Решение по делу № 8Г-6498/2022 [88-8082/2022] от 15.03.2022

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-8082/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

21 апреля 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Калиновского А.А.,

судей Николаева И.В., Штырлиной М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3662/2021 по иску Пашковой Надежды Григорьевны к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Пашковой Надежды Григорьевны на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2021 г.,

заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Калиновского А.А., судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

Пашкова Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения, компенсации морального вреда.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2021 г., в удовлетворении иска Пашковой Н.Г. отказано.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.

Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).

Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.

Судами установлено, что Пашкова Н.Г. проживает по адресу: <адрес>, с 2 декабря 1983 г.

7 сентября 2010 г. Пашкова Н.Г. обратилась в администрацию г. Оренбурга с заявлением о принятии на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав в качестве членов своей семьи сыновей Пашкова Е.Г. и Пашкова А.О.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 12 ноября 2010 г. № 8246-п признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «малоимущие граждане» с составом семьи 3 человека.

Письмом администрации г. Оренбурга №1-22/1995 от 22 февраля 2017 г. Пашкова Н.Г. была уведомлена о проведении переоценки доходов и стоимости имущества, находящегося в собственности.

На заседании жилищной комиссии при администрации г. Оренбурга 16 мая 2017 г. рассмотрено заявление Пашковой Н.Г. от 14 марта 2017 г. о проведении переоценки доходов и стоимости имеющегося имущества.

На основании решения жилищной комиссии от 16 мая 2017 г., администрацией г. Оренбурга 13 июня 2017 г. принято постановление № 2356- п, которым Пашкова Н.Г. с членами ее семьи сняты с учета в качестве нуждающейся, поскольку проведенной переоценкой выявлено, что семья Пашковой Н.Г. нуждается в жилом помещении, семье недостает 24,8 кв.м, общей площади жилого помещения, на приобретение которых требуется 956 065 руб. Вместе с тем, возможности по приобретению недостающей общей площади составляют 1238 784 руб. Администрацией сделан вывод о том, что возможности по приобретению недостающей общей площади жилого помещения превышают расчетную рыночную стоимость недостающей общей площади жилого помещения.

В обоснование иска Пашкова Н.Г. ссылалась на незаконность решения жилищной комиссии от 16 мая 2017 г., администрацией г. Оренбурга 13 июня 2017 г.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Пашковой Н.Г., суд первой инстанции исходил из того, что расчет жилищной комиссии администрации г. Оренбурга от 14 марта 2017 г. о переоценке имущественного положения истца является верным, он не был оспорен, иных доказательств дохода семьи на отчетную дату не предоставлено, в связи с чем оснований для признания постановления администрации г. Оренбурга от 13 июня 2017 г. № 2356-п незаконным не усмотрел.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда с выводами суда первой инстанции согласилась.

Указанные выводы судов предыдущих инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

В кассационной жалобе кассатор утверждает, что судами предыдущих инстанций неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального и процессуального права, выражает несогласие с выводами судов предыдущих инстанций, приводя доводы о том, что доход не позволял накопить достаточную денежную сумму для приобретения жилья, заявитель является малоимущей.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Как неоднократно отмечал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации направлен на устранение нарушений порядка учета граждан в качестве нуждающихся в жилье, обеспечивает предоставление жилых помещений за счет бюджетных средств лишь лицам, которые указаны законодателем в качестве обладающих правом на обеспечение жильем и которые представили необходимые документы, подтверждающие их статус; данная норма, непосредственно связанная с необходимостью целевого расходования бюджетных средств и реализацией общеправового принципа законности, отвечает и конституционному требованию, закрепленному в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, о недопустимости нарушения прав и свобод граждан в результате осуществления прав и свобод другими лицами (определения от 23 декабря 2014 г. № 2985-О, от 19 июля 2016 г. № 1526-О, от 18 июля 2017 г. № 1626-О, от 29 января 2019 г. № 162-О и др.).

Согласно статье 1 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. № 2729/485-III-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» малоимущие - граждане, чей ежемесячный доход и стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышают предельных величин, установленных органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеуказанного Закона, признание граждан малоимущими осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу части 2 статьи 2 Закона, заявление о признании гражданина-заявителя малоимущим с приложением всех необходимых документов (их заверенных копий) подается в структурное подразделение либо должностному лицу органа местного самоуправления, уполномоченным главой муниципального образования (далее уполномоченный орган), которые в месячный срок осуществляют подготовку документов на рассмотрение комиссии муниципального образования по признанию гражданина малоимущим (далее - комиссия).

Состав комиссии и положение о ней утверждается главой муниципального образования.

Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера ипотечного кредита, определяемая органом местного самоуправления, больше величины средней рыночной стоимости жилого помещения, то гражданин не может быть признан малоимущим.

Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера возможного накопления средств позволяет приобрести жилое помещение по норме предоставления общей площади жилого помещения по среднерыночной стоимости, то гражданин не может быть признан малоимущим.

Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установив, что размер получаемых семьей Пашковой Н.Г. доходов и стоимости имущества превышает величину средней рыночной стоимости жилого помещения, суд правомерно пришел к выводу о том, у администрации г. Оренбурга имелись основания для снятия Пашковой Н.Г. и членов ее семьи с учета в качестве, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Доводы кассационной жалобы истца о недостаточности размера доходов и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи для снятия с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.

Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии допущенных нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов предыдущих судебных инстанций.

Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пашковой Надежды Григорьевны – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Калиновский

Судьи И.В. Николаев

М.Ю. Штырлина

ШЕСТОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-8082/2022

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

кассационного суда общей юрисдикции

21 апреля 2022 г. г. Самара

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции в составе:

председательствующего Калиновского А.А.,

судей Николаева И.В., Штырлиной М.Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3662/2021 по иску Пашковой Надежды Григорьевны к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения, компенсации морального вреда,

по кассационной жалобе Пашковой Надежды Григорьевны на решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2021 г.,

заслушав доклад судьи Шестого кассационного суда общей юрисдикции Калиновского А.А., судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции,

УСТАНОВИЛА:

Пашкова Н.Г. обратилась в суд с иском к администрации г. Оренбурга о признании незаконным постановления, предоставлении жилого помещения, компенсации морального вреда.

Решением Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2021 г., оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2021 г., в удовлетворении иска Пашковой Н.Г. отказано.

В кассационной жалобе заявителем ставится вопрос об отмене судебных постановлений.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явились, представителя не направили.

Информация о рассмотрении кассационной жалобы в соответствии с положениями Федерального закона от 22 декабря 2008 г. № 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» размещена на официальном сайте Шестого кассационного суда общей юрисдикции в сети Интернет (https//6kas.sudrf.ru/).

Судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации посчитала возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает.

Судами установлено, что Пашкова Н.Г. проживает по адресу: <адрес>, с 2 декабря 1983 г.

7 сентября 2010 г. Пашкова Н.Г. обратилась в администрацию г. Оренбурга с заявлением о принятии на учет в качестве малоимущих граждан, нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, указав в качестве членов своей семьи сыновей Пашкова Е.Г. и Пашкова А.О.

Постановлением администрации г. Оренбурга от 12 ноября 2010 г. № 8246-п признана нуждающейся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, по категории «малоимущие граждане» с составом семьи 3 человека.

Письмом администрации г. Оренбурга №1-22/1995 от 22 февраля 2017 г. Пашкова Н.Г. была уведомлена о проведении переоценки доходов и стоимости имущества, находящегося в собственности.

На заседании жилищной комиссии при администрации г. Оренбурга 16 мая 2017 г. рассмотрено заявление Пашковой Н.Г. от 14 марта 2017 г. о проведении переоценки доходов и стоимости имеющегося имущества.

На основании решения жилищной комиссии от 16 мая 2017 г., администрацией г. Оренбурга 13 июня 2017 г. принято постановление № 2356- п, которым Пашкова Н.Г. с членами ее семьи сняты с учета в качестве нуждающейся, поскольку проведенной переоценкой выявлено, что семья Пашковой Н.Г. нуждается в жилом помещении, семье недостает 24,8 кв.м, общей площади жилого помещения, на приобретение которых требуется 956 065 руб. Вместе с тем, возможности по приобретению недостающей общей площади составляют 1238 784 руб. Администрацией сделан вывод о том, что возможности по приобретению недостающей общей площади жилого помещения превышают расчетную рыночную стоимость недостающей общей площади жилого помещения.

В обоснование иска Пашкова Н.Г. ссылалась на незаконность решения жилищной комиссии от 16 мая 2017 г., администрацией г. Оренбурга 13 июня 2017 г.

Разрешая спор по существу и отказывая в удовлетворении исковых требований Пашковой Н.Г., суд первой инстанции исходил из того, что расчет жилищной комиссии администрации г. Оренбурга от 14 марта 2017 г. о переоценке имущественного положения истца является верным, он не был оспорен, иных доказательств дохода семьи на отчетную дату не предоставлено, в связи с чем оснований для признания постановления администрации г. Оренбурга от 13 июня 2017 г. № 2356-п незаконным не усмотрел.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда с выводами суда первой инстанции согласилась.

Указанные выводы судов предыдущих инстанций основаны на правильном толковании и применении норм материального права и фактических обстоятельствах дела, оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационной жалобы не имеется.

В кассационной жалобе кассатор утверждает, что судами предыдущих инстанций неверно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, допущены нарушения норм материального и процессуального права, выражает несогласие с выводами судов предыдущих инстанций, приводя доводы о том, что доход не позволял накопить достаточную денежную сумму для приобретения жилья, заявитель является малоимущей.

