№ 2-199/2017 КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г.Пермь 06 февраля 2017 года
Пермский районный суд Пермского края в составе:
председательствующего судьи Дружининой О.Г.,
при секретаре Коноваловой Н.А.,
с участием прокурора Грязевой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Пермского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Савинского сельского поселения о возложении обязанности по обустройству тротуаров вдоль автомобильных дорог,
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Пермского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации Савинского сельского поселения о возложении обязанности по обустройству тротуаров вдоль автомобильных дорог в <адрес> от контрольно-пропускного пункта воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес>В до <адрес>Б. В обоснование указано, что прокуратурой Пермского района проведена проверка по обращению начальника ОМВД России по <адрес> по факту не обустройства тротуара вдоль автомобильных дорог в <адрес> – от КПП воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес>В до <адрес>Б. В ходе проверки факт отсутствия тротуаров подтвердился. Проверкой также установлено, что, поскольку в <адрес> отсутствуют наименования улиц, в собственности Савинского сельского поселения находятся дороги под кадастровыми номерами №, вдоль которых расположены указанные дома. В силу пункта 4.5.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования» тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. Ссылаясь на положения ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года №416-ПК «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае», ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», полагает, что отсутствие тротуаров вдоль автомобильных дорог влечет нарушение прав граждан на безопасное передвижение по территории населенного пункта. Просит возложить на ответчика обязанность по обустройству тротуаров вдоль автомобильных дорог в <адрес> от контрольно-пропускного пункта воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес>В до <адрес>Б в соответствии с ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
Помощник прокурора Пермского района Грязева А.В. в судебном заседании на заявленных требованиях настаивала по доводам, изложенным в заявлении. Дополнительно поясняла, что дороги с кадастровыми номерами № являются собственностью муниципального образования «Савинское сельское поселение», проходят по территории <адрес>, следовательно администрация сельского поселения обязана обустроить на дорогах тротуары. Жилые дома под номерами <адрес>, расположены на территории <адрес>, что подтверждается фрагментом карты «Генеральный план <адрес> муниципального района <адрес> «Схема организации транспорта и улично-дорожной сети», приобщенной к материалам дела.
Ответчик администрация Савинского сельского поселения своего представителя в судебное заседание не направила. Согласно возражениям ответчика в муниципальной собственности Савинского сельского поселения находятся автомобильная дорога, протяженностью 4790 п.м. (кадастровый номер объекта №) и автомобильная дорога, протяженностью 597 п.м. (кадастровый номер объекта №). Указанные объекты недвижимости расположены на земельных участках с кадастровыми номерами №. Согласно п.21 ч.1 ст. 14 Федерального закона Российской Федерации от 06.10.2003 года №131-Ф3 к полномочиям сельского поселения отнесен вопрос по присвоению адресов объектам адресации, изменение, аннулирование адресов, присвоение наименований элементам улично-дорожной сети (за исключением автомобильных дорог федерального значения, автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, местного значения муниципального района), наименований элементам планировочной структуры в границах поселения, изменение, аннулирование таких наименований, размещение информации в государственном адресном реестре. Согласно сведениям администрации поселения на территории <адрес> сельского поселения отсутствуют такие объекты адресации как: <адрес>Г, <адрес>Д, <адрес>В, <адрес>Б. Кроме того, указано, что в целях создания комфортных условий при передвижении по автомобильным дорогам Савинского сельского поселения администрацией поселения разработана Муниципальная программа «Развитие дорожного хозяйства и благоустройство Савинского сельского поселения» на 2016 - 2020 годы, утвержденная Постановлением администрации Савинского сельского поселения от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно указанной Муниципальной программе общий объем средств местного бюджета, направленных на реализацию мероприятий, в части развития дорожного хозяйства в Савинском сельском поселении до 2020 года, составит <данные изъяты> рублей. Организация работ по обустройству тротуара вдоль автомобильных дорог в <адрес> сельского поселения - от контрольно-пропускного пункта воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес> до <адрес>Б указанной Муниципальной программой не предусмотрена. Заявленные исковые требования не признает, просит отказать в удовлетворении исковых требований; рассмотреть дело в отсутствие представителя.
Третье лицо ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, привлеченное к участию в деле протокольным определением суда от 26.12.2016 года по ходатайству ответчика, извещено надлежащим образом. В судебное заседание представителя не направило. На дату рассмотрения дела судом отзыв не поступил.
Суд, заслушав прокурора, исследовав материалы гражданского дела, установил следующее.
Из обращения начальника ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> следует, что сотрудниками ОГИБДД Отдела МВД России по <адрес> в ходе исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения при надзоре за дорожным движением были установлены недостатки: от КПП воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес> В до <адрес>Б отсутствуют тротуары, наличие которых в населенных пунктах рекомендовано п.4.5.1 ФИО4 52766-2007. В <адрес> улицы не имеют наименований (л.д. 4).
Из сообщения администрации муниципального образования «Савинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № на имя заместителя прокурора <адрес> следует, что вдоль вышеуказанных домов пешеходные тротуары отсутствуют. Муниципальной программой «Развитие дорожного хозяйства и благоустройство Савинского сельского поселения» на 2016-2020 годы, утвержденной постановлением администрации от ДД.ММ.ГГГГ №, работы по обустройству тротуаров на указанном участке не запланированы (л.д. 5).
Из письма администрации муниципального образования «Савинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ № на имя заместителя прокурора <адрес>, кадастровых паспортов сооружений следует, что: - тип покрытия автомобильной дороги в <адрес> (кадастровый №) составляет: проезжая часть - 4 790 п.м., ширина - 5,85 п.м., преобладающий тип покрытия: асфальтобетон – 28 022 кв.м., обочины: гравий – 10 681 кв.м.; - тип покрытия автомобильной дороги в <адрес> (кадастровый №) составляет: проезжая часть – 597 п.м., ширина – 10,06 п.м., преобладающий тип покрытия: асфальтобетон – 597 кв.м., бордюры: бетонные – 640 п.м. Вышеперечисленные дороги находятся на балансе МО «Савинское сельское поселение» (л.д. 6-9).
Из сообщения Врио начальника ОГИБДД ОМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ прокурору <адрес> следует, что на участках от КПП воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес>В до <адрес>Б <адрес> проезжая часть имеет асфальтовое покрытие (л.д. 16).
Согласно выпискам из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ собственником автомобильных дорог с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, <адрес> является муниципальное образование «<адрес> сельское поселение» (л.д. 14, 15).
Из письма администрации муниципального образования «Савинское сельское поселение» от ДД.ММ.ГГГГ №, направленного в адрес ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России, следует просьба решить вопрос о разделе земельных участков с кадастровыми номерами № в целях формирования земельных участков под объектами недвижимости, находящимися в муниципальной собственности: артезианскими скважинами № автомобильными дорогами и газовой котельной, и дальнейшей передаче их в муниципальную собственность Савинского сельского поселения (л.д. 22-23).
Согласно ответу ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России от ДД.ММ.ГГГГ № следует, что земельные участки с кадастровыми номерами № используются для нужд Вооруженных сил Российской Федерации в интересах войск Центрального военного округа и к высвобождению не спланированы (л.д. 21).
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: примерно в 0,9 км. по направлению на юго-восток от ориентира д. <адрес>, расположенного за переделами участка, адрес ориентира: <адрес>, Савинское с/п, д. <адрес>, является ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ следует, что правообладателем земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, Савинское с/п, <адрес>, является ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России.
В соответствии с п.8 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» критерии отнесения автомобильных дорог общего пользования к автомобильным дорогам общего пользования регионального или межмуниципального значения и перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. В перечень автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения не могут включаться автомобильные дороги общего пользования федерального значения и их участки.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения городского и сельского поселений являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения городского поселения может утверждаться органом местного самоуправления городского поселения. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения сельского поселения может утверждаться органом местного самоуправления муниципального района, если законом субъекта Российской Федерации вопрос осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения не отнесен к числу полномочий, закрепленных за сельским поселением (пункт 9).
В соответствии с п.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к собственности поселения, если для сельского поселения иное не установлено законом субъекта Российской Федерации, относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
В силу п.6 ст.3 Федерального закона от 08.11.2007 года №257-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу ч.3 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относятся вопросы, предусмотренные пунктами 1 - 3, 9, 10, 12, 14, 17, 19 (за исключением использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения), 21, 28, 30, 33 части 1 настоящей статьи. Законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений за сельскими поселениями могут закрепляться также другие вопросы из числа предусмотренных частью 1 настоящей статьи вопросов местного значения городских поселений (за исключением вопроса местного значения, предусмотренного пунктом 23 части 1 настоящей статьи).
Согласно п.2 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года №416-ПК (ред. от 29.02.2016) «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими поселениями Пермского края закреплены вопросы местного значения, в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу п.1 ст.12 Федерального закона от 10.12.1995 года №196-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.
Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (пункт 2).
Согласно ст.2 указанного Федерального закона под обеспечением безопасности дорожного движения понимается деятельность, направленная на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
При этом осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа, в том числе на объектах улично-дорожной сети, относится к полномочиям органов местного самоуправления городского округа (пункт 4 статьи 6 данного Федерального закона).
Тротуары или пешеходные дорожки устраивают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты. На дорогах I-III категорий по ГОСТ Р 52398 тротуары обязательны на всех участках, проходящих через населенные пункты, независимо от интенсивности движения пешеходов, а также на подходах к населенным пунктам от зон отдыха при интенсивности движения пешеходов, превышающей 200 чел./сут. В населенных пунктах городского типа тротуары устраивают в соответствии с требованиями нормативных документов на планировку и застройку городских и сельских поселений. Тротуары располагают с обеих сторон дороги, а при односторонней застройке - с одной стороны (п.п.4.5.1.1-4.5.1.3 Национального стандарта Российской Федерации ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23.09.2007 года №270-ст).
В ходе судебного разбирательства установлено, что при проведении прокуратурой Пермского района проверки по обращению начальника Отдела МВД России по <адрес> выявлены нарушения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности, в том числе п.п. 4.5.1.1 - 4.5.1.3 ГОСТ Р 52766-2007: при эксплуатации автомобильных дорог с кадастровыми номерами № по адресу: <адрес>, <адрес> сельское поселение, <адрес>, находящихся в собственности Савинского сельского поселения, установлено, что вдоль указанных дорог в <адрес> от контрольно-пропускного пункта воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес>В до <адрес>Б отсутствуют тротуары, что влияет на безопасность дорожного движения.
Поскольку надлежащее состояние указанных выше дорог местного значения в части оборудования тротуарами со стороны администрации Савинского сельского поселения, к чьим полномочиям относится дорожная деятельность, не обеспечены, суд находит заявление заместителя прокурора Пермского района, предъявленное в защиту интересов прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, подлежащим удовлетворению.
Расположение дорог на земельных участках, находящихся в пользовании Вооруженных сил Российской Федерации не освобождает ответчика от обязанности по организации дорожной деятельности на дорогах, собственником которых является муниципальное образование.
Доводы стороны ответчика о том, что на территории <адрес> сельского поселения отсутствуют такие объекты адресации как: <адрес>Г, <адрес>Д, <адрес>В, <адрес>Б опровергаются предоставленным прокурором фрагментом карты «Генеральный план <адрес> муниципального района <адрес> «Схема организации транспорта и улично-дорожной сети» с нанесением перечисленных домов.
Поскольку согласно п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 года №131-ФЗ (ред. от 28.12.2016) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», с учетом положений п.2 ст.2 Закона Пермского края от 22.12.2014 года №416-ПК (ред. от 29.02.2016) «О закреплении дополнительных вопросов местного значения за сельскими поселениями Пермского края и о внесении изменения в Закон Пермского края «О бюджетном процессе в Пермском крае» за сельскими администрациями закреплены полномочия по организации дорожной деятельности, то есть деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог, суд считает, что на администрацию Савинского сельского поселения следует возложить обязанность по принятию мер по обеспечению дорог, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами № правилам, установленным ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», путем оборудования тротуаров от контрольно-пропускного пункта воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес>В до <адрес>Б, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, доводы ответчика о том, что организация работ по обустройству тротуаров Муниципальной программой «Развитие дорожного хозяйства и благоустройство Савинского сельского поселения» на 2016-2020 годы не предусмотрена, во внимание судом при разрешении спора не принимаются, поскольку исполнение органом местного самоуправления обязанности по содержанию автомобильных дорог местного значения не может быть поставлено в зависимость от наличия, либо отсутствия необходимых для этого финансовых ресурсов, а установленный судом срок устранения администрацией Савинского сельского поселения соответствующих недостатков названных автомобильных дорог, является разумным и соразмерным допущенному нарушению прав неопределенного круга лиц, восстановление которых связано, в первую очередь, с обеспечением безопасности.
Руководствуясь ст.ст. 194-198, 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковое заявление заместителя прокурора Пермского района Пермского края, в интересах неопределенного круга лиц, к администрации Савинского сельского поселения о возложении обязанности по обустройству тротуаров вдоль автомобильных дорог – удовлетворить.
Возложить на администрацию Савинского сельского поселения обязанность по принятию мер по обеспечению дорог, расположенных в <адрес> с кадастровыми номерами № правилам, установленным ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», путем оборудования тротуаров от контрольно-пропускного пункта воинской части до <адрес>Г, от <адрес>Д до <адрес>, от <адрес>В до <адрес>Б, в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Пермский краевой суд через Пермский районный суд Пермского края в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Судья подпись Дружинина О.Г.
Копия верна. Судья Дружинина О.Г.
Мотивированное решение изготовлено 13.02.2017 года
Судья Дружинина О.Г.