Дело № 2-420/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 марта 2022 г. г. Алушта
Алуштинский городской суд Республики Крым в составе:
председательствующего судьи Голубевой Н.О.,
при секретаре судебного заседания Гафарове А.Х.,
с участием
истца Краснопевцевой Е.Ю., ее представителя Демьянкова Н.В.,
третьего лица Костроминой О.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО8, действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО7 к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности заключения договора социального найма жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
ФИО8, действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних ФИО2 и ФИО2 обратилась в суд с иском к Администрации <адрес> Республики Крым, третьи лица: ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6 о признании права пользования жилым помещением на условиях договора социального найма жилого помещения, возложении обязанности заключения договора социального найма жилого помещения.
В обоснование исковых требований указала, что с момента своего рождения она вселена и проживает в квартире расположенной по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> кв.м и жилой площадью <данные изъяты> кв.м. Она была вселена в вышеуказанную квартиру, как дочь ФИО10, которая на основании договора найма жилого помещения в домах местных Советов депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ была нанимателем жилого помещения и вселена на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов <адрес>, зарегистрирована и фактически проживала в вышеуказанном жилом помещении до своей смерти.
В жилое помещение также были вселены и зарегистрированы другие члены семьи: несовершеннолетние дети истицы: ФИО2 и ФИО2, её отец ФИО3, родной брат истицы ФИО4, родная сестра истицы ФИО11 со своей дочерью ФИО6.
Истец полагает, что таким образом жилое помещение было предоставлено их семье на основании ордера от <данные изъяты> года и до настоящего времени не приватизировано. Она и члены её семьи, вселены, зарегистрированы и проживают в жилом помещении на законных основаниях, являются законными и добросовестными его пользователями, ведут общее хозяйство.
В связи со смертью матери и по настоящее время она фактически исполняет обязанности нанимателя, несёт бремя содержания жилого помещения, включая оплату ЖКХ, производит текущий ремонт.
Она обратилась в Администрацию <адрес> с заявлением о заключении договора социального найма жилого помещения, однако ей было в этом отказано.
Отсутствие заключенного договора социального найма существенным образом нарушает её права и права членов её семьи.
В связи с чем она вынуждена была обратиться в суд за защитой своих прав и прав своих несовершеннолетних детей.
В судебном заседании истец и её представитель ФИО13 полностью поддержали исковое заявление, просили его удовлетворить. Представитель истца также пояснил, что договор найма жилого помещения был заключён ещё с матерью истицы в ДД.ММ.ГГГГ году, а сейчас Администрация <адрес> неправомерно отказывает его доверительнице в заключении договора социального найма.
Представитель ответчика Администрации <адрес> в судебном заседание не явился, предоставил суду письменные возражения в которых указано, что подпунктом 2.6.2 пункта 2.6 Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Заключение, изменение, прекращение договоров социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда», для заключения договора социального найма необходимо предоставить, документ подтверждающий право пользования жилым помещением, который является договор найма жилого помещения, заключённый до ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии договора найма жилого помещения, судебное решение, подтверждающее право заявителя на заключение договора социального найма жилого помещения. Однако истцом не были предоставлены указанные документы, в связи, с чем полагает необходимым отказать в удовлетворении исковых требований.
Третье лицо ФИО5 просила удовлетворить исковые требования в полном объёме, так как отказ Администрации <адрес> в заключении договора социального найма нарушает их права пользования жилым помещением в котором они проживают. Между членами семьи имеется договоренность, что основным нанимателем жилого помещения будет ФИО8, так как у нее есть время заниматься оформлением документов.
Третьи лица Измайлович Ю.Н., Измайлович С.Ю. и представитель государственного комитета по государственной регистрации и кадастру Республики Крым в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В порядке ч.ч. 3, 4 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Выслушав истца, его представителя, третье лицо Костромину О.Ю., исследовав материалы дела, суд находит исковые требования, подлежащими удовлетворению, на основании следующего.
Согласно ст. 2 ЖК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе: содействуют развитию рынка недвижимости в жилищной сфере в целях создания необходимых условий для удовлетворения потребностей граждан в жилище; в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда; обеспечивают контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда (пункты 1, 3, 6).
В соответствии со ст. 49 ЖК РФ, по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
Согласно ч. 4 ст. 57 ЖК РФ решение о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, принятое с соблюдением требований настоящего Кодекса, является основанием заключения соответствующего договора социального найма в срок, установленный данным решением.
В соответствии со статьей 60 Жилищного кодекса РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом.
Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.
Изменение оснований и условий, дающих право на получение жилого помещения по договору социального найма, не является основанием расторжения договора социального найма жилого помещения.
В соответствии со ст. 62 ЖК РФ предметом договора социального найма жилого помещения должно быть изолированное жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).
Согласно ч. 1 ст. 63 ЖК РФ договор социального найма жилого помещения заключается в письменной форме на основании решения о предоставлении жилого помещения жилищного фонда социального использования.
В соответствии со ст. 69 ЖК РФ, члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма имеют равные с нанимателем права и обязанности. Дееспособные и ограниченные судом в дееспособности члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма несут солидарную с нанимателем ответственность по обязательствам, вытекающим из договора социального найма. К членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке. Члены семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма должны быть указаны в договоре социального найма жилого помещения. Если гражданин перестал быть членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, но продолжает проживать в занимаемом жилом помещении, за ним сохраняются такие же права, какие имеют наниматель и члены его семьи. Указанный гражданин самостоятельно отвечает по своим обязательствам, вытекающим из соответствующего договора социального найма.
В соответствии с положениями ст. 82 ч. 2 ЖК РФ дееспособный член семьи нанимателя с согласия остальных членов своей семьи и наймодателя вправе требовать признания себя нанимателем по ранее заключенному договору социального найма вместо первоначального нанимателя. Такое же право принадлежит в случае смерти нанимателя любому дееспособному члену семьи умершего нанимателя.
Вселение в жилое помещение новых членов семьи нанимателя, согласно части 2 статьи 70 ЖК РФ влечет за собой необходимость внесения соответствующих изменений в ранее заключенный договор социального найма жилого помещения в части указания таких лиц в данном договоре.
В соответствии со статьей 1 Федерального конституционного закона от ДД.ММ.ГГГГ № б-ФКЗ со дня принятия в ФИО1 Республики Крым в составе Российской Федерации образуются новые субъекты - <адрес> и город федерального значения Севастополь.
Со дня принятия в ФИО1 Республики Крым и образования в составе Российской Федерации новых субъектов и до ДД.ММ.ГГГГ действовал переходный период, в течение которого урегулировались вопросы интеграции новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы Российской Федерации, в систему органов государственной власти Российской Федерации.
Отношения, связанные с социальным наймом жилых помещений в <адрес>, были урегулированы путем принятия Закона Республики Крым от ДД.ММ.ГГГГ № «О регулировании некоторых вопросов в области жилищных отношений в <адрес>».
Согласно части второй статьи 35 Указанного закона граждане, являющиеся основными нанимателями жилых помещений, находившихся по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в государственном жилищном фонде имеют право на заключение договора социального найма.
Исходя из вышеизложенного, граждане, проживающие по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилых помещениях государственного жилищного фонда на территории Республики Крым, и являющиеся основными нанимателями занимаемых, жилых помещений, имеют право на заключение договора социального найма с учетом особенностей, установленных частью второй статьи 35 закона №, при наличии документов, подтверждающих их право пользования данными жилыми помещениями на законных основаниях.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного Исполнительным комитетом городского Совета народных депутатов <адрес>, ФИО10 предоставлено жилое помещение - квартиры. расположенной по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ между ФИО10 и Жилищно- эксплуатационным участком № <адрес>, был заключён договор найма вышеуказанного жилого помещения.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО10 умерла, что подтверждается свидетельством о смерти, серии № № от ДД.ММ.ГГГГ.
В <адрес> зарегистрированы и проживают ФИО8, ФИО3, ФИО4, ФИО5 со своей несовершеннолетней дочерью ФИО6. Данный факт подтверждается сведениями о их регистрации в паспортах граждан Российской Федерации.
Кроме того в указанном жилом помещении вместе со своей матерью ФИО8, проживают её несовершеннолетние дети: ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, что подтверждается свидетельствами о регистрации по месту жительства №, №.
ФИО8 оплачивает коммунальные услуги, несет бремя обязанностей по содержанию данного помещения, что подтверждается справкой об отсутствии задолженности, сведениями из лицевых счетов.
ФИО8 обратилась в Администрацию <адрес> по вопросу заключения договора социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.19, в связи со смертью нанимателя жилого помещения –ФИО10.
Администрацией <адрес> письмом N № от ДД.ММ.ГГГГ истице ФИО8 было отказано в заключении договора социального найма жилого помещения в отношении квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, по мотиву того, что основным нанимателем жилого помещения согласно договора найма является ФИО10. Одним из оснований для отказа в предоставлении муниципальной услуги является несоответствие обратившегося лица с заявлением о предоставлении муниципальной услуги, в связи с чем, заключить договор социального найма на квартиру по вышеуказанному адресу не представляется возможным. Рекомендовано обратиться в суд для признания права пользования жилым помещением на условиях социального найма жилого помещения.
Оценивая представленные истцом доказательства с точки зрения их относимости, допустимости и достоверности каждого в отдельности, а также достаточности и взаимной связи доказательств в их совокупности, суд приходит к убеждению, что истцом доказаны те обстоятельства, на которые он ссылается в обоснование иска.
Верховный Суд Российской Федерации в пункте 8 Постановления Пленума от 02 июля 2009 года №14 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» указал, что при разрешении споров, связанных с защитой жилищных прав, судам необходимо иметь в виду, что принцип неприкосновенности жилища и недопустимости произвольного лишения жилища является одним из основных принципов не только конституционного, но и жилищного законодательства (статья 25 Конституции Российской Федерации, статьи 1,3 Жилищного кодекса Российской Федерации).
По материалам дела усматривается, что истец и члены её семьи вселены в квартиру правомерно, данных о том, что такие действия признавались недействительными или незаконными по материалам дела не усматривается.
Также в материалах дела отсутствуют какие-либо сведения, что с момента вселения семьи ФИО14 в квартиру кто-либо обращался в правоохранительные органы, иные государственные органы или в суд по вопросу незаконности занятия истцом жилья, о выселении, в том числе со стороны ответчика.
В силу п. 3 ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности.
В соответствии с п. 3 ст. 11 ЖК РФ защита жилищных прав осуществляется путем признания жилищного права.
Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека в жизненный уровень человека, необходимый для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, включается такой обязательный компонент, как жилище. Неотъемлемое право каждого человека на жилище закреплено также в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (статья 11). При этом, как следует из пункта 1 статьи 12 Международного пакта о гражданских и политических правах, право на жилище должно реализовываться при условии свободы выбора человеком места жительства. Необходимость уважения жилища человека констатирована и в статье 8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
В статье 40 Конституции Российской Федерации закреплено право каждого на жилище.
Данное конституционное право относится к основным правам человека и заключается в обеспечении государством стабильного, постоянного пользования жилым помещением лицами, занимающими его на законных основаниях, в предоставлении жилища из государственного, муниципального и других жилищных фондов малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, в оказании содействия гражданам в улучшении своих жилищных условий, а также в гарантированности неприкосновенности жилища, исключения случаев произвольного лишения граждан жилища (статьи 25, 40 Конституции Российской Федерации).
Материалами дела подтверждено, что стороны совершили совокупность взаимных действий, свидетельствующих о фактическом заключении и исполнении договоров социального найма и совершение указанных действий повлекло за собой определенные правовые последствия для обеих сторон.
При сложившихся правоотношениях речь идет не о предоставлении истцу жилого помещения, а о закреплении за ним уже ранее предоставленной квартиры.
При таких обстоятельствах, суд полагает исковые требования о признании за истцом и членами её семьи право пользования жилым помещением, расположенным по адресу: <адрес> об обязании Администрации <адрес> заключить с ней договор социального найма законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст194-199 ГПК Российской Федерации, суд, -
РЕШИЛ:
Исковое заявление ФИО8, - удовлетворить.
Признать за ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО7, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ года рождения и ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, право пользования жилым помещением – квартирой № в <адрес> на условиях социального найма.
Обязать Администрацию <адрес> заключить с ФИО8, как с основным нанимателем, договор социального найма жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, указав в договоре социального найма жилого помещения в качестве членов семьи ФИО7, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5 и ФИО6.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Крым через Алуштинский городской суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Алуштинского
городского суда Н.О.Голубева
Решение в окончательной форме изготовлено 05.04.2022 года.