РЈ Р› Р¬ РЇ Рќ Рћ Р’ РЎ Рљ Р Р™ Рћ Р‘ Р› Рђ РЎ Рў Рќ Рћ Р™ РЎ РЈ Р”
Судья Тураева Т.Е. Дело № 33а-1217/2021
АПЕЛЛЯЦРРћРќРќРћР• ОПРЕДЕЛЕНРР•
г. Ульяновск 13 апреля 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Ульяновского областного суда в составе:
председательствующего судьи Пулькиной Н.А.,
судей Жаднова Ю.М., Буделеева В.Г.
при секретаре Каминской Ю.А.
рассмотрела РІ открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Кротовой Рллы Владимировны – Можаевой Екатерины Валерьевны РЅР° решение Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі.Ульяновска РѕС‚ 2 декабря 2020 РіРѕРґР° РїРѕ делу в„–2Р°-4067/2020, РїРѕ которому постановлено:
Взыскать с администрации города Ульяновска в пользу Федерального бюджетного учреждения Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Российской Федерации расходы на проведение судебной экспертизы в размере 44 800 руб.
Взыскать СЃ Кротовой Рллы Владимировны РІ пользу Федерального бюджетного учреждения Ульяновская лаборатория судебной экспертизы Министерства юстиции Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации расходы РЅР° проведение судебной экспертизы РІ размере 82 800 СЂСѓР±.
Заслушав доклад председательствующего, выслушав пояснения представителя Кротовой Р.Р’. – Абрамочкиной РЎ.Рћ., поддержавшей РґРѕРІРѕРґС‹ апелляционной жалобы, представителя администрации Рі. Ульяновска, Управления архитектуры Рё градостроительства администрации Рі. Ульяновска Сипатриной Р.РЎ., полагавшей решение СЃСѓРґР° законным Рё обоснованным, судебная коллегия
РЈ РЎ Рў Рђ Рќ Рћ Р’ Р Р› Рђ:
Кротова Р.Р’. обратилась РІ СЃСѓРґ СЃ административным исковым заявлением, уточненным РІ С…РѕРґРµ судебного разбирательства, Рѕ признании незаконным Рё отмене разрешения РЅР° строительство в„– 73-73-139-2020 РѕС‚ 3 сентября 2020 Рі., выданного РћРћРћ «Специализированный застройщик,многофункционального объекта РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером *** РїРѕ адресу: ***.
В обоснование требований указала, что является собственником жилого помещения в доме № ***, расположенном по улице *** в г. ***. На соседнем земельном участке № *** по ул. *** было начато строительство восьмиэтажного многофункционального объекта.
Полагала, что выданное администрацией разрешение на строительство не соответствует действующему законодательству, поскольку земельный участок, расположенный по адресу: ***, расположен в зоне ЗРЗ Р-5, в которой согласно градостроительному зонированию допускается строительство зданий не выше 5 этажей. Кроме того, согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды земельный участок № *** по ул. *** расположен в оползневой зоне и частично за границей допустимой застройки, а также на бровке оползневого склона в пределах призмы обрушения.
Рљ участию РІ деле РІ качестве заинтересованных лиц привлечены РћРћРћ В«Рнвестспецстрой», Агентство архитектуры Рё градостроительства Ульяновской области, Р–РЎРљ «Новый РґРѕРјВ», МБУ «Управление инженерной защиты», РћРћРћ «Симбирскпроект», Управление архитектуры Рё градостроительства администрации РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска, РћРћРћ «РусРксперт», РћРћРћ «Специализированный застройщик В«Рнвестспецстрой», Министерство строительства Рё архитектуры Ульяновской области, Правительство Ульяновской области РІ лице Управления РїРѕ охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области.
Рассмотрев заявленные требования по существу, суд принял вышеприведенное решение.
Р’ апелляционной жалобе представитель Кротовой Р.Р’. – Можаева Р•.Р’. РЅРµ соглашается СЃ решением СЃСѓРґР°, находит его незаконным Рё необоснованным, принятым СЃ нарушением материального Рё процессуального закона.
Полагает, что администрация города Ульяновска не имела законных оснований на выдачу разрешения на строительство уже фактически построенного объекта, возведенного с нарушением требований градостроительных регламентов.
Считает, что администрацией РіРѕСЂРѕРґР° неправомерно рассмотрено заявление РћРћРћ «Специализированный застройщик В«Рнвестспецстрой» Рѕ выдаче разрешения РЅР° строительство объекта РІРІРёРґСѓ наличия РЅР° тот момент судебного решения Ленинского районного СЃСѓРґР° РѕС‚ 18 мая 2020 Рі. РѕР± удовлетворении административного РёСЃРєР° Рѕ признании незаконным разрешения РЅР° строительство СЃРїРѕСЂРЅРѕРіРѕ объекта.
Просит отменить решение суда и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований.
В возражениях на апелляционную жалобу администрация г. Ульяновска и Управление архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Р’ заседание СЃСѓРґР° апелляционной инстанции РЅРµ явились представители РћРћРћ В«Рнвестспецстрой», Агентства архитектуры Рё градостроительства Ульяновской области, Р–РЎРљ «Новый РґРѕРјВ», МБУ «Управление инженерной защиты», РћРћРћ «Симбирскпроект», РћРћРћ «РусРксперт», РћРћРћ «Специализированный застройщик В«Рнвестспецстрой», Министерства строительства Рё архитектуры Ульяновской области, Правительства Ульяновской области РІ лице Управления РїРѕ охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области, Рѕ месте Рё времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц согласно статье атье 306 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, судебная коллегия не находит оснований к отмене принятого по делу решения.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 373-ФЗ) разрешение на строительство представляет собой документ, который подтверждает соответствие проектной документации требованиям, установленным градостроительным регламентом (за исключением случая, предусмотренного частью 1.1 настоящей статьи), проектом планировки территории и проектом межевания территории (за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Кодексом подготовка проекта планировки территории и проекта межевания территории не требуется), при осуществлении строительства, реконструкции объекта капитального строительства, не являющегося линейным объектом, или требованиям, установленным проектом планировки территории и проектом межевания территории, при осуществлении строительства, реконструкции линейного объекта, а также допустимость размещения объекта капитального строительства на земельном участке в соответствии с разрешенным использованием такого земельного участка и ограничениями, установленными в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации. Разрешение на строительство дает застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство, по общему правилу, выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка (часть 4 статьи 51 ГрК РФ).
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления выдает разрешение на строительство или отказывает в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа (пункт 3 части 11 статьи 51 ГрК РФ).
Перечень документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство объекта капитального строительства, установлен в части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 данной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям к строительству, реконструкции объекта капитального строительства, установленным на дату выдачи представленного для получения разрешения на строительство градостроительного плана земельного участка, или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также разрешенному использованию земельного участка и (или) ограничениям, установленным в соответствии с земельным и иным законодательством Российской Федерации, требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 данной статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
По смыслу приведенных положений закона, уполномоченный орган вправе отказать в выдаче разрешения на строительство (реконструкцию) объекта капитального строительства только на основании правовых норм и обстоятельств, указанных в федеральном законе.
Также из системного анализа положений статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что проверочные действия уполномоченного органа осуществляются исключительно с целью установления возможности (допустимости) строительства объекта капитального строительства по представленному проекту на заявленном земельном участке.
Как установлено СЃСѓРґРѕРј Рё следует РёР· материалов дела, 14 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі. РІ администрацию РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска поступило заявление Р–РЎРљ «Новый Дом» Рѕ выдаче разрешения РЅР° строительство многофункционального объекта РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером *** РїРѕ адресу: ***. РќР° основании представленных документов 21 РЅРѕСЏР±СЂСЏ 2017 Рі. заявителю администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска было выдано разрешение в„–73-73-834-2017 РЅР° строительство РЅР° указанном земельном участке восьмиэтажного многофункционального объекта. Р’ СЃРІСЏР·Рё СЃРѕ сменой собственника земельного участка администрацией РіРѕСЂРѕРґР° Ульяновска выдано РЅРѕРІРѕРµ разрешение в„–73-73-529-2018 РѕС‚ 28 РёСЋРЅСЏ 2018 Рі. РЅР° строительство указанного объекта РЅР° данном земельном участке РћРћРћ В«Рнвестспецстрой».
Для получения разрешения на строительство застройщиком были представлены все необходимые документы, предусмотренные частью 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в том числе: градостроительный план, проектная документация, положительное заключение негосударственной экспертизы проектной документации и другие.
РќР° основании РґРѕРіРѕРІРѕСЂР° аренды земельного участка РѕС‚ 1 марта 2019 Рі., заключенного между РћРћРћ В«Рнвестспецстрой» Рё РћРћРћ «Специализированный застройщик В«Рнвестспецстрой», земельный участок, РЅР° котором осуществляется строительство многофункционального объекта, передан РІ аренду РћРћРћ «Специализированный застройщик В«Рнвестспецстрой».
22 мая 2019 Рі. РћРћРћ «Специализированный застройщик В«Рнвестспецстрой» было выдано разрешение РЅР° строительство в„– 73-73-083-2019.
После внесения корректировок РІ проектную документацию РћРћРћ «Специализированный застройщик В«Рнвестспецстрой» обратилось Р·Р° разрешением РЅР° строительство, Рё 3 сентября 2020 Рі. обществу было выдано разрешение РЅР° строительство многофункционального объекта в„– 73-73-083-2019.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости земельный участок по ул. *** в г. *** относится к категории земель «земли населенных пунктов», имеет вид разрешенного использования «строительство многофункционального объекта».
В соответствии с данными градостроительного плана земельного участка он отнесен к территориальной зоне ЗРЗ Р-5 – зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности объектов культурного наследия регионального или муниципального значения, в которой одним из основных видов разрешенного использования являются многофункциональные объекты.
Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденным решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, постановлению Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «Город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон» земельный участок по ул*** расположен в территориальной зоне ЗРЗ Р-5.
Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П в редакции, действующей на дату выдачи оспариваемого разрешения на строительство, зона ЗРЗ Р-5 выделена на основе земельных участков и территорий сложившейся квартальной пятиэтажной застройки центральных улиц.
К основным видам разрешенного использования в данной зоне отнесены, помимо прочих, многофункциональные объекты. Предельная высота зданий, строений, сооружений в зоне ЗРЗ Р-5 установлена: до карниза здания – 18 м.; до конька скатной крыши – 22 м; высота ограждений (оград) – 2,2 м.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные доказательства по делу, исходил из соблюдения администрацией г. Ульяновска норм действующего законодательства при выдаче оспариваемого разрешения на строительство и отсутствия нарушений прав и законных интересов административного истца.
Судебная коллегия соглашается с выводами районного суда, основанными на полном, всестороннем исследовании доказательств по делу, находит их соответствующими нормам материального права при строгом соблюдении процессуального закона.
Судом первой инстанции верно указано, что в зоне ЗРЗ Р-5 установлено ограничение по высоте зданий, а не по этажности, поэтому довод административного истца о несоответствии этажности спорного объекта зоне ЗРЗ Р-5 правильно признан несостоятельным.
Согласно карте зон действия ограничений по условиям охраны окружающей среды Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Ульяновск», утвержденных решением Ульяновской Городской Думы от 13 октября 2004 г. № 90, земельный участок по ул. ***, расположен в оползневой зоне.
Вместе с тем, градостроительный план земельного участка, выданный администрацией города Ульяновска, содержит требования по разработке проекта для строительства многофункционального объекта в соответствии с действующими нормами при условии получения технических условий МБУ «Управление инженерной защиты». Ркак следует из материалов дела, такие технические условия выданы застройщику с указанием на необходимость выполнения при строительстве дома определенных видов работ.
Проект строительства многофункционального объекта согласован с Управлением по охране объектов культурного наследия администрации Губернатора Ульяновской области по основанию соответствия требованиям постановления Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории муниципального образования «город Ульяновск», режимах использования земель и градостроительных регламентах в границах данных зон».
В ходе судебного разбирательства судом по ходатайству административного истца была назначена и проведена судебная экспертиза, согласно выводам экспертов представленная в материалы дела проектная документация с пометкой о корректировке на многофункциональный объект, возводимый на земельном участке с кадастровым номером *** по адресу: ***, соответствует градостроительным регламентам зоны ЗРЗ Р-5, установленной Постановлением Правительства Ульяновской области от 2 июля 2009 г. № 256-П.
Сомневаться в выводах экспертов, давших указанное заключение, у суда не имелось оснований, поскольку они обладают специальными познаниями в области поставленных вопросов, имеют высшее техническое образование, соответствующее квалификации экспертов, продолжительный опыт работы в экспертном учреждении.
Таким образом, у суда первой инстанции не имелось законных оснований для удовлетворения административного искового заявления.
Доводы апелляционной жалобы о несоответствии фактически возведенного объекта градостроительным регламентам подлежат отклонению, поскольку не могут быть предметом оценки по данному административному иску об оспаривании разрешения на строительство, на что обоснованно указано судом в решении.
Ссылка в апелляционной жалобе на решение Ленинского районного суда г. Ульяновска от 18 мая 2020 г. о признании незаконным разрешения на строительство на правильность оспариваемого решения суда не влияет, поскольку указанное решение районного суда было оспорено в апелляционном порядке и впоследствии отменено апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Ульяновского областного суда от 15 сентября 2020 г.
Рзложенные РІ апелляционной жалобе РґРѕРІРѕРґС‹ были предметом рассмотрения СЃСѓРґР° первой инстанции, Рё РІ решении РёРј дана оценка, СЃ которой следует согласиться.
Принятое по делу решение является правильным, материальный закон, регулирующий спорные правоотношения, а также процессуальные нормы применены судом верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьей 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
Рћ Рџ Р Р• Р” Р• Р› Р Р› Рђ:
решение Ленинского районного СЃСѓРґР° Рі. Ульяновска РѕС‚ 2 декабря 2020 Рі. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Кротовой Рллы Владимировны – Можаевой Екатерины Валерьевны – без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через суд первой инстанции.
Председательствующий
РЎСѓРґСЊРё