Дело № 2-1018/2022 (№) КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 сентября 2022 года г. Лысьва
Лысьвенский городской суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Чирковой В.О.,
при секретаре Сайфуллиной Е.М.,
с участием истца Ш.Е.С., представителя истца С.А.В.
представителя ответчика Т.А.В.
представителя третьего лица В.Л.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ш.Е.С. к администрации Лысьвенского городского округа о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании права на получение социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Истец обратилась в суд с иском к администрации Лысьвенского городского округа о признании незаконным решения жилищно-бытовой комиссии, признании права на получение социальной выплаты, указав в обоснование иска, что в ДД.ММ.ГГГГ году ее семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, включена в программу «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации». ДД.ММ.ГГГГ ее семья исключена из состава участников данной программы, поскольку обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи составила 14,1 кв.м, т.е. больше учетной нормы, установленной постановлением администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Считает решение администрации незаконным, просит учесть, что в жилое помещение в д. <адрес> принадлежит ее отцу, она никогда не вселялась, не приобрела право проживания в нем, поскольку дом находится в разрушенном состоянии, ее семья проживала в квартире по <адрес>, собственники квартиры с ними не проживали. Таким образом, истец с семьей никогда в д.<адрес>, <адрес> не проживала, отсутствуют основания учитывать указанную жилую площадь. На основании изложенного, просит признать решение администрации незаконным, признать ее нуждающейся в жилом помещении, признать за Ш.Е.С. право на получение социальной выплаты.
Истец Ш.Е.С. в судебном заседании исковые требования поддержала по доводам изложенным в заявлении.
Представитель истца С.А.В. требования поддержала.
Представитель ответчика администрации Лысьвенского городского округа Т.А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, поддержала доводы изложенные в отзыве.
Представитель третьего лица В.Л.В. в судебном заседании не возражала против удовлетворения исковых требований.
Допрошенная в судебном заседании в качестве свидетеля С. пояснила, что является соседкой родителей истца по даче, у нее <адрес> д. <адрес>, у родителей истца № <адрес> старый, для проживания непригоден, отец истца получил этот дом в наследство от матери, которая умерла 2006-2007г., после ее смерти никто в доме не проживал. В доме печное отопление, летний водопровод, зимой воды нет, имеется электричество. Газ не проведен. Дом находится в аварийном состоянии, полов в доме нет, вещи в доме не хранят. Магазинов в деревне нет как и иных социальных объектов.
Допрошенная в качестве свидетеля мать истца С.Е.В. пояснила, что в доме № № в <адрес> проживала свекровь, после ее смерти в наследство вступил отец истца. Дом старенький, они с дочерью каждый год мыли стены от плесени, в подвале плесень, пол провалился, газ привозной, водопровода нет, домом пользуются как дачей.
Выслушав лиц, участвовавших в деле, свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации № 1050 от 17.12.2010 «О реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» утверждена целевая программа «Жилище" на 2015-2020 годы и Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее - Правила) (Приложение № 1 к особенностям реализации отдельных мероприятий государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации»).
В соответствии с постановлением Правительства Пермского края от 03.10.2013 № 1321-п «Об утверждении государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», Постановлением Правительства Пермского края от 21.10.2016 № 962-п «Об утверждении Правил предоставления субсидий иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, из бюджета Пермского края бюджетам муниципальных образований Пермского края" Правительство Пермского края постановлением от 01.04.2014 № 215-п утвердило Порядок реализации мероприятий по обеспечению жильем молодых семей подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы «Социальная поддержка жителей Пермского края», утвержденной Постановлением Правительства Пермского края от 3 октября 2013 г. 1321-п (далее - Порядок).
В соответствии с п. 6 Правил, участником мероприятий ведомственной целевой программы может быть неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы мероприятий ведомственной целевой программы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 7 Правил, установлено, что в настоящих Правилах под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные для цели участия в мероприятиях ведомственной целевой программы органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В п.10 указано, что Социальная выплата предоставляется в размере не менее: 35 процентов расчетной (средней) стоимости жилья, определяемой в соответствии с настоящими Правилами, - для молодых семей, имеющих одного ребенка или более, а также для неполных молодых семей, состоящих из одного молодого родителя и одного ребенка или более.
Участницам программы выдаются свидетельства по формам согласно приложениям 6, 7 к настоящему Порядку посредством подсистемы "Обеспечение жильем отдельных категорий граждан" Единой автоматизированной информационной системы "Социальный регистр населения" (п.5.1. Постановление Правительства Пермского края от 01.04.2014 N 215-п)
При определении для молодой семьи уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения учитывается суммарный размер общей площади всех пригодных для проживания жилых помещений, занимаемых членами молодой семьи по договорам социального найма, и (или) жилых помещений и (или) части жилого помещения (жилых помещений), принадлежащих членам молодой семьи на праве собственности.
Подпунктом «а» п. 22 Правил установлено, основаниями для отказа в признании молодой семьи участницей мероприятий ведомственной целевой программы являются несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 настоящих Правил.
Отношения по пользованию жилыми помещениями, находящимися в собственности граждан, регулируются нормами жилищного законодательства.
В соответствии с частями 4 и 5 ст. 50 ЖК РФ учетной нормой площади жилого помещения является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;
При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
Постановлением администрации Лысьвенского городского округа от 02.04.2021 № 647 установлена учетная норма жилого помещения на 2021-2025 гг. применяемая в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем молодых семей на территории Лысьвенского городского округа, утвержденных постановлением администрации г. Лысьвы от 04.03.2016 № 390, в размере 12 кв.м. общей площади жилого помещения на одного члена семьи.
Материалами дела установлено, что ДД.ММ.ГГГГ семья Ш.Е.С., в составе двух человек обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о принятии на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий, с целью участия в программе «Государственная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <адрес>» (л.д.138-139).
Согласно протоколу № заседания жилищно-бытовой комиссии при администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ семья Ш.Е.С. поставлена на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении (л.д.135).
ДД.ММ.ГГГГ семья Ш.Е.С., в составе двух человек обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о включении в состав участниц программы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <адрес>», с целью участия в программе «Обеспечение жильём молодых семей в Пермском крае на 2011-2015 годы», а также заявлением об отказе на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной стоимости жилья (л.д.127-128).
ДД.ММ.ГГГГ жилищно-бытовой комиссией при администрации <адрес> принято решение о включении семьи Ш.Е.С. в список лиц подпрограммы 1 «Государственная социальная поддержка семей и детей» государственной программы «Семья и дети <адрес>», с целью участия в программе «Обеспечение жильём молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на территории Лысьвенского городского округа (л.д.133).
ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.С. повторно обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о согласии на получение социальной выплаты за счет средств краевого бюджета в размере 10% расчетной стоимости жилья (л.д.129).
На момент подачи заявления о признании молодой семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий, семья Ш.Е.С. была зарегистрирована по адресу: <адрес>, в жилом помещении общей площадью 58,4 кв. м (л.д.144).
Данное жилое помещение на праве общей долевой собственности принадлежит ее родителям С.Е.В. и С.С.Н.. На момент постановки семьи истца на учет по данному адресу были зарегистрированы: отец –С.С.Н., мать – С.Е.В., брат – С.Р.С., истец Ш.Е.С. и дочь истца Ш.М.А. (л.д.31,32,36-37,38-40,54-56,144,145-150).
ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.С. вновь обратилась в администрацию <адрес> с заявлением о получении выплаты 35% и отказе от выплаты в 10% (л.д.125).
ДД.ММ.ГГГГ Ш.Е.С. по договору купли-продажи приобретена квартира (с использованием кредитных средств), по адресу: <адрес>, общей площадью 59,9 кв.м. (л.д.46-46).
Решением жилищно-бытовой комиссии при администрации Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ семье Ш.Е.С. в составе четырех человек (трое детей) отказано в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты в размере 35%, поскольку на каждого члена семьи с учетом имеющейся площади на дату взятия ипотечного кредита приходилось по 14,97 кв.м. на одного человека, что более учетной нормы (л.д.58,87).
При принятии данного решения, при подсчете площади жилых помещений на человека на дату взятия ипотечного кредита учитывались жилые помещения в <адрес>, площадь 58,9 кв.м., принадлежащая С.Е.В. и С.С.Н. и жилое помещение в <адрес>, д. <адрес> 11,6 кв.м., принадлежащий С.С.Н.
Не согласившись с данным решением жилищно-бытовой комиссии истцом указано о факте невозможности проживания в дома № в д.<адрес>.
Анализируя заявленные требования, суд приходит к следующим выводам:
В ст. 3 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" даны основные понятия:
- садовый земельный участок - земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения садовых домов, жилых домов. хозяйственных построек и гаражей;
- садовый дом - здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребывавшем в таком здании.
Согласно ч. 7 ст. 54 указанного Закона для целей применения в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актах такие виды разрешенного использования земельных участков, как "садовый земельный участок", "для садоводства", "для ведения садоводства", "дачный земельный участок", "для ведения дачного хозяйства" и "для дачного строительства", содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости и (или) указанные в правоустанавливающих или иных документах, считаются равнозначными. Земельные участки, в отношении которых установлены такие виды разрешенного использования, являются садовыми земельными участками. Положения настоящей части не распространяются на земельные участки с видом разрешенного использования "садоводство", предназначенные для осуществления садоводства, представляющего собой вид сельскохозяйственного производства, связанного с выращиванием многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур.
Статьей 23 указанного Закона установлено, что строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, предусматривающие возможность такого строительства (часть 2).
Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации (часть 3).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2018 г. N 1653 "О внесении изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 28 января 2006 г. N 47", Постановление Правительства РФ от 28 января 2006 г. N 47 дополнено разделом N 6 следующего содержания: "Порядок признания садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом", п. 55 которого предусмотрено, что садовый дом признается жилым домом и жилой дом садовым домом на основании решения органа местного самоуправления муниципального образования, в границах которого расположен жилой дом (далее по тексту - уполномоченный орган местного самоуправления). Согласно п. 56, для признания садового дома жилого домом и жилого дома садовым домом собственник садового дома или жилого дома (заявитель) представляет в уполномоченный орган местного самоуправления непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг перечень документов, перечисленный в данном пункте Постановления.
В соответствии с ч. 9 ст. 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" расположенные на садовых земельных участках здания, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", признаются жилыми домами. При этом замена ранее выданных документов или внесение изменений в такие документы, записи Единого государственного реестра недвижимости в части наименований указанных объектов недвижимости не требуется, но данная замена может осуществляться по желанию их правообладателей.
Согласно ч. 10 ст. 54 Федерального закона от 29 июля 2017 г. N 217-ФЗ в случае, если расположенные на садовых земельных участках здания, строения, сведения о которых внесены в Единый государственный реестр недвижимости до дня вступления в силу настоящего Федерального закона с назначением "жилое", "жилое строение", принадлежат гражданам, которые на день вступления в силу настоящего Федерального закона состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, признание данных зданий жилыми домами в соответствии частью 9 настоящей статьи не является основанием для включения их общей площади при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения в суммарную общую площадь жилых помещений, занимаемых гражданином и (или) членами его семьи по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности.
Указанный Федеральный закон от 29 июля 2017 N 217-ФЗ за исключением статьи 51 настоящего Федерального закона вступил в силу с 1 января 2019 г. (ст. 55).
В соответствии со свидетельством о праве собственности на землю от ДД.ММ.ГГГГ., по данным землеустроительного дела земельный участок в д.<адрес> имеет вид разрешенного использования: для садоводства (л.д. 13-23)
Кроме того, суд принимает во внимание, что в соответствии с актом обследования жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ., заключением межведомственной комиссии <адрес> признан непригодным для проживания (л.д. 61-62).
Ненадлежащее состояние спорного дома наблюдалось и на момент смерти матери С.С.Н., что подтверждается показаниями свидетелей, сведениями технического паспорта, изготовленного по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ., указывающими о проценте износа здания в 62,7% (л.д. 77-83).
Ввиду вышеизложенного, оснований учитывать площадь данного дома при определении уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения истца с семьей не имеется.
Таким образом, на дату заключения кредитного договора семья истца не была обеспечена жилым помещением площадью, превышающей учетную норму, т.е. являлась нуждающейся в жилом помещении.
Проанализировав представленные доказательства в совокупности и взаимосвязи, руководствуясь положениями ст. 51 ЖК РФ, Правилами предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, Порядком предоставления социальных выплат суд приходит к выводу о незаконности решения администрации об исключении семьи Ш.Е.С. из списка молодых семей участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы "Социальная поддержка жителей <адрес>»; необходимости признания за Ш.Е.С. права на получение социальной выплаты.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
признать незаконным решение администрации Лысьвенского городского округа от ДД.ММ.ГГГГ об исключении семьи Ш.Е.С. из списка молодых семей участников подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы "Социальная поддержка жителей <адрес>».
Признать за Ш.Е.С. право на получение социальной выплаты в размере 35% расчетной (средней) стоимости жилья в рамках реализации подпрограммы 1 «Социальная поддержка семей с детьми. Профилактика социального сиротства и защита прав детей-сирот» государственной программы "Социальная поддержка жителей <адрес>».
Возложить на администрацию Лысьвенского городского округа обязанность выдать Ш.Е.С. свидетельство о праве на получение социальной выплаты в размере 35% от расчетной (средней) стоимости жилья.
Решение суда может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья подпись.
Копия верна.
Судья: В.О.Чиркова