Частью 2 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 названного Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, для предоставления жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда необходимо признание гражданина малоимущим и нуждающимся в жилом помещении.

Согласно части 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Порядок предоставления жилых помещений из муниципального жилищного фонда предусмотрен частями 3, 4 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются по решению органа местного самоуправления. Решение о предоставлении жилья по договору социального найма является основанием заключения соответствующего договора социального найма.

Как неоднократно отмечал в своих определениях Конституционный Суд Российской Федерации, пункт 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации направлен на устранение нарушений порядка учета граждан в качестве нуждающихся в жилье, обеспечивает предоставление жилых помещений за счет бюджетных средств лишь лицам, которые указаны законодателем в качестве обладающих правом на обеспечение жильем и которые представили необходимые документы, подтверждающие их статус; данная норма, непосредственно связанная с необходимостью целевого расходования бюджетных средств и реализацией общеправового принципа законности, отвечает и конституционному требованию, закрепленному в статье 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, о недопустимости нарушения прав и свобод граждан в результате осуществления прав и свобод другими лицами (определения от 23 декабря 2014 г. № 2985-О, от 19 июля 2016 г. № 1526-О, от 18 июля 2017 г. № 1626-О, от 29 января 2019 г. № 162-О и др.).

Согласно статье 1 Закона Оренбургской области от 23 ноября 2005 г. № 2729/485-III-ОЗ «О порядке признания граждан малоимущими в целях предоставления им жилых помещений муниципального жилищного фонда по договорам социального найма» малоимущие - граждане, чей ежемесячный доход и стоимость находящегося в собственности и подлежащего налогообложению имущества не превышают предельных величин, установленных органом местного самоуправления соответствующего муниципального образования.

В соответствии с частью 1 статьи 2 вышеуказанного Закона, признание граждан малоимущими осуществляется органом местного самоуправления муниципального образования с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.

В силу части 2 статьи 2 Закона, заявление о признании гражданина-заявителя малоимущим с приложением всех необходимых документов (их заверенных копий) подается в структурное подразделение либо должностному лицу органа местного самоуправления, уполномоченным главой муниципального образования (далее уполномоченный орган), которые в месячный срок осуществляют подготовку документов на рассмотрение комиссии муниципального образования по признанию гражданина малоимущим (далее - комиссия).

Состав комиссии и положение о ней утверждается главой муниципального образования.

Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера ипотечного кредита, определяемая органом местного самоуправления, больше величины средней рыночной стоимости жилого помещения, то гражданин не может быть признан малоимущим.

Если сумма стоимости имущества, находящегося в собственности заявителя и членов его семьи, и размера возможного накопления средств позволяет приобрести жилое помещение по норме предоставления общей площади жилого помещения по среднерыночной стоимости, то гражданин не может быть признан малоимущим.

Оценив по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации представленные доказательства, установив, что размер получаемых семьей Пашковой Н.Г. доходов и стоимости имущества превышает величину средней рыночной стоимости жилого помещения, суд правомерно пришел к выводу о том, у администрации г. Оренбурга имелись основания для снятия Пашковой Н.Г. и членов ее семьи с учета в качестве, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.

Доводы кассационной жалобы истца о недостаточности размера доходов и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи для снятия с учета в качестве нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма, повторяют доводы апелляционной жалобы, аналогичны позиции заявителя в судах первой и апелляционной инстанций, не подтверждают нарушений норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, фактически сводятся к несогласию с оценкой доказательств и выводами судов первой и апелляционной инстанций по обстоятельствам дела.

Кассационный суд общей юрисдикции в силу своей компетенции при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судебными инстанциями фактических обстоятельств, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судом первой и апелляционной инстанций, и правом переоценки доказательств не наделен.

На основании вышеизложенного, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии допущенных нарушений норм материального и процессуального права со стороны судов предыдущих судебных инстанций.

Таким образом, оснований для отмены принятых судебных актов применительно к аргументам, приведенным в кассационной жалобе, не имеется.

Руководствуясь статьями 379.6, 379.7, 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Шестого кассационного суда общей юрисдикции

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Ленинского районного суда г. Оренбурга от 31 августа 2021 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 9 декабря 2021 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Пашковой Надежды Григорьевны – без удовлетворения.

Председательствующий А.А. Калиновский

Судьи И.В. Николаев

М.Ю. Штырлина

8Г-6498/2022 [88-8082/2022]

Категория:
Гражданские
Истцы
Пашкова Надежда Григорьевна
Ответчики
Администрация г. Оренбурга
Другие
Управление жилищно-коммунального хозяйства г. Оренбурга
Пашков Алексей Олегович
Пашков Евгений Геннадьевич
Министерство Финансов Оренбургской области
Суд
Шестой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
6kas.sudrf.ru
21.04.2022Судебное заседание
21.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее