Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 января 2016 года город Саратов
Волжский районный суд г. Саратова
в составе председательствующего судьи Чечи И.В.,
при секретаре Бурмистровой С.Н.,
с участием представителя истца Саляева Р.Х. – Фроловой М.С., действует на основании доверенности,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Саляева ФИО6 к Министерству финансов <адрес>, третье лицо администрация Хвалынского муниципального района <адрес> о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, с учетом индексации, судебных расходов,
установил:
истец Саляев Р.Х. обратилась в суд с иском к Министерству финансов <адрес> о взыскании задолженности по выплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, переданного под опеку, с учетом индексации, судебных расходов.
Требования мотивированы тем, что на основании постановления администрации объединенного муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена выплата денежного пособия с ДД.ММ.ГГГГ, выплата которого производилась без учета фактических цен, сложившихся в <адрес>. Задолженность по выплате опекунских пособий составила 146 382 руб. 12 коп. Указанная задолженность в связи с несвоевременной выплатой утратила покупательскую способность, в связи с чем, индексация указанной задолженности с учетом уровня инфляции за каждый год составляет 398 865 руб. 19 коп.
Истец, ссылаясь на вышеуказанные обстоятельства, с учетом уточненных в порядке ст. 39 ГПК РФ исковых требований, просит взыскать с Министерства финансов <адрес> в свою пользу задолженность за 1999-2004 г.г. по выплате денежных средств на питание, обеспечение одеждой, мягким инвентарем, необходимым оборудованием, расходам на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг в размере 146 382 руб. 12 коп. и индексацию задолженности в размере 351 361 руб. 97 коп., судебные расходы по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 200 руб., судебные расходы по получению документов МУ «Архив» с учетом комиссии банка в размере 535 руб.
Истец в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца в судебном заседании уточненные исковые требования поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал, возражений на иск не предоставил.
Представитель третьего лица в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом, о причинах своей неявки суду не сообщил, об отложении рассмотрения дела не ходатайствовал.
С учетом мнения сторон и положений ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы дела, приходит к выводу об удовлетворении исковых требований, по следующим основаниям.
Согласно ст. 5 Декларации о социальных и правовых принципах, касающихся защиты и благополучия детей, особенно при передаче их на воспитание и их усыновлении на национальном и международном уровнях, провозглашенной Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ №, при рассмотрении всех вопросов, касающихся передачи ребёнка для заботы не его собственными родителями, главным соображением должно быть наилучшее обеспечение интересов ребёнка, и в особенности его потребность в любви и право на обеспеченность и постоянную заботу.
Декларацией прав ребёнка, провозглашенной Резолюцией 1386 (XIY) Генеральной Ассамблеи ООН от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что ребёнку законом и другими средствами должна быть обеспечена социальная защита и предоставлены возможности и благоприятные условия, которые позволяли бы ему развиваться физически, умственно, нравственно, духовно и в социальном отношении здоровым и нормальным путем. Ребёнок должен пользоваться благами социального обеспечения. Ребёнку должно принадлежать право на надлежащее питание, жилище, развлечения и медицинское обслуживание.
Статья 39 Конституции РФ гарантирует каждому гражданину социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В соответствии со статьями 148, 150 Семейного Кодекса РФ (в редакции до ДД.ММ.ГГГГ), ст. 148.1 (действующей с ДД.ММ.ГГГГ), ч. 3 ст. 40 ГК РФ несовершеннолетние дети, находящиеся под опекой, имеют право на причитающиеся им пенсии, пособия, другие социальные выплаты, достигнув совершеннолетия, имеют право самостоятельно обратиться в суд с исковыми требованиями о взыскании невыплаченных денежных сумм государственного пособия.
Пунктом 3 ст. 4 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ предусмотрено, что в качестве одной из задач государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству определено обеспечение достойного уровня жизни подопечных.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ, в Российской Федерации устанавливается принцип полного государственного обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, независимо от их устройства и включает в себя предоставление им за время пребывания в соответствующем государственном или муниципальном учреждении, в семье опекуна, попечителя, приемных родителей бесплатного питания, бесплатного комплекта одежды, обуви и мягкого инвентаря, бесплатного общежития и бесплатного медицинского обслуживания или возмещения их полной стоимости.
В силу ст. 5 указанного Закона дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О неотложных мерах по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ устанавливались нормы питания, обеспечения одеждой, мягким инвентарем, обувью, необходимым оборудованием, суммы расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг.
На основании п. 1 указанного Постановления обязанность по обеспечению учреждений для детей-сирот и детей, находящихся под опекой, возложена на органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 1 Положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря для детей, находящихся под опекой (попечительством), утвержденного Приказом Минобразования РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, органы опеки и попечительства были обязаны выплачивать опекунам (попечителям) денежные средства на указанные цели, исходя из установленных натуральных норм по фактическим ценам данного региона.
Статья 72 Конституции Российской Федерации, ст. 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусматривают право субъекта Российской Федерации установить меры социальной поддержки дополнительно к мерам, предусмотренным федеральным законодательством, с принятием обязательств по их финансированию за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации. Возложение этой обязанности по финансированию льгот означает передачу осуществления отдельных государственных полномочий на другой уровень власти и сопровождается передачей необходимых финансовых средств бюджету субъекта РФ в форме субвенций.
Правительством Российской Федерации были установлены нормативы, исходя из стоимости которых, в каждом регионе определяется размер опекунского пособия. Федеральными Законами «О федеральном бюджете на 2002 - 2004 года» в состав федерального бюджета включены средства Федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации. В целях оказания финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального бюджета перечислены дополнительные финансовые ресурсы для финансирования мероприятий по выплате опекунских пособий. На основании законов о федеральном бюджете на 2002 - 2004 год в бюджет <адрес> из бюджета Российской Федерации перечислены денежные средства финансовой поддержки, в числе которых учтены предполагаемые расходы органов государственной власти <адрес> на денежные выплаты на содержание указанных несовершеннолетних.
Как установлено в судебном заседании из бюджета <адрес> в спорный период не выделялись денежные средства на выплату опекунских пособий органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, поскольку государственными полномочиями по выплате опекунских пособий орган местного самоуправления в установленном порядке не наделялся, ему не передавалось необходимых финансовых средств для исполнения этих полномочий, то выплаты опекунских пособий осуществлялись без учета фактических цен региона на продукты питания, одежду, обувь, мягкий инвентарь. Данная обязанность возложена законом на субъект РФ - <адрес> и его финансовый орган - Министерство финансов <адрес>, который является надлежащим ответчиком по делу.
Кроме того, в силу ст. 152 Бюджетного кодекса Российской Федерации гражданин не является субъектом бюджетных правоотношений, а поэтому право опекуна на выплату пособия по содержанию несовершеннолетнего ребенка, находящегося под опекой, не может быть поставлено в зависимость от распределения денежных средств, предусмотренных на реализацию мероприятий по выплате опекунских пособий в разные уровни бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» от ДД.ММ.ГГГГ № 48-ФЗ, подопечные, а также опекуны или попечители имеют право на установленные для них законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации виды государственной поддержки. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для проживания, питания и обеспечения других нужд подопечного, принадлежат самому подопечному и расходуются в соответствии с положениями, установленными Гражданским кодексом Российской Федерации и данным Федеральным законом. Суммы пособий и иных выплат, предназначенных для обеспечения нужд опекуна или попечителя, принадлежат опекуну или попечителю и расходуются ими по своему усмотрению. Законодательством субъекта Российской Федерации могут быть установлены дополнительные формы государственной поддержки опеки и попечительства, не предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Суд, исследовав представленные доказательства, подтверждающие нормы питания, обеспечения одеждой, обувью, мягким инвентарем воспитанников детских домов, семейных детских домов, приёмных семей в соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, на основании данных комитета статистики <адрес>, считает установленным то обстоятельство, что размер выплат денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря, полученных истцом в рассматриваемый период, не соответствовал установленному вышеуказанным постановлением Правительства РФ размеру.
Во исполнение постановления главы администрации объединенного муниципального образования <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ опекуну несовершеннолетнему ФИО2 назначен опекун и выплачивалось ежемесячное пособие на опекаемого с ДД.ММ.ГГГГ Так, за период 1999-2004 годы выплачено: в 1999 г. – 703 руб. 92 коп., в 2000 г. – 8 400 руб., в 2001 г. – 12 000 руб., в 2002 г. – 20 400 руб., в 2003 г. – 20 400 руб., в 2004 г. – 25 200 руб.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, следовало выплатить в 1999 г. – 21 212 руб. 76 коп., в 2000 г. – 30 087 руб. 77 коп., в 2001 г. – 38 094 руб. 81 коп., в 2002 г. – 43 106 руб. 09 коп., в 2003 г. – 49 168 руб. 10 коп., в 2004 г.– 51 762 руб. 51 коп.
Согласно расчету истца, подтвержденному сведениями службы государственной статистики <адрес>, имеется задолженность по уплате денежных средств на содержание несовершеннолетнего, находящегося под опекой (попечительством) в сумме 146 382 руб. 12 коп.
Указанный расчет судом проверен, в связи с чем сомнений не вызывает.
Ответчиком доказательств тому, что в отношении истца была снята опека и соответственно прекращены выплаты в более ранние сроки, а также доказательств тому, что на содержание истца были произведены выплаты в каком-либо ином размере, суду представлено не было.
В соответствии с нормами, установленными Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, сумма расходов на культурно-массовую работу, приобретение хозяйственного инвентаря, предметов личной гигиены, игр, игрушек, книг должны составлять не менее 4% от расчетной стоимости содержания ребенка.
Исходя из анализа вышеприведенных норм, в связи с несвоевременной выплатой опекунских пособий в соответствии с установленными нормами, суд считает, что суммы невыплаченных пособий подлежат индексации с учетом изменения индекса потребительских цен за соответствующий период времени.
Размер индексации с учетом уровня инфляции за каждый год, определенный законом, составил 351 361 руб. 97 коп.
Произведенные истцом расчеты суд находит верными, возражений относительно расчета со стороны ответчика не поступило.
Указанные суммы в силу ст. 1071 ГК РФ подлежат взысканию в пользу истца с Министерства финансов <адрес> за счет средств казны <адрес>.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от ДД.ММ.ГГГГ № 159-ФЗ за защитой своих прав дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а равно их законные представители, опекуны (попечители), органы опеки и попечительства и прокурор вправе обратиться в установленном порядке в соответствующие суды Российской Федерации.
В соответствии со ст. 98 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
Согласно статье 88 ГПК РФ, судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела.
Суд приходит к выводу о взыскании с ответчика в пользу истца расходов по оформлению нотариальной доверенности в размере 1 200 руб., судебных расходов по получению справки в МУ «Архив» с учетом комиссии банка в размере 535 руб., поскольку указанные расходы необходимы для обращения в суд за защитой нарушенного права и подтверждены документально.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░7 ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ 1999-2004 ░.░. ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░, ░░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░ 497 744 ░░░. 09 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1 200 ░░░., ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░ «░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░ 535 ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░.░░.░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░