66RS0037-01-2020-001131-46
Дело № 2а-709/2020
Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИгор.Лесной Свердловской области 24 августа 2020 года
Городской суд города Лесного Свердловской области в составе: председательствующего судьи Саркисян Т.В. при секретаре судебного заседания Казаченко Т.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Макарову И.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням
установил:
Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области (далее также МИФНС России № 27 по СО, налоговый орган) обратилась в суд с административным исковым заявлением, просит удовлетворить заявление о восстановлении пропущенного процессуального срока на взыскание обязательных платежей и восстановить срок на взыскание с ответчика задолженности: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым с бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии за 2018 год в размере 17839,38 руб. и пени в размере 8,62 руб.; по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2018 год в размере 3924,73 руб. и пени в размере 1,96 руб.; а всего взыскать 21774,99 руб.
В обоснование иска указано, что Макаров И.А. в период с 31.01.2018 по 01.10.2018 г. был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя.
Лицо, обладающее статусом индивидуального предпринимателя, согласно п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования " (далее - Закон № 212-ФЗ), ст. 419 Налогового кодекса Российской Федерации, является плательщиком страховых взносов, определяемых в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. За период осуществления предпринимательской деятельности Макаров И.А. не погасил в установленные сроки задолженность по оплате страховых взносов, а именно: по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда РФ на выплату страховой пенсии, и на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере.
Ввиду неисполнения административным ответчиком обязанностей по оплате страховых взносов в фиксированном размере, административным истцом в порядке ст. 75 Налогового кодекса Российской Федерации начислены пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязательства. Макарову И.А. в соответствии со ст. 69, ст. 70 Налогового кодекса Российской федерации были направлены требование об оплате задолженности №18310, которое не было исполнено должником, данное обстоятельство явилось основанием для обращения истца с настоящим административным иском, при этом срок для подачи настоящего административного искового заявления истек. Поскольку причиной несвоевременного обращения административного истца за защитой нарушенных прав явилась высокая загруженность и ежегодное возрастание количества должников, МИФНС России № 27 по Свердловской области просит восстановить пропущенный срок подачи административного искового заявления. Кроме того, в соответствии с пп.9, 14 п.1 ст. 31. п.2 ст. 48 НК РФ. Инспекция обратилась в адрес мирового судьи соответствующего судебного участка №3 по месту жительства должника с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании обязательных платежей и санкций. 16.12.2020 г. мировым судьей судебного участка №3 судебного района г. Лесного в выдаче судебного приказа было отказано в связи с пропуском установленного п.2 ст.48 НК РФ, Гл.32 КАС РФ шестимесячного срока для обращения в суд.
Представитель административного истца Межрайонной ИФНС России №27 по Свердловской области в судебное заседание не явился, направлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя, на требованиях настаивают.
Административный ответчик Макаров И.А. о месте и времени рассмотрения дела извещенный заблаговременно и надлежащим образом почтовой корреспонденцией, в том числе посредством публикации информации на официальном интернет-сайте городского суда города Лесного Свердловской области, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, возражений на административный иск не направлял.
Учитывая надлежащее извещение сторон, суд полагает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке на основании ч. 2 ст. 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Положениями части 1 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено право налоговой инспекции (как контрольного органа) обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
В соответствии со ст. 20 Федерального закона от 03 июля 2016 года N 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года, должен осуществляться соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу указанного Закона.
С 01 января 2017 года отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов, регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, полномочия по администрированию страховых взносов возложены на налоговые органы.
В соответствии со статьей 1 Налогового кодекса Российской Федерации порядок взимания налогов и сборов регламентируется законодательством о налогах и сборах, которое состоит из Налогового кодекса Российской Федерации и принимаемых в соответствии с ним федеральных законов. Сроки в законодательстве о налогах и сборах имеют самостоятельное регулирование, исчисление и применение.
В соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В силу ст.23 Налогового кодекса Российской Федерации Плательщики страховых взносов обязаны уплачивать установленные настоящим Кодексом страховые взносы (ч.3.4); за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей плательщик страховых взносов несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч.5).
Согласно пункту 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
Согласно ст. 423 НК РФ расчетным периодом признается календарный год.
Размер страховых взносов, уплачиваемых плательщиками, не производящими выплат и иных вознаграждений физическим лицам, установлен ст. 430 НК РФ.
Исходя из положений пункта 5 статьи 430 НК РФ, если индивидуальные предприниматели прекращают осуществлять предпринимательскую деятельность в течение расчетного периода, соответствующий фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. За неполный месяц деятельности соответствующий фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, включительно.
Как следует из п.2 ст. 432 НК РФ суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование.
Частью 5 статьи 432 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случае прекращения физическим лицом деятельности индивидуального предпринимателя уплата страховых взносов такими плательщиками осуществляется не позднее 15 календарных дней с даты снятия с учета в налоговом органе индивидуального предпринимателя.
В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (п.2 ст. 432 НК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 75 НК РФ пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса (пункт 3 статьи 75 НК РФ).
Согласно п.4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.
Макаров И.А. в период с 31.01.2018 по 01.10.2018 был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, при этом обязанность по уплате страховых взносов за 2018 год не была исполнена.
В адрес ответчика было направлено требование №18310 об уплате задолженности по страховым взносам и пени, предоставлен срок для добровольного исполнения – до 12.11.2018 (л.д.9).
Данные требования административным ответчиком в добровольном порядке не исполнены, что послужило основанием для обращения МИФНС России № 27 по Свердловской области к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи судебного участка №3 судебного района города Лесного Свердловской области от 16.12.2020 в принятии заявления о вынесении судебного приказа о взыскании с должника Макарова И.А. недоимки и пени было отказано, в связи с пропуском срока на обращение в суд (л.д.19).
23.07.2020 МИФНС России № 27 по Свердловской области обратилась с административным исковым заявлением в городской суд города Лесного Свердловской области, при этом, просит восстановить пропущенный срок.
В силу статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также положений главы 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации общий срок на обращение в суд составляет 6 месяцев с момента истечения срока для добровольного исполнения требования об уплате налогов, пени.
Согласно пункту 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительным причинам срок на обращение в суд может быть восстановлен судом.
При этом, указанный срок может быть восстановлен только в исключительных случаях, когда суд признает уважительными причины его пропуска по обстоятельствам, объективно исключающим возможность подачи заявления в установленный срок.
Срок для обращения в суд для взыскания недоимки по страховым взносам и пене истек 12.11.2018, административный истец обратился к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа по истечении указанного срока, а именно 16.12.2019, в связи с чем, в принятии заявления о выдаче судебного приказа было обоснованно отказано.
С учетом того, что административное исковое заявление подано истцом в городской суд города Лесного Свердловской области 23.07.2020, при этом, уважительных причин пропуска срока не представлено, основания для восстановления срока на обращение в суд отсутствуют.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 22 марта 2012 года N 479-О-О указал, что принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации, не может осуществляться.
Таким образом, в удовлетворении требований административного истца в связи с пропуском срока на обращение в суд надлежит отказать.
Доводы административного истца о том, что срок для обращения в суд пропущен по уважительной причине, в связи с загруженностью налогового органа, связанной с большим объемом искового производства, судом отклоняются, так как в данном случае своевременность подачи административного искового заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Согласно части 2 ст.286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при установлении факта пропуска без уважительных причин срока исковой давности или срока обращения в суд судья принимает решение об отказе в иске без исследования иных фактических обстоятельств по делу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.286-290, 291-294 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Межрайонной инспекции федеральной налоговой службы России № 27 по Свердловской области к Макарову И.А. о взыскании задолженности по страховым взносам и пеням оставить без удовлетворения.
Решение суда вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия в окончательной форме, если не обжаловано в апелляционном порядке. В случае подачи апелляционной жалобы решение суда вступает в законную силу после рассмотрения судом апелляционной инстанции жалобы, если обжалуемое решение суда не отменено.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Свердловский областной суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения в окончательной форме через городской суд ***.
Текст решения изготовлен в совещательной комнате с использованием компьютерной техники.
Судья Т.В. Саркисян