Гражданское дело № 2-113/2018
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
г. Луга, Ленинградская область 07 марта 2018 года
Лужский городской суд Ленинградской области в составе:
председательствующего судьи Егоровой Е.Е.,
при секретаре Гречушкиной С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Конышевой М. В. к У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, ООО "ФИРМА "ГЕРА" об установлении факта наличия кадастровой (реестровой) ошибки, об аннулировании сведений о границах земельного участка, об изменении сведений о координатах поворотных точек границ и конфигурации земельного участка,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Конышева М.В. обратилась в Лужский городской суд Ленинградской области к У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, администрации Лужского муниципального района Ленинградской области, администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района Ленинградской области, ООО "ФИРМА "ГЕРА" с иском, в котором с учетом уточнений заявленных требований, просит:
- установить факт наличия кадастровой (реестровой) ошибки в местоположении границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
- аннулировать сведения о границах земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>
- обязать У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области изменить сведения о координатах поворотных точек границ и конфигурации земельного участка со смещением на север на расстояние примерно <данные изъяты> м, с координат поворотных точек <данные изъяты>
При этом в ходе судебного разбирательства истец Конышева М.В. изменила субъективный состав лиц участвующих в деле, в порядке, предусмотренном ст. 40, ч. 1 ст. 43 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), привлекла к участию в деле в качестве соответчика ООО "ФИРМА "ГЕРА", в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Лужское муниципальное унитарное предприятие «Землемер».
Кроме того, в ходе рассмотрения дела истец Конышева М.В. в соответствии со ст. 39 ГПК РФ отказались от исковых требований об установлении границ земельного участка с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> Определением Лужского городского суда Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ гражданское дело в указанной части прекращено по основанию, предусмотренному ст. 220 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее ГПК РФ). (л.д.132-133)
В обоснование иска истец Конышева М.В. указала, что она является сособственником земельного участка с кадастровым номером № площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, Скребловское сельское поселение, <адрес>. Право собственности на указанный земельный участок зарегистрировано за ней в установленном законом порядке в У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> на основании договора купли-продажи, заключенного ДД.ММ.ГГГГ с Беляевой С.В. Ранее земельный участок был сформирован и поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления Беляевой С.В., а также межевого плана, изготовленного по заказу Беляевой С.В. кадастровым инженером ООО "ФИРМА "ГЕРА". При этом ДД.ММ.ГГГГ администрацией Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района <адрес> в адрес истца было направлено уведомление, в котором предлагалось сдвинуть границы земельного участка на север и освободить проезд к озеру.
По мнению истца, кадастровым инженером ООО "ФИРМА "ГЕРА" в отношении земельного участка с кадастровым номером № допущена реестровая ошибка в определении координат поворотных точек границ земельного участка, требующая исправления.
Руководствуясь ч.1 ст. 43 ГПК РФ, суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Ф. государственное бюджетное учреждение «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес>.
Истец Конышева М.В. извещена о месте и времени судебного разбирательства, на рассмотрение дела не явилась, представители истца Будко С.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, поддержала заявленные исковые требования, ссылаясь на указанные в исковом заявлении обстоятельства и представленные доказательства.
Ответчики У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области, администрация Лужского муниципального района Ленинградской области надлежащим образом извещены о времени и месте слушания дела, своих представителей в судебное заседание не направили, возражений относительно заявленных исковых требований не представили.
Представитель администрации Скребловского сельского поселения Блинова О.В., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, указала, что поскольку земельный участок длительное время не использовался истцом по назначению, через него сложился проход к озеру, при этом возведение истцом ограждения по периметру земельного участка будет препятствовать жителям населенного пункта проходу и проезду к водоему. Как далее следует из пояснений представителя администрации, документы, подтверждающие наличие проезда, прохода или дороги в месте расположения земельного участка, администрация представить не может.
Представитель ответчика ООО "ФИРМА "ГЕРА" Терехин Ю.А., действующий на основании решения общего собрания учредителей общества № от ДД.ММ.ГГГГ, указал, что при изготовлении межевого плана в отношении спорного земельного участка, в том числе при определении местоположения его границ, он руководствовались сведениями, содержащимися в едином государственном реестре недвижимости, а именно кадастровым планом территории кадастровых кварталов. При этом границы в отношении земель общего пользования Скребловского сельского поселения были согласованы с главой администрации, какие-либо проезды, проходы или дороги на участке отсутствовали. Впоследствии сведения о границах в установленном законом порядке были согласованы с заведующим отделом архитектуры и градостроительства - главным архитектором администрации Лужского муниципального района.
Представитель Лужского муниципального унитарного предприятия «Землемер» Воробьев В.А., действующий на основании Распоряжения главы администрации Лужского муниципального района Ленинградской области №-р от ДД.ММ.ГГГГ, поддержал заявленные исковые требования, по доводам, указанным истцом.
Третье лицо Ф. государственное бюджетное учреждение «Ф. кадастровая палата Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Ленинградской области надлежащим образом извещено о времени и месте слушания дела, своего представителя в судебное заседание не направило.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав представленные доказательства, приходит к следующему.
Выписка из кадастрового паспорта от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 14), Свидетельство о государственной регистрации права, выданное У. Ф. службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ленинградской области от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 9), подтверждают, что истцу Конышевой М.В. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес>
Согласно базе данных единого государственного реестра недвижимости, земельный участок с кадастровым номером 47:29:0724001:79, имеет категорию - «земли населенных пунктов», вид разрешенного использования -«для ведения личного подсобного хозяйства».
Выписка из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ свидетельствует, что земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, расположенный по адресу: <адрес> ранее принадлежал Беляевой С.В. и был предоставлен последней на основании Постановления «О предоставлении земельного участка в бессрочное (постоянное) пользование в д. Калгановка гр. Беляевой С.В.» № от ДД.ММ.ГГГГ. (л.д. 99-100)
По сведениям, представленным Федеральным государственным бюджетным учреждением "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, земельный участок, принадлежащий истцу Конышевой М.В., был поставлен на государственный кадастровый учет, впоследствии в государственный кадастр недвижимости на основании межевого плана, изготовленного ДД.ММ.ГГГГ по результатам кадастровых работ, проведенных ООО "ФИРМА "ГЕРА" кадастровым инженером Терехиным Ю.А., внесены сведения о местоположении и координатах поворотных точек границ земельного участка. (л.д. 106-120)
В ходе судебного разбирательства установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Беляевой С.В., с одной стороны, и Конышевой М.В., с другой стороны, заключен договор купли-продажи спорного земельного участка, в соответствии с которым Беляева С.В. продала, а истец Конышева М.В. купила земельный участок на условиях, определенных сторонами в договоре.
По сведениям Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области, земельный участок с кадастровым номером №, площадью <данные изъяты> кв.м, поставлен на государственный кадастровый учет на основании заявления собственника земельного участка - Беляевой С.В.
Из межевого дела следует, что 2007 году кадастровым инженером ООО "ФИРМА "ГЕРА" Терехиным Ю.А. были проведены кадастровые работы в связи с уточнением местоположения границ и площади названного земельного участка, результаты которых отражены в составленном 2008 году межевом плане (л.д. 106-118), при этом границы земельного участка были согласованы со смежными землепользователями, в том числе и администрацией Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района в лице главы администрации Маклаковым Н.В., что нашло отражение в акте согласования границ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 116).
Из справки администрации Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района, выданной ДД.ММ.ГГГГ Беляевой С.В. следует, что земельный участок площадью <данные изъяты> кв.м. предоставлен последней на праве постоянного бессрочного пользования из земель населенных пунктов, при этом сведения о каких - либо обременениях земельного участка, в том числе проездах, проходах или дорогах, данная справка не содержит. (л.д. 110)
Исходя из смысла ст. 38 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" в редакции от 8 декабря 2001 года, действовавшей в период проведения работ по межеванию земельного участка с кадастровым номером №, межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (ч. 1).
В межевом плане указываются сведения об образуемых земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, сведения о части или частях земельного участка в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете части или частей земельного участка, новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений земельного участка или земельных участков (ч. 2).
Если в соответствии со статьей 39 настоящего Федерального закона местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию, межевой план должен содержать сведения о проведении такого согласования (ч. 3)
Межевой план состоит из графической и текстовой частей (ч. 4).
В графической части межевого плана воспроизводятся сведения кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке, а также указываются местоположение границ образуемых земельного участка или земельных участков, либо границ части или частей земельного участка, либо уточняемых границ земельных участков, доступ к образуемым или измененным земельным участкам (проход или проезд от земельных участков общего пользования), в том числе путем установления сервитута (ч. 5).
В текстовой части межевого плана указываются необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках в объеме, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, а также в установленном частью 1 статьи 39 настоящего Федерального закона случае сведения о согласовании местоположения границ земельных участков в форме акта согласования местоположения таких границ (далее - акт согласования местоположения границ) (ч. 6).
Местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части. Местоположение отдельных частей границ земельного участка также может устанавливаться в порядке, определенном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, посредством указания на природные объекты и (или) объекты искусственного происхождения, в том числе линейные объекты, если сведения о таких объектах содержатся в государственном кадастре недвижимости и местоположение указанных отдельных частей границ земельного участка совпадает с местоположением внешних границ таких объектов. Требования к точности и методам определения координат характерных точек границ земельного участка устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 7).
При уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае, если указанные в настоящей части документы отсутствуют, границами земельного участка являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка (ч. 9).
Образуемые земельные участки должны соответствовать требованиям гражданского законодательства, земельного законодательства, лесного законодательства, водного законодательства, градостроительного законодательства и иным установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации требованиям к земельным участкам. Если в соответствии с федеральным законом образование земельных участков должно осуществляться с учетом проекта межевания территории, проекта межевания земельного участка или земельных участков или иного предусмотренного федеральным законом документа, местоположение границ данных земельных участков определяется с учетом такого документа (ч. 10).
Межевой план заверяется подписью и печатью кадастрового инженера, подготовившего такой план (ч. 11).
Форма межевого плана и требования к его подготовке, в том числе особенности подготовки межевого плана в отношении земельных участков, указанных в части 10 статьи 25 настоящего Федерального закона, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений (ч. 12).
В соответствии со ст. 39 названного закона местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете изменений одного из указанных земельных участков в связи с уточнением местоположения его границ (ч. 1).
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления об учете соответствующих изменений земельного участка, является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе (ч. 2).
Согласно ч. ч. 1, 2 и 5 ст. 40 Закона результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая.
Споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.
Согласно, ч. 5 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (действующей до 01 января 2017 года) предусмотрено осуществление кадастрового учета земельных участков, зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительством.
В соответствии со ст. 28 ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", ошибками в государственном кадастре недвижимости являются:
1) техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом кадастрового учета при ведении государственного кадастра недвижимости и приведшая к несоответствию сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости, сведениям в документах, на основании которых вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - техническая ошибка в сведениях);
2) воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях) (п. 1).
После 01 января 2017 года порядок исправления ошибок, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости регулируется статьей 61 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее - Закон N 218-ФЗ).
В названном Законе воспроизведенная в Едином государственном реестре недвижимости ошибка, содержащаяся в межевом плане, техническом плане, карте-плане территории или акте обследования, возникшая вследствие ошибки, допущенной лицом, выполнившим кадастровые работы, или ошибка, содержащаяся в документах, направленных или представленных в орган регистрации прав иными лицами и (или) органами в порядке информационного взаимодействия, а также в ином порядке, установленном настоящим Федеральным законом, называется реестровой ошибкой. ( п. 3 ст. 61 Закон N 218-ФЗ)
Техническая ошибка (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), допущенная органом регистрации прав при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав и приведшая к несоответствию сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, сведениям, содержащимся в документах, на основании которых вносились сведения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - техническая ошибка в записях), исправляется по решению государственного регистратора прав в течение трех рабочих дней со дня обнаружения технической ошибки в записях или получения от любого заинтересованного лица заявления об исправлении технической ошибки в записях либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении технической ошибки в записях. Орган регистрации прав в течение трех рабочих дней со дня исправления технической ошибки в записях уведомляет соответствующих участников отношений, возникающих при государственной регистрации прав, об исправлении технической ошибки в записях. Исправление технической ошибки в записях осуществляется в случае, если такое исправление не влечет за собой прекращение, возникновение, переход зарегистрированного права на объект недвижимости. ( п. 1 ст. 61 Закон N 218-ФЗ)
Решением Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ленинградской области № от ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отклонении заявления Конышевой М.В. об исправлении технической ошибки, поскольку сведения о местоположении и координатах поворотных точек границ земельного участка соответствуют межевому плану. (л.д. 11)
Факт реестровой (кадастровой) ошибки не установлен и при рассмотрении настоящего дела, поскольку доказательств, отвечающих принципам относимости, допустимости и достоверности, которые с достаточностью подтверждают заявленные истцом требования, ни стороной истца, ни администрацией Скребловского сельского поселения Лужского муниципального района, не представлены.
В ходе рассмотрения дела ходатайства о назначении землеустроительной экспертизы стороны не заявляли.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования Конышевой М.В. об установлении факта наличия кадастровой (реестровой) ошибки, об аннулировании сведений о границах земельного участка, об изменении сведений о координатах поворотных точек границ и конфигурации земельного участка, удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.195-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░. ░. ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ "░░░░░ "░░░░" ░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░░░) ░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░:
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 12 ░░░░░ 2018 ░░░░
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░: