Дело № 2-53/2021
86RS0010-01-2020-002532-72
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
25 января 2021 года город Мегион
Мегионский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Байкиной С.В.,
при секретаре Юриковой С.В.,
с участием прокурора, помощника прокурора города Мегиона Мельникова Р.В.,
представителя ответчика Климовой Л.А., действующей на основании доверенности от 23.01.2020 № ОД-18,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Мегиона в интересах Мальцевой Людмилы Викторовны, Олешковой Елены Владимировны, Мальцева Александра Владимировича, к администрации города Мегиона, третьи лица Олешкова Милена Михайловна, Брындин Алексей Анатольевич, Брындин Тимофей Алексеевич, о предоставлении жилого помещения в собственность по договору мены,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор города Мегиона в интересах Мальцевой Л.В., Олешковой Е.В., Мальцева А.В. обратился в суд с иском к администрации города Мегиона о предоставлении жилого помещения по договору мены, указав в обоснование заявленных требований, что прокуратурой города проведена проверка по обращению Мальцевой Л.В. о бездействии должностных лиц администрации города Мегиона, выразившемся в непринятии мер к расселению жителей аварийного жилого дома. В ходе проверки установлено, что Мальцева Л.В., Олешкова Е.В., Мальцев А.В. являются собственниками квартиры № <адрес>, состоящей из трех комнат, общей площадью 52,3 кв.м, в том числе жилой площадью 34,8 кв.м. Многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером: №. Совместно с Мальцевой Л.В. зарегистрированы и проживают члены ее семьи: Олешкова Е.В. (дочь), Мальцев А.В. (сын), Олешкова М.М. (внучка), Брындин А.А. (супруг), Брындин Т.А. (сын), Олешков М.Д. (зять). 10.04.2014 постановлением администрации города Мегиона № 1018 указанный многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу. Согласно п. 2.1 Постановления № 1018 Департаменту муниципальной собственности администрации города Мегиона надлежало направить в адрес граждан из числа собственников требование о сносе жилого дома, установив срок сноса до 31.12.2015. Постановлением администрации города от 11.12.2015 № 3028 срок сноса продлен до 31.12.2016. Пунктом 2.2 Постановления № 1018 на Департамент муниципальной собственности администрации города Мегиона возложена обязанность осуществить отселение жильцов из числа нанимателей жилых помещений, занимаемых по договору социального найма, проживающих в упомянутом многоквартирном жилом доме, в срок до 31.12.2015. Постановлением администрации города от 11.12.2015 № 3028 данный срок продлен до 31.12.2016, постановлением администрации от 20.01.2017 № 154 - до 31.12.2018, постановлением администрации от 29.12.2018 № 2995 - до 31.12.2020. По информации администрации города Мегиона собственникам жилых помещений данного многоквартирного дома направлены требования о сносе в срок до 31.12.2015. 22.03.2016 постановлением администрации города Мегиона № 590 земельный участок с кадастровым номером № расположенный по адресу: <адрес>, изъят для муниципальных нужд. Принятое решение об изъятии направлено в адрес собственников жилых помещений данного многоквартирного дома. В декабре 2018 года проведена оценка помещений в указанном многоквартирном доме. Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости квартиры № 8 от 15.12.2018 № 0187300004518000558-15, стоимость квартиры определена в размере 1169580 рублей. Установлено, что 01.02.2019 администрацией города Мегиона в адрес Мальцевой Л.В. направлен проект соглашения об изъятии недвижимости в связи с изъятием земельного участка для муниципальных нужд, с целью выплаты возмещения за изымаемое жилое помещение. 14.02.2019 Мальцева Л.В. от выплаты возмещения отказалась, сообщив о согласии на предоставление иного жилого помещения по договору мены. Жилой дом, в котором проживает Мальцева Л.В., включен в этап реализации Адресной программы городского округа город Мегион по переселению граждан из аварийного жилого фонда, утвержденной постановлением администрации города Мегиона от 07.06.2019 № 1125, на 2022-2023 годы. В силу Раздела 4 Адресной программы муниципальное образование - участник адресной программы обеспечивает предоставление в связи с переселением граждан из жилищного фонда, признанного аварийным, жилых помещений по договорам социального найма или договорам мены. Переселение жителей аварийных домов в другие благоустроенные жилые помещения должно быть осуществлено не позднее 01.09.2025. Согласно Разделу 6 Адресной программы переселение граждан из аварийного жилищного фонда осуществляется в соответствии с жилищным законодательством; при согласии в письменной форме собственника (собственников) жилого помещения, расположенного в аварийном доме ему (им) предоставляется жилое помещение по договору мены, взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение. Согласно Акту о результате проведения мероприятия по государственному контролю от 28.09.2020 конструктивные элементы и инженерные системы жилого дома <адрес> находятся в аварийном техническом состоянии, имеется угроза для жизни и здоровья граждан, пребывающих в жилом доме. Исходя из указанного акта, следует, что жилые помещения вышеуказанного дома не соответствует требованиям п.п. 10, 11, 14, 15, 16, 18, 22 постановления Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом». В то же время, несмотря на наличие угрозы жизни и здоровью Мальцевой Л.В. и членам ее семьи, ввиду аварийного состояния жилого помещения в многоквартирном доме, администрацией города Мегиона действенные меры, направленные на переселение Мальцевой Л.В. и членов ее семьи, не приняты. Таким образом, непредоставление Мальцевой Л.В. и членам ее семьи жилого помещения в связи с признанием дома аварийным и подлежащим сносу в соответствии с ч. 10 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации влечет за собой нарушение прав Мальцевой Л.В. на переселение из аварийного многоквартирного дома в рамках реализации мероприятий, предусмотренных Адресной программой. Просил обязать администрацию города Мегиона предоставить Мальцевой Л.В., Олешковой Е.В., Мальцеву А.В. равнозначное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 52,2 кв.м, в том числе жилой площадью не менее 34,8 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в черте города Мегиона, по договору мены с зачетом стоимости жилого помещения по адресу: <адрес>
В ходе рассмотрения дела прокурор уточнил исковые требования, просил обязать администрацию города Мегиона предоставить Мальцевой Л.В., Олешковой Е.В., Мальцеву А.В. по договору мены в собственность равнозначное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 52,3 кв.м, отвечающие санитарным и техническим требованиям и расположенное в черте города Мегиона, взамен жилого помещения по адресу: <адрес> и с зачетом его стоимости.
Истцы Мальцева Л.В., Олешкова Е.В., Мальцев А.В., третьи лица Олешкова М.М., Брындин А.А., Брындин Т.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, заявления о рассмотрении дела в их отсутствие или об отложении судебного заседания в суд не направили.
На основании ч. 3 ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие надлежащим образом извещенных истцов и третьих лиц.
В судебном заседании прокурор Мельников Р.В. иск поддержал, просил удовлетворить заявленные требования с учетом их уточнения, объяснил, что в добровольном порядке требования ответчиком не удовлетворены, дом находится в аварийном состоянии, представляет угрозу для жизни и здоровья жильцов, поэтому требуется их немедленное отселение.
Представитель администрации Климова Л.А. в судебном заседании возражала против иска, объяснила, что Программой предусмотрен срок отселения жильцов до конца 2021 года. Учитывая, что на территории города свыше 40 аварийных домов, подлежащих расселению, финансирование мероприятий Программы по расселению аварийного жилого фонда преимущественно осуществляется из средств бюджета автономного округа - на 89%, и только 11% - из местного бюджета, который является дотационным, жилое помещение семье Мальцевых может быть предоставлено в соответствии со сроками, указанными в Программе. Кроме того, ни Жилищным кодексом, ни условиями Программы не предусмотрено обязательное предоставление жилого помещения по договору мены. Такие условия возможны только по соглашению между органом местного самоуправления и собственником. Этого соглашения не достигнуто, от предложенной денежной компенсации истцы отказались. Считала неверно сформулированными требования прокурора, ухудшающими положение истцов, которым, в зависимости от наличия или отсутствия у них другого жилья в собственности, жилое помещение может быть предоставлено без каких-либо доплат. Полагала также признанию недопустимым доказательством Акта государственного контроля, на который ссылается прокурор как на основание для признания состояния дома угрожающим жизни и здоровью людей, так как Акт выполнен Службой жилищного и строительного надзора, не имеющей соответствующей лицензии на проведение такого рода обследований и дачи заключений. Просила в удовлетворении иска отказать.
Выслушав прокурора Мельникова Р.В., представителя ответчика Климову Л.А., исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, подтверждается материалами дела, в том числе представленной в материалы дела Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, договора № 7700 от 16.04.2002 о передаче квартиры в собственность, а также свидетельств о государственной регистрации права собственности от 24.04.2002, что истцам Мальцевой Л.В., Мальцевой Е.В., Мальцеву А.В. принадлежит по 1/3 доли в праве общей долевой собственности в трехкомнатной квартире № <адрес>, общей площадью 52,3 кв.м, жилой 34,8 кв.м.
Согласно записи акта о заключении брака № № от ДД.ММ.ГГГГ Мальцева Е.В. при вступлении в брак изменила фамилию на Олешкову. 17.11.2015 брак прекращен, после прекращения брака фамилия Олешковой Е.В. осталась Олешкова.
В спорном жилом помещении, как следует из материалов дела, представленных копий паспортов истца и третьих лиц, зарегистрированы истцы Мальцева Л.В., Олешкова Е.В., Мальцев А.В. и третьи лица Олешкова М.М., Брындин А.А., Брындин Т.А.
Согласно информации от 14.10.2020, представленной администрацией города Мегиона на запрос прокурора, Мальцева Л.В. состоит в списках очередности граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых из муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на основании личного заявления от 17.07.2001 под № 670, составом семьи 7 человек: Мальцев А.В. – сын, Олешкова (Мальцева) Е.В. – дочь, Олешков М.Д. – зять, Олешкова М.М. – внучка, Брындин А.А. – супруг, Брындин Т.А. - сын. Имеет право на обеспечение жилым помещением в первоочередном порядке (ребенок инвалид детства), в списке граждан, имеющих право на первоочередное предоставление жилого помещения состоит под № 89 по дате подачи заявления 17.07.2000. С заявлением о принятии на учет граждан в качестве малоимущих и нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в администрацию города не обращалась.
Постановлением администрации города Мегиона № 1018 от 10.04.2014 на основании заключения муниципальной межведомственной комиссии от 10.12.2012 № 345, многоквартирный жилой дом <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанным постановлением решено направить в адрес граждан из числа собственников требование о сносе жилого дома в срок до 31.12.2015 (п. 2.1).
В соответствии с письмом департамента муниципальной собственности от 28.12.2020 № 11335, истцы с заявлением о предоставлении им жилья в маневренном жилом фонде не обращались.
Постановлением администрации города Мегиона от 11.12.2015 № 3028 срок сноса дома продлен до 31.12.2016.
22.03.2016 администрацией города Мегиона вынесено постановление № 590 об изъятии для муниципальных нужд земельных участков, в том числе под жилым домом <адрес>.
Пунктом 3.1 Постановления № 590 от 22.03.2016 постановлено направить в течение 10 дней собственникам жилых помещений в указанном доме копии решения об изъятии земельного участка, а также проект соглашения об изъятии недвижимости для муниципальных нужд.
Согласно Отчету об оценке рыночной стоимости квартиры № 0187300004518000558-17 в доме № <адрес> от 15.12.2018, выполненному ООО «Лучший оценщик», рыночная стоимость принадлежащей истцам квартиры определена в размере 1 472 663 рубля.
01.02.2019 администрацией города Мегиона в адрес истцов направлены проект соглашения об изъятии недвижимости в связи с изъятием земельного участка, отчет об оценке рыночной стоимости объекта недвижимости от 15.12.2018, Выписки из Единого государственного реестра недвижимости.
Заявлением от 14.02.2019 в адрес администрации города Мегиона Мальцева Л.В. отказалась от выплаты возмещения, сообщив о своем согласии на предоставление квартиры по договору мены.
26.10.2020 администрацией города Мегиона вынесено постановление № 2087 об изъятии для муниципальных нужд земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом № <адрес>. Копия постановления направлена истцам, ими получена.
Согласно акту обследования технического состояния конструкций объекта – жилого дома № <адрес> (исх. № 461 от 30.12.2011), выполненному ОАО «Проектный институт «Нижневартовск гражданпроект», уже в 2011 году наружные стены дома, его перекрытия и стропильные конструкции находились в недопустимом состоянии, несущая способность, прочность и устойчивость здания не были обеспечены.
Согласно представленным в материалы дела актам о результатах проведения Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мероприятий по государственному контролю от 04.10.2019, 28.09.2020, конструктивные и инженерные системы жилого дома <адрес> находятся в аварийном техническом состоянии, выявлены вредные факторы, которые не позволяют обеспечить безопасность жизни и здоровью проживающих в указанном доме людей, требуется их отселение, имеется угроза для жизни и здоровья граждан, пребывающих в жилом доме.
В п.п. 1, 3 ст. 35 Конституции Российской Федерации закреплено, что право частной собственности охраняется законом. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
В соответствии со ст. 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
В п. 41 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 1 за 2019 год, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019, разъяснено, что правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации на переселение граждан из аварийного жилищного фонда путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, устанавливает Федеральный закон «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства», согласно ч. 1 ст. 3 которого в целях данного федерального закона создается государственная корпорация – Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.
Под переселением граждан из аварийного жилищного фонда в п. 3 ст. 2 данного федерального закона понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со ст. 32 и 86, ч.ч. 2 и 3 ст. 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Под предоставлением финансовой поддержки за счет средств Фонда в п. 4 ст. 2 данного федерального закона понимается, среди прочего, предоставление Фондом целевых средств бюджетам субъектов Российской Федерации на безвозвратной и безвозмездной основе на переселение граждан из аварийного жилищного фонда на условиях, предусмотренных этим же федеральным законом.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, то есть в случае, когда собственники жилых помещений в таком доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления, принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в данном доме путем выкупа.
Другое жилое помещение взамен изымаемого в таком случае может быть предоставлено собственнику только при наличии соответствующего соглашения, достигнутого с органом местного самоуправления, и только с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Вместе с тем, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Таким образом, включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 16 Федерального закона «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» региональная адресная программа по переселению граждан из аварийного жилищного фонда должна содержать, в частности, перечень многоквартирных домов, признанных до определенной даты в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе их эксплуатации.
На основании постановления Правительства Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 01.04.2019 № 104-п «Об адресной программе Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы» постановлением администрации города Мегиона от 07.06.2019 № 1125 утверждена Адресная программа городского округа город Мегион по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы, которой предусмотрено расселение как граждан, проживающих в жилых помещениях, признанных непригодными для проживания и жилых домах, признанных аварийными на основании договоров социального найма, так и собственников таких жилых помещений.
В соответствии с условиями адресной программы, при согласии в письменной форме собственника (собственников) жилого помещения, расположенного в аварийном доме, ему (им) предоставляется жилое помещение по договору мены, взамен изымаемого жилого помещения с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
При этом если общая площадь предоставляемого жилого помещения больше размера площади изымаемого жилого помещения, разница стоимости за превышение площади предоставляемого жилого помещения подлежит собственникам к доплате. Стоимость 1 кв.м предоставляемого жилого помещения соответствует нормативу средней рыночной стоимости 1 кв.м, установленного Региональной службой по тарифам автономного округа для каждого из муниципальных образований автономного округа на момент публикации соответствующего извещения о проведении конкурса (аукциона) по приобретению жилых помещений.
Согласно сведениям из Управления Росреестра, других жилых помещений в собственности у истцов не имеется.
В рамках настоящего спора заявлено требование о предоставлении истцам равнозначного жилого помещения с зачетом стоимости занимаемого в настоящее время жилого помещения, что соответствует предусмотренным Программой условиям.
Требование предъявлено прокурором в соответствии со ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, на основании результатов проверки обращения Мальцевой Л.В. о нарушении жилищных прав собственников кв. 12 в спорном жилом доме.
Многоквартирный дом <адрес> в соответствии с Федеральным законом «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» включен как в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, так и в адресную программу городского округа Мегион по переселению граждан из аварийного жилищного фонда на 2019-2025 годы и содержится в перечне многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа город Мегион, признанных аварийными до 01.01.2017.
По условиям региональной и муниципальной адресных программ мероприятия по расселению реализует орган местного самоуправления.
Следовательно, исковые требования правильно предъявлены к администрации города Мегиона.
Несмотря на то, что Программой установлены сроки для выполнения перечисленных в ней мероприятий, в том числе и по предоставлению собственникам жилых помещений в жилом доме <адрес> по договору мены других жилых помещений, в судебном заседании установлено, подтверждается актами о результатах проведения Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мероприятий по государственному контролю от 04.10.2019, 28.09.2020, что имеется угроза для жизни и здоровья граждан, пребывающих в жилом доме. При таких обстоятельствах отселение жильцов не может быть поставлено в зависимость от установленных сроков сноса жилого дома и переселения граждан, другое жилое помещение должно быть предоставлено им незамедлительно, при этом отсутствие заявления о предоставлении жилья маневренного жилого фонда не может являться основанием для нарушения жилищных прав истцов, законом обязательное обращение гражданина с таким заявлением в орган местного самоуправления не предусмотрено.
Представителем ответчика заявлено о недопустимости доказательства - актов о результатах проведения Службой жилищного и строительного надзора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры мероприятий по государственному контролю от 04.10.2019, 28.09.2020. Оснований для удовлетворения заявления о недопустимости доказательств не имеется, так как Службой жилищного и строительного надзора акты составлены в пределах своей компетенции, на основании проведенных проверок, эти акты согласуются с другими доказательствами по делу, в том числе заключением межведомственной комиссии о признании многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу от 10.12.2012 № 345, актом обследования технического состояния конструкций объекта от 30.12.2011 № 461, отражающими состояние жилого дома задолго до проведенных Службой жилстройнадзора проверок. При этом стороной ответчика в нарушение требований ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства, опровергающие доводы стороны истца и свидетельствующие о произведенных ответчиком ремонтных работах и приведению жилого помещения в состояние, пригодное для проживания и отвечающее требованиям безопасности.
Учитывая изложенное, заявленные прокурором города Мегиона требования о предоставлении Мальцевой Л.В., Олешковой Е.В., Мальцеву А.В. жилого помещения по договору мены суд признает законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора города Мегиона в интересах Мальцевой Людмилы Викторовны, Олешковой Елены Владимировны, Мальцева Александра Владимировича, к администрации города Мегиона, третьи лица Олешкова Милена Михайловна, Брындин Алексей Анатольевич, Брындин Тимофей Алексеевич, о предоставлении жилого помещения в собственность по договору мены удовлетворить.
Возложить на администрацию города Мегиона обязанность предоставить Мальцевой Людмиле Викторовне, Олешковой Елене Владимировне, Мальцеву Александру Владимировичу по договору мены в собственность равнозначное жилое помещение, состоящее из трех комнат, общей площадью не менее 52,3 кв.м, отвечающее санитарным и техническим требованиям и расположенное в черте города Мегиона Ханты-Мансийского автономного округа – Югры, взамен жилого помещения по адресу: <адрес> с зачетом его стоимости.
На решение сторонами может быть подана апелляционная жалоба в суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры через Мегионский городской суд, в течение месяца со дня принятия его в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 29.01.2021.
Судья /подпись/ С.В. Байкина
Копия верна:
Судья С.В. Байкина