь 2009 года фактически проживает семья Казакбиевых и семья Биймурзаевых; копии квитанций по начислению коммунальных услуг на имя Казакбиева Р.М.; копия справки председателя КТОС о том, что Биймурзаева Д.Б. с 2004 г. по настоящее время проживает и оплачивает коммунальные услуги по адресу: г. Пыть-Ях; выписка из лицевого счета на имя Казакбиева Р.М.; справка председателя КТОС о проживании Биймурзаевой Д.Б. и Биймурзаева Н.А. по адресу: г. Пыть-Ях, в части строения; акты фактического проживания во временном строении, согласно которым по адресу: г. Пыть-Ях, фактически проживает две семьи; копия договора на предоставление жилищно-коммунальных услуг, заключенного между КТОС и Казакбиевым Р.М; ответ на обращение Биймурзаевой Д.Б., в соответствии с которым временное строение по адресу: г. Пыть-Ях не включено в муниципальную адресную программу, утвержденную постановлением администрации города; ответ на обращение Биймурзаевой Д.Б. о рассмотрении вопроса о признании участником мероприятия; копия уведомления об отказе в признании семьи Казакбиевых участниками мероприятия; копия заявления Казакбиевой З. на участие в мероприятии; уведомление о рассмотрении обращения граждан; копия трудовой книжки Биймурзаевой Д.Б.; объяснения лиц, участвующих в деле и показания свидетеля в их совокупности позволяют суду сделать вывод о том, что временное строение, расположенное по адресу: г. Пыть-Ях, включено органом местного самоуправления в реестр приспособленных для проживания строений, подлежащих ликвидации. Истец Биймурзаева Д.Б. в 2004 году приобрела часть балка по указанному адресу у Казакбиева Р.М., с этого времени использует данное строение для своего проживания и проживания, членов своей семьи. Вместе с тем, истцы не могут быть признаны участниками мероприятия, поскольку не прошли инвентаризацию по состоянию на 1 января 2012 года. Данное обстоятельство в силу пункта п.п.3.6,3.6.2 Механизма реализации мероприятия «Ликвидация и расселение приспособленных для проживания строений (балочных массивов, расположенных на территории муниципального образования город Пыть-Ях» является самостоятельным основанием для принятия уполномоченным органом решения об отказе в признании заявителя участником мероприятия.
Тот факт, что истцы не прошли инвентаризацию по состоянию на 01.01.2012 не оспаривается Биймурзаевой Д.Б. в настоящем судебном заседании.
Доводы Биймурзаевой Д.Б. о временном выезде в период проведения инвентаризации в Республику Дагестан в настоящем судебном заседании какими-либо допустимыми доказательствами не подтверждены. Кроме того, сам по себе факт проживания в балке на момент проведения инвентаризации не влечет возникновения права на получение мер государственной поддержки.
Выписка из протокола заседания общественной комиссии о включении Биймурзаевой Д.Б. в число лиц, прошедших инвентаризацию по временному строению по состоянию на 01.01.2012, на которую ссылается истец и ее представитель, не может быть принята судом в качестве доказательства прохождения истицей инвентаризации по состоянию на 01.01.2012, поскольку исходя из условий действующей муниципальной программы, общественная комиссия не является уполномоченным органом, осуществляющим функции по признанию граждан участниками мероприятия, решения комиссии носят рекомендательный характер и направлены на оказание помощи органам местного самоуправления города Пыть-Яха в принятии решений по реализации мероприятий по ликвидации приспособленных для проживания временных строений, расположенных на территории города (п.п.2,9 Механизма). Также суд учитывает то обстоятельство, что решение о включении Биймурзаевой Д.Б. в число лиц, прошедших инвентаризацию принято общественной комиссией в 2015 году, т.е. в рамках недействующей на момент принятия решения муниципальной программы и по иному балку, с заявлением о расселении которого в рамках действующей муниципальной программы истец не обращалась, настоящий спор возник в связи с расселением временного строения по иному адресу.
Также в судебном заседании установлено, что временное строение, расположенное по адресу: г. Пыть-Ях, обременено права третьих лиц Казакбиевых, фактически проживающих в данном строении.
Представленные стороной истца доказательства в подтверждение факта проживания семьи истцов и семьи Казакбиевых в разных строениях к предмету рассматриваемого спора не относятся, следовательно, правового значения по делу не имеют.
Таким образом, проанализировав условия муниципальной программы, оценив представленные суду доказательства в их совокупности, суд считает, что истцы не отвечают условиям муниципальной адресной программы, поскольку не прошли инвентаризацию по состоянию на 1 января 2012 года, временное строение обременено правами третьих лиц, следовательно, ответчик, руководствуясь п.п.3.6.2,3.6.10 Механизма реализации мероприятия, правомерно отказал истцам в признании их участниками мероприятия.
При изложенных обстоятельствах, оснований для удовлетворения настоящего искового заявления у суда не имеется.
Руководствуясь ст.ст.6,12,56,67,194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░. ░░░░-░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░-░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ - ░░░░ ░░░░░ ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 03 ░░░░░░░ 2019 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░░░░░░) ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░:
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░-░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ №2-600/2019.
░░░ 86RS0012-01-2019-000840-79
«░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░»