Решение по делу № 33-855/2023 от 21.02.2023

Судья Шилова И.С. Дело № 33-855/2023

№ 2-1842/2022

67RS0003-01-2022-002528-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в

составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,

при секретаре (помощнике судьи) Иваничкиной В.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Ярмак Светланы Ивановны к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой», Администрации города Смоленска о взыскании заработной платы, возложении обязанности по уплате налога и пенсионных отчислений,

по апелляционным жалобам Администрации г. Смоленска, Ярмак Светланы Ивановны на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г.,

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя третьего лица Смоленской областной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Кулешова В.В., прокурора Старовойтовой Н.Н., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения,

установила:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Ярмак С.И., уточнив требования, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» (далее - МБУ «Дормостстрой») и администрации города Смоленска о взыскании заработной платы в размере 648 225 руб. 84 коп., рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы; обязании МБУ «Дормостстрой» произвести окончательный расчет недополученной работником заработной платы за период с 1 января 2020 г. по дату вступления решения суда в законную силу, учитывая необходимость расчета отчислений в Пенсионный фонд РФ, УФНС по г. Смоленску, ФСС РФ, перерасчета ежегодных основных оплачиваемых отпусков и листков нетрудоспособности за указанный период; произвести уплату налога, пенсионных отчислений, а также отчислений в ФСС РФ; осуществить начисление и выплату заработной платы работникам учреждения с учетом положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы; обязании администрации г.Смоленска внести изменения в локальные нормативные акты МБУ «Дормостстрой», регулирующие систему оплату труда на предприятии, приведя их в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, учитывая положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, а также выделить денежные средства МБУ «Дормостстрой» для произведения выплат, в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 5 искового заявления, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что Ярмак С.И. осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности юрисконсульта с 30 июня 2020 г. по настоящее время. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 11 548 руб. Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11 марта 2020 г. №14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этого работодателя. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности Ответчик-1 не отказывался от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению.

Постановлением администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 г. №2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением администрации г. Смоленска от 5 ноября 2008 г. №1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.

Считает, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения – «дорожное хозяйство», нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 года при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушении статей 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

Истец Ярмак С.И. и помощник прокурора Промышленного района г.Смоленска Божкова Т.А., выступающий в интересах истца, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Считали подлежащим восстановлению пропущенный срок обращения в суд, поскольку о нарушении своего права истцу не было известно ранее.

Представитель ответчика МБУ «Дормостстрой» Огурцова М.В. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Представители ответчика администрация г.Смоленска в судебном заседании возражали относительно заявленных требований, указали на пропуск срока для обращения в суд с данными требованиями. Также поддержали представленные ранее письменные возражения и дополнительные возражения на исковое заявление.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Смоленская областная организация общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее по тексту – Профсоюзная организация).

Представитель третьего лица Профсоюзной организации Кулешов В.В. в судебных заседаниях указывал, что исковые требования работника подлежат удовлетворению.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации (далее по тексту – Смоленское отделение Фонда).

Представитель третьего лица Смоленского отделения Фонда Молоков В.Е. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что относительно данного сотрудника Фонд не располагает сведениями о наличии листков нетрудоспособности, таковые в Фонд для оплаты не предъявлялись.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.

Взыскано с МБУ «Дормостстрой» в пользу Ярмак Светланы Ивановны недополученная работником за период с 1 марта 2021 г. по 27 сентября 2022 г. и с 1 августа 2022 г. по 30 сентября 2022 г. заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 450 972 руб. 05коп., в счет компенсации морального вреда 5000 руб., а всего 455 972 рубля 05 коп., с возложением на Муниципальное бюджетное учреждения «Дормостстрой» обязанности, начиная с 1 октября 2022 г. производить начисление и выплату заработной платы с учетом положений абзацев 1 и 5 пункта 3.1 и применительно к Приложению №1 Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. по 6-му тарифному разряду и до приведения локальных нормативных правовых актов Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой» в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.

В случае отсутствия у Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию города Смоленска к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, а в целях реализации возможности по повышенной оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения, начиная с 1 октября 2022 г., обязать Администрацию города Смоленска выделить Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» соответствующие денежные средства.

Суд обязал Муниципальное бюджетное учреждение «Дормостстрой» произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по г. Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

На Администрацию города Смоленска и Муниципальное бюджетное учреждение «Дормостстрой» возложена обязанность внести изменения в локальные нормативные акты Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой», регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников дорожной отрасли, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2022 год с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с названным решением суда, представитель Администрации г. Смоленска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Ярмак С.И. подана апелляционная жалоба, в которой истец выражает несогласие с решением суда в части размера взысканной компенсации морального вреда, считает его необоснованно заниженным.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора №11 от 30 июня 2020 г. Ярмак С.И. с 30 сентября 2020 г. принята в МБУ «Дормостстрой» на должность юрисконсульта с окладом 11212 руб. (л.д. 9-11, 83-87 том 1).

Данный факт подтверждается приказом №11-к от 30 июня 2020 г., которым Ярмак С.И. с 30 сентября 2020 г. принята в юридический отдел на должность юрисконсульта с окладом 11212 руб. (л.д. 90 том 1).

Дополнительным соглашением от 1 октября 2020 г. работнику с 1 октября 2020 г. установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 11 548 руб. (л.д. 12, 89 том 1).

Приказом №12-ЛС от 25 июля 2022 г. прекращено действие трудового договора и 29 июля 2022 г., юрисконсульт Ярмак С.И. уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (л.д.152 том 1).

В соответствии с трудовым договором №8 от 1 августа 2022 г. Ярмак С.И. принята в МБУ «Дормостстрой» на должность юрисконсульта с окладом 11548 руб., что подтверждается также приказом №8-к от 1 августа 2022 г., согласно которому Ярмак С.И. с 1 августа 2022 г. принята в юридический отдел на должность юрисконсульта с окладом 11548 руб. (л.д. 153 том 1).

В пункте 1.2 заключенного с работником трудового договора указано, что работник обязуется выполнять все работы, обуславливаемые должностью, на которую он принимается, а также трудовыми обязанностями и конкретными заданиями (поручениями), устанавливаемыми работодателем, и должностной инструкций в случае ее наличия.

В соответствии с должностной инструкцией юрисконсульта, утвержденной 1 января 2020 г., в должностные обязанности входит: осуществлять правовую экспертизу проектов приказом, Положений и других актов правового характера, подготавливаемых в учреждении, визировать их, а также в необходимых случаях участвовать в подготовке этих документов; принимать меры по изменению или отмене правовых актов, изданных в учреждении с нарушением действующего законодательства (не прошедших правовую экспертизу), а также в связи с изменением законодательства; организовать подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности учреждения; обеспечивать методическое руководство правовой работой, разъяснять действующее законодательства и порядок его применения, оказывать правовую помощь структурным подразделениям в претензионной работе, подготовке и передаче необходимых материалов в судебные органы; принимать участие в подготовке мероприятий по укреплению трудовой дисциплины на предприятии, в подготовке и заключении коллективных договоров; участвовать в анализе заключаемых договоров (контрактов) на стадии заключения, исполнения и принимать необходимые меры в тех случаях, когда учреждение не может выполнить по объективным причинам условия договора (контракта); участвовать в рассмотрении документов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности; представлять интересы учреждения в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах, а также в других органах государственной власти при рассмотрении правовых вопросов; предоставлять консультации, заключения справки по правовым вопросам; оказывать правовую помощь комиссии по трудовым спорам в случае ее создания; самостоятельно изучать изменения, внесенные в действующее законодательство, а также принимать участие в проводимых правовых семинарах, повышая свой профессиональный уровень; возглавлять работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения договоров (контрактов), разрабатывать предложения по улучшению контроля за соблюдением договорной дисциплины, устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности; подготавливать заключения по предложениям руководителей структурных подразделений о привлечении работников учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности; обеспечивать информирование работников учреждения о действующем законодательстве, а также организовывать работу по изучению должностными лицами нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности.

Согласно указанной должностной инструкции на должность юриста назначается лицо с высшим юридическим образованием, имеющее стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Действующим в настоящее время «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. №37 (ред. от 27 марта 2018 г.), предусмотрены следующие должностные обязанности по должности юрисконсульта: разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает совместно с другими подразделениями предприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. В соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. Осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Консультирует работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

Указанный Квалификационный справочник не устанавливает разряды для данной должности, в то время как «Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 г.г.» требует определение разрядов по должности для исчисления оплаты труда.

Обращаясь в суд с настоящим иском, сторона истца указывала, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность представленных доказательств указывает, что фактической деятельностью МБУ «Дормостстрой» является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Смоленска не обязана исполнять условия федерального отраслевого соглашения, участия в принятии и подписании которого, не принимала, были предметом исследования суда первой инстанции и признаны правомерно несостоятельными.

Так, согласно положениям статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 названного Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой указанной статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Инициируя настоящий спор, истец настаивал на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников муниципального бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 2 декабря 2016 г., Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п.1.4 Устава).

В выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

Статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ (ред. от 15 апреля 2022 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что МБУ «Дормостстрой» относится к учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

11 декабря 2019 г. было подписано, а 14 января 2020 г. в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11 декабря 2019 г.

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Положения Соглашения распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей (пункт 1.1. Отраслевого Соглашения).

Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются:

- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;

- работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).

Указанное Отраслевое Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 г. и действует по 31 декабря 2022 г. включительно.

Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств (п. 1.4).

Следствием оценки норм данного Соглашения, является вывод суда об отнесении такового к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.

В своей профессиональной деятельности Ассоциация «РАДОР» руководствуется нормами российского законодательства и положениями Устава Ассоциации «РАДОР».

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами.

Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (Протокол ЛЗ 39 от 5 июня 2019 года) Управление дорожного хозяйства истроительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Устав предписывает Ассоциации «РАДОР» представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени, что сторонами не оспаривалось.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к убеждению, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

При этом обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.

Письмом Минтруда России от 11 марта 2020 г. № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В материалы дела представлена информация, что 6 апреля 2021 г. Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 8 апреля 2021 г. просят предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (утв. Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11 декабря 2019 г.) и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.

МБУ «Дормостстрой» 8 апреля 2021 г. направило соответствующую информацию, а именно, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 год, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г.Смоленска от 1 ноября 2018 г. №2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 г. №2981-адм, составляет 108086189 руб. 28 коп., в том числе ФОТ работников учреждения – 83015506 руб. 36 коп., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25070682 руб. 92 коп.

Вышеизложенное свидетельствует о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего, является вывод о распространении данного Соглашения на ответчиков.

Вместе с тем суд указал, что Администрация г. Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.

С учетом положений статей 45, 47 Трудового кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о том, что на Администрацию г. Смоленска, МБУ «Дормостстрой» и работников данной организации распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, условия которого, работодателем не исполнялись.

Разрешая требования истца о взыскании в их пользу недополученной за период действия соглашения заработной платы, проверив представленные суду МБУ «Дормострой» расчеты недополученного заработка истца, суд взыскал недополученную заработную плату в размере 450 972 руб. 05 копеек, в расчет которой включен перерасчет оплаты отпускных.

При этом суд исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «Дормостстрой», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.

Поскольку работодатель выплачивал работникам заработную плату не в полном объеме, указанные отчисления также производились не полностью, что свидетельствует о невыполнении работодателем возложенных на него обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд возложил на МБУ «Дормостстрой» обязанности по перечислению в указанные органы дополнительных налогов и взносов, указав, что следствием исполнения данного решения будет восстановление потенциальных пенсионных прав работника, а так же осуществление ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС Российской Федерации перерасчета оплаты временной нетрудоспособности истцов.

Ссылка в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца судебной коллегией отклоняется, поскольку ничем не подтверждена, контррасчет в суд не представлен. Судом апелляционной инстанции данному ответчику такая возможность была инициирована, от реализации которой представитель Администрации г. Смоленска отказался.

Удовлетворяя требования об обязании Администрации г. Смоленска и МБУ «Дормостстрой» внести изменения в локальные нормативные акты Учреждения, регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 гг. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства, суд исходил из того, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации г. Смоленска, по сути, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции. Несогласие Администрации г. Смоленска с выводами суда основано на собственной оценке приведенных выше юридически значимых обстоятельств, что не является основанием к отмене судебного решения.

С доводом апелляционной жалобы Ярмак С.И. о том, что размер взысканной компенсации морального вреда является заниженным согласиться нельзя, поскольку само по себе несогласие с размером взысканной судом компенсации морального вреда не свидетельствует о незаконности его решения.

Из анализа статей 237, 394 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. является справедливым и соразмерным последствиям нарушения ответчиком прав истца, поскольку при определении суммы компенсации морального вреда судом приняты во внимание характер нарушения работодателем трудовых прав работника, степень и объем нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Смоленска, Ярмак Светланы Ивановны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2023 г.

Судья Шилова И.С. Дело № 33-855/2023

№ 2-1842/2022

67RS0003-01-2022-002528-89

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 апреля 2023 г. г. Смоленск

Судебная коллегия по гражданским делам Смоленского областного суда в

составе:

председательствующего Дмитриевой Г.И.,

судей Коженовой Т.В., Филенковой С.В.,

при секретаре (помощнике судьи) Иваничкиной В.О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску заместителя прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Ярмак Светланы Ивановны к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой», Администрации города Смоленска о взыскании заработной платы, возложении обязанности по уплате налога и пенсионных отчислений,

по апелляционным жалобам Администрации г. Смоленска, Ярмак Светланы Ивановны на решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г.,

Заслушав доклад судьи Коженовой Т.В., объяснения представителя третьего лица Смоленской областной организации общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства Кулешова В.В., прокурора Старовойтовой Н.Н., полагавшей необходимым оставить решение суда без изменения,

установила:

Заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска в интересах Ярмак С.И., уточнив требования, обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» (далее - МБУ «Дормостстрой») и администрации города Смоленска о взыскании заработной платы в размере 648 225 руб. 84 коп., рассчитанной на основании Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы; обязании МБУ «Дормостстрой» произвести окончательный расчет недополученной работником заработной платы за период с 1 января 2020 г. по дату вступления решения суда в законную силу, учитывая необходимость расчета отчислений в Пенсионный фонд РФ, УФНС по г. Смоленску, ФСС РФ, перерасчета ежегодных основных оплачиваемых отпусков и листков нетрудоспособности за указанный период; произвести уплату налога, пенсионных отчислений, а также отчислений в ФСС РФ; осуществить начисление и выплату заработной платы работникам учреждения с учетом положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы; обязании администрации г.Смоленска внести изменения в локальные нормативные акты МБУ «Дормостстрой», регулирующие систему оплату труда на предприятии, приведя их в соответствии с требованиями действующего трудового законодательства, учитывая положения Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, а также выделить денежные средства МБУ «Дормостстрой» для произведения выплат, в соответствии с пунктами 1, 2, 3, 5 искового заявления, взыскании компенсации морального вреда в размере 50000 руб.

В обоснование исковых требований указано, что Ярмак С.И. осуществляет трудовую деятельность в МБУ «Дормостстрой» в должности юрисконсульта с 30 июня 2020 г. по настоящее время. Заработная плата ей установлена в виде оклада в размере 11 548 руб. Между тем, на федеральном уровне социального партнерства заключено Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы между Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Федеральным дорожным агентством, Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами. Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты РФ. В письме Минтруда России от 11 марта 2020 г. №14-4/10/В-1851 указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения не будет представлен мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этого работодателя. Указанное отраслевое соглашение регулирует социально-трудовые отношения, устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организации дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденных муниципальных заданий, предприятие приняло на себя обязанность обеспечить выполнение работ по ремонту и содержанию улично-дорожной сети г. Смоленска. В процессе своей деятельности Ответчик-1 не отказывался от присоединения к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству РФ на 2020-2022 годы, соответственно автоматически присоединилось к указанному Отраслевому соглашению.

Постановлением администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 г. №2893-адм утверждено Положение об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала МБУ «Дормостстрой», которое разработано в соответствии с ТК РФ, постановлением администрации г. Смоленска от 5 ноября 2008 г. №1821-фдм «О введении новых систем оплаты труда работников муниципальных бюджетных и казенных учреждений г. Смоленска», Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы.

Считает, что применяемое при регулировании системы оплаты труда в МБУ «Дормостстрой» Отраслевое соглашение в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ не соответствует виду экономической деятельности учреждения – «дорожное хозяйство», нормы Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 года при регулировании системы оплаты труда в учреждении не применяются, в связи с чем, в нарушении статей 21, 129, 45 ТК РФ, Отраслевого соглашения расчет заработной платы работникам МБУ «Дормостстрой» в 2020-2022 годах произведен неправильно и перед работниками за указанный период имеется задолженность по заработной плате.

Истец Ярмак С.И. и помощник прокурора Промышленного района г.Смоленска Божкова Т.А., выступающий в интересах истца, в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме, просили их удовлетворить. Считали подлежащим восстановлению пропущенный срок обращения в суд, поскольку о нарушении своего права истцу не было известно ранее.

Представитель ответчика МБУ «Дормостстрой» Огурцова М.В. в судебном заседании заявленные требования не признала по основаниям, изложенным в возражениях.

Представители ответчика администрация г.Смоленска в судебном заседании возражали относительно заявленных требований, указали на пропуск срока для обращения в суд с данными требованиями. Также поддержали представленные ранее письменные возражения и дополнительные возражения на исковое заявление.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечена Смоленская областная организация общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства (далее по тексту – Профсоюзная организация).

Представитель третьего лица Профсоюзной организации Кулешов В.В. в судебных заседаниях указывал, что исковые требования работника подлежат удовлетворению.

Протокольным определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, привлечено Государственное учреждение – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской федерации (далее по тексту – Смоленское отделение Фонда).

Представитель третьего лица Смоленского отделения Фонда Молоков В.Е. в судебном заседании разрешение заявленных требований оставил на усмотрение суда. Дополнительно пояснил, что относительно данного сотрудника Фонд не располагает сведениями о наличии листков нетрудоспособности, таковые в Фонд для оплаты не предъявлялись.

Решением Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично.

Взыскано с МБУ «Дормостстрой» в пользу Ярмак Светланы Ивановны недополученная работником за период с 1 марта 2021 г. по 27 сентября 2022 г. и с 1 августа 2022 г. по 30 сентября 2022 г. заработная плата, исчисленная без учета дальнейшей необходимости по удержанию работодателем подоходного налога, в размере 450 972 руб. 05коп., в счет компенсации морального вреда 5000 руб., а всего 455 972 рубля 05 коп., с возложением на Муниципальное бюджетное учреждения «Дормостстрой» обязанности, начиная с 1 октября 2022 г. производить начисление и выплату заработной платы с учетом положений абзацев 1 и 5 пункта 3.1 и применительно к Приложению №1 Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. по 6-му тарифному разряду и до приведения локальных нормативных правовых актов Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой» в соответствие с требованиями Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г.

В случае отсутствия у Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой» самостоятельной возможности по выплате взысканных денежных средств, привлечь Администрацию города Смоленска к субсидиарной ответственности по исполнению настоящего решения суда, а в целях реализации возможности по повышенной оплате труда работников муниципального бюджетного учреждения, начиная с 1 октября 2022 г., обязать Администрацию города Смоленска выделить Муниципальному бюджетному учреждению «Дормостстрой» соответствующие денежные средства.

Суд обязал Муниципальное бюджетное учреждение «Дормостстрой» произвести необходимые дополнительные отчисления по страховым взносам и взносам на обязательное медицинское страхование в Пенсионный фонд РФ, налогам и сборам в ИНФС России по г. Смоленску, подать уточненный электронный реестр в ГУ – Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования РФ.

На Администрацию города Смоленска и Муниципальное бюджетное учреждение «Дормостстрой» возложена обязанность внести изменения в локальные нормативные акты Муниципального бюджетного учреждения «Дормостстрой», регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства в части оплаты труда работников дорожной отрасли, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2022 год с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 г.г. и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.

Не согласившись с названным решением суда, представитель Администрации г. Смоленска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказать.

Ярмак С.И. подана апелляционная жалоба, в которой истец выражает несогласие с решением суда в части размера взысканной компенсации морального вреда, считает его необоснованно заниженным.

Изучив материалы дела, выслушав объяснения лиц участвующих в деле, обсудив доводы апелляционных жалоб, проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с требованиями части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Положения действующего трудового законодательства относят трудовые отношения к отношениям возмездного характера, основанным на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции в интересах, под управлением и контролем работодателя (статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации).

Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).

Условия о размере и порядке выплаты заработной платы устанавливаются соглашением сторон трудового договора и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, а именно, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами (статья 56 Трудового кодекса Российской Федерации).

Анализ данных законоположений свидетельствует о том, что регулирование вопросов оплаты труда может выходить из плоскости правоотношений, возникающих между работником и конкретным работодателем, попадая в сферу нормативной деятельности объединений работников и работодателей, уполномоченных на подписание соглашений на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

Из материалов дела следует, что на основании трудового договора №11 от 30 июня 2020 г. Ярмак С.И. с 30 сентября 2020 г. принята в МБУ «Дормостстрой» на должность юрисконсульта с окладом 11212 руб. (л.д. 9-11, 83-87 том 1).

Данный факт подтверждается приказом №11-к от 30 июня 2020 г., которым Ярмак С.И. с 30 сентября 2020 г. принята в юридический отдел на должность юрисконсульта с окладом 11212 руб. (л.д. 90 том 1).

Дополнительным соглашением от 1 октября 2020 г. работнику с 1 октября 2020 г. установлен оклад в соответствии со штатным расписанием в размере 11 548 руб. (л.д. 12, 89 том 1).

Приказом №12-ЛС от 25 июля 2022 г. прекращено действие трудового договора и 29 июля 2022 г., юрисконсульт Ярмак С.И. уволена на основании пункта 3 части 1 статьи 77 ТК РФ (л.д.152 том 1).

В соответствии с трудовым договором №8 от 1 августа 2022 г. Ярмак С.И. принята в МБУ «Дормостстрой» на должность юрисконсульта с окладом 11548 руб., что подтверждается также приказом №8-к от 1 августа 2022 г., согласно которому Ярмак С.И. с 1 августа 2022 г. принята в юридический отдел на должность юрисконсульта с окладом 11548 руб. (л.д. 153 том 1).

В пункте 1.2 заключенного с работником трудового договора указано, что работник обязуется выполнять все работы, обуславливаемые должностью, на которую он принимается, а также трудовыми обязанностями и конкретными заданиями (поручениями), устанавливаемыми работодателем, и должностной инструкций в случае ее наличия.

В соответствии с должностной инструкцией юрисконсульта, утвержденной 1 января 2020 г., в должностные обязанности входит: осуществлять правовую экспертизу проектов приказом, Положений и других актов правового характера, подготавливаемых в учреждении, визировать их, а также в необходимых случаях участвовать в подготовке этих документов; принимать меры по изменению или отмене правовых актов, изданных в учреждении с нарушением действующего законодательства (не прошедших правовую экспертизу), а также в связи с изменением законодательства; организовать подготовку заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности учреждения; обеспечивать методическое руководство правовой работой, разъяснять действующее законодательства и порядок его применения, оказывать правовую помощь структурным подразделениям в претензионной работе, подготовке и передаче необходимых материалов в судебные органы; принимать участие в подготовке мероприятий по укреплению трудовой дисциплины на предприятии, в подготовке и заключении коллективных договоров; участвовать в анализе заключаемых договоров (контрактов) на стадии заключения, исполнения и принимать необходимые меры в тех случаях, когда учреждение не может выполнить по объективным причинам условия договора (контракта); участвовать в рассмотрении документов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, обеспечивает подготовку заключений по предложениям о списании безнадежной задолженности; представлять интересы учреждения в судах общей юрисдикции и Арбитражных судах, а также в других органах государственной власти при рассмотрении правовых вопросов; предоставлять консультации, заключения справки по правовым вопросам; оказывать правовую помощь комиссии по трудовым спорам в случае ее создания; самостоятельно изучать изменения, внесенные в действующее законодательство, а также принимать участие в проводимых правовых семинарах, повышая свой профессиональный уровень; возглавлять работу по анализу и обобщению результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения договоров (контрактов), разрабатывать предложения по улучшению контроля за соблюдением договорной дисциплины, устранению выявленных недостатков и улучшению производственной и хозяйственно-финансовой деятельности; подготавливать заключения по предложениям руководителей структурных подразделений о привлечении работников учреждения к дисциплинарной и материальной ответственности; обеспечивать информирование работников учреждения о действующем законодательстве, а также организовывать работу по изучению должностными лицами нормативных правовых актов, относящихся к их деятельности.

Согласно указанной должностной инструкции на должность юриста назначается лицо с высшим юридическим образованием, имеющее стаж работы по специальности не менее пяти лет.

Действующим в настоящее время «Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. №37 (ред. от 27 марта 2018 г.), предусмотрены следующие должностные обязанности по должности юрисконсульта: разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии, оказывает правовую помощь структурным подразделениям и общественным организациям в подготовке и оформлении различного рода правовых документов, участвует в подготовке обоснованных ответов при отклонении претензий. Подготавливает совместно с другими подразделениями предприятия материалы о хищениях, растратах, недостачах, выпуске недоброкачественной, нестандартной и некомплектной продукции, нарушении экологического законодательства и об иных правонарушениях для передачи их в арбитражный суд, следственные и судебные органы, осуществляет учет и хранение находящихся в производстве и законченных исполнением судебных и арбитражных дел. Участвует в разработке и осуществлении мероприятий по укреплению договорной, финансовой и трудовой дисциплины, обеспечению сохранности имущества предприятия. Проводит изучение, анализ и обобщение результатов рассмотрения претензий, судебных и арбитражных дел, практики заключения и исполнения хозяйственных договоров с целью разработки предложений об устранении выявленных недостатков и улучшении хозяйственно-финансовой деятельности предприятия. В соответствии с установленным порядком оформляет материалы о привлечении работников к дисциплинарной и материальной ответственности. Принимает участие в работе по заключению хозяйственных договоров, проведении их правовой экспертизы, разработке условий коллективных договоров и отраслевых тарифных соглашений, а также рассмотрении вопросов о дебиторской и кредиторской задолженности. Контролирует своевременность представления структурными подразделениями справок, расчетов, объяснений и других материалов для подготовки ответов на претензии. Подготавливает совместно с другими подразделениями предложения об изменении действующих или отмене утративших силу приказов и других нормативных актов, изданных на предприятии. Ведет работу по систематизированному учету и хранению действующих законодательных нормативных актов, производит отметки об их отмене, изменениях и дополнениях, подготавливает справочную документацию на основе применения современных информационных технологий и вычислительных средств. Принимает участие в подготовке заключений по правовым вопросам, возникающим в деятельности предприятия, проектам нормативных актов, поступающих на отзыв. Осуществляет информирование работников предприятия о действующем законодательстве и изменениях в нем, ознакомление должностных лиц предприятия с нормативными правовыми актами, относящимися к их деятельности. Консультирует работников предприятия по организационно-правовым и другим юридическим вопросам, подготавливает заключения, оказывает содействие в оформлении документов и актов имущественно-правового характера.

Указанный Квалификационный справочник не устанавливает разряды для данной должности, в то время как «Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 г.г.» требует определение разрядов по должности для исчисления оплаты труда.

Обращаясь в суд с настоящим иском, сторона истца указывала, что работодателем при начислении заработной платы не применялось Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, совокупность представленных доказательств указывает, что фактической деятельностью МБУ «Дормостстрой» является деятельность по содержанию автомобильных дорог местного значения.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что Администрация г. Смоленска не обязана исполнять условия федерального отраслевого соглашения, участия в принятии и подписании которого, не принимала, были предметом исследования суда первой инстанции и признаны правомерно несостоятельными.

Так, согласно положениям статьи 45 Трудового кодекса Российской Федерации Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.

В зависимости от сферы регулируемых социально-трудовых отношений могут заключаться соглашения: генеральное, межрегиональное, региональное, отраслевое (межотраслевое), территориальное и иные соглашения.

Отраслевое (межотраслевое) соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей). Отраслевое (межотраслевое) соглашение может заключаться на федеральном, межрегиональном, региональном, территориальном уровнях социального партнерства.

Статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации определено, что Соглашение действует в отношении:

всех работодателей, являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, а также являющихся членами объединений работодателей, иных некоммерческих организаций, входящих в объединение работодателей, заключившее соглашение;

работодателей, не являющихся членами объединения работодателей, заключившего соглашение, которые уполномочили указанное объединение от их имени участвовать в коллективных переговорах и заключить соглашение либо присоединились к соглашению после его заключения;

органов государственной власти и органов местного самоуправления в пределах взятых ими на себя обязательств.

В отношении работодателей - государственных органов, органов местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений, государственных или муниципальных унитарных предприятий соглашение действует также в случае, если оно заключено от их имени уполномоченными государственным органом или органом местного самоуправления (статья 34 названного Кодекса).

Соглашение действует в отношении всех работников, состоящих в трудовых отношениях с работодателями, указанными в частях третьей и четвертой указанной статьи.

В тех случаях, когда в отношении работников действует одновременно несколько соглашений, применяются условия соглашений, наиболее благоприятные для работников.

Инициируя настоящий спор, истец настаивал на необходимости применения данного Отраслевого соглашения, полагая, что положения такового распространяются на работников муниципального бюджетного учреждения, осуществляющего свою деятельность в сфере дорожного хозяйства муниципального образования г. Смоленск.

В соответствии с Уставом МБУ «Дормостстрой», утвержденного постановлением Главы г. Смоленска 2 декабря 2016 г., Учреждение является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в сфере организации дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах г. Смоленска, осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ, а также благоустройства. По своему типу Учреждение является муниципальным бюджетным учреждением (п.1.4 Устава).

В выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности указан код 42.11 – Строительство автомобильных дорог и автомагистралей.

Статья 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №257-ФЗ (ред. от 15 апреля 2022 г.) «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дает понятие дорожной деятельности, определяя таковую, как деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

Таким образом, суд обоснованно пришел к выводу, что МБУ «Дормостстрой» относится к учреждению, осуществляющему деятельность по организации дорожного хозяйства, данное обстоятельство сторонами не оспаривалось.

11 декабря 2019 г. было подписано, а 14 января 2020 г. в Федеральной службе по труду и занятости зарегистрировано (рег. № 17/20-22) Отраслевое соглашение по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы, утвержденное Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11 декабря 2019 г.

Настоящее Отраслевое соглашение заключено на федеральном уровне социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации и направлено на обеспечение баланса интересов работников и работодателей в целях стабильной и эффективной деятельности организаций дорожного хозяйства.

Соглашение регулирует социально-трудовые отношения и устанавливает общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, определяет условия оплаты, охраны труда, режимы труда и отдыха, другие условия, а также трудовые гарантии и льготы работникам в организациях дорожного хозяйства независимо от организационно-правовых форм и видов собственности.

Положения Соглашения распространяются также на работодателей - индивидуальных предпринимателей (пункт 1.1. Отраслевого Соглашения).

Пунктом 1.2. документа определено, что Сторонами Соглашения являются:

- работники учреждений, предприятий и организаций дорожного хозяйства (далее - организации) в лице их представителя - Общественной организации «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства» (далее - Профсоюз) в соответствии с Уставом Профсоюза;

- работодатели в лице их представителей:

Федеральное дорожное агентство (представитель федеральных государственных учреждений, федеральных государственных унитарных предприятий дорожного хозяйства, подведомственных агентству);

Союз работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР» (представитель работодателей - организаций, входящих в состав Союза работодателей «АСПОР», и уполномочивших «АСПОР» заключить Соглашение от их имени);

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» (представитель работодателей, уполномочивших «РАДОР» на заключение настоящего Соглашения от их имени).

Указанное Отраслевое Соглашение вступает в силу с 1 января 2020 г. и действует по 31 декабря 2022 г. включительно.

Ни одна из сторон Соглашения не может в течение срока действия Соглашения в одностороннем порядке изменить или прекратить выполнение принятых на себя обязательств (п. 1.4).

Следствием оценки норм данного Соглашения, является вывод суда об отнесении такового к категории отраслевого, заключенного на федеральном уровне социального партнерства при непосредственном участии Российской ассоциации территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР», выступающего со стороны работодателей.

Российская Ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» образована в мае 1993 года и является некоммерческой профессиональной организацией, объединяющей на добровольных началах органы управления автомобильными дорогами общего пользования 82 субъектов Российской Федерации.

В своей профессиональной деятельности Ассоциация «РАДОР» руководствуется нормами российского законодательства и положениями Устава Ассоциации «РАДОР».

Согласно Устава Ассоциации «РАДОР» членами Ассоциации «могут быть только признающие настоящий Устав территориальные органы управления автомобильными дорогами, которым официально передано право ответственности за автомобильные дороги общего пользования на территории республики, входящей в состав Российской Федерации, края, области или автономной области (округа), а также другие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства и разделяющие положения настоящего Устава».

Прием в члены осуществляется на основе заявления, в котором вступающий указывает свое желание вступить в Ассоциацию, вид членства и обязательство выполнять его Устав. Действительными членами Ассоциации являются юридические лица территориальных органов управления автомобильными дорогами.

Члены, обладающие правом совещательного голоса (ассоциированные члены), представляют прочие государственные местные и федеральные структуры, негосударственные и коммерческие организации, занимающиеся вопросами дорожного хозяйства. Они могут посещать собрания, участвовать в работе органов управления и комиссиях Ассоциации, но не обладают правом голоса.

Решением Совета Директоров Ассоциации «РАДОР» (Протокол ЛЗ 39 от 5 июня 2019 года) Управление дорожного хозяйства истроительства г.Смоленска принято в ассоциированные члены Ассоциации «РАДОР».

Устав предписывает Ассоциации «РАДОР» представлять и осуществлять защиту прав и интересов ее членов по их поручениям в любых организациях и учреждениях в соответствии с действующим законодательством.

Будучи надлежащим образом проинформированным о разработке проекта и заключении отраслевого соглашения, Управление дорожного хозяйства и строительства г. Смоленска не вносило предложений по проекту Соглашения и не уполномочивало Ассоциацию «РАДОР» участвовать в коллективных переговорах и заключать соглашение от его имени, что сторонами не оспаривалось.

Суд первой инстанции, руководствуясь положениями статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации пришел к убеждению, что при заключении отраслевых соглашений на федеральном уровне допускается возможность их распространения на всех работодателей соответствующей отрасли по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере труда. Такое правило предусмотрено в целях унификации условий труда работников отрасли, установления единой системы социальных гарантий для всех трудящихся, работающих в одинаковых производственных условиях. Механизм распространения действия отраслевого соглашения основан на принципе добровольности, о чем свидетельствует законодательно предусмотренная возможность отказа того или иного работодателя от присоединения к нему.

При этом обязательным условием допущения такого распространения является информированность потенциального работодателя о принятии отраслевого Соглашения.

Письмом Минтруда России от 11 марта 2020 г. № 14-4/10/В-1851 «О присоединении к Отраслевому соглашению по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы» работодателям дорожного хозяйства, не участвовавшим в заключении соглашения, было сообщено о принятии Соглашения и предложено присоединиться к нему.

Дополнительно сообщено, что Соглашение прошло уведомительную регистрацию в Федеральной службе по труду и занятости 14 января 2020 г., регистрационный №17/20-22, размещено на официальном сайте Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (www.rosmintrud.ru).

Обращено внимание работодателей на положения статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации и указано, что если в течение 30 календарных дней со дня официального опубликования настоящего предложения в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации работодателями, не участвовавшими в заключении соглашения, не будет представлен в установленном частью 9 статьи 48 Трудового кодекса Российской Федерации порядке мотивированный письменный отказ присоединиться к соглашению, то соглашение будет считаться распространенным на этих работодателей.

В материалы дела представлена информация, что 6 апреля 2021 г. Управлением дорожного хозяйства и строительства администрации г. Смоленска в адрес МБУ «Дормостстрой» направлено письмо, в котором в срок до 8 апреля 2021 г. просят предоставить плановую потребность фонда оплаты труда на 2021 год в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020 - 2022 годы (утв. Общественной организацией «Общероссийский профессиональный союз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства», Росавтодором, Союзом работодателей «Общероссийское отраслевое объединение работодателей в дорожном хозяйстве «АСПОР», Российской ассоциацией территориальных органов управления автомобильными дорогами «РАДОР» 11 декабря 2019 г.) и отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве РФ на 2017-2019 годы в касающейся части.

МБУ «Дормостстрой» 8 апреля 2021 г. направило соответствующую информацию, а именно, что плановая потребность фонда оплаты труда на 2021 год, рассчитанная в соответствии с Отраслевым соглашением по дорожному хозяйству Российской Федерации на 2020-2022 годы в части касающейся учреждения и Положением об оплате труда административно-управленческого и вспомогательного персонала, рабочих МБУ «Дормостстрой», утвержденным постановлением администрации г.Смоленска от 1 ноября 2018 г. №2893-адм, Положением об оплате труда руководителей, главных бухгалтеров муниципальных бюджетных учреждений г. Смоленска «Дормостстрой», «СпецАвто», утвержденным Постановлением администрации г. Смоленска от 1 ноября 2018 г. №2981-адм, составляет 108086189 руб. 28 коп., в том числе ФОТ работников учреждения – 83015506 руб. 36 коп., взносы по обязательному социальному страхованию на выплаты по оплате труда работников учреждения – 25070682 руб. 92 коп.

Вышеизложенное свидетельствует о надлежащем информировании Администрации г. Смоленска о принятом на федеральном уровне отраслевом Соглашении по дорожному хозяйству, которая мотивированного отказа от присоединения к нему в установленном законом порядке в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не направила, следствием чего, является вывод о распространении данного Соглашения на ответчиков.

Вместе с тем суд указал, что Администрация г. Смоленска, будучи ассоциированным членом Ассоциации «РАДОР», обладающим правом совещательного голоса, своевременно проинформированным об осуществлении процедуры разработки проекта Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству на 2020 - 2022 годы, предложений по проекту Соглашения не внесла, своей позиции по вопросу присоединения к соглашению не озвучила, в коллективных переговорах участия не принимала, а в дальнейшем проигнорировала процедуру отказа от присоединения к нему.

С учетом положений статей 45, 47 Трудового кодекса Российской Федерации суд пришел к выводу о том, что на Администрацию г. Смоленска, МБУ «Дормостстрой» и работников данной организации распространяются положения отраслевого Соглашения по дорожному хозяйству на 2020-2022 годы, условия которого, работодателем не исполнялись.

Разрешая требования истца о взыскании в их пользу недополученной за период действия соглашения заработной платы, проверив представленные суду МБУ «Дормострой» расчеты недополученного заработка истца, суд взыскал недополученную заработную плату в размере 450 972 руб. 05 копеек, в расчет которой включен перерасчет оплаты отпускных.

При этом суд исходил из того, что анализ системы оплаты труда рабочих МБУ не свидетельствует об осуществлении таковой в соответствии с Отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг., как то установлено Положением об оплате труда МБУ «Дормостстрой», так как минимальная тарифная ставка, повышаемая отраслевым Соглашением ежегодно, работникам, начиная с 2019 г. не начислялась, рекомендованные к применению отраслевым Соглашением межразрядные тарифные коэффициенты не устанавливались, в силу чего оплата по ним не производилась.

Поскольку работодатель выплачивал работникам заработную плату не в полном объеме, указанные отчисления также производились не полностью, что свидетельствует о невыполнении работодателем возложенных на него обязанностей, предусмотренных статьей 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования", частью 2 статьи 14 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", суд возложил на МБУ «Дормостстрой» обязанности по перечислению в указанные органы дополнительных налогов и взносов, указав, что следствием исполнения данного решения будет восстановление потенциальных пенсионных прав работника, а так же осуществление ГУ - Смоленское региональное отделение ФСС Российской Федерации перерасчета оплаты временной нетрудоспособности истцов.

Ссылка в апелляционной жалобе на неправильность произведенного судом расчета недополученного заработка истца судебной коллегией отклоняется, поскольку ничем не подтверждена, контррасчет в суд не представлен. Судом апелляционной инстанции данному ответчику такая возможность была инициирована, от реализации которой представитель Администрации г. Смоленска отказался.

Удовлетворяя требования об обязании Администрации г. Смоленска и МБУ «Дормостстрой» внести изменения в локальные нормативные акты Учреждения, регулирующие систему оплаты труда в организации, приведя положения существующих документов в соответствие с требованиями действующего законодательства, внести и согласовать необходимые изменения в штатные расписания Учреждения на 2020-2022 гг. с учетом требований Отраслевого соглашения по дорожному хозяйству и ЕТКС основных профессий рабочих и должностей руководителей, специалистов и служащих дорожного хозяйства, суд исходил из того, что работодатели, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, принимают локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, в пределах своей компетенции в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Администрации г. Смоленска, по сути, повторяют позицию ответчика в суде первой инстанции. Несогласие Администрации г. Смоленска с выводами суда основано на собственной оценке приведенных выше юридически значимых обстоятельств, что не является основанием к отмене судебного решения.

С доводом апелляционной жалобы Ярмак С.И. о том, что размер взысканной компенсации морального вреда является заниженным согласиться нельзя, поскольку само по себе несогласие с размером взысканной судом компенсации морального вреда не свидетельствует о незаконности его решения.

Из анализа статей 237, 394 Трудового кодекса Российской Федерации следует, что моральный вред, причиненный работнику неправомерными действиями или бездействием работодателя, возмещается работнику в денежной форме в размерах, определяемых соглашением сторон трудового договора; в случае возникновения спора факт причинения работнику морального вреда и размеры его возмещения определяются судом независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба. При этом характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом допущенных ответчиком нарушений трудовых прав истца.

Вопреки доводам апелляционной жалобы, размер компенсации морального вреда в размере 5 000 руб. является справедливым и соразмерным последствиям нарушения ответчиком прав истца, поскольку при определении суммы компенсации морального вреда судом приняты во внимание характер нарушения работодателем трудовых прав работника, степень и объем нравственных страданий истца, требования разумности и справедливости

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований для отмены решения суда не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Промышленного районного суда г. Смоленска от 28 октября 2022 года оставить без изменения, апелляционные жалобы Администрации г. Смоленска, Ярмак Светланы Ивановны - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 27 апреля 2023 г.

33-855/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
заместитель прокурора Промышленного района г. Смоленска
Ярмак Светлана Ивановна
Ответчики
администрация г. Смоленска
МБУ Дормостстрой
Другие
Государственное учреждение - Смоленское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации
Смоленская областная организация общероссийского профсоюза работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства
Суд
Смоленский областной суд
Судья
Коженова Татьяна Владимировна
Дело на сайте суда
oblsud.sml.sudrf.ru
21.02.2023Передача дела судье
30.03.2023Судебное заседание
20.04.2023Судебное заседание
03.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
04.05.2023Передано в экспедицию
20.04.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее