Решение по делу № 72-914/2023 от 02.11.2023

дело № 72-914/2023

УИД: 66RS0002-01-2023-000656-76

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

29 ноября 2023 года

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Ш на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 03октября 2023 года № 12-356/2023, вынесенное в отношении ЕМУП «Гортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области (Роструда) от 11 июля 2023 года № 66/6-193-23-ИЗ/12-42432-И/57-342 ЕМУП «Городской транспорт» (ЕМУП «Гортранс») за нарушение требований по охране труда назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях ЕМУП «Гортранс» состава вмененного правонарушения.

В жалобе должностное лицо Ротруда, вынесшее постановление, Ш просит решение судьи районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку судьей не учтены положения п. 20, 21 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, предусмотренных ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года №29н, в соответствии с которым ЕМУП «Гортранс» было обязано проводить периодические медицинские осмотры П, в том числе по вредным факторам: шуму, локальной вибрации, тяжести трудового процесса.

В отзыве на апелляционную жалобу защитник ЕМУП «Гортранс» Подкорытова О.В. просит оставить решение судьи без изменения, считая его законным и обоснованным, указывает на выполнение требования по проведению периодических медицинских осмотров слесарю-электрику по ремонту электрооборудования в полном объеме, так как на медицинский осмотр он направлен согласно специальной оценке условий труда, которой ему установлен 2 класс условий труда (допустимый), превышения уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов, установленных гигиеническими нормативами, относящихся к вредным условиям труда (3 классу), не установлено.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения должностного лица Роструда Ш, поддержавшей доводы жалобы, защитников ЕМУП«Гортранс» Подкорытовой О.П. и Вакатовой Т.В., возражавших против удовлетворения жалобы, оснований к отмене решения судьи не нахожу.

Частью 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагаются, в том числе, обязанности по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнению иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорам.

Статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации налагает на работодателя обязанность по отстранению от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 214 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Статья 220 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее Порядок № 29н).

Как следует из материалов дела, по результатам расследования несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 26 мая 2023 года в цехе технического обслуживания подвижного состава № 2, пожарный проезд, по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 12, со слесарем-электриком по ремонту электрооборудования ЕМУП «Гортранс» П, комиссией 23 июня 2023 года установлено, что ЕМУП«Гортранс», в нарушение требований ст.ст. 22, 76, 214, 220 Трудового Кодекса Российской Федерации, пп. 3 Порядка № 29н, допустило к работе слесаря-электрика по ремонту электрооборудования П без проведения периодического медицинского осмотра в связи с влиянием на него вредных и (или) опасных производственных факторов «шум», «тяжесть трудового процесса», «локальная вибрация».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЕМУП «Гортранс» и вынесения постановления о назначении ему административного наказания.

Отменяя постановление должностного лица Роструда и прекращая производство по делу, судья районного суда, проанализировав положения ст. 22, 76, 214, 220, п. 2, 3, 20 Порядка № 29н, Приказа Минтруда России №988н, Минздрава России №1420н от 31 декабря 2020 года, ст. 3, 7, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», писем Минтруда России №15-2/10/В-8809, Минздрава России №28-5/И/2-10974 от 16 июля 2021 года, от 04 марта 2021 года № 15-2/ООГ-581, от 10 марта 2021 года №15-2/ООГ-654 Минтруда России пришел к выводу об отсутствии в действиях ЕМУП «Гортранс» состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на то, что условия работы слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, согласно специальной оценке условий труда, не признаны вредными, относящимися к 3 классу условий труда, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность по проведению периодических медицинских осмотров по вредным факторам: шум, локальная вибрация, тяжесть трудового процесса.

Выводы судьи являются правильными и сомнений в обоснованности не вызывают, правовые основания для их переоценки отсутствуют.

В ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ) перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда. В их число входят физические факторы - шум, вибрация общая и локальная, а также тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Из положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5 указанной статьи).

Согласно п. 20 Порядка № 29н периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, перечисленные в Приказе Минздрава России и Минтруда России от 31 декабря 2020 года № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Пунктом 21 Порядка №29н определено, что в списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет (п. 40 Порядка №29н).

В письмах Минтруда России от 04 марта 2021 года № 15-2/ООГ-581, Минтруда и соцзащиты Российской федерации № 15-2/10/В-8809, Минздрава Российской Федерации № 28-5/И/2-10974 от 16 июля 2021 года разъяснено, что при воздействии на работника вредных и (или) опасных факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) и производственной среды (химических, биологических, физических), источниками которых являются производственные процессы, производственное, в том числе, технологическое оборудование, обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры проводятся при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) факторов на рабочем месте начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше (для разделов I - V Приказа № 988н/1420н), а также в случае выполнения работ, перечисленных в разделе VI Приказа № 988н/1420н, вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте.

Из карточки специальной оценки условий труда слесаря-электрика по ремонту электрооборудования ЕМУП «Гортранс» П следует, что предметом исследования и испытаний при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте были предусмотренные ст. 13 Федерального закона № 426-ФЗ вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, такие как шум, вибрация общая и локальная, тяжесть трудового процесса, при этом, согласно спецоценке условий труда, определен 2 класс (допустимый) условий труда.

Нарушения п.п. 20, 21 Порядка №29н ЕМУП «Гортранс» ни в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЕМУП «Гортранс», ни в постановлении о назначении ему административного наказания ЕМУП «Гортранс» не вменены, а впервые указаны должностным лицом Роструда только в жалобе, что свидетельствует о неполном описании объективной стороны административного правонарушения.

Также следует отметить, что направление П на периодический медицинский осмотр, которое являлось основным доказательством и разграничивало вину ЕМУП «Гортранс» и медицинского учреждения, проводившего периодический медицинский осмотр, предметом исследования должностными лицами Роструда при производстве по делу и при рассмотрении дела не являлось, поскольку было истребовано должностным лицом Роструда у ЕМУП «Гортранс» непосредственно при рассмотрении жалобы в областном суде.

Кроме того, должностным лицом Роструда не исследовался вопрос о том, проходил ли П предварительный медицинский осмотр по вредным факторам труда - шуму, локальной вибрации и тяжести трудового процесса при трудоустройстве на должность слесаря-электрика по ремонту электрооборудования ЕМУП «Гортранс» и направлялся ли он на периодический медицинский осмотр по указанным факторам ранее.

Вышеуказанные обстоятельства указывают на то, что вина ЕМУП «Гортранс» не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и жалобы.

Так как объективная и субъективная стороны административного правонарушения, являющиеся элементами состава административного правонарушения, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, вывод судьи районного суда об отстутствии в действиях ЕМУП «Гортранс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Оспаривая обоснованность решения судьи районного суда, должностное лицо доводов о каких-либо существенных нарушениях процессуальных норм не привело, заявив лишь о несогласии с оценкой доказательств.

Вместе с тем несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене состоявшегося решения по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 03октября 2023 года № 12-356/2023, вынесенное в отношении ЕМУ «Гортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова

дело № 72-914/2023

УИД: 66RS0002-01-2023-000656-76

РЕШЕНИЕ

г. Екатеринбург

29 ноября 2023 года

Судья Свердловского областного суда Краснова Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области Ш на решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 03октября 2023 года № 12-356/2023, вынесенное в отношении ЕМУП «Гортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,

установила:

постановлением старшего государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Свердловской области (Роструда) от 11 июля 2023 года № 66/6-193-23-ИЗ/12-42432-И/57-342 ЕМУП «Городской транспорт» (ЕМУП «Гортранс») за нарушение требований по охране труда назначено наказание в виде административного штрафа в размере 110 000 рублей.

По результатам рассмотрения жалобы указанное постановление решением судьи районного суда отменено, производство по делу прекращено ввиду отсутствия в действиях ЕМУП «Гортранс» состава вмененного правонарушения.

В жалобе должностное лицо Ротруда, вынесшее постановление, Ш просит решение судьи районного суда отменить, направить дело на новое рассмотрение, поскольку судьей не учтены положения п. 20, 21 Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, предусмотренных ст. 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры, утвержденного Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года №29н, в соответствии с которым ЕМУП «Гортранс» было обязано проводить периодические медицинские осмотры П, в том числе по вредным факторам: шуму, локальной вибрации, тяжести трудового процесса.

В отзыве на апелляционную жалобу защитник ЕМУП «Гортранс» Подкорытова О.В. просит оставить решение судьи без изменения, считая его законным и обоснованным, указывает на выполнение требования по проведению периодических медицинских осмотров слесарю-электрику по ремонту электрооборудования в полном объеме, так как на медицинский осмотр он направлен согласно специальной оценке условий труда, которой ему установлен 2 класс условий труда (допустимый), превышения уровня воздействия вредных и (или) опасных факторов, установленных гигиеническими нормативами, относящихся к вредным условиям труда (3 классу), не установлено.

Проверив материалы дела, заслушав пояснения должностного лица Роструда Ш, поддержавшей доводы жалобы, защитников ЕМУП«Гортранс» Подкорытовой О.П. и Вакатовой Т.В., возражавших против удовлетворения жалобы, оснований к отмене решения судьи не нахожу.

Частью 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний.

Статьей 22 Трудового кодекса Российской Федерации на работодателя возлагаются, в том числе, обязанности по соблюдению трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров; обеспечению безопасности и условий труда, соответствующих государственным нормативным требованиям охраны труда; исполнению иных обязанностей, предусмотренных трудовым законодательством, в том числе законодательством о специальной оценке условий труда, и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорам.

Статья 76 Трудового кодекса Российской Федерации налагает на работодателя обязанность по отстранению от работы (не допускать к работе) работника, не прошедшего в установленном порядке обязательный медицинский осмотр, а также обязательное психиатрическое освидетельствование в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации на весь период времени до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

Статья 214 Трудового кодекса Российской Федерации возлагает обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда на работодателя. Работодатель обязан создать безопасные условия труда исходя из комплексной оценки технического и организационного уровня рабочего места, а также исходя из оценки факторов производственной среды и трудового процесса, которые могут привести к нанесению вреда здоровью работников. Работодатель обязан обеспечить: недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.

Статья 220 Трудового кодекса Российской Федерации гласит, что работники, занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности, для лиц в возрасте до 21 года - ежегодные) медицинские осмотры для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с нормативными правовыми актами и (или) медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры. Вредные и (или) опасные производственные факторы и работы, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры работников, указанных в части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров и их периодичность устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

Приказом Минздрава России от 28 января 2021 года № 29н утвержден Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса Российской Федерации, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (далее Порядок № 29н).

Как следует из материалов дела, по результатам расследования несчастного случая со смертельным исходом, произошедшего 26 мая 2023 года в цехе технического обслуживания подвижного состава № 2, пожарный проезд, по адресу: г. Екатеринбург, пр. Космонавтов, 12, со слесарем-электриком по ремонту электрооборудования ЕМУП «Гортранс» П, комиссией 23 июня 2023 года установлено, что ЕМУП«Гортранс», в нарушение требований ст.ст. 22, 76, 214, 220 Трудового Кодекса Российской Федерации, пп. 3 Порядка № 29н, допустило к работе слесаря-электрика по ремонту электрооборудования П без проведения периодического медицинского осмотра в связи с влиянием на него вредных и (или) опасных производственных факторов «шум», «тяжесть трудового процесса», «локальная вибрация».

Указанные обстоятельства послужили основанием для составления протокола об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЕМУП «Гортранс» и вынесения постановления о назначении ему административного наказания.

Отменяя постановление должностного лица Роструда и прекращая производство по делу, судья районного суда, проанализировав положения ст. 22, 76, 214, 220, п. 2, 3, 20 Порядка № 29н, Приказа Минтруда России №988н, Минздрава России №1420н от 31 декабря 2020 года, ст. 3, 7, 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», писем Минтруда России №15-2/10/В-8809, Минздрава России №28-5/И/2-10974 от 16 июля 2021 года, от 04 марта 2021 года № 15-2/ООГ-581, от 10 марта 2021 года №15-2/ООГ-654 Минтруда России пришел к выводу об отсутствии в действиях ЕМУП «Гортранс» состава правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указывая на то, что условия работы слесаря-электрика по ремонту электрооборудования, согласно специальной оценке условий труда, не признаны вредными, относящимися к 3 классу условий труда, в связи с чем у работодателя отсутствовала обязанность по проведению периодических медицинских осмотров по вредным факторам: шум, локальная вибрация, тяжесть трудового процесса.

Выводы судьи являются правильными и сомнений в обоснованности не вызывают, правовые основания для их переоценки отсутствуют.

В ст. 13 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее Федеральный закон № 426-ФЗ) перечислены вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, подлежащие исследованию (испытанию) и измерению при проведении специальной оценки условий труда. В их число входят физические факторы - шум, вибрация общая и локальная, а также тяжесть трудового процесса - показатели физической нагрузки на опорно-двигательный аппарат и на функциональные системы организма работника.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса - оптимальные, допустимые, вредные и опасные условия труда.

Из положений ч. 4 ст. 14 Федерального закона № 426-ФЗ следует, что вредными условиями труда (3 класс) являются условия труда, при которых уровни воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов превышают уровни, установленные нормативами (гигиеническими нормативами) условий труда.

Опасными условиями труда (4 класс) являются условия труда, при которых на работника воздействуют вредные и (или) опасные производственные факторы, уровни воздействия которых в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу жизни работника, а последствия воздействия данных факторов обусловливают высокий риск развития острого профессионального заболевания в период трудовой деятельности (ч. 5 указанной статьи).

Согласно п. 20 Порядка № 29н периодические медицинские осмотры проходят работники: занятые на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, перечисленные в Приказе Минздрава России и Минтруда России от 31 декабря 2020 года № 988н/1420н «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры».

Пунктом 21 Порядка №29н определено, что в списке работников, подлежащих периодическим осмотрам, указывается: наименование профессии (должности) работника согласно штатному расписанию; наименования вредных производственных факторов, работ в соответствии с приложением к Порядку, а также вредных производственных факторов, установленных в результате специальной оценки условий труда.

Для работников, занятых на работах во вредных и (или) опасных условиях труда, первый периодический осмотр в центре профпатологии проводится при стаже работы 5 лет во вредных (опасных) условиях труда (подклассы 3.1 - 3.4 класс 4), последующие периодические осмотры у данных категорий работников в центре профпатологии проводятся один раз в пять лет (п. 40 Порядка №29н).

В письмах Минтруда России от 04 марта 2021 года № 15-2/ООГ-581, Минтруда и соцзащиты Российской федерации № 15-2/10/В-8809, Минздрава Российской Федерации № 28-5/И/2-10974 от 16 июля 2021 года разъяснено, что при воздействии на работника вредных и (или) опасных факторов трудового процесса (тяжесть и напряженность труда) и производственной среды (химических, биологических, физических), источниками которых являются производственные процессы, производственное, в том числе, технологическое оборудование, обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры проводятся при превышении предельно допустимых концентраций (ПДК) и предельно допустимых уровней (ПДУ) факторов на рабочем месте начиная с подкласса условий труда 3.1 и выше (для разделов I - V Приказа № 988н/1420н), а также в случае выполнения работ, перечисленных в разделе VI Приказа № 988н/1420н, вне зависимости от класса условий труда на рабочем месте.

Из карточки специальной оценки условий труда слесаря-электрика по ремонту электрооборудования ЕМУП «Гортранс» П следует, что предметом исследования и испытаний при проведении специальной оценки условий труда на его рабочем месте были предусмотренные ст. 13 Федерального закона № 426-ФЗ вредные и (или) опасные факторы производственной среды и трудового процесса, такие как шум, вибрация общая и локальная, тяжесть трудового процесса, при этом, согласно спецоценке условий труда, определен 2 класс (допустимый) условий труда.

Нарушения п.п. 20, 21 Порядка №29н ЕМУП «Гортранс» ни в протоколе об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ЕМУП «Гортранс», ни в постановлении о назначении ему административного наказания ЕМУП «Гортранс» не вменены, а впервые указаны должностным лицом Роструда только в жалобе, что свидетельствует о неполном описании объективной стороны административного правонарушения.

Также следует отметить, что направление П на периодический медицинский осмотр, которое являлось основным доказательством и разграничивало вину ЕМУП «Гортранс» и медицинского учреждения, проводившего периодический медицинский осмотр, предметом исследования должностными лицами Роструда при производстве по делу и при рассмотрении дела не являлось, поскольку было истребовано должностным лицом Роструда у ЕМУП «Гортранс» непосредственно при рассмотрении жалобы в областном суде.

Кроме того, должностным лицом Роструда не исследовался вопрос о том, проходил ли П предварительный медицинский осмотр по вредным факторам труда - шуму, локальной вибрации и тяжести трудового процесса при трудоустройстве на должность слесаря-электрика по ремонту электрооборудования ЕМУП «Гортранс» и направлялся ли он на периодический медицинский осмотр по указанным факторам ранее.

Вышеуказанные обстоятельства указывают на то, что вина ЕМУП «Гортранс» не нашла своего подтверждения в ходе рассмотрения дела и жалобы.

Так как объективная и субъективная стороны административного правонарушения, являющиеся элементами состава административного правонарушения, не нашли подтверждения в ходе рассмотрения дела, вывод судьи районного суда об отстутствии в действиях ЕМУП «Гортранс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является обоснованным.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, а также в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого административного наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость примененного административного наказания.

Оспаривая обоснованность решения судьи районного суда, должностное лицо доводов о каких-либо существенных нарушениях процессуальных норм не привело, заявив лишь о несогласии с оценкой доказательств.

Вместе с тем несогласие автора жалобы с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием норм действующего законодательства не свидетельствует о том, что судьей районного суда допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные законом процессуальные требования.

Существенных нарушений процессуальных норм, влекущих отмену решения, при рассмотрении дела допущено не было. Оснований к отмене состоявшегося решения по доводам жалобы не установлено.

Руководствуясь ст. 30.6, п. 1 ч. 1 ст. 30.7 Российской Федерации об административных правонарушениях, судья

решил:

решение судьи Железнодорожного районного суда г. Екатеринбурга от 03октября 2023 года № 12-356/2023, вынесенное в отношении ЕМУ «Гортранс» по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.

Вступившее в законную силу решение может быть обжаловано (опротестовано) путем подачи жалобы (протеста) непосредственно в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции.

Судья Свердловского

областного суда Н.В. Краснова

72-914/2023

Категория:
Административные
Ответчики
ЕМУП "Городской транспорт"
Другие
Подкорытова Ольга Петровна
Вакатова Татьяна Владиславовна
Суд
Свердловский областной суд
Судья
Краснова Наталия Валерьевна
Статьи

5.27.01

Дело на странице суда
oblsud.svd.sudrf.ru
07.11.2023Материалы переданы в производство судье
29.11.2023Судебное заседание
01.12.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
06.12.2023Дело оформлено
07.12.2023Дело передано в экспедицию
29.11.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее