Дело №2а-3997/2021, 51RS0002-01-2021-007254-25
Решение в окончательной форме составлено 05.12.2021.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
26 ноября 2021 года город Мурманск
Первомайский районный суд города Мурманска в составе:
председательствующего судьи Дурягиной М.С.
при секретаре Захаровой Т.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Кучерявого В.В. о признании незаконным решения призывной комиссии муниципального образования *** от ***, применении мер предварительной защиты,
УСТАНОВИЛ:
Кучерявый В.В. обратился в суд с указанным административным иском. В обоснование предъявленного административного иска указал, что решением призывной комиссии *** он был признан годным к прохождению военной службы. Вместе с тем, полагает, что врачебной комиссией не выполнена обязанность по направлению его на дополнительное обследование в виду наличия ряда заболеваний и жалоб на здоровье. Полагает, что оспариваемое решение нарушает его право на освобождение от призыва на военную службу, в связи с чем, просит признать незаконным решение призывной комиссии *** от *** №***.
В судебном заседании административный истец Кучерявый В.В. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика Призывной комиссии муниципального образования *** и заинтересованного лица Военного комиссариата *** в лице ФКУ «Военный комиссариат ***» Рублев В.С. в судебном заседании полагал, что оснований для удовлетворения заявленных требований не имеется, поскольку документов о наличии у административного истца заболеваний, препятствующих прохождению военной службы, в материалы личного дела призывника не представлены. Поддержал доводы, изложенные в письменных возражениях на административный иск.
Представитель заинтересованного лица Призывной комиссии *** в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела Призывная комиссия *** извещена судом надлежаще.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, материалы личного дела призывника Кучерявого В.В., суд приходит к следующим выводам.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Согласно п.1 ст. 23 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане:
а) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья;
б) проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации;
в) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу;
г) прошедшие военную службу в другом государстве в случаях, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.
В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
С *** на основании Указа Президента РФ от 30.09.2021 № 556 «О призыве в *** г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву» проходит призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе.
Согласно ч.1 ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
Положениями п.1 ст.28 указанного Федерального закона установлено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении них одного из следующих решений: о призыве на военную службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В силу пп. 1, 2 статьи 5.1 данного Закона граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе (п.3).
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию (п.4).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 №565 «Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе» до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения обязательные диагностические исследования.
В соответствии с п.5 указанного постановления Правительства РФ призывники подлежат обязательному медицинскому освидетельствованию в соответствии с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Приложением к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.13 № 565, являются Требования к состоянию здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан, подлежащих призыву на военную службу (военные сборы), граждан, поступающих на военную службу по контракту, граждан, поступающих в училища, военно-учебные заведения, военнослужащих, граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, Расписание болезней, Таблица дополнительных требований к состоянию здоровья граждан.
Категория годности к военной службе определяется на основании требований к состоянию здоровья граждан, под которыми понимаются медицинские показатели, которые характеризуют состояние здоровья и физического развития (пункты 6, 11 Положения).
Согласно п.13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Пунктом 17 указанного Положения предусмотрено, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В силу пункта 18 указанного Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара муниципального образования (муниципальных образований), а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат муниципального образования (муниципальных образований) и соответствующие медицинские организации.
Пунктом 19 указанного Положения установлено, что призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.
При этом согласно пункту 32 указанного Положения решения призывной комиссии субъекта Российской Федерации об отмене решения нижестоящей призывной комиссии и о принятии одного из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», заносятся в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации, который в тот же день подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
В соответствии с частями 2,3 ст.29 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призывная комиссия субъекта Российской Федерации осуществляет следующие полномочия, в том числе:
организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности;
осуществляет методическое руководство деятельностью призывных комиссий;
проверяет правильность предоставления гражданам отсрочек и освобождений от призыва на военную службу;
рассматривает жалобы граждан, призываемых на военную службу, на решения (заключения) призывных комиссий.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий, в том числе с одновременным принятием иного решения из числа предусмотренных пунктом 1 статьи 28 настоящего Федерального закона, а также отменять их заключения (часть 3 ст. 29 указанного закона).
Решение призывной комиссии субъекта Российской Федерации по жалобе гражданина может быть обжаловано им в суд. Решение призывной комиссии приостанавливается до вступления в законную силу решения суда (часть 4 указанного решения).
Судом установлено, что Кучерявый В.В. состоит на учете в Военном комиссариате ***.
При прохождении медицинского освидетельствования Кучерявый В.В. признан годным к прохождению срочной военной службы с присвоением категории годности «А-4» - годен к военной службе. Ему постановлено два диагноза: миопия слабой степени обоих глаз, ожирение 1 степени.
В связи с чем, в соответствии с Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе», Кучерявому В.В. выдана повестка о явке в военный комиссариат *** для отправки к месту прохождения военной службы.
Установленные судом обстоятельства подтверждаются письменными материалами дела, личного дела призывника Кучерявого В.В., учетной карточки призывника Кучерявого В.В., пояснениями сторон в судебном заседании.
Довод Кучерявого В.В. о том, что врачи-специалисты не учли его жалобы на здоровье и не направили его на дополнительное обследование суд находит необоснованным, поскольку документальных подтверждений, что Кучерявый В.В. обращался при прохождении медицинского освидетельствования к врачам-специалистам с жалобами на состояние здоровья, предоставлял им медицинские документы, материалы дела не содержат, и в судебное заседание административным истцом не представлено.
С заявлением о несогласии с заключением о его годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования в Призывную комиссию *** административный истец не обращался, подтверждающие медицинские документы не предоставлял.
Таким образом, оценив в совокупности установленные по делу обстоятельства и приведенные выше положения действующего законодательства о призыве на военную службу, полагаю заявленный административный иск, не подлежащим удовлетворению.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходит из того, что решение Призывной комиссии *** от *** о признании Кучерявого В.В. годным к военной службе принято Призывной комиссией *** в соответствии с полномочиями, предоставленными ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 №53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», порядок принятия данного решения не нарушен, соответствует порядку присвоения категории годности, установленного Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663.
При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что порядок принятия оспариваемого решения призывной комиссией *** соблюден, решение вынесено уполномоченным коллегиальным органом, полномочия на принятие оспариваемого решения установлены ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе», факт нарушения прав административного истца оспариваемым решением от *** при рассмотрении дела судом не установлен и стороной административного истца не доказан в нарушение требований ст. 226 КАС РФ, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для признания незаконным и отмене решения призывной комиссии *** от *** о признании Кучерявого В.В. годным к прохождению военной службы.
Жалобы на имеющиеся заболевания, такие как *** в ходе медицинского освидетельствования не предъявлял.
Напротив, в ходе медицинского освидетельствования зафиксированы жалобы на ***. Иные жалобы не предъявлялись, документальных подтверждений наличия иных заболеваний врачам-специалистам не представлено, врачами не выявлено.
Таким образом, поскольку оспариваемое решение соответствует требованиям закона, нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца оспариваемым решением не допущено, административные исковые требования о признании незаконным решения призывной комиссии о признании Кучерявого В.В. годным к прохождению военной службы и призыву на военную службу не подлежат удовлетворению.
Оснований для применения мер предварительной защиты не имеется, поскольку в судебном заседании административный истец пояснил, что сотрудники Военного комиссариата к нему по месту жительства не приходили, психологического давления не оказывали. Поскольку факт незаконных действий Военного комиссариата в судебном заседании не установлен, требование о принятии мер предварительной защиты, направленных на приостановление незаконных действий военного комиссариата ***, не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ *** ░░ ***, ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░, - ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░ ░░░░░.
░░.