Решение по делу № 2-435/2015 от 02.06.2015

2-435/2015РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Щучанский районный суд Курганской области

в составе председательствующего судьи Симонов Ю.М.,

при секретаре Пановой Ю.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Щучье 10 декабря 2015 года

гражданское дело по иску прокурора Щучанского района Курганской области в интересах Киселёвой Н.Ф. к Администрации города Щучье Курганской области о возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Щучанского района Курганской области в интересах Киселёвой Н.Ф. обратился в суд с иском к Администрации города Щучье Курганской области о признании действий незаконными и возложении обязанности по постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указывая, что прокуратурой района проведена проверка по обращению Киселёвой Н.Ф., Дата.р. по поводу отказа Администрации г. Щучье в постановке ее, как вдовы участника Великой Отечественной Войны - ФИО1, Дата рождения, на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Киселёва Н.Ф. зарегистрирована и проживает по адресу: <адрес>. Указанный жилой дом принадлежит ФИО2 на праве собственности, которая зарегистрирована и проживает по указанному адресу. В указанном доме, согласно домовой книге для прописки граждан, помимо Киселёвой Н.Ф. зарегистрированы еще 5 человек: ФИО2, Дата.р.; ФИО3, Дата.р.; ФИО4, Дата.р.; ФИО7, Дата.р.; ФИО6, Дата.р. В ходе указанной проверки было установлено, что Киселёва Н.Ф. жилого помещения, - находящегося у нее в собственности, не имеет. Обращалась в Администрацию г. Щучье с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Согласно ответа от 23.04.2015 за , Главой г. Щучье ей отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Установлено, что в г. Щучье имеются централизованные инженерные системы отопления, водоснабжения, водоотведения. Таким образом, жилой дом Киселёвой Н.Ф. не отвечает требованиям, предъявляемым к жилым помещениям, соответственно, Киселёва Н.Ф. нуждается в улучшении жилищных условий. Отсутствие централизованного отопления, водоснабжения, водоотведения жилого дома Киселёвой Н.Ф. влечет нарушение ее жилищных и конституционных прав, которая в силу своего возраста, состояния здоровья, не имеет возможности обеспечить себя для удовлетворения ежедневных потребностей. Просил признать действия Администрации г. Щучье Курганской области по отказу в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Киселёвой Н.Ф. незаконными и обязать Администрацию г. Щучье поставить вдову участника Великой Отечественной войны Киселёву Н.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от 12.10.2015г. производство по делу в части заявленного требования о признании действий Администрации г. Щучье Курганской области об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий Киселёвой Н.Ф. незаконными, прекращено в связи с отказом истца от иска.

В судебном заседании помощник прокурора Ваулина Т.Г. дала пояснения, согласно изложенным в иске доводам.

Истец Киселёва Н.Ф. в судебное заседание не явилась, ее интересы представляла по доверенности Шишимаренкова С.В., которая заявленные прокурором исковые требования поддерживала.

Представитель ответчика Администрации города Щучье Курганской области по доверенности ФИО5 в судебном заседании исковые требования прокурора не признала по обстоятельствам, что Киселёва Н.Ф. проживает и зарегистрирована в доме <адрес>, принадлежащем на праве собственности ее дочери ФИО2, площадь дома составляет <данные изъяты>, что в расчете на каждого члена семьи составляет 15,0 кв.м., то есть больше учетной нормы. Кроме того, внучка Киселёвой Н.Ф., - ФИО4, которая с малолетними детьми также проживает и зарегистрирована в доме ФИО2 имеет в собственности жилой дом, общей площадью <данные изъяты>, расположенный по адресу: <адрес>. Жилое помещение, расположенное по адрес; <адрес> ветхим, аварийным и не пригодным к проживанию межведомственной комиссией администрации <адрес> не признан. Таким образом, правовых оснований для постановки Киселёву Н.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не имеется.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от 25.07.2015г. в соответствии со ст.43 ГПК РФ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ФИО2, ФИО3, ФИО4

В судебном заседании третье лицо ФИО2 суду пояснила, что является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, общая площадь жилого дома <данные изъяты>. Киселёва Н.Ф. является ее матерью и членом ее семьи, зарегистрирована и проживает по указанному адресу, собственного жилья не имеет. Ее дочь ФИО4 и ее несовершеннолетние дети приехали к ней из <адрес> в декабре 2014г. по 01.12.2015г. проживали в ее доме. В настоящее время снялись с регистрационного учета и выбыли обратно к себе домой в <адрес>, по семейным обстоятельствам. ФИО3 является ее сыном, зарегистрирован в ее доме, но фактически проживает со своей семьей по адресу: <адрес>.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО4 в судебное заседание не явилась, ходатайствовала о рассмотрении дела без ее участия в связи с выездом к месту жительства в <адрес>.

Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора ФИО3 суду пояснил, что он зарегистрирован в доме своей матери по адресу: <адрес>, но фактически проживает с женой и двумя детьми по адресу: <адрес>, в доме, который принадлежит на праве собственности его супруге.

Определением Щучанского районного суда Курганской области от 29.10.2015г. в соответствии со ст.43 ГПК РФ по ходатайству представителя ответчика Администрации г. Щучье к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено Главное управление социальной защиты населения Курганской области.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора Главного управления социальной защиты населения Курганской области в судебное заседание не явился, ходатайствовал о рассмотрении дела без его участия, суду представил письменный отзыв на исковое заявление, в котором указывал, что Главное управление социальной защиты населения Курганской области возражает против удовлетворения заявленных требований в связи со следующим. В соответствии со ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета имеют члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны и инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающиеся в улучшении жилищных условий. В силу пункта 1 статьи 23.2 Федерального закона «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем указанной категории граждан переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов Российской Федерации. В соответствии с Порядком предоставления мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны и членов семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, утвержденным постановлением Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 года № 120 Главное управление определено уполномоченным органом по предоставлению мер социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов. Согласно пункту 2 указанного Порядка меры социальной поддержки по обеспечению жильем осуществляются путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения за счет средств областного бюджета, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета. Из анализа указанных выше норм следует, что члены семьи погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны имеют право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в форме единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения при условии признания их нуждающимися в улучшении жилищных условий. Наличие нуждаемости в жилых помещениях определяется нормами жилищного законодательства. Принятие граждан на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в соответствии со статьей 52 ЖК РФ осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства. Частью первой статьи 51 ЖК РФ предусмотрены следующие основания для признания граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях:

1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;

2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы;

3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для проживания
требованиям;

4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо
собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения,
проживающими в квартире, занятыми несколькими семьями, если в составе семьи имеется
больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности.

Такого основания для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении, как отсутствие у него в собственности жилого помещения, Жилищным кодексом РФ не предусмотрено. В соответствии с частью 2 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для проживания граждан (отвечает санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства). Согласно частям 3 и 4 статьи 30 Жилищного кодекса собственник жилого помещения несет бремя содержания данного помещения. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное жилое помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним. Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято постановление от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение), в котором установлены основания для признания жилого помещения непригодным для проживания. Согласно пункту 7 Положения оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям. В соответствии с пунктом 8 Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан. В силу пункта 12 Положения жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). В поселениях без централизованных инженерных сетей в одно- и двухэтажных зданиях допускается отсутствие водопровода и канализированных уборных. В соответствии с пунктом 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие, в частности, ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований. Согласно пункту 43 Положения при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения. При этом в силу пункта 41 Положения не может служить основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания отсутствие системы централизованной канализации и горячего водоснабжения в одно- и двухэтажном жилом доме. Фактические обстоятельства свидетельствуют о нижеследующем. Киселёва Н.Ф. зарегистрирована и проживает в жилом доме по адресу: <адрес>. Данный жилой дом общей площадью <данные изъяты> принадлежит на праве собственности ФИО2 - дочери истца. Таким образом, в силу закона Киселёва Н.Ф. является членом семьи собственника жилого помещения. Кроме Киселёвой Н.Ф., в данном жилом помещении зарегистрировано и проживает еще пять членов семьи истца (внук ФИО3, внучка ФИО4, правнуки ФИО7 и ФИО6). Обеспеченность общей площадью жилого помещения на каждого члена семьи Киселёвой Н.Ф. составляет 15,2 кв.м., что более учетной нормы, установленной в городе <адрес> (12 кв.м.). Кроме того, в собственности внучки ФИО4 находится 11/15 долей жилого дома общей площадью <данные изъяты>, что составляет <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>. Заключением Межведомственной комиссии, назначенной постановлением Администрации <адрес> от Дата , жилой дом, в котором проживает Киселёва Н.Ф., был обследован, и в соответствии с заключением о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 15.07.2015 года , вынесенным на основании акта обследования помещения от 15.07.2015 года, признан пригодным для проживания. Процессуальный истец, оспаривая вышеуказанное заключение Межведомственной комиссии, указывает на отсутствие подключения данного жилого дома к централизованным инженерным системам отопления, водоснабжения, водоотведения. Из акта обследования жилого помещения от 15.07.2015 года усматривается, что жилой дом, в котором проживает Киселёва Н.Ф., имеет газовое отопление, электроосвещение, холодное водоснабжение. При этом ссылок на ухудшение технического состояния жилого помещения в связи с физическим износом в процессе его эксплуатации, приведшее к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций помещения заключение Межведомственной комиссии не содержит. Вместе с тем, само по себе отсутствие централизованных систем горячего водоснабжения и отопления в одноэтажном доме, при подключении дома к системе газоснабжения, в соответствии с пунктами 12, 13, 41 Положения не является, по нашему мнению, основанием для признания указанного жилого помещения непригодным для проживания. Процессуальный истец заявил о проведении независимой экспертизы технического состояния данного дома. Вместе с тем, согласно действующему жилищному законодательству, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления. При рассмотрении дела об оспаривании заключения межведомственной комиссии суд проверяет как соблюдение порядка такого заключения, так и соответствие выводов комиссии положениям нормативных правовых актов, устанавливающих требования к оценке пригодности помещений для проживания граждан. При этом, суд вправе возложить на такую комиссию обязанность в определенный срок провести оценку соответствия установленным в Положении основаниям, не предрешая ее существа. Данный довод согласуется с мнением Судебной коллегии Курганского областного суда, выраженным в апелляционном определении от 29.07.2014 года по делу № 33-2249/2014. Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 51 Жилищного кодекса РФ при принятии решения о нуждаемости Киселёвой Н.Ф. в жилом помещении необходимо учитывать наличие жилой площади у члена ее семьи - внучки ФИО4 - в объеме <данные изъяты>, с учетом которого на каждого члена семьи Киселёвой Н.Ф. приходится 12,9 кв. м. общей площади жилого помещения, что также составляет более учетной нормы, установленной в городе Щучье.

Суд, выслушав доводы явившихся сторон, третьих лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные по делу доказательства в совокупности, приходит к следующему.

В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. В соответствии со ст.46 Конституции каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод.

Из материалов дела видно, что Киселёва Н.Ф., Дата рождения является вдовой участника Великой Отечественной войны – ФИО1, умершего Дата и имеет право на льготы, установленные Федеральным законом «О ветеранах».

Киселёва Н.Ф. зарегистрирована и проживает в жилом помещении, расположенном по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>, принадлежащем ее дочери ФИО2 на праве собственности, кроме Киселёвой Н.Ф. в указанном жилом помещении зарегистрированы: дочь ФИО2, внук ФИО3 Внучка ФИО4 и правнуки ФИО7 и ФИО6 с регистрационного учета снялись 01.12.2015г. в связи с выбытием в <адрес>.

16.04.2015г. Киселёва Н.Ф. обратилась в Администрацию города Щучье Курганской области с заявлением о постанове ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, указав, что жилья не имеет и является вдовой участника Великой Отечественной войны.

Прокурор и представитель истца ссылались в судебном заседании на то, что занимаемое Киселёвой Н.Ф. жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07,05.2008 № 714 (в ред. Указа Президента Российской Федерации от 09.01.2010 № 30) «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» и с положениями ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», нуждающимся в улучшении жилищных условий ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку, предоставляются меры в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем, независимо от их материального положения.

Пунктом 1 ст. 23.2 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» полномочия по обеспечению жильем указанных выше категорий граждан переданы Российской Федерацией органам государственной власти субъектов.

В соответствии с подпунктом 5 п. 1 Постановления Администрации (Правительства) Курганской области от 10.04.2006 № 120 «О мерах социальной поддержки по обеспечению жильем ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов» мерами социальной поддержки по обеспечению жильем в соответствии со ст.ст. 14, 15, 17 - 19 и 21 Федерального закона от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» пользуются нуждающиеся в улучшении жилищных условий члены семей погибших (умерших) инвалидов Великой Отечественной войны и участников Великой Отечественной войны, члены семей погибших в Великой Отечественной войны лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Таким образом, и федеральное законодательство и законодательство субъекта Российской Федерации - Курганской области предполагают возможность обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны без учета их имущественного положения, но при условии их нуждаемости в улучшении жилищных условий.

Нормы и условия нуждаемости в жилых помещениях ветеранов Великой Отечественной войны и членов их семей в жилых помещениях определяются нормами жилищного законодательства.

В соответствии с ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; 4) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Пункт 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относит признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 года утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Согласно пункту 2 Положения его действие распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 10 Положения несущие и ограждающие конструкции жилого помещения, в том числе входящие в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, должны находиться в работоспособном состоянии, при котором возникшие в ходе эксплуатации нарушения в части деформативности (а в железобетонных конструкциях - в части трещиностойкости) не приводят к нарушению работоспособности и несущей способности конструкций, надежности жилого дома и обеспечивают безопасное пребывание граждан и сохранность инженерного оборудования.

Согласно пункту 33 Положения основанием для признания жилого помещения непригодным для проживания является наличие выявленных вредных факторов среды обитания человека, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровья граждан вследствие: ухудшения в связи с физическим износом в процессе эксплуатации здания в целом или отдельными его частями эксплуатационных характеристик, приводящего к снижению до недопустимого уровня надежности здания, прочности и устойчивости строительных конструкций и оснований.

В пункте 43 Положения указывается, что при оценке соответствия находящегося в эксплуатации помещения установленным в настоящем Положении требованиям проверяется его фактическое состояние. При этом проводится оценка степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, степени его огнестойкости, условий обеспечения эвакуации проживающих граждан в случае пожара, санитарно-эпидемиологических требований и гигиенических нормативов, содержания потенциально опасных для человека химических и биологических веществ, качества атмосферного воздуха, уровня радиационного фона и физических факторов источников шума, вибрации, наличия электромагнитных полей, параметров микроклимата помещения, а также месторасположения жилого помещения.

По результатам обследования жилого помещения по адресу: <адрес>, произведенного 15.07.2015г. Межведомственной комиссией, назначенной постановлением Администрации г. Щучье 03.03.2015г., жилое помещение признано пригодным для проживания, требуется капитальный ремонт отдельных конструкций здания.

Из сведений ГУП «Кургантехинвенразация» за от 15.07.2015г. следует, что процент износа жилого дома <адрес>, по состоянию на 12.03.2012 составляет – основное строение 36%.

23.04.2015г. Киселёвой Н.Ф. Администрацией города Щучье отказано в постановке на учет на улучшение жилищных условий, ввиду наличия собственности члена семьи Киселёвой Н.Ф. жилого помещения достаточной площади.

Сторона иска не согласилась с актом обследования помещения от 15.07.2015г. и заключением межведомственной комиссии и ходатайствовала о назначении по делу судебной строительной экспертизы.

Определением Щучанского районного суда от 22.07.2015г. по делу назначена судебно-строительная экспертиза, проведение которой было поручено ООО «Олимп».

Согласно заключению экспертов от 18.09.2015 года, проведенному экспертами ООО «Олимп»:

1) Жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не пригодно для проживания на основании требований, указанных Своде Правил 55.13330.2011, ГОСТ 27751-2014 «Надежность строительных конструкций и оснований» определяющих требования к жилым помещениям.

Жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> не пригодно для проживания, ввиду достижения предельных деформаций конструкции, деградации свойств материалов из которых изготовлены конструктивные элементы жилого дома, превышение расчетного срока службы (с предусмотренными ремонтными работами, включая капитальный ремонт), при котором его дальнейшая эксплуатация недопустима или нецелесообразна, ввиду достижения максимального износа конструктивных элементов.

2) Жилое помещение – жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, не пригодно для проживания, в соответствии с «Методикой определения физического износа гражданских зданий», относится к категории «Ветхое», находится в ветхом (аварийном) состоянии.

3) Жилое помещение – Жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, (литер – А), нуждается в капитальном ремонте. В соответствии с методикой примерная стоимость капитального ремонта, в % от восстановительной стоимости конструктивных элементов от 93% до 120%.

4) В жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, необходимо проведение капитального ремонта.

При проведении капитального ремонта необходимо заново смонтировать ленточный бутовый фундамент под основным строением (Литер – А), перебрать деревянные рубленные стены (Литер – А), демонтировать с последующим монтажом перекрытия по деревянным балкам, облегченные, не оштукатуренные (Литер – А), демонтировать с последующим монтажом напольное покрытие (Литер – А), демонтировать с последующим монтажом кровлю жилого дома (Литер –А).

Стоимость проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 353 657,00 руб.

5) Стоимость проведения капитального ремонта жилого дома, расположенного по адресу: <адрес> составляет 353 657,00 руб.

Стоимость жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, с учетом физического износа равного 69,0%, составляет 231 462,00 руб.

Стоимость проведения капитального ремонта превышает стоимость жилого дома на 122 195,00 руб.

6) Расчетная величина физического износа жилого дома (литер – А), расположенного по адресу: <адрес>, составляет 69,0%.

Стороны спора с результатами экспертизы ознакомлены.

Суд оценивает доказательства в соответствии с требованиями ст.67 ГПК РФ.

По мнению суда, в нарушении пунктов 33, 34, 42, 43 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», межведомственной комиссией при принятии решения не проведена оценка соответствия жилого дома установленным требованиям.

Как установлено в судебном заседании, а также следует из акта обследования от 15.07.2015 года жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, комиссия ограничилась только визуальным осмотром. Ни инструментальный контроль, ни лабораторные испытания не проводились. Мнение специалистов-экспертов проектно-изыскательских и специализированных организаций при проведении обследования и принятия решения МВК не испрашивалось. Помимо того, межведомственной комиссией не принято во внимание содержание технического паспорта на дом от 12.03.2012г., а из которого следует, что дом 1957 года постройки, деревянный, капитальный ремонт не осуществлялся, в 2000 году возведен к дому только теплый пристрой.

Таким образом, выводы межведомственной комиссии сделаны без учета степени и категории технического состояния строительных конструкций и жилого дома в целом, свойств материалов из которых изготовлены конструктивные элементы жилого дома, расчетного срока службы (с предусмотренными ремонтными работами, включая капитальный ремонт).

Суд считает необходимым принять за основу заключение экспертов № 33/08-2015 от 18.09.2015 года ООО «Олимп», поскольку экспертиза производилась по назначению суда, вопросы на разрешение экспертов формировались судом с учетом мнения спорящих сторон, ответы эксперта на поставленные вопросы являются содержательно-понятными, эксперты были письменно предупреждены об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения по ст.307 УК РФ. Само экспертное заключение, а также выводы, изложенные в нем, сторонами спора не опровергнуты.

Таким образом, суд приходит к выводу, что расположенное по адресу: <адрес>, помещение, не отвечает установленным для жилых помещений требованиям.

В силу ч. 1 ст. 30 Жилищного кодекса Российской Федерации собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования, которые установлены Жилищным кодексом Российской Федерации.

Частью 1 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что к членам семьи собственника жилого помещения относятся проживающие совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруг, а также дети и родители данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.

Вселенные собственником жилого помещения члены его семьи имеют право пользования данным жилым помещением наравне с его собственником, если иное не установлено соглашением между собственником и членами его семьи (ч. 2 ст. 31 Жилищного кодекса Российской Федерации).

В п. 11 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2009 г. № 14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» разъяснено, что вопрос о признании лица членом семьи собственника жилого помещения судам следует разрешать с учетом положений ч. 1 ст. 31 ЖК РФ, исходя из того, что членами семьи собственника жилого помещения могут быть признаны другие родственники независимо от степени родства (например, бабушки, дедушки, братья, сестры, дяди, тети, племянники, племянницы и другие), если они вселены собственником жилого помещения в качестве членов своей семьи. Для признания перечисленных лиц членами семьи собственника жилого помещения требуется не только установление юридического факта вселения их собственником в жилое помещение, но и выяснение содержания волеизъявления собственника на их вселение, а именно вселялось ли им лицо для проживания в жилом помещении как член его семьи или жилое помещение предоставлялось для проживания по иным основаниям (например, в безвозмездное пользование, по договору найма).

Для признания, названных лиц вселенных собственником в жилое помещение, членами его семьи достаточно установления только факта их совместного проживания с собственником в этом жилом помещении и не требуется установления фактов ведения ими общего хозяйства с собственником жилого помещения, оказания взаимной материальной и иной поддержки.

Данное разъяснение сделано применительно к ситуации наличия у собственника единственного жилого помещения для проживания.

Внучке Киселёвой Н.Ф, - ФИО4 на праве общей долевой собственности в размере 11/15 доли принадлежит жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.

Согласно информации, представленной Комитетом строительства Администрации <адрес>, в соответствии с решением <данные изъяты> Совета депутатов от 27.06.2006г. «Об утверждении Порядка осуществления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма» по <адрес> установлено, что размер учетной нормы составляет 15 квадратных метров. <данные изъяты> сельское поселение входит в состав муниципального района <адрес>.

Согласно информации ТП УФМС РФ по Курганской области в Щучанском районе за от 10.12.2015г. ФИО4 и ее несовершеннолетние дети ФИО7, Дата.р. и ФИО6, Дата.р., сняты с регистрационного учета 01.12.2015г. Адрес выбытия: <адрес>.

Таким образом, проанализировав вышеизложенное с учетом представленных доказательств, суд приходит к выводу, что Киселёва Н.Ф. является членом семьи собственника жилого помещения ФИО2 по адресу: <адрес>, но не является членом семьи собственника жилого помещения ФИО4 по адресу: <адрес>, поскольку его собственники, в том числе и ФИО4, Киселёву Н.Ф. к себе не вселяли и в пользование ей жилое помещение не предоставляли. Обстоятельств достоверно свидетельствующих о том, что Киселёва Н.Ф. и ФИО4 являются членами одной семьи в нарушение ч.1 ст.56 ГПК РФ ответчиком суду не представлены.

Учитывая изложенное, а также то обстоятельство, что доказательств, свидетельствующих о том, что истец является нуждающейся в жилом помещении либо жилое помещение, в котором проживает Киселёва Н.Ф., не соответствует предъявляемым к жилым помещениям требованиям, нашло полностью свое подтверждение в ходе судебного разбирательства, то есть в данном случае имеются все правовые основания для удовлетворения требований прокурора о постановке вдовы участника Великой Отечественной войны Киселёву Н.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Истец Киселёва Н.Ф. просила взыскать с ответчика администрации г. Щучье судебные расходы по оплате услуг эксперта по проведению судебной строительной экспертизы в сумме 32 640,00 руб., расходы за услуги представителя адвоката Шишмаренковой С.В. в сумме 10 000,00 руб., предоставив суду договор на оказание услуг ООО «Олимп» от 29.07.2015г. и кассовый чек на вышеуказанную сумму, квитанцию от 22.07.2015г. адвоката Курганской коллегии адвокатов Шишмаренковой С.В. о получении от Киселёвой Н.Ф. денежных средств в сумме 10 000,00 руб. за участие в суде.

В соответствии с ч.1 ст.88 ГПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.

По общему правилу, предусмотренному ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.

В соответствии с ч.1 ст.100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 20.10.2005г. № 355-О, взыскание расходов на оплату услуг представителя, понесенных лицом, в пользу которого принят судебный акт, с другого лица, участвующего в деле, в разумных пределах, является обязанностью суда, вместе с тем, суд не вправе уменьшить размер сумм, взыскиваемых расходов произвольно, тем более, если другая сторона не заявляет возражения и не представляет доказательства чрезмерности взыскиваемых с нее расходов.

Ответчиком по иску, возражений по обстоятельствам чрезмерности подлежащих взысканию расходов на оплату услуг представителя, не заявлялись.

Таким образом, с Администрации города Щучье в пользу Киселёвой Н.Ф. подлежат взысканию расходы на оплату услуг эксперта в сумме 32 640,00 руб. и расходы на услуги представителя в сумме 10 000,00 руб.

Руководствуясь ст.ст. 196-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

исковые требования прокурора Щучанского района Курганской области в интересах Киселёвой Н.Ф. об обязании Администрацию города Щучье Курганской области постановить вдову участника Великой Отечественной войны Киселёву Н.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, удовлетворить.

Обязать Администрацию г. Щучье Курганской области поставить вдову участника Великой Отечественной войны Киселёву Н.Ф. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Взыскать с Администрации города Щучье Курганской области в пользу Киселёвой Н.Ф. судебные расходы на оплату услуг эксперта в сумме 32 640 (Тридцать две тысячи шестьсот сорок) рублей и расходы на услуги представителя в сумме 10 000 (Десять тысяч) рублей, всего – 42 640 (Сорок две тысячи шестьсот сорок) рублей.

На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Курганский областной суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме, с подачей жалобы через Щучанский районный суд.

Мотивированное решение составлено 14.12.2015г.

Судья: подпись Ю.М. Симонов

2-435/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор Щучанского района Григорьев В.А.
Киселева Н.Ф.
Ответчики
Администрация города Щучье
Другие
Сухоплюева Н.В.
Главное управление социальной защиты населения Курганской области
Сухоплюев П.И.
МАРКОВСКАЯ Т.В.
Суд
Щучанский районный суд Курганской области
Дело на сайте суда
schuchansky.krg.sudrf.ru
02.06.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.06.2015Передача материалов судье
05.06.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
05.06.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.06.2015Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.06.2015Предварительное судебное заседание
14.07.2015Судебное заседание
22.07.2015Судебное заседание
12.10.2015Производство по делу возобновлено
27.10.2015Судебное заседание
29.10.2015Судебное заседание
26.11.2015Судебное заседание
10.12.2015Судебное заседание
14.12.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.12.2015Дело оформлено
15.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.12.2015
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее